Взвод барабанщиков с элементами военной направленности

ОГЛАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Информационная карта

3

2. Комплекс основных характеристик образования
3. Учебно-тематический план для обучающихся

5
14

(1 год обучения) 7-10 лет
4. Учебно-тематический план для обучающихся

16

(2 год обучения) 10-13 лет
5. Учебно-тематический план для обучающихся

17

(3 год обучения) 14-16 лет
6. Учебно-календарный план для обучающихся

19

(1 год обучения) 7-10 лет
7. Учебно-календарный план для обучающихся

20

(2 год обучения) 10-13 лет
8. Учебно-календарный план для обучающихся

21

(3 год обучения) 14-16 лет
9.Содержание программы для обучающихся
(1 год обучения) 7-10 лет

22

10. Содержание программы для обучающихся
(2 год обучения) 10-13 лет

25

11. Содержание программы для обучающихся
(3 год обучения) 14-16 лет

29

12. Условия реализации программы

32

13. Список информационных источников и литературы

33

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
2

1.

Наименование программы
(услуги).

2.

Полное наименование
образовательной программы, в
рамках которой реализуется
данная программа (услуга).

3.

Год разработки.

4.

Вид деятельности по программе.

5.

Направленность
дополнительного образования.

Физкультурно-спортивная

Аннотация (краткое описание
содержания и иная информация,
необходимая для заказчиков и
получателей образовательных
услуг).

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
"Взвод
барабанщиков "Архангел" с элементами
начальной военной подготовки
(долгосрочная)"
является
общеразвивающей.
Способствует формированию умений у
обучающихся
понимать
музыку
и
эмоционально передавать исполняемые
марши,
развивает
музыкальные
и
физические способности, способствует
профилактике заболеваний позвоночника.
Кроме того, по программе предусмотрены
разделы "Общая физическая подготовка",
"Игра
на
барабане
в
шаге
с
передвижением". Взвод барабанщиков - это
не только игра на инструментах, но и
обязательно танцевальные перестроения дефиле. Является динамичной и гибкой
формой коллективного исполнения. В
процессе
занятий
идет
развитие
музыкального
слуха,
воспитание
коллективной и творческой дисциплины.
Обучение игре на шумовых ударных
инструментах
помогает
развивать
музыкальные способности, чувство ритма и
стимулирует интерес к инструментальной
музыке.
Данная программа решает задачу общего
музыкального образования, приобщения
детей к музыкальной культуре, усвоения
ими практических навыков, знаний, умений

6.

Образовательная программа.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
"Взвод
барабанщиков "Архангел" с элементами
начальной военной подготовки
(долгосрочная)"
2021
Учебно-теоретические занятия, учебнопрактические занятия.

3

игры на инструменте, связывает воедино
воспитание
эстетического
восприятия
музыки и развития исполнительских
возможностей обучающегося во взводе.

7.

8.

9.

10.

11.
12.

13.

14.

Указание на уровень сложности
содержания программы
(стартовый (ознакомительный),
базовый, продвинутый
(углублённый)).
Место реализации программы
(фактический адрес оказания
услуги; при реализации
программы в сетевой форме в
разных местах указываются все
адреса).
Возрастная категория учащихся
(адресат программы).
Указание на адаптированность
программы для учащихся с ОВЗ
(включая указание на вид
ограничений).
Нормативный срок освоения
программы (продолжительность
обучения).
Форма обучения по программе
(очная, заочная, очно-заочная).
Объем программы общий и
отдельно по формам обучения
(очная/заочная), по
использованию дистанционных
технологий (с использованием/
без использования), по
использованию сетевой формы (с
использованием/ без
использования), формам
организации образовательной
деятельности (групповая/
индивидуальная).
Минимальное максимальное
число детей, учащихся в одной
группе.

Базовый уровень.

МАУ ДО "Центр "Архангел"
(г. Архангельск, ул. Воскресенская 106
корпус 2, строение 1), а так же на базах
общеобразовательных школ города
Архангельск.
7-10 лет
10-13 лет
14-16 лет
Без адаптации.

3 года.
Очная.
Объём - 72 академических часа в год.
Очная форма – 72 академических часа в
год.
С использованием дистанционных
технологий (обеспечение доступного
образования в условиях введения
карантина, невозможности посещения
занятий по причине погодных явлений).
Без использования сетевой формы.
Групповая форма организации
деятельности - 72 академических часа в
год. За 3 года обучения 216 часов.
Минимальное – 10 человек.
Максимальное – 15 человек.

2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
"Взвод барабанщиков "Архангел" с элементами начальной военной подготовки
является программой физкультурно-спортивной направленности дополнительного
образования детей. Ориентирована на побуждение к творчеству и самореализации,
всестороннее развитие личности обучающихся. Программа сроком реализации 3
года рассчитана на обучающихся в возрасте от 7 до 16 лет. Принимаются все
желающие, специального отбора не производится.
В процессе занятий в коллективе идет развитие музыкального слуха,
воспитание коллективной творческой и дисциплины. Тематика программы
интересна формированием у обучающихся знаний, умений и навыков в области
музыкального, инструментального и формирование художественного вкуса,
воспитание чувства патриотизма и сплоченности, развитие творческих способностей
личности в процессе обучения игре на малом барабане и демонстрации дефиле.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Актуальность программы обусловлена интегрированием занятий искусством
(музыка, хореография, танец), а также содержанием таких учебных предметов, как:
история, литература, музыка, физкультура, математика. Кроме того программа
решает задачи патриотического воспитания. В гармоничном взаимодействии и
можно сформировать личность умеющую понимать прекрасное, способную к
творчеству.
В настоящее время одна из важнейших задач, стоящих перед обществом - это
воспитание гармонически развитой личности. Для решения этой задачи необходимо
формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная культура.
Необходимо с раннего возраста создавать условия для общения детей с музыкой,
развивать их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, воображение,
расширять кругозор, побуждать к творчеству. Приобретая в процессе музыкальной
деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки игры на
музыкальных инструментах, воспитанники приобщаются к музыкальному
искусству. А это способствует развитию музыкальных и общих способностей,
формированию основ музыкальной и общей культуры. Музыка является средством
всестороннего развития и воспитания детей.
Прежде всего, это эстетическое воспитание, которое направлено на развитие
способностей воспитанников чувствовать и понимать прекрасное, это развитие
художественного вкуса, формирование эмоционального отношения к музыке, а
также нравственных качеств личности. Музыка является важным средством
творческого, умственного и физического развития воспитанников. А наибольшую
активность, ведущую к развитию музыкальных, интеллектуальных и творческих
способностей, дают те виды деятельности, где воспитанники являются
непосредственными исполнителями, где каждый может почувствовать радость
собственного музицирования. Занятия по данной программе способствуют и
гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
5

Программа предусматривает обучение на современном и популярном
материале, что отвечает запросам подростков, это позволяет раскрыть себя как на
уровне бытового музицирования, так и на уровне сцены, позволяет овладеть
теоретическими основами и практическими навыками игры на ударных
инструментах. Программа отвечает пожеланиям не только учащихся, но и их
родных, заинтересованных в таком направлении музыкального развития.
СОСТАВЛЕНА В СООТВЕТСТВИИ С ДЕЙСТВУЮЩИМИ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫМИ АКТАМИ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании
Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013
г.№1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования".
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N
1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования".
4. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726 – p).
5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства
просвещения РФ от 09.11.2018 № 196).
6. Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467).
7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные
Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО "Московский государственный
педагогический университет", ФГАУ "Федеральный институт развития
образования", АНО дополнительного профессионального образования "Открытое
образование" от 18.11.2015.
8. СанПиН
2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические
требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи" (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573).
9. Устав МАУ ДО "Центр "Архангел".
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Педагогической целесообразностью данной программы является
привлечение обучающихся к творчеству. Раскрытие их музыкальных, творческих
способностей и самостоятельного мышления. Являясь наиболее массовым жанром
исполнительского мастерства, музыка будет способствовать привлечению
в творческий процесс как можно большего количества желающих научиться игре на
ударных инструментах. Гражданское и патриотическое воспитание – это
6

систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти
и организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства
верности своему Отечеству, готовности выполнения гражданского долга
и конституционных обязанностей по защите Родины.
Таким образом, в настоящие время целесообразности программы заключается
в том, что занятия на таком инструменте, как малый барабан, способен выполнять
многофункциональные задачи: развивают мелкую моторику, что активизирует
клетки головного мозга, а, следовательно, способствует интеллектуальному
развитию воспитанника. Для решения задач по всестороннему развитию личности
воспитанников и была создана программа "Взвод барабанщиков "Архангел",
которая базируется на следующих принципах:
1. Добровольности (творчество и любовь к музыке никогда не возникают
через принуждение);
2.
Последовательности
(предусматривает
постепенное
усложнение
разучиваемого репертуара);
3. Партнерства (предусматривает общение педагога и воспитанников на
основе партнерства. Мягкий, спокойный тон и дружеское общение создают
непринужденную, теплую и доверительную атмосферу, благоприятную для
творчества);
4. Принцип положительной оценки деятельности воспитанников
(способствует более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему
настроению и желанию в дальнейшем участвовать в музыкально- творческой
деятельности).
5. Участие в дефиле, конкурсах, парадных расчетов.
ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
В ДРУГИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
"Юные барабанщики" реализуется на базе МАУ ДО "Центр "Архангел", также
может быть модифицирована в рамках летней лагерной кампании для проведения
мастер-классов, в качестве факультативных занятий и кружковой работы
в общеобразовательных учреждениях города Архангельска.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель – формирование музыкальных и физкультурно-спортивных
способностей обучающихся посредством игры на ударных инструментах барабанах.
Обучающие задачи:
- познакомить с историей создания барабана.
- правила обращения с барабаном.
- инструктаж по техники безопасности.
7

- учить основным правилам обращения с барабаном.
- обучение учащегося способности общения.
- формировать навыки игры на ударных инструментах.
- овладеть ударным инструментам.
- обучить элементами начальной подготовки.
- способствовать развитию творческого потенциала личности.
-знакомить с государственной символикой РФ, историей барабана,
устройством барабана, правилами безопасности труда.
- упражнять в правильной игре на барабане.
закрепить знания обращения и игры на инструменте.
- обучить ценить национальное и духовное наследие, художественные
традиции.
- совершенствовать умение сотрудничать в коллективе, создавая
доброжелательную атмосферу.
- расширить кругозора, формирование художественно вкуса.
Развивающие:
- развивать музыкальность, музыкальный слух, чувство ритма.
- развить у обучаемых творческой инициативы и физических качеств.
- развивать технические данные, легкость исполнения произведения.
- развивать творческие способности учащихся.
- развивать самостоятельность, выразительность, эстетический вкус.
-развивать мелкую моторику рук, музыкальный слух.
- воспитывать чувство взаимопомощи, уважения друг к другу.
- формировать умения и навыки игры на барабане.
- развить навыки начальной военной подготовки.
Воспитательные:
- воспитать трудовой дисциплины.
- воспитать сценической культуры.
- воспитать культуры поведения, организованности.
- воспитание эстетического отношения к окружающему миру,
- воспитание у учащихся устойчивого интереса и отзывчивости на музыку
разного жанра.
- расширение музыкального кругозора.
- воспитание бережного отношения друг к другу, взаимоуважения,
взаимовыручки.
- воспитать дух патриотизма.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
8

1. В процессе обучения выявляет одаренности у обучающегося, позволяет
целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества, однако
рассчитана на тех учащихся, которые не ставят перед собой цели стать
профессиональными музыкантами. В структуру программы входят два
образовательных блока: теория и практика. Все образовательные блоки
предусматривают не только усвоение теоретических знаний. Но и формирование
деятельностно-практического опыта.
2. Занятие содержит несколько видов работ, так как смена вида деятельности
активизирует восприятие учащихся, их творческий интерес и способности.
3. Занятие на инструменте, как в одиночной подготовке, так и в составе взвода
дает возможность развивать в обучающихся музыкальную культуру.
4. Ознакомление каждой новой теоретической темы предполагает постоянное
повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практики. Материал
программы подобран с учѐтом возрастных особенностей учащихся, их возможностей и
интересов.
5. Формирование мотивации к обучению по данной программе, учитывая
возрастные особенности учащихся подросткового и старшего школьного возраста,
активно используются метод создания ситуаций переживания успеха посредством
участия в концертной деятельности, а также метод создания информационной среды
различными средствами (беседы, игры, демонстрации, качественный показ и т.д.).
6. Данная программа ориентирована на учащихся разного возраста (7-16 лет),
благодаря этому у них воспитывается бережное отношения друг к другу,
взаимоуважение, взаимовыручка, способность находить общий язык не только со
сверстниками.
7. Уровень программы: базовый.
НОВИЗНА ПРОГРАММЫ
Заключается в комплексном использовании методов учебно-воспитательной
работы, в которых ансамбль, как любой трудовой коллектив, объединенный
едиными творческими задачами, воспитывает сознательную коллективную
дисциплину,
формирует
личность
учащегося,
чувство
товарищества,
ответственности за общее дело. Соединение различных стилей музыкального
искусства в зависимости от репертуара позволит обучающимся выбрать
приоритетное исполнительское направление и реализовать себя как творческую
личность. При разработке программы углублено изучение истории исполнительства,
конкретизированы способы проверки результатов освоения программы, расширен
набор методов постановки игры на инструменте. Программа составлена с учѐтом
специфики образовательной деятельности суворовского военного училища и
направлена на формирование у учащихся нравственно-патриотических качеств
личности, выбора военной профессии и развитие у них чувства ответственности и
гордости за свою страну.
Педагогические принципы реализации программы:
9

- принцип динамики: предоставить ребенку возможность активного поиска и
освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности,
заниматься тем, что нравиться.
- принцип демократии: добровольная ориентация на получение знаний
конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в
коллективе на предстоящий учебный год.
- принцип доступности: обучение и воспитание строится с учетом возрастных и
индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и
моральных перегрузок.
- принцип наглядности: в учебной деятельности используются разнообразные
иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
- принцип систематичности и последовательности: систематичность и
последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в
самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время
добиться больших результатов.
УНИКАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Уникальность программы "Взвод барабанщиков "Архангел" заключается в
том, что она предоставляет возможность учащимся познакомиться с шумовым
ударным инструментам, научить синхронно и ритмично исполнять произведения
для барабанов в ансамбле. Так же уникальностью программы является то, что
программа ориентирована не только на игру на ударном инструменте, но и на
элементы начальной военной подготовки обучающихся. Данная программа не
только направлена на развитие творческого начала, но при этом еще и наполнена
блоком основами НВП и элементами дефиле.
Обусловлена необходимостью решить важные задачи, стоящие перед
преподавателем дополнительного образования – научить учащихся воспринимать
красоту музыки, развить способность через музыкальные образы понимать жизнь,
закономерности общественного развития. К числу наиболее актуальных проблем,
которые помогает решить данная программа, относятся: обеспечение
эмоционального благополучия учащегося через общение со сверстниками и
педагогами, приобщение к общечеловеческим ценностям через музыкальное
искусство, профилактика асоциального поведения.
Характеристика обучающихся по программе
Учитывая все особенности детского организма, следует строго
дифференцировать нагрузку при воспитании физических качеств, обращая
внимание не столько на календарный возраст, сколько на биологический. Школьный
возраст особенно благоприятен при обучении движениям. Именно эти годы
наиболее легко усваиваются и совершенствуются разнообразные формы действий,
что объясняется прежде всего интенсивным развитием двигательного анализатора,
естественное возрастное формирование которого в основном заканчивается к 14-15
годам. Известно, что в любом виде спорта однообразные тренировки приводят к
быстрому физическому и психическому утомлению спортсменов. Реализация
10

программы «Взвод барабанщиков «Архангел» с элементами военной
направленности» благодаря разнообразию деятельности, служит одной из наиболее
увлекательных форм физической культуры. Немало оригинальных упражнений для
занятий в помещении и на местности также позволяет отрабатывать технические и
тактические приемы, воспитывать физические качества в непринужденной
обстановке.
Для развития способности выполнять движения в максимальном темпе
благоприятными являются периоды - 7-9 лет и 10-11 лет у девочек и 7-9 лет у
мальчиков; для увеличения времени двигательной реакции – 10-11 лет у девочек и
11-12 лет у мальчиков; для развития гибкости - 7-10 лет у девочек и 11-12 лет у
мальчиков; для развития выносливости – 8-10 лет у мальчиков, 7-9 лет у девочек. К
11-12 летнему возрасту, в основном, завершается развитие двигательной функции.
Уровень развития координационных способностей в младшем школьном возрасте
достигает примерно 75% от общего прироста результатов за весь школьный период.
Наиболее интенсивно физические качества развиваются в возрастной период 10-13
лет. По данным В. П. Филина, во всех случаях, когда обучающиеся, кроме уроков,
занимаются в спортивных секциях, когда объем их двигательного режима достигает
1,5-2 часа в день, физические качества развиваются значительно активнее. Таким
образом, у детей и подростков, систематически занимающихся спортом, в отличие
от их сверстников, которые ограничиваются занятиями на уроках физической
культуры, развитие физических качеств происходит более гармонично и на
значительно более высоком уровне. Показатели развития двигательной функции у
детей 12-14 лет, занимающихся спортом, могут изменяться в диапазоне от 5% до
25% в зависимости от использования различных средств физического воспитания.
Таким образом, программа рассчитана на возрастные группы детей 8-16 лет и
составлена с учётом возрастных и психофизических возможностей обучающихся. В
группы принимаются все желающие, не имеющие серьёзных противопоказаний по
медицинским данным (по предоставлении медицинской справки), без
предварительного собеседования.
Условия набора обучающихся
Срок реализации программы – 3 года обучения.
Объѐм программы –216 академических часа (72 академических часа в год
с продолжительностью 36 учебных недель).
Режим занятий – Занятия продолжительностью 2 академических часа
проводятся 1 раз в неделю с перерывом между занятиями не менее 10 минут.
1 академический час – 45 минут.
Примерная структура занятия
1. Вводная часть (Приветствие обучающихся, объявление темы занятие,
постановка задачи)
2. Основная часть (Выполнение задания)
3. Заключительная часть (Подведение итогов занятия).
Программа состоит из следующих этапов:
11

1. Вводные ознакомительные занятия по технике безопасности и введении в
музыку.
2. Общая физическая подготовка, состоящая из основных физических
упражнений направленных на общее физическое развитие.
3. Специальная физическая подготовка, содержащая в себе строевую подготовку
и военно-патриотическое воспитание.
4. Музыкальная подготовка, содержащая в себе игру на барабанах.
Формы и режим занятий
Программа "Взвод барабанщиков "Архангел" с элементами начальной военной
подготовки, рассчитана для детей в возрасте от 7 до 16 лет без специальных
физических навыков. Прием производится на условиях личного желания ребенка,
его добровольного выбора без вступительных испытаний, а также с согласия
родителей и отсутствия медицинских противопоказаний занятием общей
физической подготовкой. Зачисление в группу производится по заявлению
родителей (законных представителей) или подростка старше 14 лет.
Формирование групп. Будет проходить по возрастному принципу в силу
физиологических особенностей развития на каждом этапе взросления, чтобы
обучающиеся смогли найти себе друзей сверстников и не испытывали дискомфорт
из-за разницы в возрасте (7-10 лет (1 год обучения), 10-13 лет (2 год обучения),
14-16 лет (3 год обучения)).
В каждой группе должно быть не более 15 обучающихся.
Формирование групп: в группы могут набираться дети как одного возраста,
так и разновозрастные.
Группы формируются при регистрации обучающихся и подачи заявки на
официальном интернет портале "Навигатор дополнительного образования
Архангельской области" (https://dop29.ru/).
Набор: в группы 1 года обучения производится до 10 сентября; в группы 2 и 3
годов обучения – до 1 сентября.
В последующие месяцы обучения (включая зачисление на 2 и 3 года
обучения) возможен дополнительный набор ребят разного возраста по результатам
индивидуального собеседования и фиксации уровня подготовленности (контрольноизмерительные материалы).
Основными формами организации образовательного процесса являются:
учебные занятия (практическое занятие, занятие-объяснение), участие в конкурсах, в
дефиле и параде. Весь курс делится на теоретические и практические занятия.
На практические занятия отводится подавляющее количество часов.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного
материала.
Для более успешного и глубокого овладения материалом программы предусмотрено
изучение литературы.
Примерная структура занятия
1. Вводная часть (Приветствие обучающихся, объявление темы занятие,
постановка задачи)
2. Основная часть (Выполнение задания)
12

3. Заключительная часть (Подведение итогов занятия).

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ И ФОРМА ИХ ПРОВЕРКИ
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты к концу обучения. В результате освоения программы
обучающиеся будут знать/понимать:
1. Знать специальные знания в области игре на барабане.
2. Знать технику безопасности с барабаном.
3. Понимать отличительные особенности групповой игры на барабанах.
5. Знать навыки грамотной коммуникации в коллективе.
7. Знать Физические и спортивные качества.
8. Понимать владение навыков в игре на барабане при ходьбе и дефиле.
9. Проявлять инициативу, лидерские качества и повысят уровень
дисциплинированности.
10. Понимать военно-патриотическое воспитание.
11. Развитие музыкальной памяти.
12. Будут знать различные марши выдающихся музыкантов.
Обучающиеся будут уметь:
1. Уметь играть на барабане в шеренге и при ходьбе.
2. Уметь играть на барабане в коллективе и в одиночку.
3. Уметь выполнять физические нагрузки.
4. Уметь дисциплинированно себя вести в коллективе и уважать друг друга.
5. Уметь отличать друг от друга различные марши.
6. Уметь играть на барабане с элементами хореографии и дефиле.
7. Уметь выполнять элементы начальной военной подготовки.
8. Уметь правильно держать палочки.
9. Уметь правильно держать барабан и уход за ним.
10. Уметь функционировать с другими учащимися.
Контроль за освоением знаний, умений и навыков проводит руководитель
объединения, осуществляющий обучение.
Контроль осуществляется с помощью педагогического мониторинга: в форме
формализованного
наблюдения
за
выполнением
практических
работ.
Промежуточного контроля после каждого пройденного раздела, итогового по
окончанию изучения программы.
Определения результативности: осуществляется в ходе беседы, опроса,
обсуждения.
Диагностический инструментарий.
Значительную роль в реализации программы "Взвод барабанщиков "Архангел" с
элементами начальной военной подготовки играет диагностика результатов и
контроль качества учебного процесса. Для проверки результативности программы
применяется разнообразный диагностический инструментарий.
13

В течение учебного года применяются следующие виды диагностики:
- Промежуточный контроль проводится после каждого пройденного раздела.
По его результатам, при необходимости, производится корректировка учебного
плана или программы обучения.
- Итоговый контроль проводится в конце учебного года, который позволяет
оценить результативность работы педагога за учебный год.
Оценочный материал. Обучающийся, освоивший программу, должен
обладать необходимыми для дальнейшего обучения знаниями, умениями
и навыками.
Оценочными материалами для контроля обучения служат:
- устные опрос.
- практические задания.
Критерии оценивания знаний и умений.
Оценка "5 баллов" ("отлично") – обучаемый полностью усвоил весь материал
учебной программы, самостоятельно и уверенно применяет полученные знания при
безупречном выполнении практических заданий, соблюдает требования техники
безопасности.
Оценка "4 балла" ("хорошо") – твердо усвоен основной материал, ответы
удовлетворяют требованиям, установленным для оценки "отлично", но при этом
юный спасатель допускает одну негрубую ошибку, делает несущественные
пропуски при изложении материала, полученные знания свободно применяет на
практике.
Оценка "3 балла" ("удовлетворительно") – обучаемый знает и понимает
основной материал учебной программы, но в усвоении материала имеются пробелы.
Излагает его упрощенно, с небольшими ошибками и затруднениями. Выполняет
практические задания с недочетами, иногда с браком.
Оценка "2 балла" ("неудовлетворительно") – ставится тогда, когда учащийся
слабо понимает большую часть программного материала, допускает грубые ошибки,
излагает материал бессистемно. Обучаемый не овладел основными элементами
предмета, имеющиеся знания не может применить на практике. Допускает
нарушения техники безопасности, брак.
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
7-10 ЛЕТ (1 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
№
п/п
1.
1.1

1.2.

Количество часов

Форма организации
Всего
Теория Практика занятия
Инструктаж по технике безопасности. ОФП. Знакомство с курсом, с барабаном и
его содержанием
Вводное занятие, инструктаж по 2
2
0
Теоретическое
технике
безопасности,
занятие,
ознакомление с задачами курса
практическое занятие
1 года обучения
ОФП. Физическая подготовка 8
1
7
Теоретическое
Название раздела, темы

14

1.3

1.4

1.5

1.6

2.
2.1.

2.2.

2.3

2.4

Упражнения на укрепление
корсета мышц и выносливости.
Музыка
и
музыкальный 8
инструмент (барабан)

занятие,
практическое занятие
1
7
Теоретическое
занятие,
практическое занятие
Тактика и техника ведения игры 5
1
4
Теоретическое
на барабане
занятие,
практическое занятие
Понятие ритмика, ритмическая 4
1
3
Теоретическое
гимнастика
занятие практическое
занятие
Военно-патриотическое
5
1
4
Теоретическое
воспитание. Игра на барабане
занятие практическое
занятие
Физическая подготовка. Развитие координации движения, походка и осанка.
Чувство ритма
Общая физическая подготовка
4
1
3
Теоретическое
занятие,
практическое занятие
Элементы начальной военной 4
1
3
Теоретическое
подготовки.
занятие,
практическое занятие
Игра на барабане с элементами 4
1
3
Теоретическое
хореографии. Гимнастика рук
занятие,
практическое занятие
Военно-патриотическое
2
2
0
Теоретическое
воспитание. Игра на барабане
занятие

3.
3.1.

Общая физическая подготовка
Комплекс упражнений для 7
развития силы рук

3.2

Комплекс упражнений
развития силы ног

3.3
4.
4.1

4.2
5.

5.1
5.2

1

6

для 7

1

6

Итоговое
занятие
по 2
изученному разделу
Основы военной подготовки
Строевая подготовка
5

0

2

1

4

Военно-патриотическое
1
воспитание
Музыка и её роль
Музыкальная
ритмика
с 1
элементами хореографии
Основные марши барабана и их 1
особенности

1

0

0

1

1

15

Теоретическое
занятие,
практическое занятие
Теоретическое
занятие,
практическое занятие
Практическое
занятие
Теоретическое
занятие,
практическое занятие
Теоретическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

5.3

Итоговое
занятие
изученному году.
Итого

по 2

72

1

1

18

54

Теоретическое
занятие,
практическое занятие

4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
10-13 ЛЕТ (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
№
п/п
1.
1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

2.
2.1.

2.2

2.3

3.
3.1

Название раздела, темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Форма организации
занятия

Инструктаж по технике безопасности. ОФП. Знакомство с курсом, с барабаном и
его содержанием
Вводное занятие, инструктаж 2
2
0
Теоретическое
занятие
по технике безопасности,
ознакомление с задачами
курса 2 года обучения
ОФП.
Физическая 8
1
7
Теоретическое
занятие,
подготовка
практическое занятие
Упражнения на укрепление
корсета
мышц
и
выносливости.
Музыка и музыкальный 6
1
5
Теоретическое
занятие,
инструмент (барабан)
практическое занятие
Тактика и техника ведения 5
1
4
Теоретическое
занятие,
игры на барабане
практическое занятие
Понятие
ритмика, 5
1
4
Теоретическое
занятие,
ритмическая гимнастика
практическое занятие
Военно-патриотическое
5
1
4
Теоретическое
воспитание.
Игра
на
занятие,
барабане
практическое занятие
Музыка и музыкальный инструмент
Стойка
и
ходьба 4
барабанщика,
развитие
координации
движения,
чувство ритма
Уметь ровно держать ритм 2
при
игре
на
ударных
инструментах.
Военно-патриотическое
1
воспитание.
Общая физическая подготовка
Комплекс упражнений для 7
развития силы рук

1

3

Теоретическое
занятие,
практическое занятие

1

1

1

0

Теоретическое
занятие,
практическое занятие
Теоретическое
занятие

1

6

16

Теоретическое
занятие,

3.2

Комплекс упражнений для 7
развития силы ног

1

6

3.3

0

2

4.
4.1

Итоговое
занятие
по 2
изученному разделу
Основы военной подготовки
Строевая подготовка
5

1

4

4.2

Основы дефиле с барабаном

7

2

5

4.3

Военно-патриотическое
воспитание

2

0

2

5
5.1

Музыка и её роль
Музыкальная ритмика с 1
элементами хореографии
Основные марши барабана и 1
их особенности
Итоговое
занятие
по 2
изученному году.

1

0

0

1

1

1

17

55

5.2
5.3

Итого

72

практическое занятие
Теоретическое
занятие,
практическое занятие
Практическое
занятие
Теоретическое
занятие,
практическое занятие
Теоретическое
занятие,
практическое занятие
Практическое
занятие

Теоретическое
занятие
Практическое
занятие
Теоретическое
занятие,
практическое занятие

5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
14-17 ЛЕТ (3 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
№
п/п
1.
1.1

1.2

1.3

1.4

Название раздела, темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Форма организации
занятия

Инструктаж по технике безопасности. ОФП. Знакомство с курсом, с барабаном
и его содержанием
2
Теоретическое
Вводное занятие, инструктаж 2
0
занятие, практическое
по технике безопасности,
занятие
ознакомление с задачами
курса 3 года обучения
3
7
Теоретическое
ОФП.
Физическая 10
занятие, практическое
подготовка
занятие
Упражнения на укрепление
корсета
мышц
и
выносливости.
1
2
Теоретическое
Музыка и музыкальный 3
занятие, практическое
инструмент (барабан)
Тактика и техника ведения 10
игры на барабане

2

17

8

занятие
Теоретическое
занятие, практическое

занятие
Теоретическое
занятие, практическое
занятие

1.5

Понятие
ритмика, 5
ритмическая гимнастика

2.

Физическая подготовка. Развитие координации движения, походка и осанка.
Чувство ритма.
1
2
Теоретическое
Общая
физическая 3
занятие, практическое
подготовка

2.1.

1

4

2.2

Элементы
начальной 2
военной подготовки.

1

1

2.3

Игра
на барабане с 1
элементами
хореографии.
Гимнастика рук
Общая физическая подготовка
Комплекс упражнений для 7
развития силы рук

1

0

1

6

3.2

Комплекс упражнений для 7
развития силы ног

1

6

3.3

4.
4.1

Итоговое
занятие
по 2
изученному разделу
Основы военной подготовки
Строевая подготовка.
5

1

4

4.2

Основы дефиле с барабаном

7

2

5

4.3

Овладеть
элементами 2
барабанного дефиле в строю
на месте.
Усвоить элементы дефиле в
строю
с
группой
барабанщиков в движении

0

2

5
5.1

Музыка и ее роль
Музыкальная ритмика
элементами хореографии

с 2

1

1

5.2

Основные марши барабана и 2
их особенности

1

1

3.
3.1

2

18

занятие
Теоретическое
занятие, практическое
занятие
Практическое занятие

Теоретическое
занятие,
практическое
занятие
Теоретическое
занятие,
практическое
занятие
Практическое
занятие
Теоретическое
занятие,
практическое
занятие
Теоретическое
занятие,
практическое
занятие
практическое
занятие

Теоретическое
занятие,
практическое
занятие
Теоретическое
занятие,
практическое
занятие

5.3

Итоговое
занятие
изученному году.

по 2

Итого

72

Теоретическое
занятие,
практическое
занятие

1

1

19

53

6. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
УЧЕБНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
7-10 ЛЕТ (1 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
Количество часов
№
п/п

1.
1.1

1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
2.
2.1.
2.2.
2.3
2.4

Раздел, тема

Инструктаж по технике безопасности. ОФП.
1 - 17
Знакомство с курсом, с барабаном и его содержанием
Вводное занятие, инструктаж по технике 2
0
безопасности, ознакомление с задачами
курса 1 года обучения
ОФП.
Физическая
подготовка
Упражнения на укрепление
корсета
мышц и выносливости.
Музыка и музыкальный инструмент
(барабан)
Тактика и техника ведения игры на
барабане
Понятие
ритмика,
ритмическая
гимнастика
Военно-патриотическое
воспитание.
Игра на барабане

1

1

Входной контроль

2, 3, 4, 5

Текущий контроль

6, 7, 8, 9

Текущий контроль

10, 11, 12

Текущий контроль

13, 14

Текущий контроль

15, 16, 17

Текущий контроль

7

1

7

1

4

1

3

1

4

Физическая подготовка. Развитие координации движения,
18 - 23
походка и осанка. Чувство ритма
1
3
Общая физическая подготовка
18, 19
3
Элементы
начальной
военной 1
20, 21
подготовки.
3
Игра
на барабане с элементами 1
22, 23
хореографии. Гимнастика рук
Военно-патриотическое
воспитание. 2
0
Игра на барабане
24

3.

Общая физическая подготовка

3.1.

Комплекс упражнений для развития 1
силы рук
Комплекс упражнений для развития 1
силы ног

3.2

Практи
ка

Теория

Учебная
неделя
Форма контроля
(с
сентября
по май)

Текущий контроль
Текущий контроль
Текущий контроль
Текущий контроль

25 - 31
6

25, 26, 27

Текущий контроль

28, 29, 30

Текущий контроль

6

19

3.3
4.
4.1
4.2
5.
5.1
5.2
5.3

Итоговое занятие по изученному разделу 0
Основы военной подготовки
1
Строевая подготовка
Военно-патриотическое воспитание 1
Музыка и ее роль
Музыкальная ритмика с элементами 1
хореографии
Основные марши барабана и их 0
особенности
1
Итоговое занятие по изученному году

Итог часов:

31
32 - 34
32, 33
34
35 - 36

Итоговый контроль

35

Текущий контроль

35

Текущий контроль

1

36

Итоговый контроль

54

72 часа (36 учебных недель)

2
4

0
1

18

Текущий контроль
Текущий контроль

7. УЧЕБНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
10-13 ЛЕТ (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
Количество часов
№
п/п

1.
1.1

1.2

1.3
1.4
1.5
1.6

2.
2.1.
2.2
2.3

Раздел, тема

Инструктаж по технике безопасности. ОФП.
1 - 16
Знакомство с курсом, с барабаном и его содержанием
Вводное занятие, инструктаж по технике 2
0
безопасности, ознакомление с задачами
курса 2 года обучения
ОФП.
Физическая
подготовка
Упражнения на укрепление
корсета
мышц и выносливости.
Музыка и музыкальный инструмент
(барабан)
Тактика и техника ведения игры на
барабане
Понятие
ритмика,
ритмическая
гимнастика
Военно-патриотическое
воспитание.
Игра на барабане

1

5

1

4

1

4

1

4

Музыка и музыкальный инструмент

4.

Основы военной подготовки

Входной контроль

2, 3, 4, 5

Текущий контроль

6, 7, 8

Текущий контроль

9, 10, 11

Текущий контроль

12, 13, 14

Текущий контроль

15,16

Текущий контроль

17 - 20

Стойка и ходьба барабанщика, развитие 1
координации движения, чувство ритма
Уметь ровно держать ритм при игре на 1
ударных инструментах.
Военно-патриотическое воспитание.
1

3.3

3.2

1
7

1

Общая физическая подготовка
Комплекс упражнений для развития 1
силы рук
Комплекс упражнений для развития 1
силы ног
Итоговое занятие по изученному разделу 0

3.
3.1

Практи
ка

Теория

Учебная
Форма контроля
неделя
(с сентября по
май)

3
1

0
6
6
2

20

17, 18

Текущий контроль

19

Текущий контроль

20
20 - 26

Текущий контроль

20, 21, 22, 23

Текущий контроль

24, 25, 26, 27

Текущий контроль

28
29 - 34

Итоговый контроль

4.1
4.2
4.3

Строевая подготовка
Основы дефиле с барабаном
Военно-патриотическое воспитание

5.

Музыка и ее роль
Музыкальная ритмика с элементами 1
хореографии
Основные марши барабана и их 0
особенности
1
Итоговое занятие по изученному году.

5.1
5.2
5.3

Итог часов:

1
2

4
5
2

0

29, 30,
31, 32, 33

Текущий контроль
Текущий контроль

34

Текущий контроль

35 -36

0
1
1

17

35

Текущий контроль

35

Текущий контроль

36

55

Итоговый контроль
72 аса (36 учебных недель)

8. УЧЕБНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
14-16 ЛЕТ (3 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
Количество часов
№
п/п

1.
1.1

1.2

1.3
1.4
1.5
2.
2.1.

Раздел, тема

3.3
4.

Основы военной подготовки

4.1
4.2

Строевая подготовка.
Основы дефиле с барабаном

2.3
3.
3.1
3.2

Теория

Инструктаж по технике безопасности. ОФП. Знакомство с
курсом, с барабаном и его содержанием
Вводное занятие, инструктаж по технике 2
0
безопасности, ознакомление с задачами
курса 2 года обучения
7
ОФП.
Физическая
подготовка 3
Упражнения на укрепление
корсета
мышц и выносливости.
2
Музыка и музыкальный инструмент 1
(барабан)
8
Тактика и техника ведения игры на 2
барабане
4
Понятие
ритмика,
ритмическая 1
гимнастика
Физическая подготовка. Развитие координации движения,
походка и осанка. Чувство ритма
1
2
Общая физическая подготовка
Элементы
начальной
военной
подготовки.
Игра
на барабане с элементами
хореографии. Гимнастика рук
Общая физическая подготовка
Комплекс упражнений для развития
силы рук
Комплекс упражнений для развития
силы ног
Итоговое занятие по изученному разделу

2.2

Практи
ка

1

1

1

0

1

6

1

6

0

2

Учебная
Форма контроля
неделя
(с сентября по
май)
1 - 15
1

Входной контроль

2, 3, 4, 5, 6

Текущий контроль

7

Текущий контроль

8, 9, 10, 11, 12

Текущий контроль

13, 14, 15

Текущий контроль

16 - 19
16, 17

Текущий контроль

18

Текущий контроль

19

Текущий контроль

20 - 26
20, 21, 22

Текущий контроль

23, 24, 25

Текущий контроль

26

Итоговый контроль

27 - 33
1
2

4
5

21

27, 28, 29
30, 31, 32

Текущий контроль
Текущий контроль

4.3

5.
5.1
5.2
5.3

Овладеть
элементами
барабанного 0
дефиле в строю на месте.
Усвоить элементы дефиле в строю с
группой барабанщиков в движении

2

Музыка и ее роль
Музыкальная ритмика с элементами 1
хореографии
Основные марши барабана и их 1
особенности
1
Итоговое занятие по изученному году.

Итог часов:

Текущий контроль

33

34 - 36
1
1
1

19

53

34

Текущий контроль

35

Текущий контроль

36

Итоговый контроль
72 аса (36 учебных недель)

9. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
7-10 ЛЕТ (1 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
7-11
Раздел 1. Инструктаж по технике безопасности. ОФП. Знакомство с курсом, с
барабаном и его содержанием.
Тема 1.1. Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности, ознакомление с
задачами курса 1 года обучения.
Теоретическое занятие: Знакомство обучающихся друг с другом. Разъяснение
обучающимся целей и задач творческого объединения, содержания дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы;
- описание содержания и ожидаемых результатов каждого года занятий;
- объяснение основных этапов овладения мастерством;
- рассказ о достижениях творческого объединения в целом и его отдельных
воспитанников;
- рассказ о традициях творческого объединения.
Меры по обеспечению безопасности в проведении тренировок.
Тема 1.2. ОФП. Физическая подготовка Упражнения на укрепление корсета мышц и
выносливости.
Теоретическое занятие: техника безопасности при выполнении физических
упражнений.
Практическое занятие: система упражнений для укрепления здоровья и развития
наиболее полезных и необходимых в жизни физических качеств, таких как:
ловкость, координация, выносливость, гибкость, скорость, сила, направленных на
всестороннее физическое развитие человека.
Тема 1.3. Музыка и музыкальный инструмент (барабан).
Теоретическое занятие: краткий экскурс по теории музыки: звук, его свойства, звук
как физическое явление, свойства и качества звука, звукоряд, ступени, октавная
система, диапазон, регистртеория, лад, тональность, устойчивость и неустойчивость,
тоника, лад, ступени лада, интервал, мелодический и гармонический интервал,
аккорд, созвучие, ритм, метр, музыкальный синтаксис. Барабан, как музыкальный
инструмент. История, распространение среди народов, исполнитель игры на
барабане и др.
Практическое занятие: пробная игра на барабане, разучивание простого ритма.
22

Тема 1.4. Тактика и техника ведения игры на барабане.
Теоретическое занятие: презентация по технике введения игры.
Практическое занятие: синтез музыки и движения, основные элементы занятий
ритмикой. Подготовка тела к восприятию музыки – физические упражнения для
освоения азбуки движений, соотнесение этих движений адекватно звучанию
музыки. Роль танца в воспитании движений.
Тема 1.5. Понятие ритмика, ритмическая гимнастика.
Теоретическое занятие: правила ритмической гимнастики рук: гимнастика для
плечевого пояса и рук улучшает подвижность и функциональность верхней части
тела, восстанавливает эластичность суставов, укрепляет соединительные ткани,
избавляет от болей в спине, повышает гибкость рук.
Практическое занятие: гимнастик рук с палочками и без палочек: 1. Сгибание и
разгибание раздельно каждого пальца и фаланги. 2. Поднятие пальцев (раздельное
для каждого). 3. Поднятие одновременно всех пальцев. 4. Поднятие ладони, пальцы
фиксированы на столе. 5. Разведение и сближение пальцев. 6. Поднятие пальцев
(раздельное) и из такого исходного положения движения ими вправо и влево. 7.
Описание кругов каждым пальцем в отдельности. 8. Приведение пальцев под ладонь
раздельное, а затем всех вместе. Ладонь приподнята, кончики пальцев опираются о
стол: 9. Поднятие пальцев (раздельное). 10. Сжатие кисти в кулак: большой палец
сверху; сжатие в кулак: большой палец на ладони под остальными пальцами (6—8
раз). 11. Большой палец в положении противопоставления. Каждый палец
приближается к кончику большого пальца, образуя при этом кольцо. 15.
Приближение к концевой фаланге большого пальца каждой фаланги каждого пальца
отдельно. Всего 12—16 движений. Тоже самое производят другой кистью при
оказании соответствующего сопротивления (4—6 раз).
Тема 1.6. Военно-патриотическое воспитание. Игра на барабане.
Теоретическое занятие: презентация на тему патриотическое воспитание. Что такое
патриотизм? Что такое гражданская ответственность? Знакомство детей с
символами государства (герб, флаг, гимн). Развитие заботливого отношения к
природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Расширение представлений у дошкольников о родном городе, области и родной
природе.
Практическое занятие: игра на барабане. Комплекс упражнений музыканта
исполнителя. Продолжительные упражнения для разогрева и приведения в рабочее
состояние кистей рук музыканта. Исполнение двойных и тройных ударов на малом
барабане.
Раздел 2. Физическая подготовка. Развитие координации движения, походка и
осанка. Чувство ритма.
Тема 2.1. Общая физическая подготовка.
Теоретическое занятие: теория физической подготовки. Показатели развития:
крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро
адаптироваться к различным, в том числе и неблагоприятным, условиям жизни,
труда, быта; высокая общая физическая работоспособность, позволяющая добиться
значительной специальной работоспособности; пропорционально развитое
телосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и
диспропорций; всесторонне и гармонически развитые физические качества,
23

исключающие однобокое развитие человека; владение рациональной техникой
основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать
новые двигательные действия; физкультурная образованность, т.е. владение
специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и
физическими способностями в жизни, труде, спорте.
Практическое занятие: система упражнений для укрепления здоровья и развития
наиболее полезных и необходимых в жизни физических качеств, таких как:
ловкость, координация, выносливость, гибкость, скорость, сила, направленных на
всестороннее физическое развитие человека.
Тема 2.2. Элементы начальной военной подготовки.
Теоретическое занятие: теория военной подготовки. Воинская слава России. Армия
и флот России XX века. Армия России на современном этапе. Виды и рода войск ВС
РФ. Вооружение Российской армии на современном этапе. Ракетные войска.
Сухопутные войска. Военно-воздушные силы. Военно-морской флот. Пограничные
войска. Внутренние войска. Профессия военного: описание и содержание
деятельности. Необходимые умения. Область применения. Военные профессии для
девочек.
Практическое занятие: строевая. Строевые приемы на месте (индивидуальные и в
группе). Строевые приемы в движении (индивидуальные и в группе). Управление
строем. Обязанности перед построением и в строю. Строевая стойка и выполнение
команд: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Заправиться!».
Повороты на месте и в движении: «Налево!», «Направо!», «Кругом!». Строевой шаг.
Походный шаг. Построение в шеренгу, колонну. Перестроения. Движение в колонне
в обход, по кругу. Движение в колонну по одному, по два, по три.
Тема 2.3. Игра на барабане с элементами хореографии. Гимнастика рук.
Практическое занятие: игра на барабане, упражнения на гимнастику рук.
Тема 2.4. Военно-патриотическое воспитание. Игра на барабане.
Теоретическое занятие: презентация на тему патриотическое воспитание.
Практическое занятие: игра на барабане. Комплекс упражнений музыканта
исполнителя. Продолжительные упражнения для разогрева и приведения в рабочее
состояние кистей рук музыканта. Исполнение двойных и тройных ударов на малом
барабане.
Раздел 3. Общая физическая подготовка
Тема 3.1. Комплекс упражнений для развития силы рук
Теоретическое занятие: виды упражнений для развития силы рук и общей
выносливости. Физическая подготовленность человека. Виды упражнений для рук.
Практическое занятие: выполнение упражнений на развитие силы рук, общей
выносливости. Сгибание и разгибание рук при передвижении и на месте из
различных и. п., в том числе в упоре присев, упоре стоя на коленях, упоре лежа на
груди, упоре лежа, упоре лежа боком, упоре стоя согнувшись — одновременно,
поочередно и попеременно. Упражнения с партнером (в сопротивлениях разного
типа) в переталкивании, перетягивании за черту и т. д. Упражнения с набивными
мячами: броски и ловля мяча из различных и. п. (лицом, спиной, боком), броски
снизу, от груди, от плеча, сбоку, из-за головы, с поворотом. Упражнения с
гантелями: из различных и. п., упражнения для кистей, поднимание и опускание
прямых рук; сгибание и разгибание рук; круговые движения рук; имитация
24

движений в боксе и плавании. Упражнения на гимнастической стенке в сгибании и
выпрямлении рук: а) в упорах лежа и лежа сзади, опираясь руками или ногами о
рейку, на различной высоте, б) лицом к стенке в висе стоя и в висе подтягивание на
верхней рейке, в) то же, что второе упражнение, но спиной к стенке, г) лазание и
слезание по гимнастической стенке на одних руках. Упражнения на перекладине и
кольцах: подтягивание в висе.
Тема 3.2. Комплекс упражнений для развития силы ног.
Теоретическое занятие: виды упражнений для развития силы ног и общей
выносливости.
Практическое занятие: Приседания, выпады, стульчик, подъем на носки.
Приседания с широкой и узкой постановкой ног, отягощениями, на одной ноге.
Выпады вперед, назад, в стороны, на месте, динамичные и с отягощениями. Махи и
отведения стоя и лежа. Статические выпады и приседания. Круговые движения
ногой, коленом, стопой. Подъемы на носки, перекаты с носки на пятку. Прыжки на
месте, в длину, в стороны, запрыгивания, выпрыгивания
Тема 3.3. Итоговое занятие по изученному разделу.
Практическое занятие: Дефиле. Выполнение построения с игрой на барабане.
Раздел 4. Основы военной подготовки.
Тема 4.1. Строевая подготовка.
Теоретическое занятие: Построения в колонну по двое, шеренгу.
Практическое занятие: Строевые приемы на месте (индивидуальные и в группе).
Строевые приемы в движении (индивидуальные и в группе). Управление строем.
Обязанности перед построением и в строю. Строевая стойка и выполнение команд:
«Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Заправиться!». Повороты на
месте и в движении: «Налево!», «Направо!», «Кругом!». Строевой шаг. Походный
шаг. Построение в шеренгу, колонну. Перестроения. Движение в колонне в обход,
по кругу. Движение в колонну по одному, по два, по три.
Тема 4.2. Итоговое занятие по изученному разделу.
Теоретическое занятие: Дефиле. Выступление на мероприятии, выпускном,
соревнованиях.
Раздел 5. Музыка и ее роль.
Тема 5.1. Музыкальная ритмика с элементами хореографии.
Практическое занятие: игра на барабане с элементами хореографии и движения.
Тема 5.2. Основные марши барабана и их особенности.
Теоретическое занятие: игра основных маршей на барабане.
Тема 5.3. Итоговое занятие по изученному году.
Теоретическое занятие: Дефиле. Выступление на мероприятии, выпускном,
соревнованиях.
10. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
10-13 ЛЕТ (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
Раздел 1. Инструктаж по технике безопасности. ОФП. Знакомство с курсом, с
барабаном и его содержанием.
Тема 1.1. Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности, ознакомление с
задачами курса 2 года обучения.
25

Теоретическое занятие: Знакомство обучающихся друг с другом. Разъяснение
обучающимся целей и задач творческого объединения, содержания дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы;
- описание содержания и ожидаемых результатов каждого года занятий;
- объяснение основных этапов овладения мастерством;
- рассказ о достижениях творческого объединения в целом и его отдельных
воспитанников;
- рассказ о традициях творческого объединения.
Меры по обеспечению безопасности в проведении тренировок.
Тема 1.2. ОФП. Физическая подготовка Упражнения на укрепление корсета мышц
и выносливости.
Теоретическое занятие: техника безопасности при выполнении физических
упражнений.
Практическое занятие: система упражнений для укрепления здоровья и развития
наиболее полезных и необходимых в жизни физических качеств, таких как:
ловкость, координация, выносливость, гибкость, скорость, сила, направленных на
всестороннее физическое развитие человека.
Тема 1.3. Музыка и музыкальный инструмент (барабан).
Теоретическое занятие: краткий экскурс по теории музыки: звук, его свойства, звук
как физическое явление, свойства и качества звука, звукоряд, ступени, октавная
система, диапазон, регистртеория, лад, тональность, устойчивость и неустойчивость,
тоника, лад, ступени лада, интервал, мелодический и гармонический интервал,
аккорд, созвучие, ритм, метр, музыкальный синтаксис. Барабан, как музыкальный
инструмент. История, распространение среди народов, исполнитель игры на
барабане и др.
Практическое занятие: пробная игра на барабане, разучивание простого ритма.
Тема 1.4. Тактика и техника ведения игры на барабане.
Теоретическое занятие: презентация по технике введения игры
Практическое занятие: синтез музыки и движения, основные элементы занятий
ритмикой. Подготовка тела к восприятию музыки – физические упражнения для
освоения азбуки движений, соотнесение этих движений адекватно звучанию
музыки. Роль танца в воспитании движений.
Тема 1.5. Понятие ритмика, ритмическая гимнастика.
Теоретическое занятие: правила ритмической гимнастики рук: гимнастика для
плечевого пояса и рук улучшает подвижность и функциональность верхней части
тела, восстанавливает эластичность суставов, укрепляет соединительные ткани,
избавляет от болей в спине, повышает гибкость рук.
Практическое занятие: гимнастик рук с палочками и без палочек: 1. Сгибание и
разгибание раздельно каждого пальца и фаланги. 2. Поднятие пальцев (раздельное
для каждого). 3. Поднятие одновременно всех пальцев. 4. Поднятие ладони, пальцы
фиксированы на столе. 5. Разведение и сближение пальцев. 6. Поднятие пальцев
(раздельное) и из такого исходного положения движения ими вправо и влево. 7.
Описание кругов каждым пальцем в отдельности. 8. Приведение пальцев под ладонь
раздельное, а затем всех вместе. Ладонь приподнята, кончики пальцев опираются о
стол: 9. Поднятие пальцев (раздельное). 10. Сжатие кисти в кулак: большой палец
сверху; сжатие в кулак: большой палец на ладони под остальными пальцами (6—8
26

раз). 11. Большой палец в положении противопоставления. Каждый палец
приближается к кончику большого пальца, образуя при этом кольцо. 15.
Приближение к концевой фаланге большого пальца каждой фаланги каждого пальца
отдельно. Всего 12—16 движений. Тоже самое производят другой кистью при
оказании соответствующего сопротивления (4—6 раз).
Тема 1.6. Военно-патриотическое воспитание. Игра на барабане.
Теоретическое занятие: презентация на тему патриотическое воспитание. Что такое
патриотизм? Что такое гражданская ответственность? Знакомство детей с
символами государства (герб, флаг, гимн). Развитие заботливого отношения к
природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Расширение представлений у дошкольников о родном городе, области и родной
природе.
Практическое занятие: игра на барабане. Комплекс упражнений музыканта
исполнителя. Продолжительные упражнения для разогрева и приведения в рабочее
состояние кистей рук музыканта. Исполнение двойных и тройных ударов на малом
барабане.
Раздел 2. Музыка и музыкальный инструмент.
Тема 2.1. Стойка и ходьба барабанщика, развитие координации движения, чувство
ритма.
Теоретическое занятие: правила поведения в движении. «Игроритмика» является
основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей,
позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения
под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму,
темпу и другим средствам музыкальной выразительности.
Практическое занятие: специальные упражнения для согласования движений с
музыкой, музыкальные задания и игры ходьба с барабаном под разные марши,
выработка координации движения.
Тема 2.2. Уметь ровно держать ритм при игре на ударных инструментах.
Теоретическое занятие: правила поведения в движении. Постановка рук для
легкости исполнения технических приемов, необходимых для игры на любом
инструменте.
Практическое занятие: ходьба с барабаном под разные марши, выработка
координации движения.
Тема 2.3 Военно-патриотическое воспитание. Игра на барабане.
Теоретическое занятие: презентация на тему патриотическое воспитание. Что такое
патриотизм? Что такое гражданская ответственность? Знакомство детей с
символами государства (герб, флаг, гимн). Развитие заботливого отношения к
природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Расширение представлений у дошкольников о родном городе, области и родной
природе.
Практическое занятие: игра на барабане. Комплекс упражнений музыканта
исполнителя. Продолжительные упражнения для разогрева и приведения в рабочее
состояние кистей рук музыканта. Исполнение двойных и тройных ударов на малом
барабане.
Раздел 3. Общая физическая подготовка
Тема 3.1. Комплекс упражнений для развития силы рук
27

Теоретическое занятие: виды упражнений для развития силы рук и общей
выносливости. Физическая подготовленность человека. Виды упражнений для рук.
Практическое занятие: выполнение упражнений на развитие силы рук, общей
выносливости. Сгибание и разгибание рук при передвижении и на месте из
различных и. п., в том числе в упоре присев, упоре стоя на коленях, упоре лежа на
груди, упоре лежа, упоре лежа боком, упоре стоя согнувшись — одновременно,
поочередно и попеременно. Упражнения с партнером (в сопротивлениях разного
типа) в переталкивании, перетягивании за черту и т. д. Упражнения с набивными
мячами: броски и ловля мяча из различных и. п. (лицом, спиной, боком), броски
снизу, от груди, от плеча, сбоку, из-за головы, с поворотом. Упражнения с
гантелями: из различных и. п., упражнения для кистей, поднимание и опускание
прямых рук; сгибание и разгибание рук; круговые движения рук; имитация
движений в боксе и плавании. Упражнения на гимнастической стенке в сгибании и
выпрямлении рук: а) в упорах лежа и лежа сзади, опираясь руками или ногами о
рейку, на различной высоте, б) лицом к стенке в висе стоя и в висе подтягивание на
верхней рейке, в) то же, что второе упражнение, но спиной к стенке, г) лазание и
слезание по гимнастической стенке на одних руках. Упражнения на перекладине и
кольцах: подтягивание в висе.
Тема 3.2. Комплекс упражнений для развития силы ног.
Теоретическое занятие: виды упражнений для развития силы ног и общей
выносливости.
Практическое занятие: Приседания, выпады, стульчик, подъем на носки.
Приседания с широкой и узкой постановкой ног, отягощениями, на одной ноге.
Выпады вперед, назад, в стороны, на месте, динамичные и с отягощениями. Махи и
отведения стоя и лежа. Статические выпады и приседания. Круговые движения
ногой, коленом, стопой. Подъемы на носки, перекаты с носки на пятку. Прыжки на
месте, в длину, в стороны, запрыгивания, выпрыгивания.
Тема 3.3. Итоговое занятие по изученному разделу.
Практическое занятие: Дефиле.
Раздел 4. Основы военной подготовки.
Тема 4.1. Строевая подготовка.
Теоретическое занятие: Построения в колонну по двое, шеренгу.
Практическое занятие: Строевые приемы на месте (индивидуальные и в группе).
Строевые приемы в движении (индивидуальные и в группе). Управление строем.
Обязанности перед построением и в строю. Строевая стойка и выполнение команд:
«Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Заправиться!». Повороты на
месте и в движении: «Налево!», «Направо!», «Кругом!». Строевой шаг. Походный
шаг. Построение в шеренгу, колонну. Перестроения. Движение в колонне в обход,
по кругу. Движение в колонну по одному, по два, по три.
Тема 4.2. Итоговое занятие по изученному разделу.
Теоретическое занятие: Дефиле. Выступление на мероприятии, выпускном,
соревнованиях.
Раздел 5. Музыка и ее роль.
Тема 5.1. Музыкальная ритмика с элементами хореографии.
Практическое занятие: игра на барабане с элементами хореографии и движения.
Тема 5.2. Основные марши барабана и их особенности.
28

Теоретическое занятие: игра основных маршей на барабане.
Тема 5.3. Итоговое занятие по изученному году.
Теоретическое занятие: Дефиле. Выступление на мероприятии, выпускном,
соревнованиях.
11. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 14-16 ЛЕТ (3
ГОД ОБУЧЕНИЯ)
Раздел 1. Инструктаж по технике безопасности. ОФП. Знакомство с курсом, с
барабаном и его содержанием.
Тема 1.1. Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности, ознакомление с
задачами курса 3 года обучения.
Теоретическое занятие: Знакомство обучающихся друг с другом. Разъяснение
обучающимся целей и задач творческого объединения, содержания дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы;
- описание содержания и ожидаемых результатов каждого года занятий;
- объяснение основных этапов овладения мастерством;
- рассказ о достижениях творческого объединения в целом и его отдельных
воспитанников;
- рассказ о традициях творческого объединения.
Меры по обеспечению безопасности в проведении тренировок.
Тема 1.2. ОФП. Физическая подготовка Упражнения на укрепление корсета мышц
и выносливости.
Теоретическое занятие: техника безопасности при выполнении физических
упражнений.
Практическое занятие: система упражнений для укрепления здоровья и развития
наиболее полезных и необходимых в жизни физических качеств, таких как:
ловкость, координация, выносливость, гибкость, скорость, сила, направленных на
всестороннее физическое развитие человека.
Тема 1.3. Музыка и музыкальный инструмент (барабан).
Теоретическое занятие: краткий экскурс по теории музыки: звук, его свойства, звук
как физическое явление, свойства и качества звука, звукоряд, ступени, октавная
система, диапазон, регистртеория, лад, тональность, устойчивость и неустойчивость,
тоника, лад, ступени лада, интервал, мелодический и гармонический интервал,
аккорд, созвучие, ритм, метр, музыкальный синтаксис. Барабан, как музыкальный
инструмент. История, распространение среди народов, исполнитель игры на
барабане и др.
Практическое занятие: пробная игра на барабане, разучивание простого ритма.
Тема 1.4. Тактика и техника ведения игры на барабане.
Теоретическое занятие: презентация по технике введения игры.
Практическое занятие: синтез музыки и движения, основные элементы занятий
ритмикой. Подготовка тела к восприятию музыки – физические упражнения для
освоения азбуки движений, соотнесение этих движений адекватно звучанию
музыки. Роль танца в воспитании движений.
Тема 1.5. Понятие ритмика, ритмическая гимнастика.

29

Теоретическое занятие: правила ритмической гимнастики рук: гимнастика для
плечевого пояса и рук улучшает подвижность и функциональность верхней части
тела, восстанавливает эластичность суставов, укрепляет соединительные ткани,
избавляет от болей в спине, повышает гибкость рук.
Практическое занятие: гимнастик рук с палочками и без палочек: 1. Сгибание и
разгибание раздельно каждого пальца и фаланги. 2. Поднятие пальцев (раздельное
для каждого). 3. Поднятие одновременно всех пальцев. 4. Поднятие ладони, пальцы
фиксированы на столе. 5. Разведение и сближение пальцев. 6. Поднятие пальцев
(раздельное) и из такого исходного положения движения ими вправо и влево. 7.
Описание кругов каждым пальцем в отдельности. 8. Приведение пальцев под ладонь
раздельное, а затем всех вместе. Ладонь приподнята, кончики пальцев опираются о
стол: 9. Поднятие пальцев (раздельное). 10. Сжатие кисти в кулак: большой палец
сверху; сжатие в кулак: большой палец на ладони под остальными пальцами (6—8
раз). 11. Большой палец в положении противопоставления. Каждый палец
приближается к кончику большого пальца, образуя при этом кольцо. 15.
Приближение к концевой фаланге большого пальца каждой фаланги каждого пальца
отдельно. Всего 12—16 движений. Тоже самое производят другой кистью при
оказании соответствующего сопротивления (4—6 раз).
Раздел 2. Физическая подготовка. Развитие координации движения, походка и
осанка. Чувство ритма.
Тема 2.1. Общая физическая подготовка.
Теоретическое занятие: теория физической подготовки. Показатели развития:
крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро
адаптироваться к различным, в том числе и неблагоприятным, условиям жизни,
труда, быта; высокая общая физическая работоспособность, позволяющая добиться
значительной специальной работоспособности; пропорционально развитое
телосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и
диспропорций; всесторонне и гармонически развитые физические качества,
исключающие однобокое развитие человека; владение рациональной техникой
основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать
новые двигательные действия; физкультурная образованность, т.е. владение
специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и
физическими способностями в жизни, труде, спорте.
Практическое занятие: система упражнений для укрепления здоровья и развития
наиболее полезных и необходимых в жизни физических качеств, таких как:
ловкость, координация, выносливость, гибкость, скорость, сила, направленных на
всестороннее физическое развитие человека.
Тема 2.2. Элементы начальной военной подготовки.
Теоретическое занятие: теория военной подготовки. Воинская слава России. Армия
и флот России XX века. Армия России на современном этапе. Виды и рода войск ВС
РФ. Вооружение Российской армии на современном этапе. Ракетные войска.
Сухопутные войска. Военно-воздушные силы. Военно-морской флот. Пограничные
войска. Внутренние войска. Профессия военного: описание и содержание
деятельности. Необходимые умения. Область применения. Военные профессии для
девочек.
30

Практическое занятие: строевая. Строевые приемы на месте (индивидуальные и в
группе). Строевые приемы в движении (индивидуальные и в группе). Управление
строем. Обязанности перед построением и в строю. Строевая стойка и выполнение
команд: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Заправиться!».
Повороты на месте и в движении: «Налево!», «Направо!», «Кругом!». Строевой шаг.
Походный шаг. Построение в шеренгу, колонну. Перестроения. Движение в колонне
в обход, по кругу. Движение в колонну по одному, по два, по три.
Тема 2.3. Игра на барабане с элементами хореографии. Гимнастика рук.
Практическое занятие: игра на барабане, упражнения на гимнастику рук.
Раздел 3. Общая физическая подготовка
Тема 3.1. Комплекс упражнений для развития силы рук
Теоретическое занятие: виды упражнений для развития силы рук и общей
выносливости. Физическая подготовленность человека. Виды упражнений для рук.
Практическое занятие: выполнение упражнений на развитие силы рук, общей
выносливости. Сгибание и разгибание рук при передвижении и на месте из
различных и. п., в том числе в упоре присев, упоре стоя на коленях, упоре лежа на
груди, упоре лежа, упоре лежа боком, упоре стоя согнувшись — одновременно,
поочередно и попеременно. Упражнения с партнером (в сопротивлениях разного
типа) в переталкивании, перетягивании за черту и т. д. Упражнения с набивными
мячами: броски и ловля мяча из различных и. п. (лицом, спиной, боком), броски
снизу, от груди, от плеча, сбоку, из-за головы, с поворотом. Упражнения с
гантелями: из различных и. п., упражнения для кистей, поднимание и опускание
прямых рук; сгибание и разгибание рук; круговые движения рук; имитация
движений в боксе и плавании. Упражнения на гимнастической стенке в сгибании и
выпрямлении рук: а) в упорах лежа и лежа сзади, опираясь руками или ногами о
рейку, на различной высоте, б) лицом к стенке в висе стоя и в висе подтягивание на
верхней рейке, в) то же, что второе упражнение, но спиной к стенке, г) лазание и
слезание по гимнастической стенке на одних руках. Упражнения на перекладине и
кольцах: подтягивание в висе.
Тема 3.2. Комплекс упражнений для развития силы ног.
Теоретическое занятие: виды упражнений для развития силы ног и общей
выносливости.
Практическое занятие: Приседания, выпады, стульчик, подъем на носки.
Приседания с широкой и узкой постановкой ног, отягощениями, на одной ноге.
Выпады вперед, назад, в стороны, на месте, динамичные и с отягощениями. Махи и
отведения стоя и лежа. Статические выпады и приседания. Круговые движения
ногой, коленом, стопой. Подъемы на носки, перекаты с носки на пятку. Прыжки на
месте, в длину, в стороны, запрыгивания, выпрыгивания.
Тема 3.3. Итоговое занятие по изученному разделу.
Практическое занятие: Дефиле.
Раздел 4. Основы военной подготовки.
Тема 4.1. Строевая подготовка.
Теоретическое занятие: Построения в колонну по двое, шеренгу.
Практическое занятие: Строевые приемы на месте (индивидуальные и в группе).
Строевые приемы в движении (индивидуальные и в группе). Управление строем.
Обязанности перед построением и в строю. Строевая стойка и выполнение команд:
31

«Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Заправиться!». Повороты на
месте и в движении: «Налево!», «Направо!», «Кругом!». Строевой шаг. Походный
шаг. Построение в шеренгу, колонну. Перестроения. Движение в колонне в обход,
по кругу. Движение в колонну по одному, по два, по три.
Тема 4.2. Итоговое занятие по изученному разделу.
Теоретическое занятие: Дефиле. Выступление на мероприятии, выпускном,
соревнованиях.
Раздел 5. Музыка и ее роль.
Тема 5.1. Музыкальная ритмика с элементами хореографии.
Практическое занятие: игра на барабане с элементами хореографии и движения.
Тема 5.2. Основные марши барабана и их особенности.
Теоретическое занятие: игра основных маршей на барабане.
Тема 5.3. Итоговое занятие по изученному году.
Теоретическое занятие: Дефиле. Выступление на мероприятии, выпускном,
соревнованиях.
11.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Теоретическая часть программы реализуется в форме занятий в учебном
кабинете. Информационными ресурсами выступает литература по тематике музыки
и военной тематике; Интернет-сайты, учебные фильмы. Применяются технические
средства представления информации: ноутбук, мультимедийный проектор.
Практические занятия проводятся в спортивном зале, либо в актовом зале
(концертном), а также возможны выезды на другие площадки города. В процессе
занятий широко используется имеющееся музыкальные инструменты.
Индивидуальное обучение по программе не возможно, так как программа
подразумевает коллективное обучение.
Для успешной реализации программы необходимо наличие:
- помещение: музыкальный зал для отработки маршей и дефиле. Учебный
класс для теории.
- оборудование: компьютер и проектор для теоретических знаний, принтер для
раздаточного материала.
Для детей в возрасте 7-10 лет:
- индивидуальный комплект ударных инструментов (малые маршевый барабан
(Flight 14*4) в количестве 1 штуке на каждого ученика, барабанные палочки в
количестве 2 пары, ремень для барабана в количестве 1 штуки). Удобная сменная
обувь.
Для детей в возрасте 10-13 и 14-16 лет:
- индивидуальный комплект ударных инструментов (маршевый барабан
(Flight 14*5) в количестве 1 штуке на каждого ученика, барабанные палочки в
количестве 2 пары, ремень для барабана в количестве 1 штуки). Удобная сменная
обувь.

32

Для педагога: индивидуальный комплект ударных инструментов (маршевый
барабан (Flight 14*5) в количестве 1 штуке, барабанные палочки в количестве 2
пары, ремень для барабана в количестве 1 штуки. Аудитория (музыкальный зал для
проведения практических занятий и учебный класс для теоретических занятий).
Компьютер, принтер, проектор.
Кадровое обеспечение - педагоги дополнительного образования физкультурноспортивной направленности, соответствующий Профессиональному стандарту
"Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (утверждён приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н).
Педагог должен владеть необходимой профессиональной компетентностью для
реализации программы: имеет опыт работы с обучающимися данного возраста,
имеет навык организации образовательной деятельности обучающихся, обладает
сформированными социально ориентированными личностными качествами
(ответственность, доброжелательность, коммуникабельность, целеустремленность,
эмпатия, тактичность и др.), а также обладает необходимым уровнем знаний
и практических умений в соответствующей предметной области.
13. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
Для родителей:
1. А.П.Гайдара. Жизнь и творчество. Материалы для выставки в школе и
детской библиотеке. - М.:Детская литература, 2011 г.
2. Купинский К. Школа игры на ударных инструментах (малый барабан) –
изд-во "Владос-пресс", М., 2014 г.
3. Походный марш №1 из П. Волоцкий , Ю. Кузьмин - "Руководство по
обучению барабанщиков" - М. ДРОФА 2012 г.
4. Походный марш №2 из П. Волоцкий , Ю. Кузьмин - "Руководство по
обучению барабанщиков" - М. ДРОФА 2012 г.
5. Встречный марш – "Под знамя" из П. Волоцкий , Ю. Кузьмин "Руководство по обучению барабанщиков" - М.; "Просвещение" 2012 г.
Для детей:
1. В. Аникин - "Юный барабанщик 2012 г.
2. Л. Егорочкин - "Школа игры на ударных инструментах" Из-во: Guitar
College, М., 2017 г.
3. Д. Палиев – "Школа игры на малом барабане", М.; 2018 г.
Для педагога:
1. Баньян Л. "Школа игры на джазовом барабане", М.: 1970.
2. Галоян Э. "Ритмические этюды – вариации", М.: 1977.
33

3. Дмитриев Г. "Ударные инструменты: трактовки и современное состояние", М.:
1973.
4. Егоров Т., Штейман В. "Хрестоматия для ксилофона и малого
барабана", М.: 1970.
5. Зиневич В., Борин В. "Школа игры на ударных инструментах". Киев, 1986.
6. Купинский К. "Школа игры для малого барабана".
7. Ловецкий В. "Хрестоматия для малого барабана и фортепиано в аранжировке
В. Ловецкого", М.: 1978.
8. Резевский З. "Руководство по игре на ударных инструментах", Рига: 1969.
9. Филипс С. "Искусство игры на двух больших барабанах".
10.
Егорова Т., Штейнман В. Ритмические этюды. – М., 1970
11.
Кнауэр Г. Школа практической игры на малом барабане.- Лейпциг, 1975
12.
Галоян Э. Ритмические этюды. Вариации для ударных инструментов. –
М., 1977
13.
Музыка для ударных инструментов/ Сост. М. Пекарский. – М., 1983
14.
Пьесы для малого барабана и других ударных инструментов/Сост. В.
Снегирев.– М., 1980
15.
Биберган В. “К вопросу о классификации ударных. Вопросы
оркестровки” - Москва.,1990.
16.
Головко С. “К истории развития советского исполнительства на ударных
инструментах”. - Москва.,1989.
17.
Денисов Э. “Ударные инструменты в современном оркестре”.- М., 1982.
18.
Дмитриев Г. ”Ударные инструменты: трактовка и современное
состояние “ - М.,1980.
Интернет-источники:
1. Дополнительная
общеразвивающая
программа
"Маленький
барабанщик"
(https://infourok.ru/obrazovatelnaya-programma-obedineniya-barabanschici3228606.html)
2. Программа ДО "Юные барабанщики"
(https://multiurok.ru/files/programma-do-iunye-barabanshchitsy-5-8klassy.html)
3. Дополнительная общеобразовательная программа.
(https://infourok.ru/dopolnitelnaya-obsherazvivayushaya-programma-malenkijbarabanshik-4480297.html)

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».