Азбука художественного творчества

Содержание
1. Информационная карта

3

2. Комплекс основных характеристик образования

5

2.1. Пояснительная записка

5

2.2. Планируемые результаты и формы их проверки

8

2.3. Учебно-тематический план

15

3. Комплекс организационно-педагогических условий

18

3.3. Учебно-календарный план

18

3.2. Содержание программы

22

3.3. Условия реализации программы

29

3.4. Список информационных источников и литературы

30

Приложение 1

32

2

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1
2

3
4
5
6

7

8

Наименование
программы
(услуги)
Полное
наименование
образовательной программы, в
рамках которой реализуется
данная программа (услуга)
Год разработки
Вид деятельности по программе
Направленность
дополнительного образования
Аннотация (краткое описание
содержания и иная информация,
необходимая для заказчиков и
получателей
образовательных
услуг)

Образовательная программа
Дополнительная
общеразвивающая
программа
"Азбука
художественного
творчества (долгосрочная)"
2022
Учебно-теоретические
практические занятия.
Художественная

занятия,

учебно-

Дополнительная
общеразвивающая
программа
«Азбука
художественного
творчества» направлена на развитие
художественно-творческих способностей
детей
через
изучение
архитектуры,
ремесел, природы, растительного и
животного мира Русского Севера. Изучение
народного
искусства
дает
яркие
представления о Родине, о ее культуре,
способствует воспитанию патриотических
чувств,
способствует
формированию
творческой
и
духовно-нравственной
личности. На протяжении всего курса
прослеживается региональный компонент.
Одним из основных аспектов является
краеведческий.
Программа
включает
разделы, направленные на изучение
культурно-краеведческого наследия через
знакомство
с
такими
видами
художественно-творческой деятельности,
как рисунок, живопись, декоративное
рисование,
плоская
и
объёмная
аппликация, оригами.
Указание на уровень сложности Базовый уровень
содержания
программы
(стартовый (ознакомительный),
базовый,
продвинутый
(углублѐнный))
Место реализации программы 1. МАУ ДО «Центр «Архангел»
(фактический адрес оказания Адрес: 163009 Архангельская область,
услуги;
при
реализации г. Архангельск, ул. Октябрят, д. 4, корпус
программы в сетевой форме в 3;
3

9
10

11

12
13

14

разных местах указываются все 2. МБОУ СШ № 35
адреса)
163009 Архангельская область,
г. Архангельск, ул. Федора Абрамова, д. 14
3. МАУ ДО «Центр «Архангел»
Адрес: 163009 Архангельская область,
г. Архангельск, ул. Полины Осипенко, д. 7,
корп. 1
Возрастная категория учащихся 7-13 лет
(адресат программы)
Указание на адаптированность Без адаптации
программы для учащихся с ОВЗ
(включая указание на вид
ограничений)
Нормативный срок освоения 3 года
программы (продолжительность
обучения)
Форма обучения по программе Очная
(очная, заочная, очно-заочная)
Объем программы общий и Объём – 216 академических часов.
отдельно по формам обучения (72 часа в год).
(очная/заочная),
по Очная форма – 216 академических часов.
использованию дистанционных С использованием дистанционных
технологий (с использованием/ технологий (обеспечение доступного
без
использования),
по образования в условиях введения
использованию сетевой формы (с карантина, невозможности посещения
использованием/
без занятий по причине погодных явлений).
использования),
формам Без использования сетевой формы.
организации
образовательной Групповая форма организации
деятельности
(групповая/ деятельности -216 академических часов
индивидуальная)
Минимальное
максимальное Минимальное – 10 человек
число детей, учащихся в одной Максимальное – 15 человек
группе

4

2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Азбука художественного
творчества» направлена на приобщение детей к миру искусства через познание
окружающего предметного мира, среды обитания, на всестороннее развитие детей
(эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). Народное
искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает
нравственной, духовной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает
в себе исторический опыт многих поколений и способствует формированию
творческой и духовно-нравственной личности.
Тематика программы единая, но её реализация предполагает учёт возрастных
особенностей
(задания
по
типу
усложнения).
Изучение
материала
построено по принципу от простого к сложному, так как это наиболее эффективный
принцип обучения. Программа рассчитана на учащихся в возрасте
от 7 до 13 лет с учётом возрастных особенностей и ранее полученных знаний,
умений, навыков. Принимаются все желающие, специального отбора не
производится. При наличии свободных мест и с согласия родителей возможен набор
детей более старшего возраста.
Актуальность программы
Художественное воспитание детей способствует развитию творческого
воображения, наблюдательности, развитию пространственного и конструктивного
мышления, памяти. Именно в художественно-творческой деятельности каждый
ребенок может проявить свою индивидуальность, испытать радость творческого
созидания. Творческая деятельность на занятиях вызывает положительные эмоции,
снимает стресс, создает ощущение внутреннего благополучия, благотворно влияет
на развитие творческих способностей и развитие личности.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, учит живому
ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим
преображать жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа,
требующая и знаний, и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств
в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по
отношению к прикладным. Всестороннее развитие может быть обеспечено лишь
при
условии
успешного
овладения
изобразительной
деятельностью,
способствующей умственному, нравственному, эстетическому и физическому
воспитанию.
Актуальность данной программы обусловлена рядом факторов:
- Художественное творчество даёт огромный потенциал для проявления
индивидуальности;
- В программе уделяется внимание изучению обычаев и традиций Русского
Севера, народных ремёсел. Всё это способствует воспитанию патриотических
чувств, пробуждает любовь и уважение к культуре своего народа.

5

Составлена в соответствии с действующими нормативно-правовыми
актами для учреждений дополнительного образования:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
Российской Федерации».
2. Приказ Министерства спорта РФ от 27.11.2013 № 1125 «Об утверждении
особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной
и методической деятельности в области физической культуры и спорта».
3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726 – p).
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства
просвещения РФ от 09.11.2018 № 196).
5. Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467).
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные
Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития
образования», АНО дополнительного профессионального образования «Открытое
образование» от 18.11.2015.
7. СанПиН
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573).
8. Устав МАУ ДО «Центр «Архангел».
Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая значимость заключается в том, что занятия по данной
программе помогают обучающимся развить воображение и фантазию,
пространственное мышление и колористическое восприятие; способствуют
раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс
формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости и
трудолюбия. В процессе освоения программы, обучающиеся приобретут
практические умения и навыки в области художественного творчества, получат
возможность создавать нечто новое своими силами.
На протяжении всего курса прослеживается региональный компонент.
Программа включает разделы, направленные на изучение культурно-краеведческого
наследия, знакомит с историей наших предков, народными ремёслами и
промыслами края, тем самым пробуждая у детей интерес к искусству.
Именно в изобразительной деятельности каждый ребёнок может проявить
свою индивидуальность, расширить возможности в развитии креативных
способностей.
Возможность использования программы
в других образовательных системах
6

Дополнительная общеобразовательная программа «Азбука художественного
творчества» реализуется на базе учреждения дополнительного образования МАУ
ДО «Центр «Архангел», МБОУ СШ № 35, также может быть модифицирована в
рамках летней лагерной кампании, для проведения мастер-классов, в качестве
факультативных занятий и кружковой работы в общеобразовательных учреждениях
города Архангельска.
Цель и задачи программы
Цель программы - создать условия для развития творческих способностей
школьников посредством освоения технологий художественного творчества.
Задачи программы:
Образовательные:
- получить знания в области истории и видов изобразительной деятельности,
декоративно-прикладного творчества;
- освоить технологические приемы изобразительной деятельности,
декоративно-прикладного творчества;
- познакомить с традиционной культурой и искусством Русского Севера.
Развивающие:
- развивать образное мышление и воображение;
- развивать познавательную и художественно-творческую активность;
- развивать самосознание, самостоятельность и креативность;
- развивать эмоциональную сферу детей средствами художественной
выразительности.
Воспитательные:
- воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к родному краю,
природе, многовековым традициям Русского Севера;
- воспитывать гармонично интеллектуально-нравственно развитую личность
через развитие творческих способностей.
Отличительные особенности программы
1. Обращенность к искусству и художественной культуре национального
уровня, а также к культуре Русского Севера.
2. Развитие художественно-образного мышления, развитие фантазии.
3. Вариативность и дифференцированный характер тем и заданий с учетом
реальных интересов, потребностей и личностных особенностей учащихся.
4. Активизация проектного мышления через включение учащихся
в проектную деятельность.
Уникальность программы
Уникальность программы заключается не
только
в
ориентации
на традиционную художественную культуру национально-регионального уровня, но
7

и на современное искусство. Применяется сочетание традиционных
и современных техник и материалов. Прослеживается вариантность
и дифференцированный характер тем и заданий с учетом реальных интересов,
потребностей и личностных особенностей обучающихся. В процессе обучения
происходит знакомство обучающихся с творческими профессиями: дизайнер,
художник.
Условия набора учащихся
Прием производится на условиях личного желания ребенка, его
добровольного выбора без вступительных испытаний, а также согласия родителей
(законных представителей).
Зачисление в группу производится по заявлению родителей (законных
представителей). При наличии свободных мест возможно зачисление в течение
учебного года.
Формирование групп будет проходить по возрастному принципу в силу
физиологических особенностей развития на каждом этапе взросления, чтобы
обучающиеся смогли найти себе друзей сверстников и не испытывали дискомфорт
из-за разницы в возрасте.
Группы формируются при регистрации обучающихся и подачи заявки на
официальном интернет портале "Навигатор дополнительного образования
Архангельской области" (https://dop29.ru/).
Срок реализации программы – 3 года обучения.
Объём программы – 216 академических часов (72 академических часа в год
с продолжительностью 36 учебных недель)
Режим занятий – занятия продолжительностью 2 академических часа
проводятся 1 раз в неделю с перерывом между занятиями не менее 10 минут. 1
академический час – 45 мин.
2.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
И ФОРМЫ ИХ ПРОВЕРКИ
Ожидаемые результаты:
Предметные: По итогам реализации программы дети освоят основные
техники рисунка и живописи, овладеют приёмами объёмной аппликации,
сочетанием разных способов декорирования предметов. Научатся самостоятельно
организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой
работы и соблюдать безопасные приемы трудовой деятельности. (Приложение 1)
Метапредметные: Программа способствует развитию образного мышления,
творческих способностей и художественного вкуса; развитию умения анализировать
предлагаемую информацию (образцы изделий, эскизы, рисунки, схемы, модели);
развитию внимания, памяти, способности к самостоятельной работе, развитию
моторики рук, глазомера.
Личностные: Программа дает возможность развития бережного отношения к
результатам труда, развитию трудолюбия и усидчивости, формированию и развитию
художественного вкуса, интереса к художественному искусству и творческой
8

деятельности.
Таблица ожидаемых результатов:
№

Раздел

Обучающиеся будут знать

1

Рисунок –
основа всех
видов изобразительного
искусства.

Оборудование, материалы и
инструменты;
Организацию рабочего места;
Правила техники безопасности;
Историю развития и разновидности
рисунка;
Графические художественные
материалы и техники;
Главные выразительные средства
графики;
Значение понятий: линия, штрих, пятно,
тон, объём, форма, свет, тень, блик,
пропорции, симметрия, асимметрия,
контраст;
Жанры графики: (натюрморт, пейзаж,
портрет);
Элементы формообразования. Простые и
сложные формы. Стилизацию формы
графическими средствами;
Значение понятий: композиция,
перспектива, линия горизонта;
Правила и приёмы построения
композиции (передача ритма, симметрии
и асимметрии, равновесие частей и
выделение сюжетно-композиционного
центра);

Организовать рабочее место;
Работать с литературой и
первоисточниками;
Пользоваться инструментами
(карандаш, кисть);
Создать композицию
будущего рисунка;
Рисовать предметы с
передачей объёма;
Рисовать травы, цветы,
деревья Русского Севера;
Определять жанры
демонстрируемых картин;

Значение понятий: живопись,
иллюстрация, портрет, натюрморт,
пейзаж;
Краткие сведения из истории живописи;
Значение понятий: цвет, колорит, спектр,
контраст, палитра;
Главные выразительные средства
живописи;
Цветовой круг;
Ахроматические и хроматические цвета;
Холодные и теплые цвета;
Основные, составные и дополнительные
цвета;
Основные характеристики цвета
(цветовой тон, насыщенность, светлота);
Основные способы смешения цветов;
Выдающихся художников России и их
творчество (И. Шишкин, А. Саврасов, В.
Васнецов);

Правильно работать
акварельными и гуашевыми
красками (смешивать цвета,
закрывать нужную
поверхность);
Выполнять упражнения
вливания цвета в цвет;
Использовать несколько
цветов акварельных красок
при изображении неба, земли,
снега, листвы путём
размывания и смешивания
красок;
Рисовать композиции с
использованием тёплых
цветов, холодных цветов;
Рисовать пейзажи, зверей и
птиц Русского Севера;
Использовать выразительные
средства изобразительного
искусства: линию, пятно, тон,
цвет, композицию и др. – в
работе над тематической

Обучающиеся будут уметь

1 год обучения

2 Живопись –

искусство цвета.

Нетрадиционные техники живописи;

9

3 Декоративное
рисование.

Значение понятий: орнамент, ритм,
мотив, бордюр;
Виды орнамента;
Принципы построения орнаментальных
композиций; Традиции Русского

Севера: разнообразие орнаментов в
оберегах жилища и человека;

композицией;
Характерно изображать
шерсть, оперение
следующими приёмами:
штрихами разного характера,
разным нажимом, жесткой
кистью;
Рисовать различные виды
орнамента (ленточный,
сетчатый, композиционнозамкнутый);
Создавать эскизы
декоративных композиций с
использованием знаний
построения орнаментальных
композиций, навыков
стилизации формы и цвета
природных форм;

2 год обучения
1

Живопись –
средство
познания и
изучения
действительност
и.

2 Рисунок. Образ
человека в

Значение понятий архитектура,
архитектурный ансамбль, фасад,
жилище, поселение;
Традиции в конструкции и декоре
северного крестьянского дома;
Элементы украшения дома
(наличники, ставни, причелины,
полотенце, охлупень, конёк);
Наиболее значимые места нашего
города;
Составляющие парка;
Монументальную и мемориальную
скульптуру, памятники;
Особенности архитектуры храмов и
церквей своего региона.

Значение понятия: портрет;
Понятие о модульном изображении
10

Достичь соразмерности в
изображении домов на линии
улицы;
Достичь соразмерности в
компоновке на листе;
Изобразить Северную избу,
учитывая её конструктивные
особенности;
Соблюдать стилевое единство,
соразмерность деталей
(пропорции) и цветовую
гармонию в эскизе.
Выбирать и пользоваться
разными художественными
материалами для выполнения
творческой работы;
Выполнять зарисовки по
памяти или с натуры
скульптурных памятников
родного города;
Передавать пространство
средствами воздушной и
линейной перспективы;
Выполнять конструктивное
построение формы, объёма
предметов, их
содержательную связь в
композиции;
Передавать эмоциональное
состояние в пейзаже с
помощью колорита
Модульно изображать
человека;

искусстве

человека;
Основы построения фигуры человека
в движении с учётом пропорций
частей тела и их взаимосвязи;
Имена выдающихся мастеров
отечественного и зарубежного
искусства и их наиболее известные
произведения;
Последовательность выполнения
живописного изображения человека.

3 Объёмная

Понятия: объёмная аппликация,
рёбра жесткости, рицовка;
Материалы и инструменты для
объёмной аппликации;
Приёмы объёмной аппликации;
Последовательность выполнения
объёмной аппликации

4 Выполнение

Понятие: авторская работа;
Последовательность выполнения
авторской работы.

аппликация
(бумагопластика
)

творческой
работы.
Итоговое
занятие.

Передавать в портрете
характер, душевные качества,
настроение;
Передавать в портрете
строение, пропорции головы и
лица;
Передавать в рисунке
особенности одежды, её
украшение;
Передавать движения
человека, используя схемы
«палочные человечки»;
Выполнять многофигурные
композиции с передачей
движения фигур или
групповой портрет;
Создавать контрастные
образы;
Выполнять живописное
изображение фигуры человека
в пейзаже, интерьере.
Находить цветовые
отношения в связи с
окружающими предметами и
фоном.
Последовательно выполнять
объёмную аппликацию;
Создать композицию будущей
работы;
Пользоваться материалами и
инструментами при
выполнении объёмной
аппликации;
Самостоятельно выполнять
авторскую работу: создавать
композицию, подбирать
материалы, способы
выполнения работы в технике
объёмной аппликации;
Выполнять
изделия
в
материале по собственному
замыслу с использованием
изученных технологий.

3 год обучения
1 Живопись –

средство
познания и
изучения
действительност

Значение понятий: живопись,
иллюстрация, портрет, натюрморт,
пейзаж;
Краткие сведения из истории живописи;
Значение понятий: цвет, колорит, спектр,
контраст, палитра;

11

Правильно работать
акварельными и гуашевыми
красками (смешивать цвета,
закрывать нужную
поверхность);

и.

Главные выразительные средства
живописи;
Цветовой круг;
Ахроматические и хроматические цвета;
Холодные и теплые цвета;
Основные, составные и дополнительные
цвета;
Основные характеристики цвета
(цветовой тон, насыщенность, светлота);
Основные способы смешения цветов;
Выдающихся художников России и их
творчество (И. Шишкин, А. Саврасов, В.
Васнецов);

2 Образ человека в Значение понятия: портрет;
искусстве

Понятие о модульном изображении
человека;
Основы построения фигуры человека
в движении с учётом пропорций
частей тела и их взаимосвязи;
Имена выдающихся мастеров
отечественного и зарубежного
искусства и их наиболее известные
произведения;
Последовательность выполнения
живописного изображения человека.

12

Выполнять упражнения
вливания цвета в цвет;
Использовать несколько
цветов акварельных красок
при изображении неба, земли,
снега, листвы путём
размывания и смешивания
красок;
Рисовать композиции с
использованием тёплых
цветов, холодных цветов;
Рисовать пейзажи, зверей и
птиц Русского Севера;
Использовать выразительные
средства изобразительного
искусства: линию, пятно, тон,
цвет, композицию и др. – в
работе над тематической
композицией;
Характерно изображать
шерсть, оперение
следующими приёмами:
штрихами разного характера,
разным нажимом, жесткой
кистью;
Модульно изображать
человека;
Изображать человека в
длинной одежде;
Передавать в портрете
характер, душевные качества,
настроение;
Передавать в портрете
строение, пропорции головы и
лица;
Передавать различие в
пропорциях взрослого и
ребенка;
Передавать в рисунке
особенности одежды, её
украшение;
Изображать человека в разной
одежде;
Передавать движения
человека, используя схемы
«палочные человечки»;
Выполнять многофигурные
композиции с передачей
движения фигур или
групповой портрет;
Показывать взаимосвязь
персонажей через их
расположение относительно

3 Оригами –

Материалы и инструменты для
оригами;
Приёмы работы в технике оригами;
Базовые формы оригами

4 Итоговое

Понятие: авторская работа;
Последовательность выполнения
авторской работы.

искусство
складывания
бумаги

занятие.
Выполнение
творческой
работы.

друг друга и передачу
движений;
Создавать контрастные
образы;
Выполнять живописное
изображение фигуры человека
в пейзаже, интерьере.
Находить цветовые
отношения в связи с
окружающими предметами и
фоном.
Выполнять базовые формы
оригами;
Подбирать материалы,
составлять композицию с
использованием моделей
оригами
Выполнять
изделия
в
материале по собственному
замыслу с использованием
изученных технологий.

Организованная система контроля и оценки образовательных результатов
по программе «Азбука художественного творчества» дает возможность определить
степень освоения каждым ребенком программы, выявить наиболее способных
и одарённых учащихся, проследить развитие личностных качеств учащихся, оказать
им своевременную помощь и поддержку.
В ходе мониторинга результатов обучения ребенка фиксируем предметные и
общеучебные
знания,
способности,
приобретённые
ребенком
в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы «Азбука
художественного творчества».
Основные методы диагностики: наблюдение, тестирование, устный опрос,
анализ творческой работы, собеседование (индивидуальное, групповое).
В ходе мониторинга личностного развития определяем изменения личностных
качеств ребенка под влиянием занятий в данном объединении.
Основные методы диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование,
диагностическая беседа.
Для определения и фиксации результатов образовательной деятельности
применяются таблицы и индивидуальные карточки учёта результатов обучения
по дополнительной образовательной программе. (Приложение 1)

13

2.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-й год обучения
(1 раз в неделю по 2 часа)
№
Раздел. Тема.

Общее
кол. часов

теория

Практика

2

1

1

30

7

23

2

1

1

6

1

5

4

1

3

4

1

3

12

3

9

2

0

2

22

5

17

4

1

3

8

2

6

6

1

5

4

1

3

16

3

13

4

1

3

10

2

8

2
2
72

0
1
18

2
1
54

Вводное занятие. Техника безопасности.
Раздел I. Рисунок – основа всех видов
изобразительного искусства.
Тема 1.1. История развития рисунка. Разновидности
рисунка.
Тема 1.2. Графические художественные материалы
и техники. Язык и главные выразительные средства
графики. Свет и тень. Жанры графики.
Тема 1.3. Элементы формообразования. Простые и
сложные формы. Стилизация формы графическими
средствами.
Тема 1.4. Композиция. Приёмы композиции.
Перспектива. Линия горизонта.
Тема 1.5. Краеведение. Мотивы и образы Русского
Севера. Рисование растений, птиц и зверей Русского
Севера.
Тема 1.6. Итоговое занятие. Промежуточная
аттестация.
Раздел II. Живопись – искусство цвета.
Тема 2.1. История живописи. Знакомство с
произведениями выдающихся отечественных
художников. Цвет и колорит.
Тема 2.2. Техники живописи. Рисование пейзажа.
Живописное своеобразие животного мира Русского
Севера.
Тема 2.3. Нетрадиционные техники живописи.
Тема 2.4. Итоговое занятие. Участие в конкурсах,
выставках. Промежуточная аттестация.
Раздел III. Декоративное рисование.
Тема 3.1. Орнамент. Виды орнамента. Принципы
построения орнаментальных композиций.

I
1.1
1.2

1.3

1.4
1.5

1.6.
II
2.1

2.2

2.3
2.4
III
3.1
3.2

Тема 3.2. Традиции Русского Севера: разнообразие
орнаментов в оберегах жилища и человека.

3.3

Тема 3.3. Участие в конкурсах, выставках.

IV

Раздел IV. Итоговое занятие.
Всего часов

2.4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2-й год обучения
(1 раз в неделю по 2 часа)

№

Общее
колич-во
часов

Раздел. Тема.
I

Вводное занятие. Техника безопасности.
Раздел I. Живопись – средство познания и
14

теория практика

2

1

1

28

7

21

изучения

действительности.

1.1 Тема 1.1. Краеведение. Архитектура –

1.2
1.3
1.4

1.5

II
2.1
2.2
2.3

2.4
III
3.1

3.2

3.3
IV

летопись страны и родного края.
Крестьянский дом – отражение уклада
крестьянской жизни и памятник архитектуры
XIX-XX вв.
Тема 1.2. Традиции и обычаи русского
севера. Сирин.
Тема 1.3. Русское храмовое зодчество –
воплощение духовных идеалов общества.
Тема 1.4. Архитектура современного
Архангельска. Лики Архангельска: история и
современность.
Тема 1.5. Итоговое занятие. Участие в
конкурсах, выставках. Промежуточная
аттестация.
Раздел II. Рисунок. Образ человека в
искусстве.
Тема 2.1. Портрет.
Тема 2.2. Фигура человека.
Тема 2.3. Живописное изображение
человека (человек в движении; человек в
пейзаже; человек в интерьере).
Тема 2.4. Итоговое занятие. Участие в
конкурсах, выставках.
Раздел III. Объёмная аппликация
(бумагопластика).
Тема 3.1. Понятие: объёмная аппликация.
Материалы и инструменты для объёмной
аппликации. Отработка навыка рицовки.
Тема 3.2. Приемы и последовательность
выполнения объёмной аппликации.
Выполнение работ в технике объёмной
аппликации.
Тема 3.3. Участие в конкурсах, выставках.
Раздел IV. Итоговое занятие.
Всего часов:

8

2

6

4

1

3

6

1

5

8

2

6

2

1

1

20

7

13

4
4

1
1

3
3

10

4

6

2

1

1

20

5

15

2

1

1

14

3

11

4
2
72

1
1
21

3
1
51

2.5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3-й год обучения
(1 раз в неделю по 2 часа)

№

Общее
количво
часов

Раздел. Тема.

15

теори
я

практ
и-ка

I
1.1

1.2
1.3

1.4

II
2.1
2.2
2.3

2.4
III
3.1

3.2

3.3
IV

Вводное занятие. Техника безопасности.
Раздел I. Живопись – средство познания и
изучения действительности.
Тема 1.1. История живописи. Знакомство с
произведениями выдающихся отечественных
художников. Цвет и колорит.
Тема 1.2. Техники живописи. Рисование
пейзажа.
Тема 1.3. Краеведение. Мотивы и образы
Русского Севера. Рисование растений, птиц
и зверей Русского Севера.
Тема 1.4. Итоговое занятие. Участие в
конкурсах, выставках. Промежуточная
аттестация.
Раздел II. Образ человека в искусстве.
Тема 2.1. Портрет.
Тема 2.2. Фигура человека.
Тема 2.3. Живописное изображение
человека в движении; человек в пейзаже;
человек в интерьере.
Тема 2.4. Итоговое занятие. Участие в
конкурсах, выставках.
Раздел III. Оригами – искусство
складывания бумаги.
Тема 3.1. Материалы и инструменты для
оригами. История возникновения оригами и
его место в жизни современной России.
Базовые формы оригами.
Тема 3.2. Изготовление моделей на основе
базовых форм оригами. Выполнение
тематических работ.
Тема 3.3. Участие в конкурсах, выставках.
Раздел IV. Итоговое занятие.
Всего часов:

16

2

1

1

28

7

21

8

2

6

8

2

6

10

2

8

2

1

1

20
4
4

7
1
1

13
3
3

10

4

6

2

1

1

20

5

15

2

1

1

14

3

11

4
2
72

1
1
21

3
1
51

3.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
3.1. УЧЕБНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН (1й год обучения)
№
п/п
1

Месяц
Неделя

Форма Кол-во
занятия часов

Сентябрь учебное
1 нед
занятие,
ознакомительное
занятие

2
3

4

5

6

7

8

2

2 нед

2

6

4

4

Раздел I. Рисунок – основа всех видов
изобразительного искусства.
Тема 1.1. История развития рисунка.
Разновидности рисунка.

Тема 1.2. Графические художественные
материалы и техники. Язык и главные
выразительные средства графики. Свет и
тень. Жанры графики.
Тема 1.3. Элементы формообразования.
Простые и сложные формы. Стилизация
формы графическими средствами.
Тема 1.4. Композиция. Приёмы композиции.
Перспектива. Линия горизонта.

12

Тема 1.5. Краеведение. Мотивы и образы
Русского Севера. Рисование растений, птиц
и зверей Русского Севера.

2

Тема 1.6. Итоговое занятие. Промежуточная
аттестация.

4

Раздел II. Живопись – искусство цвета.
Тема 2.1. История живописи. Знакомство с
произведениями выдающихся отечественных
художников. Цвет и колорит.

8

Тема 2.2. Техники живописи. Рисование
пейзажа. Живописное своеобразие животного
мира Русского Севера.

22
Учебное
занятие,
Январь
практическое
18 нед
занятие
Учебное
19,20 нед занятие,
Февраль практи20,21 нед ческое
занятие

Форма
контроля

Вводное занятие. Техника безопасности.

30
Учебное
занятие,
практическое
занятие
3,4 нед Учебное
занятие,
Октябрь практи5 нед
ческое
занятие
6,7 нед Учебное
занятие,
практическое
занятие
8 нед
Учебное
Ноябрь занятие,
9 нед
практическое
занятие
10, 11, 12 Творчеснед
кое
Декабрь занятие,
13,14,15
зачёт
нед
16 нед Творческое
занятие,
зачёт

Раздел
Тема

17 нед

17

Анкетирование

22, 23 нед Учебное
занятие,
Март
практи25 нед
ческое
занятие
26, 27нед Творческое
занятие,
зачёт

6

4

Тема 2.4. Итоговое занятие. Участие в
конкурсах, выставках. Промежуточная
аттестация.
Раздел III. Декоративное рисование.
Тема 3.1. Орнамент. Виды орнамента.
Принципы построения орнаментальных
композиций.

10

Тема 3.2. Традиции Русского Севера:
разнообразие орнаментов в оберегах жилища
и человека.

4
16

Учебное
занятие,
Апрель
практи29 нед
ческое
занятие
30,31,32 Учебное
нед
занятие,
Май
практи33, 34нед ческое
занятие
35 нед Творческое
занятие,
зачёт
36 нед

Тема 2.3. Нетрадиционные техники
живописи.

28 нед

Учебный
тест

Тема 3.3. Участие в конкурсах, выставках.

Анкетирование

Раздел IV. Итоговое занятие.

Опрос,
практическое
задание

2

2
72

3.2. УЧЕБНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН (2й год обучения)
№
п/п
1

Месяц
Неделя

Форма Кол-во
занятия часов

Сентябрь учебное
1 нед
занятие,
ознакомительное
занятие

2
3

Октябрь
5 нед
4

Вводное занятие. Техника безопасности.
2

28
2,3,4 нед

6,7 нед

Учебное
занятие,
практическое
занятие
Учебное
занятие,
практическое
занятие

Раздел
Тема

8

4

Раздел I. Живопись – средство познания и
изучения действительности.
Тема 1.1. Краеведение. Архитектура –
летопись страны и родного края.
Крестьянский дом – отражение уклада
крестьянской жизни и памятник архитектуры
XIX-XX вв.
Тема 1.2. Традиции и обычаи русского
севера. Сирин.

18

Форма
контроля

5

6

7

8 нед

Учебное
занятие,
Ноябрь
практи9,10 нед
ческое
занятие
11,12 нед Учебное
занятие,
Декабрь практи13,14 нед ческое
занятие
15 нед Творческое
занятие,
зачёт

8
16,17 нед Учебное
занятие,
практическое
занятие
10 Январь Учебное
занятие,
18,19 нед практическое
занятие
11
20 нед
Учебное
Февраль занятие,
21,22,
практи23,24 нед ческое
занятие
12
Март
Творчес25 нед
кое
занятие,
зачёт
13

6

8

Учебное
занятие,
практическое
занятие
15 27,28 нед Учебное
Апрель занятие,
29,30,31, практи32 нед
ческое
Май
занятие
33 нед

2
20

Раздел II. Рисунок. Образ человека в
искусстве.
Тема 2.1. Портрет.

Анкетирование

4
Тема 2.2. Фигура человека.
4

10

Тема 2.3. Живописное изображение
человека (человек в движении; человек в
пейзаже; человек в интерьере).

2

Тема 2.4. Итоговое занятие. Участие в
конкурсах, выставках.

20

26 нед

16 34,35 нед Творческое
занятие,

Тема 1.4. Архитектура современного
Архангельска. Лики Архангельска: история
и современность.
Тема 1.5. Итоговое занятие. Участие в
конкурсах, выставках. Промежуточная
аттестация.

9

14

Тема 1.3. Русское храмовое зодчество –
воплощение духовных идеалов общества.

2

14

Учебный
тест

Раздел III. Объёмная аппликация
(бумагопластика).
Тема 3.1. Понятие: объёмная аппликация.
Материалы и инструменты для объёмной
аппликации. Отработка навыка рицовки.
Тема 3.2. Приемы и последовательность
выполнения объёмной аппликации.
Выполнение работ в технике объёмной
аппликации.
Тема 3.3. Участие в конкурсах, выставках.

4

19

Анкетирование

зачёт
17

36 нед

Раздел IV. Итоговое занятие.
2

Опрос,
практическое
задание

72

3.3. УЧЕБНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН (3й год обучения)
№
п/п
1

Месяц
Неделя

Форма Кол-во
занятия часов

Сентябрь учебное
1 нед
занятие,
ознакомительное
занятие

2
3

4

5

6

8
9

2

2,3,4 нед

15 нед

Учебное
занятие,
практическое
занятие

16,17 нед Учебное
занятие,
практическое
занятие
10 Январь Учебное
занятие,
18,19 нед практическое
занятие
11
20 нед
Учебное
Февраль занятие,

Форма
контроля

Вводное занятие. Техника безопасности.

28
Учебное
занятие,
Октябрь практическое
5 нед
занятие
6,7,8 нед Учебное
занятие,
Ноябрь
практи9 нед
ческое
занятие
Учебное
10, 11,12 занятие,
нед
практиДекабрь
ческое
13,14 нед занятие

Раздел
Тема

8

8

Раздел I. Живопись – средство познания и
изучения действительности.
Тема 1.1. История живописи. Знакомство с
произведениями выдающихся отечественных
художников. Цвет и колорит.
Тема 1.2. Техники живописи. Рисование
пейзажа.

10

Тема 1.3. Краеведение. Мотивы и образы
Русского Севера. Рисование растений, птиц
и зверей Русского Севера.

2

Тема 1.4. Итоговое занятие. Участие в
конкурсах, выставках. Промежуточная
аттестация.

20

Раздел II. Образ человека в искусстве.
Тема 2.1. Портрет.

4
Тема 2.2. Фигура человека.
4

10

Тема 2.3. Живописное изображение
20

Анкетирование

21,22,
23,24 нед
12

Март
25 нед

практическое
занятие
Творческое
занятие,
зачёт

13

2
20

Учебное
занятие,
практическое
занятие
15 27,28 нед Учебное
Апрель занятие,
29,30,31, практи32 нед
ческое
Май
занятие
33 нед
16 34,35 нед Творческое
занятие,
зачёт
17
36 нед
14

человека в движении; человек в пейзаже;
человек в интерьере.

26 нед

2

14

Тема 2.4. Итоговое занятие. Участие в
конкурсах, выставках.

Учебный
тест

Раздел III. Оригами – искусство
складывания бумаги.
Тема 3.1. Материалы и инструменты для
оригами. История возникновения оригами и
его место в жизни современной России.
Базовые формы оригами.
Тема 3.2. Изготовление моделей на основе
базовых форм оригами. Выполнение
тематических работ.

Тема 3.3. Участие в конкурсах, выставках.

Анкетирование

Раздел IV. Итоговое занятие.

Опрос,
практическое
задание

4

2
72

3.5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
Вводное занятие: (2 часа)
Теоретический материал: Знакомство с программой, целями и задачами на
учебный год, расписанием занятий. Требования к учащимся, правила поведения.
Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защите. Соблюдение
требований гигиены. Художественные материалы и принадлежности. Демонстрация
работ по рисунку и живописи.
Раздел I. Рисунок– основа всех видов изобразительного искусства. (30
часов)
Тема 1.1. История развития рисунка. Разновидности рисунка. (2 часа)
Теоретический материал: Понятие: рисунок. Краткие сведения из истории
рисунка. Разновидности рисунка (эскиз, учебный, академический).
Практическая работа: серия упражнений с графическими материалами.
Тема 1.2. Графические художественные материалы и техники. Язык и
главные выразительные средства графики. Свет и тень. Жанры графики. (6
часов)
21

Теоретический материал: Графические материалы и главные выразительные
средства (линия, штрих, пятно, тон). Свет и тень. Передача фактуры предметов.
Жанры графики (натюрморт, пейзаж, портрет).
Практическая работа: серия упражнений с графическими материалами
(выразительные средства (линия, штрих, пятно, тон)
Тема 1.3. Элементы формообразования. Простые и сложные формы.
Стилизация формы графическими средствами. (4 часа)
Теоретический материал: Понятия: формообразование, тела вращения,
комбинированный объект, конструкция, стилизация.
Практическая работа: Сопоставление схематических рисунков и завершенных
работ. Рисование предметов с передачей объёма.
Тема 1.4.
Композиция. Приемы композиции. Перспектива. Линия
горизонта. (4 часа)
Теоретический материал: Понятие: композиция. Композиционные правила
(передача движения, покоя, золотого сечения). Приёмы композиции (передача
ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение
сюжетно-композиционного центра). Средства композиции – формат, пространство,
композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет,
декоративность, целостность. Понятия: перспектива, линия горизонта.
Практическая работа: Выполнение работы в технике графика на тему:
«Осенний лес».
Тема 1.5. Краеведение. Мотивы и образы Русского Севера. Рисование
растений, птиц и зверей Русского Севера. (12 часов)
Теоретический материал: Последовательность построения рисунка. Техника
рисования. Знакомство с произведениями известных русских художников.
Практическая работа: Рисование трав, цветов, деревьев, птиц и зверей
Русского Севера.
Тема 1.6. Участие в конкурсах, выставках, экскурсиях. (2 часа)
Практическая работа: Выполнение творческой работы для участия в конкурсах.
Посещение экскурсии.
Раздел I. Живопись – искусство цвета. (22 часа)
Тема 2.2. История живописи. Знакомство с произведениями выдающихся
отечественных художников. Цвет и колорит. (4 часа)
Теоретический материал: понятия: живопись, художник, иллюстрация,
портрет, натюрморт, пейзаж. История живописи (наскальная живопись, античная
эпоха, средневековая живопись). Виды и жанры живописи. Понятия: цвет, колорит,
спектр, контраст, палитра. Цветовой круг. Ахроматические и хроматические цвета.
Холодные и теплые цвета. Основные, составные и дополнительные цвета. Основные
характеристики цвета (цветовой тон, насыщенность, светлота). Светлотный и
цветовой контрасты. Основные способы смешения цветов (оптическое,
пространственное, механическое). Гармоничное сочетание цветовых тонов.
Практическая работа: Приобретение навыков работы красками. Выполнение
упражнений вливания цвета в цвет. Смешение цветов. Передача объёма. Рисование
композиции с использованием тёплых цветов, холодных цветов.
Тема 2.2.
Техники живописи. Рисование пейзажа. Живописное
своеобразие животного мира Русского Севера. (8 часов)
22

Теоретический
материал:
Понятия:
отмывка,
мозаичный
метод.
Отличительные особенности выполнения этюдов темперой, гуашью, акварелью.
Пейзаж (городской, сельский, «дикой природы»). Последовательность выполнения
пейзажа, зверей, птиц Русского Севера.
Практическая работа: Выполнение работы в технике акварельной живописи.
Рисование пейзажа, зверей, птиц Русского Севера. Выполнение творческих работ по
живописи гуашью на стеклянных сосудах.
Тема 2.3. Нетрадиционные техники живописи. (6 часов)
Теоретический материал: Нетрадиционные техники живописи: набрызг,
рисование зубной щёткой, штамповка губкой.
Практическая работа: Рисование пейзажа, зверей, птиц Русского Севера в
нетрадиционных техниках живописи.
Тема 2.4. Итоговое занятие. Участие в конкурсах, выставках.
Промежуточная аттестация. (4 часа)
Раздел III. Декоративное рисование. (16 часов)
Тема 3.1. Орнамент. Виды орнамента. Принципы построения
орнаментальных композиций. (4 часов)
Теоретический материал: Понятия: орнамент, ритм, симметрия. Виды
орнамента (геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и
комбинированный). Принципы построения узора (на полосе, в квадрате, в круге и
других геометрических формах).
Практическая работа: Рисование различных видов орнамента (ленточный,
сетчатый, композиционно-замкнутый).
Тема 3.2. Традиции Русского Севера: разнообразие орнаментов в оберегах
жилища и человека. (12 часов)
Теоретический материал: Понятия: оберег, козули. Декоративно-прикладное
искусство. Обереги человека и жилища. Орнамент Русского Севера на предметах
быта, на архангельских козулях, в народном костюме.
Практическая работа: Создание орнаментальных декоративных композиций на
эскизах народного костюма. Выполнение росписи северных козуль на картонных
заготовках.
Тема 3.3. Участие в конкурсах, выставках. (2 часа)
Раздел IV. Итоговое занятие. (2 часа)
Теоретический материал: Последовательность выполнения авторской работы:
замысел, эскиз, выбор способов изготовления изделия.
Практическая работа: Составление эскиза, самостоятельный подбор
материалов, способов изготовления изделия. Изготовление работы. Подведение
итогов учебного года. Вручение грамот и благодарностей. Задание на лето.
2 год обучения
Вводное занятие. (2 часа)
Теоретический материал: Знакомство с программой, целями и задачами на
учебный год, расписанием занятий. Требования к учащимся, правила поведения.
Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защите. Соблюдение
требований гигиены. Художественные материалы и принадлежности. Демонстрация
работ по рисунку и живописи.
23

Раздел I. Живопись – средство познания и изучения действительности. (28
часов)
Тема 1.1. Краеведение. Архитектура – летопись страны и родного края.
Крестьянский дом – отражение уклада крестьянской жизни и памятник
архитектуры XIX-XX вв. (8 часов)
Теоретический материал: Понятия: архитектура, архитектурный ансамбль,
фасад, жилище, поселение, наличники, ставни, причелины, полотенце, охлупень,
конёк. Выбор места для селения. Выбор места для дома. Строительные материалы.
Элементы деревянного зодчества (старинные деревянные постройки).
Традиции в конструкции и декоре северного крестьянского дома. Элементы
украшения дома (наличники, ставни, причелины, полотенце, охлупень, конёк).
Практическая работа: Выполнение эскизов деревянной рубленой избы с
учётом конструктивных особенностей и оформление жилища декоративными
элементами.
Тема 1.2. Традиции и обычаи русского севера. Сирин. (4 часа)
Теоретический материал: Понятия: оберег. Обереги жилища и человека.
Основные элементы пермогорской росписи. Птица Сирин.
Практическая работа: Выполнение работы «Птица Сирин» в нетрадиционных
техниках.
Тема 1.3. Русское храмовое зодчество – воплощение духовных идеалов
общества. (6 часов)
Теоретический материал: Храм как синтез искусств. Региональные
особенности архитектуры соборов и церквей на территории России. Интерьер храма
и его внутреннее убранство.
Практическая работа: Выполнение работы «Храм в пейзаже». Передача
пространства средствами воздушной и линейной перспективы. Передача
эмоционального состояния в пейзаже с помощью колорита.
Тема 1.4. Архитектура современного Архангельска. Лики Архангельска:
история и современность. (8 часов)
Теоретический материал: Стилистические особенности архитектуры нашего
города, разнообразие строительных материалов и конструкций, отражение
самобытности этнической культуры в его архитектурных памятниках. Статуарная
скульптура в памятниках. Мемориальные памятники родного края. Знакомство
с наиболее значимыми местами нашего города. Изучение городских зон: парк,
сквер, лесопарк, зоопарк, сопровождающееся демонстрацией наглядного материала
(иллюстрации). Составляющие парка: дорожки, деревья, газоны, клумбы, фонтаны,
памятники, ажурные ограды, мостики, фонари. Знакомство с разнообразием
декоративно оформленных витрин магазинов на улицах города.
Практическая работа: Выполнение эскиза части парка с включением деревьев,
фонарей, памятников, оград, скамеек. Выполнение эскизов образных форм фонарей
по собственному замыслу. Зарисовки по памяти или с натуры скульптурных
памятников родного города.
Тема 1.5. Итоговое занятие. Участие в конкурсах, выставках.
Промежуточная аттестация. (4 часа)
Раздел II. Рисунок. Образ человека в искусстве. (20 часов)
Тема 2.1. Портрет. (4 часа)
24

Теоретический материал: Значение понятий: портрет, автопортрет. Виды
портретов; Передача в портрете характера, душевных качеств, настроения. Одежда
и атрибуты в облике портретируемых, нейтральный фон или интерьер в виде фона
как характерные признаки передачи исторического времени.
Практическая работа: Построение композиционных схем портрета. Зарисовки
северного народного костюма. Рисование портрета.
Тема 2.2. Фигура человека. (4 часа)
Теоретический материал:
Понятие о модульном изображении человека. Передача различий в
пропорциях взрослого и ребенка. Передача в рисунке особенностей одежды, её
украшения. Передача движения человека с использованием схемы «палочные
человечки».
Взаимосвязь персонажей через их расположение относительно друг друга
и через передачу движений.
Практическая работа: Выполнение работы с изображением человека
в движении. Мужской и женский образ.
Тема 2.3. Живописное изображение человека (человек в движении;
человек в пейзаже; человек в интерьере). (10 часов)
Теоретический материал:
Понятие о размещении фигуры в выбранном формате, общем колорите
композиции. Последовательность выполнения живописной фигуры человека. Лепка
формы мазками и работа отношениями при передаче объемного, материального
и пространственного качества модели. Нахождение цветовых отношений в связи
с окружающими предметами и фоном.
Практическая работа: Построение композиции и выполнение работы в цвете.
Тема 2.4. Итоговое занятие. Участие в конкурсах, выставках, экскурсиях.
(2 часа)
Раздел III. Объёмная аппликация (бумагопластика). (20 часов)
Тема 3.1. Понятие объёмной аппликации. Материалы и инструменты для
объёмной аппликации. Отработка навыка рицовки. (2 часа).
Теоретический материал: Понятия: объёмная аппликация, рёбра жесткости,
рицовка. Материалы и инструменты для объёмной аппликации.
Практическая работа: Повторение техники безопасности при работе
с инструментами. Техника выполнения рицовки.
Тема 3.2.
Приемы и последовательность выполнения объёмной
аппликации. Выполнение работ в технике объёмной аппликации.
(14 часа)
Теоретический материал: Приёмы объёмной аппликации (гармошка, зигзаг,
волна, лучики, косичка, лодочка). Разновидности объёмной аппликации: объёмная,
полуплоскостная. Последовательность выполнения объёмной аппликации.
Практическая работа: Подбор материалов. Отработка приёмов объёмной
аппликации по предложенным эскизам. Выполнение работы по предложенной теме.
Составление композиции, подбор материалов и самостоятельное выполнение работ.
Тема 3.3. Участие в конкурсах, выставках, экскурсиях. (4 часа)
Раздел IV. Итоговое занятие. (2 часа)
25

Теоретический материал: Повторение технологии выполнения авторской
работы: замысел, эскиз, выбор способов выполнения, изготовление изделия.
Практическая работа: Изготовление изделия в материале с использованием
изученных технологий. Подведение итогов учебного года. Вручение грамот
и благодарностей.
3 год обучения
Вводное занятие. (2 часа)
Теоретический материал: Знакомство с программой, целями и задачами на
учебный год, расписанием занятий. Требования к учащимся, правила поведения.
Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защите. Соблюдение
требований гигиены. Художественные материалы и принадлежности. Демонстрация
работ по рисунку и живописи.
Раздел I. Живопись – средство познания и изучения действительности. (28
часов)
Тема 1.1. История живописи. Знакомство с произведениями выдающихся
отечественных художников. Цвет и колорит. (8 часа)
Теоретический материал: понятия: живопись, художник, иллюстрация,
портрет, натюрморт, пейзаж. История живописи (наскальная живопись, античная
эпоха, средневековая живопись). Виды и жанры живописи. Понятия: цвет, колорит,
спектр, контраст, палитра. Цветовой круг. Ахроматические и хроматические цвета.
Холодные и теплые цвета. Основные, составные и дополнительные цвета. Основные
характеристики цвета (цветовой тон, насыщенность, светлота). Светлотный и
цветовой контрасты. Основные способы смешения цветов (оптическое,
пространственное, механическое). Гармоничное сочетание цветовых тонов.
Практическая работа: Приобретение навыков работы красками. Выполнение
упражнений вливания цвета в цвет. Смешение цветов. Передача объёма. Рисование
композиции с использованием тёплых цветов, холодных цветов.
Тема 1.2. Техники живописи. Рисование пейзажа. (8 часов)
Теоретический
материал:
Понятия:
отмывка,
мозаичный
метод.
Отличительные особенности выполнения этюдов темперой, гуашью, акварелью.
Пейзаж (городской, сельский, «дикой природы»). Последовательность выполнения
пейзажа Русского Севера.
Практическая работа: Выполнение работы в технике акварельной живописи.
Рисование пейзажа Русского Севера. Выполнение творческих работ по живописи
гуашью на стеклянных сосудах.
Тема 1.3. Краеведение. Мотивы и образы Русского Севера. Рисование
растений, птиц и зверей Русского Севера. (10 часов)
Теоретический материал: Последовательность построения рисунка. Техника
рисования. Знакомство с произведениями известных русских художников.
Практическая работа: Рисование трав, цветов, деревьев, птиц и зверей
Русского Севера.
Тема 1.4 Итоговое занятие. Участие в конкурсах, выставках.
Промежуточная аттестация. (2 часа)
Практическая работа: Выполнение творческой работы для участия в
конкурсах.
26

Раздел II. Образ человека в искусстве. (20 часов)
Тема 2.1. Портрет. (4 часа)
Теоретический материал: Значение понятий: портрет, автопортрет. Виды
портретов; Передача в портрете характера, душевных качеств, настроения. Одежда и
атрибуты в облике портретируемых, нейтральный фон или интерьер в виде фона как
характерные признаки передачи исторического времени.
Практическая работа: Построение композиционных схем портрета. Зарисовки
северного народного костюма. Рисование портрета.
Тема 2.2. Фигура человека. (4 часа)
Теоретический материал:
Понятие о модульном изображении человека. Передача различий в
пропорциях взрослого и ребенка. Передача в рисунке особенностей одежды, её
украшения. Передача движения человека с использованием схемы «палочные
человечки».
Взаимосвязь персонажей через их расположение относительно друг друга и
через передачу движений.
Практическая работа: Выполнение работы с изображением человека в
движении. Мужской и женский образ.
Тема 2.3. Живописное изображение человека в движении; человек в
пейзаже; человек в интерьере. (10 часов)
Теоретический материал:
Понятие о размещении фигуры в выбранном формате, общем колорите
композиции. Последовательность выполнения живописной фигуры человека. Лепка
формы мазками и работа отношениями при передаче объемного, материального и
пространственного качества модели. Нахождение цветовых отношений в связи с
окружающими предметами и фоном.
Практическая работа: Построение композиции и выполнение работы в цвете.
Тема 2.4. Итоговое занятие. Участие в конкурсах, выставках, экскурсиях.
(2 часа)
Раздел III. Оригами – искусство складывания бумаги. (20 часов)
Тема 3.1. Материалы и инструменты для оригами. История
возникновения оригами и его место в жизни современной России. Базовые
формы оригами. (2 часа)
Теоретический материал: Материалы и инструменты для оригами. Понятие:
оригами. История возникновения искусства оригами. Приёмы работы в технике
оригами. Базовые формы оригами (треугольник, дверь, стрела, конверт, дом,
водяная бомбочка, рыба, квадрат, катамаран, птица, лягушка).
Практическая работа: Освоение приёмов работы в технике оригами.
Отработка техники выполнения базовых форм оригами.
Тема 3.2.
Изготовление моделей на основе базовых форм оригами.
Выполнение тематических работ. (14 час)
Теоретический материал: Демонстрация наглядного материала.
Практическая работа: Изготовление моделей на основе базовых форм. Подбор
материалов и составление композиций с использованием моделей оригами.
Тема 3.3. Участие в конкурсах, выставках, экскурсиях. Промежуточная
аттестация. (4 часов)
27

Раздел IV. Итоговое занятие. (2 часов)
Теоретический материал: Последовательность выполнения авторской работы:
замысел, эскиз, выбор способов изготовления изделия.
Практическая работа: Составление эскиза, самостоятельный подбор
материалов, способов изготовления изделия. Изготовление работы. Подведение
итогов учебного года. Вручение грамот и благодарностей. Задание на лето.
3.6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение программы
Методы обучения: используются методы, которые предполагают
проявление творчества и активности обучающихся, свободное самовыражение
чувств и мыслей:
1. Личностно-ориентированного метода развития обучения. Подход
основывается на учёте индивидуальных особенностей обучаемых, которые
рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и
интересы. Обучение в соответствии с этим подходом предполагает:
- самостоятельность учащихся в процессе обучения, что зачастую
выражается в определении целей и задач курса самими обучаемыми, в выборе
приёмов, которые являются для них предпочтительными;
- опору на имеющиеся знания учащихся, на его опыт;
- учёт социокультурных особенностей учащихся и их образа жизни,
поощрение стремления быть «самим собой»;
- учёт эмоционального состояния учащихся, а также их морально-этических
и нравственных ценностей;
- целенаправленное формирование учебных умений, характерным для того
или иного учащегося учебным стратегиям.
2. Метод коллективной творческой деятельности. Данный метод направлен
на совместную деятельность взрослых и детей, при которой все участвуют в
коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.
Обучение в соответствии с этим подходом предполагает:
- развитие творческих и интеллектуальных способностей;
- реализацию коммуникационных потребностей;
- обучение правилам и формам совместной деятельности;
- приобретение навыков проектирования.
Формы организации образовательной деятельности: индивидуальная,
групповая.
Формами организации учебного занятия являются теоретические и
практические занятия, участие в конкурсах и выставках, групповая работа над
общим проектом и др.
Условия кадрового обеспечения: по программе «Азбука художественного
творчества» могут работать педагоги, имеющие педагогическое и художественное
образование.
Методическая литература:

28

1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до
реализации/ Сост. Н. К. Беспятова. - 2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2004.- 176 с.(Методика).
2. Фришман И. И. Методика работы педагога дополнительного
образования. – М., 2001.
3. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и
методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. Практикум:
Учебное пособие для студентов пед. Институтов по спец. №2110 «Педагогика и
психология». - 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987.
4. Коростина Е. А. Изобразительное искусство в начальной школе.
Программа 1-4 часть. Часть 2 – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004.
5. Лазарева А. Г. Сборник авторских программ дополнительного
образования детей – Москва: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервис
школа, 2012.
6. Неменский Б. М. Методическое пособие к учебникам п
изобразительному искусству – М.: Просвещение, 2005.
Материально-техническое обеспечение программы:
Специально оборудованное помещение: художественная мастерская
(мастерская декоративно-прикладного искусства).
Помещение должно быть
безопасно для пребывания детей. Стены должны быть окрашены в пастельные тона.
Столы можно расставлять по-разному, в зависимости от темы и формы
проведения занятия. При этом свет должен падать слева для правшей и справа для
левшей.
Необходима магнитная доска для демонстрации методического материала и
приёмов рисования. Требуется раковина. В мастерской рекомендуется иметь:
диапроектор с набором слайдов, открытки, альбомы, таблицы, демонстрационный
материал, книги и методические пособия. Украсить помещение можно выставкой
авторских работ сотрудников (педагогов) ДО, предметами детского творчества.
Материалы и инструменты для рисования:
1. Бумага;
2. Простые карандаши;
3. Гелевые ручки;
4. Ластик;
5. Акварель;
6. Художественная гуашь;
7. Палитра;
8. Кисти;
9. Баночки для воды.
Материалы и инструменты для объёмной аппликации:
1. Бумага цветная;
2. Бумага плотная белая;
3. Картон цветной;
4. Картон для шаблонов;
5. Клей ПВА;
6. Клей-карандаш;
7. Ножницы.
29

Материалы и инструменты для оригами
1. Бумага цветная;
2. Картон цветной;
3. Картон для шаблонов;
4. Клей-карандаш;
5. Ножницы.
3.7. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога:
1. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.
Основы живописи. - Обнинск: Титул, 1998.
2. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.
Основы композиции. - Обнинск: Титул, 1998.
3. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.
Основы рисунка. - Обнинск: Титул, 1998.
4. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до
реализации/ Сост. Н. К. Беспятова. - 2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2004. - 176 с. (Методика).
5. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Программа. Учебно-методическое пособие - Детство-Пресс, 2020.
6. Фришман И. И. Методика работы педагога дополнительного образования. –
М., 2001.
7. Коростина Е. А. Изобразительное искусство в начальной школе. Программа
1-4 часть. Часть 2 – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004.
8. Лазарева А. Г. Сборник авторских программ дополнительного образования
детей – Москва: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервис школа, 2012.
9. Неменский Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному
искусству – М.: Просвещение, 2005.
10. Альбом Русское деревянное зодчество: Произведения народных мастеров
и вековые традиции - Северный паломник, 2010.
Список литературы для родителей:
1. Куприна Л. С. Знакомство детей с русским народным творчеством.
Конспекты занятий. ФГОС - Детство-Пресс, 2015.
2. Шангина И. И. Дело мастера боится: деревенские профессии и занятия. СПб.; М.: Речь, 2016.
Список литературы для обучающихся:
1. Дудник Е. Н. Простые уроки рисования «Портрет» №9 (33) сентябрь, 2013.
2. Улыбашева М. Русская изба. От печки до лавочки – М.: Настя и Никита,
2015.
3. Максимова Е. Архангельск. Город у Белого моря – М.: Фома, 2014.
4. Детское оригами - Попурри , 2012 г.
Список Интернет-ресурсов:
30

1.https://yandex.ru/efir?stream_id=4c01c9070da67c1a97058da48e8f5291&from_bl
ock=player_context_menu_yavideo
2.https://yandex.ru/efir?stream_id=vruFBr5gIPC4&from_block=player_context_me
nu_yavideo
3. blob:https://www.youtube.com/4b44a3f8-84a6-435e-9821-eabbb44e66f3
4. blob:https://www.youtube.com/971f9bf9-8779-4377-9ce3-8de88e6a3a34
5. blob:https://www.youtube.com/538299b2-b55e-40b6-bbac-3a534005342e
6.https://yandex.ru/video/preview/?filmId=7105063339079253780&from=tabbar&p
arent-reqid=1650909579734327-16716006420022424169-sas2-0624-sas-l7-balancer8080-BAL-2608&text=оригами+видеоурок

31

Приложение 1

ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Диагностический инструментарий, используемый
для оценки планируемых результатов
Шкала уровней c баллами (высокий – 21-18 б., средний – 17-12 б., низкий –
11-1 б.). Система оценки – трехбальная (за каждый параметр – 3 балла). Значение
оценочной шкалы: 3 б. – глубокие знания теории, умение применять на практике; 2
б. – не глубокие знания, на практике применяет не всегда; 1 б. – поверхностные
знания, использует редко.
Предварительный контроль
1 раз в начале учебного года
1 год:
1. Перечислить правила техники безопасности;
2. Перечислить средства графики;
3. Перечислить материалы необходимые для выполнения графической
работы;
4. Перечислить основные цвета спектра;
5. Перечислить материалы необходимые для выполнения живописной
работы;
6. Дать определение понятию «стилизация»;
7. Перечислить, чем декоративное рисование отличается от живописи.
2 год:
1. Дать определения «живопись», «портрет»;
2. Дать определение «объемная аппликация»;
3. Перечислить материалы, необходимые для объемной аппликации;
4. Дать определение «рицовка»;
5. Перечислить, что относится к сооружениям деревянного зодчества;
6. Назвать примеры оберегов северной избы;
7. Перечислить значимые архитектурные сооружения Архангельска.
3 год:
1. Дать определения «живопись», «пейзаж»;
2. Дать определение «оригами»;
3. Перечислить материалы, необходимые для оригами;
4. Перечислить выразительные средства живописи;
5. Дать определение одному из понятий: «портрет», «автопортрет»;
6. Назвать разновидности портрета;
7. Перечислить выдающихся художников России.
Промежуточный контроль (по итогам периода/года)
1 раз в конце I полугодия (в конце декабря)
1 год:
1. Перечислить средства графики;

32

2. Перечислить материалы необходимые для выполнения графической
работы;
3. Перечислить основные цвета спектра;
4. Перечислить материалы необходимые для выполнения живописной
работы;
5. Дать определение понятию «стилизация»;
6. Перечислить, чем декоративное рисование отличается от живописи;
7. Изобразить схему рисования птицы или животного.
2 год:
1. Дать определения «живопись», «портрет»;
2. Дать определение «объемная аппликация»;
3. Перечислить материалы, необходимые для объемной аппликации;
4. Дать определение «рицовка»;
5. Перечислить, что относится к сооружениям деревянного зодчества;
6. Назвать примеры оберегов северной избы;
7. Выполнить набросок одного из значимых мест нашего города.
3 год:
1. Дать определения «живопись», «пейзаж»;
2. Дать определение «оригами»;
3. Перечислить материалы, необходимые для оригами;
4. Перечислить выразительные средства живописи;
5. Дать определение одному из понятий: «портрет», «автопортрет»;
6. Назвать разновидности портрета;
7. Выполнить набросок портрета.
Итоговый контроль
1 раз в конце II полугодия (в конце мая)
1 год:
1. Дать определение понятиям: «рисунок», «живопись», «аппликация»,
«композиция»;
2. Перечислить материалы, необходимые для выполнения графической
работы;
3. Перечислить материалы, необходимые для выполнения живописной
работы;
4. Перечислить правила техники безопасности при рисовании;
5. Перечислить принципы построения орнаментальных композиции;
6. Практическое задание: изобразить снегиря на ветке рябины стилизовано.
2 год:
1. Дать определение одному из понятий: «портрет», «автопортрет»;
2. Перечислить элементы украшения северного деревянного дома;
3. Перечислить основные составляющие парка;
4. Перечислить приемы выполнения объемной аппликации;
5. Перечислить последовательность выполнения объемной аппликации;
6. Практическое задание: выполнить несложный городской пейзаж в технике
бумагопластика.
3 год:
33

1. Дать определения «живопись», «пейзаж»;
2. Перечислить материалы, необходимые для выполнения живописной
работы;
3. Перечислить базовые формы оригами;
4. Перечислить выразительные средства живописи;
5. Дать определение понятию: «бытовой портрет»;
6. Назвать разновидности портрета;
7. Выполнить любое животное в технике оригами.

34

Приложение 2

Индивидуальная карточка учета
результатов обучения по дополнительной образовательной программе
«Азбука художественного творчества»
на 1 год обучения
---------------------------------------------------------------------------------------Фамилия, имя, дата рождения
Виды контроля
Параметры оценивания
Оценка
(в баллах)
1. Предварительный 1. Перечислить правила техники

2. Промежуточный

3. Итоговый

безопасности;
2. Перечислить средства графики;
3. Перечислить материалы необходимые для
выполнения графической работы;
4. Перечислить основные цвета спектра;
5. Перечислить материалы необходимые для
выполнения живописной работы;
6. Дать определение понятию «стилизация»;
7. Перечислить, чем декоративное рисование
отличается от живописи.
1. Перечислить средства графики;
2. Перечислить материалы необходимые для
выполнения графической работы;
3. Перечислить основные цвета спектра;
4. Перечислить материалы необходимые для
выполнения живописной работы;
5. Дать определение понятию «стилизация»;
6. Перечислить, чем декоративное рисование
отличается от живописи;
7. Изобразить схему рисования птицы или
животного.
1. Дать определение понятиям: «рисунок»,
«живопись», «аппликация», «композиция»;
2. Перечислить материалы, необходимые для
выполнения графической работы;
3. Перечислить материалы, необходимые для
выполнения живописной работы;
4. Перечислить правила техники
безопасности при рисовании;
5. Перечислить принципы построения
орнаментальных композиции;
6. Практическое задание: изобразить снегиря
на ветке рябины стилизовано.

35

Индивидуальная карточка учета
результатов обучения по дополнительной образовательной программе
«Азбука художественного творчества»
на 2 год обучения
---------------------------------------------------------------------------------------Фамилия, имя, дата рождения
Виды контроля
Параметры оценивания
Оценка
(в баллах)
1. Предварительный 1. Дать определения «живопись», «портрет»;

2. Промежуточный

3. Итоговый

2. Дать определение «объемная
аппликация»;
3. Перечислить материалы, необходимые для
объемной аппликации;
4. Дать определение «рицовка»;
5. Перечислить, что относится к
сооружениям деревянного зодчества;
6. Назвать примеры оберегов северной избы;
7. Перечислить значимые архитектурные
сооружения Архангельска.
1. Дать определения «живопись», «портрет»;
2.
Дать
определение
«объемная
аппликация»;
3. Перечислить материалы, необходимые для
объемной аппликации;
4. Дать определение «рицовка»;
5.
Перечислить,
что
относится
к
сооружениям деревянного зодчества;
6. Назвать примеры оберегов северной избы;
7. Выполнить набросок одного из значимых
мест нашего города.
1. Дать определение одному из понятий:
«портрет», «автопортрет»;
2. Перечислить элементы украшения
северного деревянного дома;
3. Перечислить основные составляющие
парка;
4. Перечислить приемы выполнения
объемной аппликации;
5. Перечислить последовательность
выполнения объемной аппликации;
6.
Практическое
задание:
выполнить
несложный городской пейзаж в технике
бумагопластика.

36

Индивидуальная карточка учета
результатов обучения по дополнительной образовательной программе
«Азбука художественного творчества»
на 3 год обучения
---------------------------------------------------------------------------------------Фамилия, имя, дата рождения
Виды контроля
Параметры оценивания
Оценка
(в баллах)
1. Предварительный 1. Дать определения «живопись», «пейзаж»;

2. Промежуточный

3. Итоговый

2. Дать определение «оригами»;
3. Перечислить материалы, необходимые для
оригами;
4. Перечислить выразительные средства
живописи;
5. Дать определение одному из понятий:
«портрет», «автопортрет»;
6. Назвать разновидности портрета;
7. Перечислить выдающихся художников
России.
1. Дать определения «живопись», «пейзаж»;
2. Дать определение «оригами»;
3. Перечислить материалы, необходимые для
оригами;
4. Перечислить выразительные средства
живописи;
5. Дать определение одному из понятий:
«портрет», «автопортрет»;
6. Назвать разновидности портрета;
7. Выполнить набросок портрета.
1. Дать определения «живопись», «пейзаж»;
2. Перечислить материалы, необходимые для
выполнения живописной работы;
3. Перечислить базовые формы оригами;
4. Перечислить выразительные средства
живописи;
5. Дать определение понятию: «бытовой
портрет»;
6. Назвать разновидности портрета;
7. Выполнить любое животное в технике
оригами.

37

№
Фамилия
имя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

38

Итоговый контроль

Текущий контроль

II год обучения

Предварительный
контроль

Итоговый контроль

Текущий контроль

I год обучения

Предварительный
контроль

Итоговый контроль

Текущий контроль

Предварительный
контроль

Приложение 3

Сводная таблица итогов педагогической диагностики
результатов обучения
III год обучения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».