Содержание 1. Информационная карта….................................................................................. 3 2. Комплекс основных характеристик образования… ....................................... 5 2.1. Пояснительная записка… ............................................................................... 5 2.2. Планируемые результаты и формы их проверки ......................................... 9 2.3. Учебно-тематический план для обучающихся 5-7 лет (1 год обучения) ....13 2.4. Учебно-тематический план для обучающихся 8-10 лет (2 год обучения)....14 3. Комплекс организационно-педагогических условий………………………15 3.1. Учебно-календарный план для обучающихся 5-7 лет (1 год обучения) ….15 3.2. Учебно-календарный план для обучающихся 8-10 лет (2 год обучения)….16 3.3. Содержание программы для обучающихся 5-7 лет (1 год обучения)……17 3.4. Содержание программы для обучающихся 8-10 лет (2 год обучения)……23 3.5. Условия реализации программы……………………………………………28 3.6. Список информационных источников и литературы……………………..33 3.7. Приложения…………………………………………………………………..34 2 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Наименование программы (услуги) Полное наименование образовательной программы, в рамках которой реализуется данная программа (услуга) Год разработки Вид деятельности по программе Направленность дополнительного образования Аннотация (краткое описание содержания и иная информация, необходимая для заказчиков и получателей образовательных услуг) Образовательная программа Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Журналистика для малышей (долгосрочная)" 2021, год корректировки - 2022 Учебно-теоретические занятия, учебнопрактические занятия Техническая Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Журналистика для малышей" носит познавательный характер. Программа направлена на социально-творческое развитие личности, социализацию и профориентацию обучающихся, связана с необходимостью развития творческой индивидуальности учащихся в сфере журналистики. Обучающиеся по данному направлению получают практический навык, учатся излагать свои мысли грамотно и естественно, раскрывать суть явления, проблемы, учатся мыслить нестандартно. Данные навыки помогут обучающимся лучше познакомиться с миром медиакультуры, языком средств массовой информации. После поэтапного освоения каждой новой темы обучающиеся отрабатывают полученные теоретические знания на практике в форме игр, работы с журналистской аппаратурой, инсценировок, разгадыванием ребусов, совместной практической деятельности. Значительное количество часов программы уделено практическим занятиям. Указание на уровень сложности Базовый уровень содержания программы (стартовый (ознакомительный), базовый, продвинутый (углублѐнный)) Место реализации программы МАУ ДО "Центр "Архангел" (фактический адрес оказания адрес: 163009, Архангельская область, 3 услуги; при реализации программы в сетевой форме в разных местах указываются все адреса) 8. 9. 10. 11. 12. 13. г. Архангельск, ул. Октябрят 4 корпус 4 МБДОУ ДС № 37 адрес: 163000, Архангельская область, г. Архангельск, ул. Комсомольская д. 11 корпус 1 Возрастная категория учащихся 5-10 лет (адресат программы) Указание на адаптированность Без адаптации программы для учащихся с ОВЗ (включая указание на вид ограничений) Нормативный срок освоения 2 года программы (продолжительность обучения) Форма обучения по программе Очная (очная, заочная, очно-заочная) Объѐм программы общий и Объѐм - 144 академических часа. отдельно по формам обучения Очная форма – 144 академических часа. использованием дистанционных (очная/заочная), по С (обеспечение доступного использованию дистанционных технологий в условиях введения технологий (с использованием/ образования без использования), по карантина, невозможности посещения использованию сетевой формы (с занятий использованием/ без по причине погодных явлений). Без использования), формам использования сетевой формы. Групповая организации образовательной форма организации деятельности - 144 деятельности (групповая/ академических часа индивидуальная) Минимальное максимальное Минимальное – 10 человек число детей, учащихся в одной Максимальное – 15 человек группе 2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ 2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Журналистика для малышей" (далее – программа "Журналистика для малышей", программа) является программой технической направленности дополнительного образования детей в общей системе образовательного процесса со сроком реализации 2 года. Рассчитана для обучающихся 5-10 лет, является начальным курсом введения в профессию журналистика с учетом возрастных особенностей. Принимаются все желающие, специального отбора не производится. При наличии свободных мест и с согласия родителей возможен набор детей более старшего возраста. Актуальность программы Сегодня информационно-коммуникативная среда на пике своего развития. Благодаря последним технологиям не составляет труда мгновенно распространять новости и так же незамедлительно реагировать на них. Но именно молниеносная передача информации затрудняет важнейший процесс еѐ осмысления, то есть нам просто некогда заглянуть в содержание транслируемого сообщения, оценить его глубину и информативность. Между тем СМИ являются комплексным средством освоения человеком окружающего мира (в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах). Медиасреда оказывает влияние на формирование мировоззрения, социальные ценности и цели, распространяет и создаѐт соответствующие нормы поведения. Словом, влияет на социализацию личности. В тоже время в современном окружающем мире столько информации, что осмыслить еѐ, отделить качественное от низкосортного, значимое от бесполезного крайне сложно и взрослому, а молодому поколению и подавно в силу ещѐ недостаточного жизненного опыта и подготовки. Особую роль в воспитании и образовании молодого поколения играют средства информации, которые получили новое развитие: глобальные компьютерные сети, телевидение, мобильные телефонные сети... Как источник социальной информации средства определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу. Новые информационные технологии становятся инструментом для познания мира и осознания себя в нем, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и "скачивания" информации из Интернета. Вместе с тем в быстро сменяющейся современной действительности возрастает потребность общества во всесторонне образованной личности, подготовленной ещѐ в школьные годы к будущей профессии с креативным складом ума. Изучение основ журналистики позволит выявлению, развитию и поддержки талантливых обучающихся в литературном творчестве посредством журналистики; обеспечению духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания обучающихся; формированию общей культуры; удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественноэстетическом, нравственном развитии. 5 Программа "Журналистика для малышей" носит познавательный характер. Направлена на социально-творческое развитие личности. Обучающиеся по данному направлению получают практический навык, учатся излагать свои мысли грамотно и естественно, раскрывать суть явления, проблемы, учатся мыслить нестандартно. Данные навыки помогут обучающимся лучше познакомиться с миром медиакультуры, языком средств массовой информации, что позволит в дальнейшем продолжить обучение по дополнительным образовательным программам в области журналистики. После поэтапного освоения каждой новой темы обучающиеся отрабатывают полученные теоретические знания на практике в форме игр, работы с журналистской аппаратурой, инсценировок, разгадыванием ребусов, совместной практической деятельности. Значительное количество часов программы уделено практическим занятиям. Эти обстоятельства объясняют тот факт, что значительное количество часов уделено практическим занятиям. Программа "Журналистика для малышей" составлена в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами для учреждений дополнительного образования: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании Российской Федерации". 2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726 – p). 3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196). 4. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467). 5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО "Московский государственный педагогический университет", ФГАУ "Федеральный институт развития образования", АНО дополнительного профессионального образования "Открытое образование" от 18.11.2015. 6. СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573). 7. Устав МАУ ДО "Центр "Архангел". Педагогическая целесообразность программы Пройдя курс обучения по программе "Журналистика для малышей" обучающиеся будут иметь возможность получить первичные знания об основах журналистики, профессии журналиста. Научиться работать в команде, решать вопросы с учётом интересов друг друга, помогать друг другу, стать более 6 эрудированными и коммуникабельными людьми. Таким образом, занятия по программе "Журналистика для малышей" будут способствовать повышению общего уровень культуры обучающихся. Они учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя. Программа решает социальные задачи: знакомство юного журналиста с этикетом и основными требованиями этой профессии, разностороннее развитие личности, проявления социальной и творческой активности. Дает возможность познакомиться и научиться пользоваться видеокамерами, фотоаппаратом, микрофоном и с другой техникой, которая нужна журналисту. К тому же некоторые дети, заканчивая школу, не знают своего места в жизни, не могут определиться с будущей профессией. Программа "Журналистика для малышей" дает возможность понять детям востребованность именно в журналистике. Исходя из младшего возраста обучающихся, программа адаптирована для понимания даже детям от 4 лет. Ведь многие уже в этом возрасте становятся активными источниками информации. Возможность использования программы в других образовательных системах Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Журналистика для малышей" опирается на современные требования модернизации системы образования, базируется на потенциале образовательного учреждения МАУ ДО "Центр "Архангел". Данная программа реализуется на базе МАУ ДО "Центр "Архангел", МБДОУ ДС № 37, так и может быть использована как программа внеурочной деятельности в муниципальных образовательных организациях города Архангельска (школы и детские сады). Цель и задачи программы Цель программы – познакомить детей с профессией журналиста через изучение ее основных принципов и техники, необходимой для данной работы. Задачи программы: Образовательные: познакомить обучающихся с профессией "журналистика"; познакомить обучающихся с историей журналистики; -познакомить обучающихся с аппаратурой, необходимой для работы журналиста (видеокамера, микрофон, петличка, фотоаппарат, диктофон); изучить одну из платформ распространения информации, а именно YouTube (детский); Развивающие: развивать творческий потенциал обучающихся; развивать образное и логическое мышление, фантазию, воображение; развивать устную речь, словарный запас; развивать навыки ведения дискуссии; Воспитательные: формировать навыки работы в команде; 7 формировать креативное мышление, собственное мнение, навыки поведения в обществе, культурное общение; познакомить детей с оборудованием, необходимым для работы журналиста (видеокамера, микрофон, петличка, фотоаппарат, диктофон). Воспитательные: - сформировать креативное мышление, собственное мнение, гражданскую позицию, поведение в обществе, культурное общение; - научить работать детей с видеокамерой, фотоаппаратом, диктофоном, петличкой; - научить детей разделять негативную и качественную информацию в сети Интернет. Отличительные особенности программы возраст обучающихся (5-10 лет); большее количество часов программы уделено практическим занятиям; возможность продолжения обучения на базе МАУ ДО "Центр "Архангел" по дополнительным образовательным программам в области журналистики. Условия набора учащихся Программа рассчитана на воспитанников, которые имеют интерес к профессии журналиста, а также имеют такие черты характера как коммуникабельность, любознательность, готовность учиться работать с фотоаппаратом, видеокамерой и другой журналистской аппаратурой. Прием производится на условиях личного желания ребенка, его добровольного выбора без вступительных испытаний, а также согласия родителей (законных представителей). Зачисление в группу производится по заявлению родителей (законных представителей). При наличии свободных мест возможно зачисление в течение учебного года из других объединений города Архангельска по направлению "Журналистика" с условием прохождения устного собеседования. Формирование групп. Будет проходить по возрастному принципу в силу физиологических особенностей развития на каждом этапе взросления, чтобы обучающиеся смогли найти себе друзей сверстников и не испытывали дискомфорт из-за разницы в возрасте (5-7 лет (1 год обучения), 8-10 лет (2 год обучения)). В каждой группе должно быть не более 15 обучающихся. Формирование групп: в группы могут набираться дети как одного возраста, так и разновозрастные. Группы формируются при регистрации обучающихся и подачи заявки на официальном интернет портале «Навигатор дополнительного образования Архангельской области» (https://dop29.ru/). Набор: в группы 1 года обучения производится до 10 сентября; в группы 2 года обучения – до 1 сентября. 8 В последующие месяцы обучения (включая зачисление на 2 год обучения) возможен дополнительный набор ребят разного возраста по результатам индивидуального собеседования. Срок реализации программы – 2 года обучения. Объѐм программы – 144 академических часа (72 академических часа в год с продолжительностью 36 учебных недель). Режим занятий – Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 1 академический час (для детей 5- 6 лет академический час составляет 30 минут, для детей 7 лет – 40 минут, для детей 8-10 лет – 45 минут). Формы занятий: групповые, по подгруппам. Будут организованы: учебные занятия, практические занятия, беседы, игры, наблюдение, открытое занятие, презентация, мини-викторина. Весь курс делится на теоретические и практические занятия. На практические занятия отводится подавляющее количество часов. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Практическая часть дается в форме игр, работы с журналистской аппаратурой, инсценировок. 2.2. Планируемые результаты и формы их проверки Ожидаемый результат К концу обучения по программе воспитанники будут уметь: 1. Работать с аппаратурой, необходимой для работы журналиста (видеокамера, микрофон, петличка, фотоаппарат, диктофон); 2. Творчески мыслить, применять фантазию и воображение; 3. Грамотно и четко выражать свои мысли; 4. Вести дискуссию; 5. Работать в команде; 6. Отстаивать свое мнение; 7. Держать себя перед фото и видеокамерой; 8. Слушать педагога и выполнять задания; 9. Самостоятельно отбирать понравившийся материал (темы, информацию); 10. Задавать вопросы. Воспитанники познакомятся с такими ключевыми понятиями: Журналистика – деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью СМИ; СМИ (средства массовой информации) – совокупность органов публичной передачи информации всем людям с помощью видеокамеры, телефона, телевизора, фотоаппарата; Журналист – это человек, (специалист), который собирает и обрабатывает информацию, а потом размещает ее в СМИ: в газетах, журналах, на радио и телевидении, а также в интернете; 9 Аудитория СМИ (Целевая аудитория) – какое-то количество людей, пользующихся и привлекаемых определѐнным типом средств массовой информации (газетами, радио, телевидением, ресурсами Интернета), либо публика конкретного СМИ (периодического издания, радиостанции, телеканала, интернет-сайта), либо потребители единичного текста или медиатекста (радиопередачи, телепрограммы и т. п.); Пресса – часть средств массовой коммуникации, совокупность массовых периодических печатных, а также электронных изданий для массового читателя: газет, журналов, сборников. Телевидение – способ передачи и приѐма на экран изображений движущихся и неподвижных объектов. Радиовещание – технология передачи по радио неограниченному числу слушателей речи, музыки и других звуковых эффектов или звуковой информации. 10 Формы подведения итогов реализации программы Оценочные и методические материалы Оценочные материалы: формы проведения диагностики и контроля по каждой теме указаны в учебном плане программы. Оценка теоретических знаний предполагается в различных формах: опрос, мини-викторина. Для оценки практических умений предусмотрены практические задания, итоги которых подводятся педагогом. Работа должна соответствовать заданными критериям: творческая составляющая, правильность выполнения технологической операции, аккуратность. Сроки проведения: Контроль осуществляется с помощью педагогического мониторинга: промежуточный контроль после каждого пройденного раздела, итоговый по окончанию изучения программы (опросы, мини-викторины). Критерии, параметры и показатели оценки результатов обучения: оценка проводиться по трехбалльной системе. Конкретные параметры результатов обучения указаны в диагностических материалах к мониторингу по итогам освоения каждого раздела. Критерии оценки знаний: "солнышко" (высокий уровень освоения материала) – обучающийся уверенно владеет терминологией; отвечает без сомнений и правильно на все вопросы. "тучка" (средний уровень освоения материала) – не всегда правильно использует термины; периодически требуются подсказки педагога. "гроза" (низкий уровень освоения материала) – не знает специфической терминологии; не может правильно отвечать на вопросы; необходимы подсказки педагога. Критерии оценки умений: "солнышко" (высокий уровень освоения материала) – задание выполняется быстро, грамотно, самостоятельно; участник знает и соблюдает алгоритм действий. "тучка" (средний уровень освоения материала) – задание выполняется дольше максимального расчетного (заданного) времени, алгоритм воспроизведен, но допущены пропуски или перестановки действий в алгоритме. Требуется периодический контроль или педагога. "гроза" (низкий уровень освоения материала) – задание выполняется дольше максимального расчетного (заданного) времени, участник не знает алгоритм действий, требуются подсказки или помощь педагога. Критерии оценки метапредметных результатов (воспитательные и развивающие задачи программы): "солнышко" (высокий уровень освоения материала) – обучающийся умеет оценивать свои действия для достижения нужного результата поставленной задачи, умеет самостоятельно принимать решения для достижения результата, умеет правильно оценить конечный результат. 11 "тучка" (средний уровень) – для достижения поставленной задачи совершаются ненужные или лишние действия; требуется помощь педагога в оценке результатов. "гроза" (низкий уровень) – обучающийся тяжело переносит трудности во время занятий; работу выполняет по принуждению руководителя; не в состоянии оценить правильность выполнения поставленной задачи; требуется контроль. Критерии оценки личностных результатов (обучающие задачи программы): "солнышко" (высокий уровень освоения материала) – обучающийся демонстрирует способность к оригинальному мышлению, стремление к творчеству, проявляет желание участвовать в общественных делах, независимо от их трудности; проявляет желание учиться. "тучка" (средний уровень) - обучающийся периодически демонстрирует способность к оригинальному мышлению, стремление к творчеству, желание учиться есть, но периодически ослабевает. "гроза" (низкий уровень) – нет потребности в занятии журналистским творчеством; педагогу необходимо контролировать выполнение заданий. Варианты контрольно-измерительных материалов: опросы, мини- викторины. Формы фиксации результатов: карта результативности освоения программы, информационная карта о деятельности педагога, диплом, грамота, ведомость, таблица наблюдений. 12 2.3. Учебно-тематический план для обучающихся 5-7 лет (1 год обучения) № п/п Раздел, тема 1. 2. 2.1. 2.2. 4.2. 4.3. Введение в программу. Раздел "Понятие журналистики". Творческие профессии. Определение журналистики, основные понятия в профессии, краткая история. Функции журналистики. Тенденции журналистики. Жанры журналистики. Подведение итогов с помощью опроса. Минивикторина. Раздел "Техника журналиста". Видеокамера и кто такой видеооператор. Работа с видеокамерой. Петличка, наушники, микрофон и кто такой звукооператор. Работа с микрофоном и наушниками. Фотоаппарат и кто такой фотограф. Работа с фотоаппаратом. Блокнот, ручка, диктофон. Работа со стартовым набором журналиста. Игра Раздел "Расширение кругозора" Музыкальная шкатулка. Композиторы vs певцы. Инфоповоды. Живопись раньше и сейчас. Инфоповоды. Киномания и мультимир. Инфоповоды. 4.4. 4.5. 4.6. 4.7. 4.8. 5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. 5.6. 5.7. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. 3.8. 4. 4.1. 6. Количество часов Теория Практика Всего 2 0 2 4 8 12 0,5 1,5 2 2 0 2 0,5 0,5 0,5 0 1,5 1,5 1,5 2 2 2 2 2 2 0,5 0 0,5 14 1,5 2 1,5 16 2 2 2 0 0,5 0 0,5 0 8 1 2 1,5 2 1,5 2 10 1 2 2 2 2 2 18 2 1 1 1 1 2 2 Театральная жизнь. Инфоповоды. 1 1 2 Литературный вечер. Инфоповоды. Мир флоры и фауны. Экология. Инфоповоды. Ознакомление с платформой YouTube (детский) Мини-викторина для подведения итогов. Игра. Раздел "Маленькие журналисты". Тележурналистика. История и основные понятия. Создание телесюжета. Газеты и журналы. Создание газеты или журнала. Радиожурналистика. Создание подкаста. Интернет – СМИ. Создание сайта под руководством детей. Объединение всех работ. Итоговое занятие. Презентация сайта. Итого часов: 1 1 2 0 4 1 0 0,5 0 0,5 0 2 1 1 2 2 18 1 4 1,5 4 1,5 4 2 2 2 4 2 22 2 4 2 4 2 4 4 0 20 2 52 2 72 13 2.4. Учебно-тематический план для обучающихся 8-10 лет (2 год обучения) № п/п Раздел, тема 1. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. 4.7. 4.8. 4.9. 4.10. 4.11. 4.12. 5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. 5.6. 6. Введение в программу. Раздел "Повторение пройденного материала". Повторение раздела "Понятие журналистики". Повторение раздела "Техника журналиста". Повторение раздела "Расширение кругозора". Повторение раздела "Маленькие журналисты". Подведение итогов с помощью викторины. Раздел "Медиаграмотность". Изучение основ медиаграмотности. Медиаграмотность в печатных СМИ. Медиаграмотность в медийных СМИ. Медиаграмотность в Интернете. Подведение итогов с помощью викторины. Раздел "Юные журналисты". Требования к журналисту. Профессиональная лексика . Углубление в изучении тележурналистики. Создание телесюжетов. Углубление в изучении печатных СМИ. Создание газеты или журнала. Углубление в изучении радиожурналистики. Создание радиовыпуска новостей. Углубление в изучении Интернет-СМИ. Изучение платформы You Tube. Изучение платформы Tilda.cc. Подведение итогов с помощью викторины. Инфоповоды. О чем писать журналисту? Родной город. Мир природы. Мир политики. Мир экономики. Мир экологии. Мир семейно-бытовых проблем. Подведение итогов работы за год. Игра. Итого часов: 14 Количество часов Теория Практика Всего 2 0 2 4 6 10 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 0 2 2 4 6 10 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 0 2 2 8 16 24 1 1 2 1 1 2 1 1 2 0 2 2 1 1 2 0 2 2 1 1 2 0 2 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 0 2 2 12 12 24 2 2 4 2 2 4 2 2 4 2 2 4 2 2 4 2 2 4 1 1 2 31 41 72 3. Комплекс организационно-педагогических условий 3.1. Учебно-календарный план для обучающихся 5-7 лет (1 год обучения) № п/п Раздел, тема Месяц Часы 1. 2. 2.1. 2.2. Сентябрь, 1 неделя 2 часа Сентябрь, 2 неделя Сентябрь, 3 неделя 2 часа 2 часа Сентябрь, 4 неделя Октябрь, 1 неделя Октябрь, 2 неделя Октябрь, 3 неделя 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа Октябрь, 4 неделя Ноябрь, 1 неделя Ноябрь, 2 неделя 2 часа 2 часа 2 часа Ноябрь, 3 неделя Ноябрь, 4 неделя Декабрь, 1 неделя Декабрь, 2 неделя Декабрь, 3 неделя 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа Декабрь, 4 неделя 2 часа 4.2. 4.3. Введение в программу Раздел "Понятие журналистики" Творческие профессии. Определение журналистики, основные понятия в профессии, краткая история. Функции журналистики Тенденции журналистики Жанры журналистики Подведение итогов с помощью опроса. Минивикторина Раздел "Техника журналиста" Видеокамера и кто такой видеооператор Работа с видеокамерой Петличка, наушники, микрофон и кто такой звукооператор Работа с микрофоном и наушниками Фотоаппарат и кто такой фотограф Работа с фотоаппаратом Блокнот, ручка, диктофон Работа со стартовым набором журналиста Раздел "Расширение кругозора" Музыкальная шкатулка. Композиторы vs певцы. Инфоповоды. Живопись раньше и сейчас. Инфоповоды Киномания и мультимир. Инфоповоды Январь, 1 неделя Январь, 2 неделя 2 часа 2 часа 4.4. 4.5. 4.6. 4.7. Театральная жизнь. Инфоповоды Литературный вечер. Инфоповоды Мир флоры и фауны. Экология. Инфоповоды Ознакомление с платформой YouTube (детский) 2 часа 2 часа 2 часа 4 часа 4.8. 5. 5.1. Март, 1 неделя 2 часа 5.2. 5.3. 5.4. Мини-викторина для подведения итогов. Игра. Раздел "Маленькие журналисты" Тележурналистика. История и основные понятия Создание телесюжета Газеты и журналы Создание газеты или журнала Январь, 3 неделя Январь, 4 неделя Февраль, 1 неделя Февраль, 2 и 3 неделя Февраль, 4 неделя 4 часа 2 часа 4 часа 5.5. 5.6. Радиожурналистика Создание подкаста 5.7. Интернет – СМИ. Создание сайта под руководством детей. Объединение всех работ Итоговое занятие. Презентация сайта Итого недель: Март, 2 и 3 неделя Март, 4 неделя Апрель, 1 и 2 неделя Апрель, 3 неделя Апрель 4 неделя и май, 1 неделя Май, 2,3 неделя 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. 3.8. 4. 4.1. 6. 15 2 часа 2 часа 4 часа 4 часа Май, 4 неделя 2 часа 36 недель , 72 часа 3.2. Учебно-тематический план для обучающихся 8-10 лет (2 год обучения) №п/п 1. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. 4.7. 4.8. 4.9. 4.10. 4.11. 4.12. 5. 5.1. Раздел, тема Введение в программу Раздел "Повторение пройденного материала" Повторение раздела "Понятие журналистики" Повторение раздела "Техника журналиста" Повторение раздела "Расширение кругозора" Повторение раздела "Маленькие журналисты" Подведение итогов с помощью викторины. Раздел "Медиаграмотность". Изучение основ медиаграмотности. Медиагрматность в печатных СМИ. Медиаграмотность в медийных СМИ. Медиаграмотность в Интернете. Подведение итогов с помощью викторины. Раздел "Юные журналисты". Требования к журналисту. Профессиональная лексика . Углубление в изучении тележурналистики. Создание телесюжетов. Углубление в изучении печатных СМИ. Создание газеты или журнала. Углубление в изучении радиожурналистики. Создание радиовыпуска новостей. Углубление в изучении Интернет-СМИ. Изучение платформы You Tube. Изучение платформы Tilda.cc. Подведение итогов с помощью викторины. Инфоповоды. О чем писать журналисту? Родной город. 5.2. 5.3. Мир природы. Мир политики. 5.4. 5.5. Мир экономики. Мир экологии. 5.6. Мир семейно-бытовых проблем. 6. Подведение итогов работы за год. Игра. Итого недель: 16 Месяц Сентябрь, 1 неделя Часы 2 часа Сентябрь, 2 неделя Сентябрь, 3 неделя Сентябрь, 4 неделя Октябрь, 1 неделя Октябрь, 2 неделя 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа Октябрь, 3 неделя Октябрь, 4 неделя Ноябрь, 1 неделя Ноябрь, 2 неделя Ноябрь, 3 неделя 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа Ноябрь, 4 неделя Декабрь, 1 неделя Декабрь, 2 неделя Декабрь, 3 неделя Декабрь, 4 неделя Январь, 1 неделя Январь, 2 неделя Январь, 3 неделя Январь, 4 неделя Февраль, 1 неделя Февраль, 2 неделя Февраль, 3 неделя 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа Февраль, 4 неделя и март, 1 неделя Март, 2 и 3 неделя Март, 4 неделя и апрель, 1 неделя Апрель, 2 и 3 неделя Апрель, 4 неделя и май, 1 неделя Май 2 и 3 неделя Май 4 неделя 36 недель , 72 часа 4 часа 4 часа 4 часа 4 часа 4 часа 4 часа 2 часа 3. 3. Содержание программы для обучающихся 5-7 лет (1 год обучения) РАЗДЕЛ 1. Введение в программу. Подготовка детей к началу занятий по программе "Журналистика для малышей". Дать определенные понятия, объяснить суть профессии. Демонстрация журналистских материалов (видео, фото, тексты в газетах и журналах, сайты Интернет-СМИ, радиовыпуски). Вывод детей на дискуссию о важности этой профессии в современном обществе. Мультфильм про журналистику. РАЗДЕЛ 2. "Понятие журналистики". Тема 2.1. Творческие профессии. Теория: Рассказать о таких творческих профессиях как музыкант, писатель, художник, поэт, журналист. Рассмотреть с детьми примеры творческих плодов каждой из выбранных профессий. Практика: Игра "Острый глаз" (Ведущий предлагает ответить на вопросы о том, что они видели: "Какого цвета футболка у Лизы", "Сколько картин в кабинете", "Какого цвета стены"). "Инопланетянин" (Ребенок выступает в роли инопланетянина. Он показывает предметы и просит объяснить, что это такое. Остальные отвечают). Тема 2.2. Определение журналистики, основные понятия в профессии, история кратко. Теория: Дать определения понятий журналист, журналистика, инфоповод, аудитория, газета, журнал, пресса, телевидение, заголовок и т.д. Объяснение понятий с помощью игры (например, отгадывание слова с помощью ребуса и его дальнейшее разъяснение). Визуальное определение слов для лучшего запоминания. Рассказ о зарождении журналистики как за рубежом, так и в России. Разделение истории на определенные этапы. Сопровождение теоретического материала презентацией. Практика: игра "Найди себе пару" (Дети получают карточки со словами: журна-лист, инфо-по-вод, жур-нал и т.д. Задание детям: составить слово и дать ему объяснение) Тема 2.3. Функции журналистики. Теория: Дать объяснение функций журналистики: информационная функция, коммуникационная функция, идеологическая функция, культурно-образовательная функция, организаторская функция, рекреативная функция, непосредственноорганизаторская функция, рекламно-справочная функция. Подкрепление каждой функции примером / журналистским материалом. Практика: совместная практическая деятельность: рассмотрение примеров материалов печатного, электронного, видео и аудиоформата. В итоге дети должны понять, в каком формате лучше продвигается та или иная функция. Тема 2.4. Тенденции журналистики. Теория: Дать объяснение детям о развитии журналистики в современном мире. Учитывать появление Интернета. Дискуссия о том, какой журналистика может стать через 10, 50, 100 лет. Наблюдение изменения профессиональных умений журналиста. Практика: Просмотр обучающего видео о развитии журналистики. Игра "Не пропусти профессию" (Дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые 17 произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны хлопнуть в ладоши. Варианты слов: лампа, водитель, ножницы, механик, токарь, яблоко, журналист, сталевар, болтун, листок, фоторепортер, архитектор, карандаш, строитель, гроза, обруч, столяр, мельница, ткач, попугай, пекарь, корреспондент, звукооператор, диктор, экскурсовод, ветеринар, ложка, учитель.) Тема 2.5. Жанры журналистики. Теория: Обсуждение информационных жанров журналистики. Объяснение особенностей каждого жанра, их отличия. Приведение примеров для каждого жанра: интервью, репортаж, новость, заметка, видеорепортаж, беседа, и т.д. Практика: Игра "Дружеское интервью" (Ребенок садится в центр круга на стул. Остальные задают ему вопросы: "У тебя есть брат или сестра?", "Какое животное тебе нравится?" и т.д. Затем садится другой ребенок и игра продолжается). Тема 2.6. Подведение итогов с помощью опроса. Мини-викторина. Теория: Контроль полученных знаний из первого раздела с помощью минивикторины, состоящую из 9 вопросов. Практика: Игра "Расскажи историю" (Ведущий рассказывает маленькую историю. Раздает детям карточки с изображением эмоции (смех, печаль, радость, слезы, равнодушие). Дети должны пересказать историю с определенным настроением и интонацией). РАЗДЕЛ 3 "Техника журналиста". Тема 3.1. Видеокамера и кто такой видеооператор. Теория: Изучение видеокамеры. Изучение возможностей видеокамеры (съемка, резкость, фиксация на треножке). Определение понятия "видеооператор". Просмотр мультфильма про работу видеооператора. Практика: совместная практическая деятельность: просмотр видеоматериала и разбор его планы (деталь, крупный план, средний план, общий план, дальний план). В итоге дети должны научиться определять, какой план использован при съемке. А также понять, какие планы чаще всего используются при создании новостей, видеороликов, рекламы. Тема 3.2. Работа с видеокамерой. Теория: Повторить знания, полученные на предыдущем занятии. Практика: Применение полученных знаний с прошлого занятия по работе с видеокамерой. Снятие небольших видеосюжетов с детьми. Подготовка определенных текстов, выступлений. Тема 3.3. Петличка, наушники, микрофон и кто такой звукооператор. Теория: Изучение петлички, наушников и микрофона. Изучение возможностей данного оборудования (запись и воспроизведение). Определение понятия "звукооператор". Просмотр мультфильма про работу звукооператора. Практика: Игра "Позвони мне" (Дети стоят по кругу. В центре стоит водящий с закрытыми глазами и вытянутой рукой. Дети двигаются по кругу со словами: "Позвони мне, позвони, и что хочешь, рас-скажи. 1-2-3 звонить мне будешь ты". На кого покажет рука водящего, тот ему должен "позвонить"). Тема 3.4. Работа с микрофоном и наушниками. 18 Теория: Повторить знания, полученные на предыдущем занятии. Практика: Применение полученных знаний с прошлого занятия по работе с микрофоном и наушниками. Запись заранее подготовленных детьми выступлений. Тема 3.5. Фотоаппарат и кто такой фотограф. Теория: Изучение фотоаппарата. Изучение возможностей данного оборудования. Определение понятия фотограф. Просмотр работ известных фотографов (Анри Картье-Брессон, Артур Феллиг (Виджи), Ирвин Пенн, Диана Арбус, Марк Рибу, Эллиотт Эрвитт, Ричард Аведон, Уильям Юджин Смит и т.д.) Просмотр мультфильма про работу фотографа. Практика: Игра "Фотография" (Журналисту приходится общаться с незнакомыми людьми, и он должен понимать настроение своего собеседника по выражению лица. Ведущий показывает фотографии людей, дети определяют, какие чувства, эмоции испытывает этот человек). Тема 3.6. Работа с фотоаппаратом. Теория: Повторить знания, полученные на предыдущем занятии. Практика: Применение полученных знаний с прошлого занятия по работе с фотоаппаратом. Фотосъемка в подготовленных вместе с детьми локациях. Тема 3.7. Блокнот, ручка, диктофон. Теория: Изучение базового набора журналиста: блокнота, ручки и диктофона. Указание важности этих предметов. Практика: Игра "Подними настроение" (Дети делятся на пары. Выбирают, кто будет ведущим. Задача ведущего, смешным рассказом, поднять настроение напарнику, вызвать улыбку и смех. Затем меняются). Тема 3.8. Работа со стартовым набором журналиста. Теория: Рассказать о приемах улучшения техники речи. Повторить знания, полученные на предыдущем занятии. Практика: Работа заключается в умении детьми пользоваться диктофоном, так как писать они скорее всего не умеют. Запись детей на диктофон. Разучивание определенных фраз. Работа над техникой речи детей. РАЗДЕЛ 4 "Расширение кругозора". Тема 4.1. Музыкальная шкатулка. Композиторы vs певцы. Инфоповоды. Теория: Изучение музыкальных композиций разных временных промежутков. Понятие определений "композитор" и "певец". Известные композиторы Людвиг ван Бетховен, Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт, Рихард Вагнер, Пѐтр Ильич Чайковский, Игорь Федорович Стравинский, Иоганн Штраус. Воспроизведение известных композиций ("К Элизе", "Турецкое рондо", "Аве Мария", "Лунная соната" и др.). Известные певцы Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Даня Милохин, Артур Бабич и др. Углубление в теме с помощью поиска инфоповодов. Практика: совместная творческая деятельность: прослушивая песню певца дети и педагог должны вычленить оттуда какие-либо инфоповоды, события, происшествия. В итоге дети научатся понимать смысл песен, смогут рассказать, о чем она была. Тема 4.2. Живопись раньше и сейчас. Инфоповоды. Теория: Изучение художественного творчества разных временных промежутков. Понятие определения "художник". Художники Винсент ван Гог, 19 Пабло Пикассо, Айвазовский, Васнецов, Шишкин. Просмотр известных картин данных художников. Углубление в теме с помощью поиска инфоповодов. Практика: совместная творческая деятельность: просматривая картину дети должны рассказать, что в ней происходит. Давать описание деталям. В итоге дети смогут видеть смысл в картинах. Тема 4.3. Киномания и мультимир. Инфоповоды. Теория: Изучение кинофильмов и художественных мультфильмов разных временных промежутков. Поиск отличий между кино и мультфильмом. Чарльз Чаплин. Просмотр небольших отрывков из известных фильмов и мультфильмов (фильм "Каток", фильм "Девчата", м/ф "Том и Джерри", "Губка Боб"). Углубление в теме с помощью поиска инфоповодов. Практика: совместная творческая деятельность: просматривая сюжет из кинофильмов или мультфильмов дети должны понимать, какие планы съемки были использованы, о чем идет речь в сюжете (о каком событии, происшествии и т.д.). В итоге дети повторят разнообразие планов, а также поймут смысл некоторых известных сюжетов из фильмов. Тема 4.4. Театральная жизнь. Инфоповоды. Теория: Изучение театров России. Разбор спектаклей (Щелкунчик, Лебединое озеро). Изучение архангельского театра драмы им. М.В. Ломоносова. Молодѐжный театр панова. Истории детей о посещении театра. Просмотр фрагментов театральных выступлений. Практика: совместная творческая деятельность: при работе со спектаклями дети должны рассказать, какие смыслы были переданы. Рассказать, что случилось в том или ином спектакле, обратить внимание на детали. В итоге учащиеся запомнят смысл определенных спектаклей, а также научаться искать в них инфоповоды. Тема 4.5. Литературный вечер. Инфоповоды. Теория: Изучение литературных материалов. Дать определение понятиям "поэт", "писатель", "автор". Изучение известных писателей и поэтов как нашего времени, так и прошлого (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, О.А. Фокина). Прочтение педагогом отрывков известных литературных произведений ("Зимнее утро", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Акула", "Муму" и др.). Углубление в тему с помощью поиска инфоповодов. Практика: совместная творческая деятельность: педагог читает небольшое произведение и спрашивает у каждого ребенка краткое содержание. Ребенок должен рассказать, что произошло, как зовут главных героев, на что автор обращает свое внимание. В итоге учащие научатся определять идею и сюжет литературных произведений. Тема 4.6. Мир флоры и фауны. Экология. Инфоповоды. Теория: Изучение некоторых видов растений и животных. Игра с детьми ("Угадай, что за животное/растение"). Рассказать об интересных особенностях определенных растений и животных. Дать определение понятию "экология". Рассуждение с детьми на тему загрязнения окружающей среды. Углубление в тему с помощью поиска инфоповодов. Практика: Загадки про животных и про растения. Игра "Хозяева северных просторов" (Педагог делит детей на команды и предлагает каждой из команды два вида разрезных картинок, из которых нужно быстро составить изображение 20 животного Севера, загадать загадку описательного характера. Например: Лемминг – это маленький зверек, мех густой, пушистый. За ним круглый год охотится песец. Лайка - надежный друг жителей Севера, помогает охотникам, помогает спать на снегу. Полярная сова- все видит, все слышит, летает бесшумно, когти острые, глаза, как желтые фонари). Игра "Цепочка питания" (Дети получают карточки с изображениями животных и растений. Задание: составить из карточек цепочку питания (цепочку жизни). Это можно сделать двумя способами. Первый - разложить карточки на столе в нужном порядке. Второй – взять по одной карточке в руки и встать рядом друг с другом так, чтобы образовалась цепочка питания. Свой вариант цепочки нужно объяснить. Примеры пищевых цепочек: трава- заяц- волк; желуди – лесная мышь- сова; желуди – кабан- волк; трава- мышь – лиса; лист- гусеницаптица; тля -божья коровка- куропатка- хищные птицы; растения –гусеница -птицы; травы- кузнечик -луговые птицы; грибы- белка- куница; лесные злаки- лосьмедведь; насекомые- ежи.) Тема 4.7. Ознакомление с платформой YouTube (детский) Теория: Для ознакомления с одной из платформ для размещения журналистских материалов используется YouTube (детский). Изучение истории данного сайта, принципов работы, просмотр видеороликов, созданных детьми и для детей. Практика: Игра "Комплименты" (Разыгрывается сюжет встречи. Какие приятные слова можно сказать при встрече друг с другом? Например: "Я так рад тебя видеть!", "Ты прекрасно выглядишь!", "Какое у тебя красивое платье!", "У вас красивая прическа!"… В ответ на комплимент всегда говорят: "Спасибо, мне очень приятно!"). Тема 4.8. Мини-викторина для подведения итогов. Игра. Теория: Контроль полученных знаний из четвертого раздела с помощью мини-викторины, состоящую из 9 вопросов. Дискутирование на различные темы, организовать круглый стол. Практика: Игра "Что мне запомнилось" (Дети берут ручки, карандаши и краски и рисуют то, что им запомнилось из этого раздела). РАЗДЕЛ 5 "Маленькие журналисты". Тема 5.1. Тележурналистика. Теория: Изучение истории тележурналистики. Появление телевизора. Определения понятий. Разбор небольших телесюжетов (Новостные материалы с ГТРК "Поморье" и "Регион 29"). Практика: Игра "Я ведущий новостей" (Каждому ребенку дается задание рассказать об интересном событии, которое произошло с ним на днях. Он как настоящий ведущий должен сесть за стол, принять красивую позу и рассказать на публику новость). Опросить детей, о чем они хотят снимать телесюжет. Тема 5.2. Создание телесюжета. Практика: Создание детьми своего телесюжета с использованием всей необходимой техники. Работа происходит в команде. Монтаж помогает делать педагог. Тема 5.3. Газеты и журналы. Теория: Изучение истории газет и журналов. Различие понятий "газета" и "журнал". Рассмотрение наглядных примеров (Газета "Правда Севера", журнал 21 "Magazine" и др.). Практика: Игра "Редактор" (Детям выдаются фотографии, они должны сложить из них историю и придумать подписи). Тема 5.4. Создание газеты или журнала. Практика: Создание детьми газеты или же журнала (возможно создание стенгазеты). Педагог подбирает определенные фотографии (можно использовать те, что дети делали на прошлых занятиях) и занимается версткой. Задача детей – давать подписи фотографиям. Также педагог может устно попросить ребенка рассказать историю на определенную тему и записать текст под его именем. Тема 5.5. Радиожурналистика. Теория: Изучение истории радиожурналистики. Появление радио. Прослушивание выпусков радионовостей (радио "Поморье"). Разбор особенностей работы радиожурналиста. Техника речи. Практика: Игры скороговорки, повторялки, на развитие речи. Тема 5.6. Создание подкаста. Практика: Создание детьми подкаста на выбранную ими тему. Можно записать сказку по ролям или сборник смешных историй из жизни, или рассказы о домашних животных, или рассказы о своей семье и т.д. Тема 5.7. Интернет – СМИ. Создание сайта под руководством детей. Объединение всех работ. Теория: Изучение Интернет-изданий. Просмотр примеров. Практика: Создание на платформе Tilda.cc сайта с выбранными детьми работами, которые выполнялись на протяжении всего курса. РАЗДЕЛ 6 Итоговое занятие. Презентация сайта. Практика: Итоговое занятие с презентацией сайта. Возможно приглашение родителей и воспитателей. Вручение сертификатов, подтверждающих прохождение курса программы "Журналистика для малышей". 22 3.4 . Содержание программы для обучающихся 8-10 лет (2 год обучения) РАЗДЕЛ 1 "Введение в программу". Введение в программу включает в себя вспоминание всего того, что было пройдено на первом году обучения. Постановка целей на будущий учебный год. Дискуссия на тему "Чего не хватает детям в программе". Учитывание пожеланий детей. Рассказ о плане работы на год. РАЗДЕЛ 2 "Повторение пройденного материала". Тема 2.1. Повторение раздела "Понятие журналистики". Теория: Повторение таких тем как определение журналистки, основные понятия в профессии, история, функции, жанры и тенденции журналистики. Практика: прохождение теста совместно с педагогом. Игра "Образная память". Участников игры знакомят с информацией. Затем игроки делятся на команды. Их задача - представить текст в виде застывшей немой сцены. Каждый из участников может изобразить деталь этого текста, нарисовать или написать ее на листе бумаги. Команды по очереди представляют свои варианты. Побеждает тот, кто точнее всех передаст суть информации. Тема 2.2. Повторение раздела "Техника журналиста". Теория: Повторение особенностей таких профессий как видеооператор, звукооператор, фотограф. Дискуссия на тему "Техника журналиста". Рассмотрение техники и ее особенностей. Практика: Работа с фотоаппаратом, видеокамерой, диктофоном. Снятие видеоролика на тему "Золотая осень" с помощью техники. Тема 2.3. Повторение раздела "Расширение кругозора". Теория: Вспоминаем с детьми великих композиторов, художников, писателей, поэтов, актеров. Рассуждаем на тему "Инфоповоды в живописи / литературе / музыке / природе / театре / кино". Игра "Краткий конспект". Игру можно проводить с участием команд или с индивидуальными игроками. Ведущий раздает текст. Игроки внимательно читают его, конспектируя его на полях рисунками, схемами или символами. Слов и предложений в конспектах быть не должно. Затем игроки передают смысл информации, пользуясь своими конспектами. Побеждает тот, кто передаст текст ближе всех к содержанию. Практика: просмотр различных материалов в СМИ, где есть упоминание о живописи, литературе, музыке, природе, театре или кино. Тема 2.4. Повторение раздела "Маленькие журналисты". Теория: Повторение истории и основных моментов в тележурналистике, радиожурналистике, печатных СМИ, Интернет-СМИ. Повторение определений. Практика: Просматривание сайта, созданного на 1 году обучения. Ищем недостатки, выявляем плюсы и минусы нашей работы. Тема 2.5. Подведение итогов с помощью викторины. Практика: Контроль полученных знаний из первого раздела с помощью проведения викторины. РАЗДЕЛ 3 "Медаграмотность". Тема 3.1. Изучение основ медиаграмотности. Теория: Изучение таких определений как: медиаграмотность, медиаобрзование, фейковая информация. Просмотр примеров фейковой информации. Определение основных отличительных черт фейка. 23 Практика: просмотр познавательного видеоролика о медиаграмотности, а также просмотр видеоролика о мошенниках в сети. Игра "Журналист-художник". Игру можно проводить с участием команд или с индивидуальными игроками. Участники рисуют словесную картинку по предложенной фразе. Например, "он рассердился" - "он грохнул кулаком по столу и отшвырнул ногой стул". Побеждает тот, кто сможет ярче передать "эффект присутствия". Тема 3.2. Медиаграмотность в печатных СМИ. Теория: Медиаграмотность в газетах. Медиаграмотность в журналах. Выявление наиболее "фейкового" жанра в печатных СМИ. Практика: Поиск в газетах и журналах фейковой информации. Игра "Вслед за Демосфеном". В игре принимают участие индивидуальные игроки. Им сообщается о том, что Демосфен оставил пятьдесят шесть вступлений к ненаписанным речам, и предлагается написать пятьдесят шесть первых фраз к еще ненаписанным материалам. Побеждает тот, у кого будет больше ярких фраз, способных заинтересовать, вызвать желание читать дальше. Тема 3.3. Медиаграмотность в медийных СМИ. Теория: Медиаграмотность на телевидении и радио. Практика: Поиск на телевидении и радио наиболее "фейкового жанра". Игра "Понял сам - объясни другому". Игру можно проводить с участием команд или с индивидуальными игроками. Ведущий зачитывает фрагмент текста повышенной сложности для восприятия. Затем игроки придумывают сказку по заданному тексту, понятную даже детям. Побеждает тот, чье произведение полностью отразит главную мысль, основную суть предложенной информации. Тема 3.4. Медиаграмотность в Интернете. Теория: Понятие Интернет. Рассуждение о том, что любой человек имеет право высказывать свое мнение в своих социальных сетях. Любой человек является носителем информации. Не вся информация в Интернете является правдивой. Практика: Просмотр различных Интернет-СМИ. Выявление среди них самого фейкового СМИ. Игра "Контрольно-пропускной пункт". Игроков знакомят с информацией, по которой им необходимо написать текст. После того, как текст будет создан, его автор должен будет ответить на любой вопрос по материалу, который ему зададут его коллеги. Затем его место занимает следующий игрок, написавший свой вариант текста по предложенной информации. Число игроков не ограничено. Побеждает тот, кто сумеет ответить на большее число каверзных вопросов. Тема 3.5. Подведение итогов с помощью викторины. Практика: Контроль полученных знаний из первого раздела с помощью проведения викторины. РАЗДЕЛ 4 "Юные журналисты". Тема 4.1. Требования к журналисту. Теория: Профессиональные требования к журналисту: компетентность, объективность, соблюдение этических норм. Специальные требования: широта интересов, владение литературным языком. Практика: Игра "Вариации на тему" Игру можно проводить с участием команд или с индивидуальными игроками. Участникам предлагается выбрать из текста ключевые слова и записать их в столбик. Затем каждый должен придумать свой вариант, свою забавную историю, используя эти ключевые слова. Побеждает 24 тот, кто смог использовать все предложенные ключевые слова и при этом создать текст, достаточно далекий от первоначального варианта. Тема 4.2. Профессиональная лексика. Теория: Стилистика. Терминология. Образность, эмоциональность, экспрессивность основные особенности публицистической речи. Профессиональные слова. Практика: Работа с газетными и журнальными публикациями. Игра "Постигая суть". Группа делится на команды по 5–6 человек. Каждой из команд вручается информационный текст. После быстрого и внимательного прочтения команда составляет к этому тексту лид - фразу или абзац, в сжатой форме передающий смысл информации. Записав лид на отдельном листе, команды обмениваются текстами. Когда все тексты побывают в каждой из команд, ведущий предлагает представителям команд огласить свои варианты. Затем коллективно выбирается победитель - лучший лид. Тема 4.3. Углубление в изучении тележурналистики. Теория: Изучение истории тележурналистики. Появление телевизора. Определения новых понятий в сфере тележурналистики. Разбор небольших телесюжетов различных телевизионных СМИ. Практика: Игра "Как это было?". Игроки делятся на две команды. Ведущий показывает небольшой фрагмент из центральной части видеорепортажа. Задача первой команды - написать, что было до этого момента. Задача второй команды написать, что было после этого момента. Побеждает тот, чей рассказ окажется наиболее реалистичным, интересным и совершенным по форме. Тема 4.4. Создание телесюжетов. Практика: Создание командами телесюжетов различных жанров: интервью, репортаж, блиц-опрос и т.д. Тема 4.5. Углубление в изучении печатных СМИ. Теория: Изучение истории газет и журналов. Различие понятий "газета" и "журнал". Жанры печатных СМИ. Дискуссия на тему "Будущее печатных СМИ". Практика: Игра "Давай с тобой поговорим!" Ведущий или один из участников игры выходит на авансцену. Задача других участников - разговорить его, получить как можно больше информации по интересующему вопросу и услышать в ходе разговора то, что никто из других собеседников не заметил. По итогам разговора игроки пишут материалы, жанр которых не регламентируется ведущим. Побеждает тот, чей материал полнее отразит личность интервьюируемого. Тема 4.5. Создание газеты или журнала. Практика: Создание вместе с детьми стенгазеты или журнала с их материалами. Тема 4.6. Углубление в изучении радиожурналистики. Теория: Изучение истории радиожурналистики. Появление радио. Прослушивание выпусков радионовостей различных радиокомпаний. Чем радиожурналист отличается от пишущего журналиста? Известные радиожурналисты. Радиожурналисты во время ВОВ. Практика: Игра "Я знаю три слова...". Игру можно проводить с участием команд или с индивидуальными игроками. Ведущий сообщает участникам тройки слов. Задача игроков - составить как можно больше предложений, включающих эти три слова. Предложения должны быть повествовательными. Можно менять падежи 25 слов и дополнять предложения другими словами. Побеждает тот, кто составит больше предложений за кратчайший срок. Или игра "Инсценировка игрового радиоинтервью". Золушка и выпускной бал. Как достигнуть согласия между тремя головами Змея Горыныча Лиса, съевшая Колобка. Как похудеть? Лиса и диета. Кощей Бессмертный. Как попасть в "Форбс"? Как заработать первый капитал? Тема 4.7. Создание радиовыпуска новостей. Практика: Запись на диктофон аудиорепортажей детей. Тема 4.8. Углубление в изучении Интернет-СМИ. Теория: Что такое Интернет-СМИ? Чем они отличаются от телевизионных, печатных и радио СМИ? Появление первых сайтов газет/журналов/телеканалов. Практика: Просмотр выбранного сайта Интернет-СМИ. Тема 4.9. Изучение платформы You Tube. Теория: Появление данной платформы. Ее плюсы и минусы. Как журналист может себя реализовать в You Tube? Кто такой блогер? Как СМИ может себя реализовать в You Tube? Практика: просмотр детских блогов в You Tube. Тема 4.10. Изучение платформы Tilda.cc. Теория: Просмотр платформы для создания сайтов. Разбор основных инструментов. Как появилась возможность создавать сайты? Практика: Просмотр обучающего видео по созданию сайтов. Просмотр сайтов и поиск их достоинств и недостатков. Тема 4.11. Подведение итогов с помощью викторины. Практика: Контроль полученных знаний из первого раздела с помощью проведения викторины. РАЗДЕЛ 5 "Инфоповоды. О чем писать журналисту?" Тема 5.1. Родной город. Теория: Изучение истории города. Достопримечательности города, где мы живем. Известные люди, вышедшие из города. Поиск инфоповодов в городе. Практика: Просмотр материалов СМИ на тему природы. Написание текста, посвященного городу, где мы живем. Далее дети обмениваются материалами и исправляют ошибки в тексте (орфографические, пунктуационные, стилистические, если они есть). Тема 5.2. Мир природы. Теория: Изучение природных объектов. Животные. Растения. Природные заповедники. Красная книга. Поиск инфоповодов в живой природе. Практика: Просмотр материалов СМИ на тему природы. Написание текста, посвященного природе. Далее дети обмениваются материалами и исправляют ошибки в тексте (орфографические, пунктуационные, стилистические, если они есть). Тема 5.3. Мир политики. Теория: Что такое политика? Политические деятели. Президент. Государство. Изучение политических СМИ. Практика: Просмотр материалов СМИ на тему политики. Написание текста, посвященного политике. Далее дети обмениваются материалами и исправляют ошибки в тексте (орфографические, пунктуационные, стилистические, если они есть). Тема 5.4. Мир экономики. 26 Теория: Понятие экономики. Понятие финансовой грамотности. Деньги. Бюджет. Мировая экономика. Семейный бюджет. Практика: Просмотр материалов СМИ на тему экономики. Написание текста, посвященного экономике. Далее дети обмениваются материалами и исправляют ошибки в тексте (орфографические, пунктуационные, стилистические, если они есть). Тема 5.5. Мир экологии. Теория: Понятие экологии. Экология в нашем городе. Экология в мире. Разделение мусора. Вторичное использование пластика. Взаимосвязь между человеком и природой. Чем мы можем помочь природе? Практика: Просмотр материалов СМИ на тему экологии. Написание текста, посвященного экологии. Далее дети обмениваются материалами и исправляют ошибки в тексте (орфографические, пунктуационные, стилистические, если они есть). Тема 5.6. Мир семейно-бытовых проблем. Теория: Понятие семья. Семейный быт. Семейные проблемы. Разногласия по вопросам воспитания детей. Недостаток коммуникаций. Бунтующие подростки. Вопросы установления границ. Разногласия по поводу проведения праздников (или отпусков). Финансовые затруднения. Разногласия по вопросам карьеры. Ссоры по поводу домашних обязанностей. Ссоры между детьми. Скрытность. Практика: Просмотр материалов СМИ на тему семейно-бытовых проблем. Написание текста, посвященного семье. Далее дети обмениваются материалами и исправляют ошибки в тексте (орфографические, пунктуационные, стилистические, если они есть). Тема 5.7. Подведение итогов работы за год. Игра. Теория: Подытоживание работы за год. Вспоминаем все материалы, которые создавали. Критикуем свои работы, ищем положительные и отрицательные моменты в работе. Практика: Подведение итогов работы за год с помощью игры – викторины. 27 3.5. Условия реализации программы Методы обучения: 1) Наглядные методы (наблюдение, демонстрация наглядных пособий и т.д.); 2) Словесные методы (рассказ педагога, рассказы детей, беседа); 3) Практический (выполнение практических и творческих заданий, поиск материала, оформление, игры, работа с техническими средствами, работа над техникой речи); 4) Метод творческого содружества, партнерства (педагог выступает в роли направляющего, совместно организуют работу по сбору и обработке материала, работа в группах и парах и т.д.); 5) Метод контроля и самоконтроля в обучении (организация контроля со стороны педагога, взаимоконтроля детей, самоконтроля своей деятельности и реальной оценки выполненной работы); 6) Репродуктивный (воспроизводство по указанию педагога, повторение). Методическое обеспечение программы Учебно-методический материал, необходимый для реализации программы: Раздел "Понятие журналистики": Специальная литература: 1. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник / М: Аспект Пресс, 2009. 351 с. 2009 2. Машкова, С.Г. Интернет-журналистика: учебное пособие / С.Г. Машко- ва. – Тамбов: Изд-во тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 80 с. – 100 экз. 3. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учебное пособие / М.: Аспект Пресс, 2000 Раздел "Техника журналиста": Наглядные пособия и раздаточный материал: 1. Видеокамера 2. Петличка 3. Наушники 4. Микрофон 5. Фотоаппарат 6. Диктофон Специальная литература: 1. Распопова С. Организация работы с техническими средствами в системе профессиональной подготовки журналиста / Медиаскоп. 2007. №1 Раздел "Расширение кругозора": Наглядные пособия и раздаточный материал: 1. Картины 2. Фото 3. Книги с произведениями изучаемых писателей Специальная литература: 1. Симакова С.И. Современная журналистика и социальные сети // Знак: проблемное поле медиа образования. 2012. №1 (9). URL: 28 https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-zhurnalistika-i-sotsialnye-seti Раздел "Маленькие журналисты": 1. Сюжеты новостных материалов 2. Газеты 3. Журналы 4. Сюжеты радионовостей 5. Интернет-СМИ Специальная литература: 1. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика / издательство московского университета "Высшая школа". 2002. 2. Шарлей А.А. Радиожурналистика: учебник / Изд-во Моск. ун-та : Наука Москва. 2005. 3. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета: учебное пособие / серия "Интернет-журналистика". Выпуск 1. 2005. Раздел "Повторение пройденного материала": 1. Газеты 2. Журналы 3. Сюжеты радионовостей 4. Интернет-СМИ 5. Сюжеты новостных материалов 6. Видеокамера 7. Наушники 8. Микрофон 9. Фотоаппарат 10. Диктофон Специальная литература: 1. Жукова Д.А., Современная детская журналистика как фактор формирования индивидуального и группового сознания детей: проблемы и перспективы развития // Вестник КРУ МВД России. 2011. №4 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-detskaya-zhurnalistika-kak-faktorformirovaniya-individualnogo-i-gruppovogo-soznaniya-detey-problemy-i-perspektivy Раздел "Медиаграмотность": 1. Сюжеты новостных материалов 2. Газеты 3. Журналы 4. Сюжеты радионовостей 5. Интернет-СМИ Специальная литература: 1. Немирич А. А., Медиаграмотность как результат медиаобразования детей дошкольного возраста // Медиаобразование. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediagramotnost-kak-rezultat-mediaobrazovaniya-deteydoshkolnogo-vozrasta 2. Платонова Т.Е., Медиаобразование дошкольников как перспективное направление совершенствования образовательно-воспитательного процесса в ДОО / 29 URL: https://mic.org.ru/phocadownload/26-platonova.pdf 3. Кучеренко Т.Ф., Понятие и сущность медиаобразования в условиях дошкольной образовательной организации // Интерактивное образование. 2020. №89. URL: http://www.io.nios.ru/articles2/108/98/ponyatie-i-sushchnost-mediaobrazovaniya-vusloviyah-doshkolnoy-obrazovatelnoy Раздел "Юные журналисты": 1. Газеты 2. Журналы 3. Сюжеты радионовостей 4. Интернет-СМИ 5. Сюжеты новостных материалов 6. Видеокамера 7. Наушники 8. Микрофон 9. Фотоаппарат 10. Диктофон Специальная литература: 1. Чагаров А.З., Методическая разработка мастер – класса "Создание видеоролика – от замысла до съемки. Основы монтажа в редакторе Adobe Premiere". 2021. / URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-master-klassa-sozdanievideorolika-ot-zamysla-do-semki-5117837.html Раздел "Инфоповоды. О чем писать журналисту": 1. Газеты 2. Журналы 3. Сюжеты радионовостей 4. Интернет-СМИ 5. Сюжеты новостных материалов 6. Фото и видео по темам Специальная литература: 1. Локтионова Е. Как создать крутой инфоповод из ничего. 10 способов / pressfeed.журнал. 2018. URL: https://news.pressfeed.ru/kak-sozdat-krutoj-infopovod-iznichego-10-sposobov/ Материально-техническое обеспечение программы учебный класс; мультимедийный проектор, экран; принтер цветной и черно-белый; ноутбук; цифровой фотоаппарат; микрофон; диктофон; петличка; наушники; видеокамера. Информационное обеспечение программы Возможность доступа к Интернету (социальные сети, поисковые системы, официальные интернет-сайты и другое). В процессе обучения используются информационно-коммуникативные 30 средства: мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, электронные библиотеки, общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности: текстовый редактор, Power Paint, Pinnacle Studio, и другие; таблицы, схемы, по темам содержания программы. В работе с обучающимися используются экранно-звуковые пособия: аудиозаписи музыки, треки, видеоролики, презентации, фильмы и мультфильмы. Требования к подготовке педагога педагоги дополнительного образования технической направленности, имеющие образование по направлению "Журналистика" или опыт работы в данной сфере. 31 3.6. Список информационных источников и литературы Для педагога: 1. Ким М.Н. Жанры современной журналистики / М.Н. Ким. – СПб.: Изд- во Михайлова В.А., 2004. – 336 с. 2. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студентов вузов / Г.В. Лазутина. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 240 с. 3. Прохоров Е.П. Исследуя журналистику: теоретические основы, методология, методика, техника работы исследователя СМИ: Уч. пособие / Е.П. Прохоров. – М.: РИП– холдинг, 2006. – 202с. 4. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Уч. пособие / А.А. Тертычный. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 312с. 5. Петрова О.А. Детская журналистика: Учебно-методическое пособие для студентов специальности "Журналистика" / О.А. Петрова // Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета. – 2007. – 104 с. 6. Иванов, С. Цветные паруса: журналы для подростков / С. Иванов // Классное руководство и воспитание школьников - 01.09. - 2013. - № 12 (135). - С. 5053. 7. Капустина, Г. Л. Детская периодика: исторический, функциональнотипологический и содержательный аспекты / Г. Л. Капустина // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. - 2014. - №1 (129). - С. 99105. 8. Белькова А. Е., Певцова Т. С. Специфика социальных функций детских периодических изданий как типоформирующий признак [Электронный ресурс] / А.Е. Белькова, Т.С. Певцова // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 1122-1125. — URL https://moluch.ru/archive/107/25531/ 9. Жукова Д.А. Современная детская журналистика как фактор формирования индивидуального и группового сознания детей: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс] / Д.А. Жукова // Вестник КРУ МВД России. – 2011. – №4(14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennayadetskaya-zhurnalistika-kak-faktor-formirovaniya-individualnogo-i-gruppovogo-soznaniyadetey-problemy-i-perspektivy 10. Коханая О. Е. Детская журналистика как творческий процесс / О.Е. Коханая // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – № 2 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskayazhurnalistika-kak-tvorcheskiy-protsess Для родителей: 1. Виноградова С.М. Слагаемые журналисткой профессии. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. 2. Гаймакова Б.Д., Макарова С.К., Новикова В.И., Оссовская М.П. Мастерство эфирного выступления. М., 2004. 3. Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. СПб , 1995. 4. 22. Микулина И.В. Дети как объект профессионального внимания журналистов сетевого СМИ LifeNews.ru [Электронный ресурс] / И.В. Микулина. 32 Наука. – 2015. – 20 мая. – URL: http://vnomer.info/articles/2015/5/20/deti_kak_obekt_professionalnogo_vnimaniya_zhurn ali.html 5. Орлова, Н. В. Субъекты картины мира в современных российских журналах "для самых маленьких" / Н. В. Орлова // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2015. - № 5 (37). - С. 100-107. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subekty-kartiny-mira-vsovremennyh-rossiyskih- zhurnalah-dlya-samyh-malenkih 6. ЮНИСЕФ Этические принципы при подготовке детских материалов / URL: https://journ.bsu.edu.ru/kodeks/principles.pdf Интернет-источники: 1. Симакова С.И. Современная журналистика и социальные сети // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2012. №1 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-zhurnalistika-i-sotsialnye-seti 2. Распопова С. Организация работы с техническими средствами в системе профессиональной подготовки журналиста / Медиаскоп. 2007. №1 URL: http://www.mediascope.ru 33 3.7. Приложения Приложение 1. План воспитательной работы В целях воспитательной работы и социальной адаптации обучающихся проводятся мероприятия: 1. Родительское собрание. В начале учебного года. 2. Консультации родителей по их требованию. 3. Открытые занятия. 4. Опросы. 34 Приложение 2. дополнительного Ключевые понятия, которыми оперирует педагог образования Журналистика – деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью СМИ; СМИ (средства массовой информации) – совокупность органов публичной передачи информации всем людям с помощью видеокамеры, телефона, телевизора, фотоаппарата; Журналист – это человек, (специалист), который собирает и обрабатывает информацию, а потом размещает ее в СМИ: в газетах, журналах, на радио и телевидении, а также в интернете; Аудитория СМИ (Целевая аудитория) – какое-то количество людей, пользующихся и привлекаемых определѐнным типом средств массовой информации (газетами, радио, телевидением, ресурсами Интернета), либо публика конкретного СМИ (периодического издания, радиостанции, телеканала, интернет-сайта), либо потребители единичного текста или медиатекста (радиопередачи, телепрограммы и т. п.); Пресса – часть средств массовой коммуникации, совокупность массовых периодических печатных, а также электронных изданий для массового читателя: газет, журналов, сборников. Телевидение – способ передачи и приѐма на экран изображений движущихся и неподвижных объектов. Радиовещание – технология передачи по радио неограниченному числу слушателей речи, музыки и других звуковых эффектов или звуковой информации. Инфоповод – это событие, служащее эффективным инструментом при создании определенного имиджа, формировании или коррекции взгляда сообщества на предмет инфоповода. Медиаграмотность - совокупность навыков и умений, которые позволяют людям анализировать, оценивать и создавать сообщения в разных видах медиа, жанрах и формах. В основе медиаграмотности — модель, которая поощряет людей задавать вопросы о том, что они смотрят, видят, читают. 35 Приложение 3. Обучающимся необходимо знать и соблюдать меры безопасного поведения во время и после учебных занятий: 1. За 2 минуты до начала занятия занять свои места за учебными столами и приготовить рабочее место в соответствии со спецификой учебного занятия. Перечень необходимого определяется педагогом. 2. Соблюдать дисциплину. 3. Внимательно слушать указания педагога и быть уважительным к педагогам и другим обучающимся. 4. Во время учебного занятия не перемещаться по кабинету без разрешения педагога, выходить из кабинета без разрешения педагога в исключительных случаях. 5. Не включать самостоятельно и не пользоваться без разрешения электроприборами. 6. Не принимать пищу во время учебных занятий. 7. Бережно относиться к оборудованию и имуществу. 8. Соблюдать чистоту в кабинете, выбрасывать мусор только в отведенные для этого корзины. 9. Немедленно сообщать педагогу в случае ухудшения самочувствия. 10. Во время перерыва вести себя спокойно, не бегать и не создавать травматических ситуаций. 11. В случае возникновения чрезвычайной ситуации не паниковать, внимательно слушать и выполнять указания педагога. 36 Приложение 4. Мини-викторина по теме "Понятие журналистики" 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Вопросы: Какие есть творческие профессии? Что такое журналистика? Чем занимается журналист? Какие функции журналистики вы знаете? Какие жанры журналистики существуют? В чем отличие репортажа от интервью? Какие качества должны быть у журналиста? Почему журналистика переходит в Интернет-пространство? Где в жизни можно встретиться с журналистикой? 37 Приложение 5. Мини-викторина на тему "Расширяем кругозор" Вопросы: 1. Кто такой певец? Кто такой композитор? 2. Какие художники вам запомнились больше всего? 3. Перечислите названия картин, которые вам запомнились из курса? 4. Какие писатели или поэты вам запомнились? 5. Перескажите кратко сказку (на выбор сказки "Сказка о рыбаке и рыбке", "Муму" и др.) 6. Какие театры есть в Архангельске? Расскажите о них. 7. Расскажите, какие животные водятся в Архангельской области? 8. Какие растения часто встречаются в Архангельске? 9. Вспомните историю YouTube. Расскажите о возможностях данной социальной сети. 38 Приложение 6. Викторина на тему "Повторение пройденного материала" Вопросы: 1. Чем занимается журналист? 2. Основные жанры журналистики? 3. Какая техника есть у журналиста? 4. Как Интернет помогает развиваться журналистике? 5. Как писатели, поэты, художники, композиторы, актеры помогают журналисту в написании материалов? 6. Для чего нам нужен You Tube? 7. С помощью чего журналист создает видеорепортаж? 39 Приложение 7. Викторина на тему "Медиграмотность" Вопросы: 1. Что такое медиаграмотность? 2. Зачем нужно быть медиаграмотным? 3. Ложная информация, которая намеренно подаётся в виде достоверной это…? 4. Определите, где правда: Выберите правильный ответ: Космонавт КНДР Хунг Ил Хонг первым побывал на Солнце; В Переславле-Залесском раскрыто убийство князя, совершённое в XII веке. 5. Определите, где правда: Суд отказал обезьянам в авторском праве на селфи; Легендарные лондонские механические часы Биг-Бен заменят на электронные. 6. Определите, где правда: Маленькая девочка по имени Марина претендует на пост президента РФ; Грета Тунберг - шведская экологическая активистка, получившая международную известность и признание за продвижение мнения о неизбежном экзистенциальном кризисе для человечества в результате изменения климата. 40 Приложение 8. Викторина на тему "Юные журналисты" Вопросы: 1. Какие требования предъявляются к журналисту? 2. Что такое лид? 3. Как правильно придумать заголовок? 4. Каково наименьшее количество страниц в газете? (4) 5. Что нужно сделать, если тираж вашей газеты превышает 999 экземпляров? (зарегистрировать) 6. Что такое периодичность? (Как часто выходит издание) 7. Что такое гвоздь? (сногсшибательный материал) 8. Летучка? Кто её ведёт? (общий сбор редакции, ведёт редактор) 9. Что такое фактура журналистского материала? (точные факты, имена) 10. Что такое вычитка? (исправление описок, опечаток, орфографических ошибок) 11. Что такое шапка? (название издания) 12. Что такое гонорар или построчка? (форма оплаты за написанный текс, по количеству строк) 13. Что такое полоса в периодическом издании? (Страница) 14. Что значит лить воду в журналистском материале? (Разбавлять тему) 15. Что такое выходные данные? (Постоянное место в графе, где помещается информация об издательстве, о редакционном коллективе, типографии) 41 Приложение 9. Викторина на тему "Инфоповоды. О чем писать журналисту?" Вопросы: 1. Что такое инфоповод? 2. Какие материалы можно написать о своем городе? 3. Какие материалы можно писать о политике? 4. Какие материалы можно писать об экономике? 5. Какие материалы можно писать о семье? 6. Какие материалы можно писать об экологии? Игра: Конкурс ораторов Участники в ходе жеребьёвки получают одну из тем, готовятся в течение 10 минут, затем произносят спич на заданную тему. Побеждает тот, кто наиболее аргументировано, эмоционально, логично выстраивает свою краткую речь. Вот примеры карточек: Анонимность в интернете. Зло или благо? Отсутствие стыда – примета времени. Спорт – это модно? Что подарить Деду Морозу? Меняю виртуальный мир на реальный. Жить в маленьком городе престижно? Читать уже не модно? Зачем детям мобильные телефоны? Что помогает детям учиться в школе? Трудно ли быть журналистом? Я юный журналист и т.д. 42