СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Информационная карта 3 2. Комплекс основных характеристик образования 5 2.1. Пояснительная записка 5 2.2. Планируемые результаты и формы их проверки 9 2.3. Учебно-тематический план (1 год обучения) 16 2.4. Учебно-тематический план (2 год обучения) 18 2.5. Учебно-тематический план (3 год обучения) 19 2.6. Учебно-тематический план (4 год обучения) 21 3. Комплекс организационно-педагогических условий 23 3.1. Учебно-календарный план (1 год обучения) 23 3.2. Учебно-календарный план (2 год обучения) 24 3.3. Учебно-календарный план (3 год обучения) 26 3.4. Учебно-календарный план (4 год обучения) 27 3.5. Содержание программы 28 3.6. Условия реализации программы 35 3.7. Список информационных источников и литературы 36 Приложения 38 2 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Наименование программы (услуги) Полное наименование образовательной программы, в рамках которой реализуется данная программа (услуга) Год разработки Вид деятельности по программе Образовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа «История орнамента» долгосрочная» 2022 Учебно-теоретические занятия, учебно-практические занятия Направленность дополнительного Туристско-краеведческая направленность. образования Аннотация (краткое описание По своему функциональному назначению программа содержания и иная информация, «История орнамента» является общеразвивающей и необходимая для заказчиков и имеет общекультурный уровень освоения. Данная получателей образовательных программа предлагает занятия, которые помогут детям услуг) улучшить мелкую моторику рук, речь, память, разбудить познавательный интерес. Способствует формированию навыков анализа, сравнения, распознавания, а также зрительного восприятия, произвольного внимания, обучает разнообразным видам творческой деятельности. Обучает навыкам работы с различными художественными материалами. Указание на уровень сложности Базовый уровень содержания программы (стартовый (ознакомительный), базовый, продвинутый (углублённый)) Место реализации программы МАУ ДО «Центр «Архангел» (фактический адрес оказания Адрес: 163009 Архангельская область, услуги; при реализации г. Архангельск, ул. П. Осипенко, д. 7, корп. 1. программы в сетевой форме в разных местах указываются все адреса) Возрастная категория учащихся 7-12 лет (адресат программы) Указание на адаптированность Без адаптации программы для учащихся с ОВЗ (включая указание на вид ограничений) Нормативный срок освоения 4 года программы (продолжительность обучения) Форма обучения по программе Очная (очная, заочная, очно-заочная) Объем программы общий Объём - 288 академических часов. и отдельно по формам обучения Очная форма – 288 академических часов (очная/заочная), по (72 академических часа в год). использованию дистанционных С использованием дистанционных технологий 3 14 технологий (с использованием/ без использования), по использованию сетевой формы (с использованием/ без использования), формам организации образовательной деятельности (групповая/ индивидуальная) Минимальное максимальное число детей, учащихся в одной группе (обеспечение доступного образования в условиях введения карантина, невозможности посещения занятий по причине погодных явлений). Без использования сетевой формы. Групповая форма организации деятельности -288 академических часов. Минимальное – 10 человек Максимальное – 15 человек 4 2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ 2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа «История орнамента» является программой туристско-краеведческой направленности дополнительного образования детей в общей системе образовательного процесса, рассчитана для обучающихся 7-12 лет. Срок реализации программы- 4 года. Принимаются все желающие. Актуальность программы Историко-краеведческое направление обучает ребёнка пониманию самобытности народа, к которому он принадлежит, закладывает любовь к Малой Родине и Отчизне, ощущение и желание быть гражданином, созидателем. Знакомство с разнообразными культурами мира на курсе «История Орнамента» открывает обучающимся мировые традиции, рассказывает о единых и разных нравственных ценностях людей, живущих в мире, воспитывает уважительное отношение к ним. Слушанье историй о том, как была сформирована та или иная культура на фоне географического местоположения и исторических событий, рождает интерес к исследовательской деятельности, истории, литературе, театр у, живописи, архитектуре, дизайну и другим гуманитарным дисциплинам. Кроме того, занятия насыщенны творческими занятиями, дающими возможность освоить многие технологии декоративно-прикладного творчества. Актуальность данной программы обусловлена потребностью общества в грамотных специалистах разных областей, идейных, любящих свою Родину, созидателях, знающих мировую культуру, отличающих красивое от безобразного, полезное от дурного, умеющих планировать и воплощать в жизнь задуманное. Программа составлена в соответствии с действующими нормативноправовыми актами для учреждений дополнительного образования: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации». 2. Приказ Министерства спорта РФ от 27.11.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта». 3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726 – p). 4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196). 5. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467). 6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы), разработанные 5 Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование» от 18.11.2015. 7. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573). 8. Устав МАУ ДО «Центр «Архангел». Педагогическая целесообразность программы Порой хорошая история человеку нужнее, чем пища. Эми Ньюмарк Формирование нравственных качеств личности - основная цель курса обучения в историко-краеведческом и художественном направлении. Кроме того, разносторонне развитая личность получает знания и умения, которые пригодятся в любой профессии: пространственное мышление, образное воображение, чувство прекрасного, знание свойств материалов для творчества, масштабное представление о способах декорирования пространства и вещей. Регулярные творческие упражнения дают возможность научиться подростку выразить свои чувства и эмоции созидательно. Кроме того, в процессе обучения регулярно проходят интерактивные формы занятий, помогающие ученикам через рассказ, коллективное создание общей работы выразить своё отношение к тем или иным вещам и явлениям в мире, работать самостоятельно и в команде. Постепенное погружение в изучение мировой культуры от древнейших времён и до современности помогает ощутить свою связь с малыми и великими явлениями в истории Земли, народов мира. Все эти шаги ведут к воспитанию сознательной, разносторонне развитой личности, способной размышлять, совершать самостоятельный нравственный выбор, нести за него ответственность. Возможность использования программы в других образовательных системах. Дополнительная общеразвивающая программа «История орнамента» базируется на потенциале образовательного учреждения МАУ ДО «Центр «Архангел», реализуется на базе центра, но может быть использована и как программа внеурочной деятельности в образовательных организациях города Архангельска. Педагогами по «Истории орнамента» могут быть учителя ИЗО и технологии, педагоги по декоративно-прикладному искусству, имеющие навыки работы с художественными техниками, приведёнными в программе. Цель программы- формирование художественной культуры обучающихся, создание условий для развития всесторонней, гармоничной личности, раскрытие 6 потенциальных талантов, обучение различным приёмам и техникам в творческой деятельности. Задачи программы: Обучающие: - Обучить первоначальным навыкам восприятия искусства орнамента. - Познакомить со способами украшения окружающего мира средствами декоративно-прикладного искусства, научить составлять простые орнаментальные композиции. - Познакомить с видами и жанрами изобразительного искусства, музеями мира, России и Архангельской области. - Познакомить с различными историческими эпохами, выраженными через предметы искусства и сформированными как исторический стиль, а также показать, как они отразились в современных предметах дизайна. Развивающие: - Развить образное мышление и внимательность, наблюдательность и воображение. - Сформировать начальные математические представления: размер, форма, пропорция, ритм, геометрические формы, углы, статика-динамика, плоскостьпространство, симметрия-асимметрия, таким образом, в игровой форме обучающиеся постигают новые понятия, которые впоследствии очень пригодятся в изучении школьных предметов, сформируют пространственное мышление. - Развить художественный вкус, представления о прекрасном и уродливом. - Развить потребность общения с искусством, природой, вовлечение в процесс создания и созидания. - Развить навык моделирования из бумаги, лепки из пластилина, глины, рисования различными материалами и в различных техниках. - Развить навык задумки и воплощения в жизнь идей, что играет немаловажную роль в социальной жизни каждого человека. - Сформировать понимание таких понятий, как «Родина», «Отечество», «родные», «семья и род», «отчий дом». Воспитательные: - Развить понимание и восприятие иной культуры и эстетики, более глубокое переживание национальных черт своей родной культуры. - Создание индивидуальных и коллективных работ способствует дальнейшей благоприятной социализации участников, воспитывает в них ответственность за общее дело. - Сформировать навык выражать свое отношение к природе, обществу, людям через художественно-этетическую деятельность, созидательную работу. Отличительные особенности программы. Отличительной особенностью программы «История орнамента» является развитие эмоционального отношения к миру, нравственное воспитание, привитие любви к природе, Земле, России, родному краю. Ребёнок, у которого есть 7 эстетическое восприятие мира, который способен исследовать, создавать, и упорно трудиться будет лучше обучаем в школе по смежным дисциплинам. Например, в процессе создания барельефа с изображением фигуры льва по мотивам изразцов 18 века, педагог с детьми анализирует внешний вид животного, его анатомию, повадки, отличие от других животных и схожесть с родственниками из семейства кошачьих. Такая работа рождает в ребёнке-создателе понимание, как устроен зверь, «на кончиках пальцев», интерес к миру животных, исследовательской работе, что станет хорошей подготовкой в дальнейших занятиях на уроках по Окружающему миру и Зоологии. При работе с пластическими материалами: глиной, пластикой, пластилином ученики усваивают практическим путем такие понятия, как вязкость, пластичность, твёрдое и жидкое состояние вещества. Ребята испытают на своих изделиях реакцию дегидратации и спекания при обжиге изделий из глины, что может стать хорошей подготовкой к занятиям по Химии. Также работа с красками даёт опыт смешивания различных по свойствам веществ, например, восковых мелков на листе бумаги с акварельной краской, которые не смешиваются друг с другом из-за разной плотности, таким образом рождается не только творческий поиск, но и научно-исследовательский интерес к экспериментированию. Художественная культура является незаменимым отражением эмоциональнообразного восприятия мира. Поэтому при изучении литературы, истории необходим просмотр репродукций и оригиналов художественных работ, рождённых эпохой, народом, событием, поразившим художника – создателя. Таким образом формируется образное мышление, сознание, сочувствующее, а интеллект эмоциональным. Например, на современных детей производит незабываемое впечатление рассказ о происхождении и значении Мезенской росписи, созданной по мотивам наскальной росписи, символика солярных знаков, тайные символы, оставленные древними предками, рождают в мыслях детей множество вопросов, желание исследовать родной Архангельский край, интерес к истории малой Родины. Регулярные упражнения в рисовании орнаментов дают понимание ритма, пропорции, деления, повторения, и других математических понятий, которые пригодятся при решении задач и примеров, помогут в формировании пространственных представлений. А также подготовят руки к длительным письменным занятиям. При изучении художественных традиций и культуры других народов ребёнок учится больше понимать и ценить многообразие мира, радоваться и иметь больше различных интересов, испытывать потребность к изучению Мировой и Отечественной истории, литературы, географии, иностранных языков, чтобы путешествовать без барьеров, понимать разные явления в разных уголках мира. Условия набора учащихся 8 Прием производится на условиях личного желания ребенка, его добровольного выбора без вступительных испытаний, а также с согласия родителей (законных представителей). Зачисление в группу производится по заявлению родителей (законных представителей). При наличии свободных мест возможно зачисление в течение учебного года из других объединений художественной направленности города Архангельска с условием прохождения устного собеседования. Формирование групп будет проходить по возрастному принципу в силу физиологических особенностей развития на каждом этапе взросления, чтобы обучающиеся смогли найти себе друзей сверстников и не испытывали дискомфорт из-за разницы в возрасте (7-8 лет, 9-11 лет, 11-12 лет). Группы формируются при регистрации обучающихся и подачи заявки на официальном интернет портале "Навигатор дополнительного образования Архангельской области" (https://dop29.ru/). Срок реализации программы – 4 года обучения . Объём программы – 288 академических часов (72 академических часа в год с продолжительностью 36 учебных недель) Режим занятий – Занятия продолжительностью 2 академических часа проводятся 1 раз в неделю с обязательным перерывом между занятиями не менее 1015 минут. 1 академический час – 45 минут. 2.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ ИХ ПРОВЕРКИ Программа История орнамента даёт возможность освоения исторической, технологической и практической творческой работы. Каждый год обучения циклично и с постепенным усложнением задач и требований проходит по нескольким разделам: Основы художественного изображения орнаментов. Историческая справка. Этот раздел ориентирован на создание целостного восприятия истории, природы, музыки, фольклора, литературы и изобразительного искусства. Также выполняются упражнения, направленные на формирование умений рисунка с натуры, стилизации, освоение приёмов художественной выразительности (цвет, свет, линия, силуэт, форма, пропорции, композиция) Основы декоративно-прикладного искусства. Раздел нацелен на эмоционально-ценностное восприятие детьми предметов народного декоративно-прикладного искусства. Учащиеся изучают региональные особенности, цветовую гамму, композицию и способы создания художественных изделий. Работа с бумагой и картоном. Работу в этом разделе можно сравнить с обучением в программе Photoshop, поскольку аппликация является основой работы в технике коллаж. Вырезание является хорошим упражнением для нахождения выразительной формы, 9 пропорциональности частей изображения, передачи пространства, ритма и объёма. Подбор цветовой гаммы также хорошо развивает глазомер. Работа с текстилем. Работа с различными текстильными материалами нацелено на познание свойств различных тканей, нитей, знакомство с технологией их производства, а также с народными ремёслами, такими, как ручное узорное ткачество, вышивка, ручная набойка, лоскутное шитьё, аппликация из ткани, конструирование народного костюма. Работа с глиной, пластилином и пластикой. Работа с природными материалами. Труд в области лепки, пластического моделирования знакомит учащихся с различными свойствами материалов, приёмами их обработки и декорирования. Работа с природными материалами знакомит с принципами народного ДПИ, а также с основами флористики. Формы проведения занятий: Теоретические занятия. Практические занятия. Игры на развитие мелкой моторики, составление композиций из природных и декоративных материалов. Групповые и индивидуальные занятия; составление панно из работ, обучающихся в группе. Решение головоломок и отгадывание загадок. Викторины для закрепления полученных знаний. Караван историй, посвящённый историческому периоду или стране. Мастер-классы. Творческие мастерские. Результатом каждого занятия является законченная работа. Лучшие из работ отправляются на конкурсы, оформляются в выставки, что даёт учащимся ощутить значимость их труда. По завершении каждого из разделов проводится игровая итоговая проверочная работа. Ожидаемый результат: обучающиеся смогут узнать множество интересных способов для творчества, обретут знания о различных народных традициях, повысят уровень эрудиции, что позволит им свободнее выражать свои чувства и эмоции, богаче переживать события жизни. Предметные: - учащиеся получат навык самостоятельной организации рабочего места, безопасно обращаться с инструментами художника; -познают различные декоративные свойства разных художественных материалов; - узнают, как искусство помогает организовать повседневный быт эстетично, рационально и со вкусом; Метапредметные: 10 - развитие образного мышления, творческих способностей и художественного вкуса; - умение анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, эскизы, рисунки, схемы, модели); - развитие внимания, памяти, способности к самостоятельной работе; - развитие моторики рук, глазомера. Личностные: - бережное отношение к результатам труда; - развитие трудолюбия и усидчивости; - формирование и развитие художественного вкуса, интереса к художественному искусству и творческой деятельности. Основными формами подведения итогов и оценки результатов деятельности обучающихся по программе являются - обсуждение выполненных работ, выставки работ участников, участие в творческих конкурсах, исследовательские проекты. К концу 1 года обучения учащиеся должны знать и понимать: Значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, цветовая гамма, композиция, силуэт, иллюстрация, орнамент (геометрический, растительный зооморфный), форма, размер, ритм, повторение, точка, линия, пятно; аппликация, коллаж, флористика, вышивка, набойка, ручное ткачество, гончар. Узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров. Основные выразительные средства графики и живописи. Основные и дополнительные цвета, основные способы их смешения. Значение тёплая и холодная и холодная цветовая гамма, контраст и нюанс. Законы в построении орнаментов, понятия симметричная композиция, поясной орнамент, композиция в круге, квадрате. Значение орнамента в построении образа художественного предмета. Названия материалов и инструментов художника, техники безопасности при их эксплуатации, правила организации рабочего места, личной гигиены. Работать по технологической карте. Уметь работать с различными художественными и природными материалами. Уметь: Организовать своё рабочее место, пользоваться карандашом, кистью, пастелью, палитрой, ножницами, линейкой, клеем - карандашом, пистолетом горячей склейки, стеками, линейкой, тушью, пером. Обладать элементарными навыками рисования (графическими материалами) фломастерами, пастелью, (и живописными) гуашью и акварелью, передавать свой замысел, настроение. Уметь передавать с помощью рисунка основную форму, характер, получать нужные цвета путём смешения красок, подбора цветовой гаммы. Применять основные средства выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, по представлению), в лепке и в декоративной композиции. 11 Рисовать без предварительного рисунка основные элементы растительного («листок», «травка», «усики», «завиток», «бутончик») и геометрического (точка, линия, пятно, круг, треугольник, квадрат, волна) орнамента. Уметь решать и подбирать декоративную композицию с учётом особенностей материалов (бумаги, пластики, глины, ткани, природных материалов). Уметь делать построение орнамента на основе сетки, линии, свободной композиции., уметь создавать орнаментальную композицию на объёмной форме. Выполнять разметку на ткани с помощью бумажной выкройки, по линейке, на ткани с помощью сгибания. Обладать базовыми навыками конструирования из бумаги, приёмы сгибания, гофрирования, выворачивания, пропорционального деления формы; выполнять базовые формы в технике оригами. Выполнять прямолинейное и криволинейное вырезание с помощью ножниц. Создавать аппликацию из ткани, уметь совмещать разные виды ткани, знать их свойства, кроить и крепить. Выполнять шов «вперёд иголку», «за иголку». Выполнять набойку, изготавливать простейшие штампики пользуясь канцелярским ножом. Пользоваться простыми приёмами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, приглаживать поверхность, придавать фактуру. Пользоваться полученными навыками и умениями для: Выражения чувств и эмоций к предметам искусства, возникающим событиям в мире. Выражения своих мыслей при описании впечатления от произведения искусства. Проявления личного отношения к природе, Родине, людям, традициям и обычаям, культурным традициям родной страны и других стран. Понимание необходимости труда и положительное отношение к процессу и результатам своей работы и других людей. К концу 2 года обучения учащиеся должны знать и понимать: Особенности художественных материалов, используемых в работе над художественной работой (уголь, пастель, гуашь, акварель, мел; текстильные материалы, глина, пластилин, природные материалы, живые цветы), понимание, какая художественная техника для чего подходит. Цвета спектра солнечной цветовой гаммы в красочной палитре, уметь получать новые оттенки в нюансной и контрастной гамме. Особенности формообразования и орнаментальных мотивов в гжели, балхарской, древнегреческой керамики, филимоновской и каргопольской глиняной игрушки, также узнавать традиционные народные игрушки разных народов. Способы и приёмы обработки некоторых материалов: бумаги, пластилина, глины, ткани, дерева, камня, металла, стекла, растений и др. Отдельные произведения искусства и отдельных мастеров. 12 Знать процесс и терминологию, используемую при создании художественного образа ( эскиз, замысел, формат, композиция, свето-теневое решение, доминанта, цвет, линия (и разные типы линий), ритм). Народный мастер - хранитель народных традиций. Особенности технологии и терминологию при работе с бумагопластикой. Правила техники безопасности при работе с колющим и режущим рабочим инструментом. Уметь: Организовать своё рабочее место с учётом понимания технологии творческой работы. Применять в работе способы смешения красок, получение оттенков для подчёркивания своей задумки. Построить в рисунке симметричную форму, фактуру, построить орнаментальную композицию, согласно форме, которую она украшает. Правильно подобрать формат для задумки сделать композицию в листе. Уметь создавать свободнокистевую графическую орнаментальную композицию без предварительного рисунка. Конструировать из бумаги простые геометрические барельефные изображения. Пользоваться простейшими приёмами обработки бумаги ( сгибание, гофрирование, сминание, продавливание, выворачивание и др.) Выполнять различные способы обработки ткани (шитьё, вышивка, лоскутная аппликация, ткачество на рамке). Выполнять швы петельный и стебельчатый. Лепить по заранее подготовленным эскизам, по мотивам каргопольской и филимоновской народной игрушки, муравлёного изразца, сочетать орнамент с формой. Уметь пользоваться технологической картой, анализировать образец, соотносить пропорции исходника, выполнять свою работу в соответствии и ним, техническим рисунком, эскизом. В процессе обучения уметь проявлять: Положительное отношение к творческой созидательной деятельности, иметь желание преобразить мир вокруг себя, проявлять уважение к результатам чужого труда. Внимательное отношение к изменениям в архитектуре родного города, знать, какие формы малой архитектуры и декорирования являются удачными и понимать, что красиво, а что уродливо. Стремление преобразовать бытовую среду в ближайшем окружении. Уважительное отношение к национальным обычаям и культурным традициям своей Родины и других стран мира на их территории. К концу 3 года обучения учащиеся должны знать и понимать: Ведущие художественные музеи, краеведческие центры и центры народных промыслов Архангельской области, России и мира, знать культурные достопримечательности Архангельской области, России. 13 Понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, анималистика, баталия, исторический жанр в искусстве, декоративно-прикладное искусство, архитектура, малые архитектурные формы. Отдельные произведения искусства и работы народных мастеров. Приёмы смешения красок и получения различных цветовых растяжек. Основные законы построения орнаментов (их виды и различия, знание композиционных схем, составление цветовой гаммы, символика в орнаменте, стилизация природных форм в орнаменте; связь декора с формой и назначением предмета). Основы построения станковой композиции с применением основных приёмов композиции (зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие). Основные выразительные приёмы при создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объём, ритм, композиция, пропорции, ритм, фактура, декор). Основные приёмы при работе с различными природными материалами, тканью, бумагой, глиной, пластикой. Уметь: Организовать своё рабочее место, уметь пользоваться ножницами, канцелярским ножом, иголкой, стеками, линейкой, циркулем, красками, кистями, палитрой, карандашами, масляной пастелью. Правильно определять, рисовать, соизмерять пропорции, размер предметов, анализировать сложные формы и уметь строить их на листе. Уметь смешивать цвета и оттенки, уметь передавать с их помощью настроение в композиции. Составлять композицию, подчёркивающую замысел рисунка, пользоваться приёмами статической, динамической, ритмической компоновки деталей. Уметь передавать в рисунке воздушную перспективу, показать ближний и дальний план, фактуру изображаемого предмета. Применять основные средства выразительности в изобразительном искусстве (с натуры, по памяти, по представлению), конструировать, составлять сюжетно тематические композиции. Составлять декоративные композиции, орнаментальные пояса, иллюстрации к литературным произведениям в техниках рисунка, аппликации из бумаги, ткани, природных материалов. Выполнять тамбурный шов, конструировать простейшие текстильные изделия, украшать их с помощью вышивки. Конструировать из глины простейшие динамические и статические игрушки по мотивам традиционных народных игрушек. Использовать полученные навыки и умения в работе: Стремление преобразовать окружающую обстановку вокруг себя Применять глубокое видение окружающего мира и произведений искусства на уроках литературы, русского языка, истории, чувствовать гармонию мира, уметь высказывать восхищение и неравнодушие к тем или иным явлениям вокруг. 14 Воспитывать нравственное и неравнодушное отношение к родной природе, Отечеству, национальным обычаям, традициям своего родного края и народов мира. Воспитывать уважительное уважение к труду человека, понимание необходимости преодоления трудностей. К концу 4 года обучения учащиеся должны знать и понимать: Крупнейшие художественные музеи, культурные центры, центры народных ремёсел Архангельской области, России, мира. Уметь рассказать о них в общих чертах. Уметь узнавать и описывать произведения мастеров живописи, рисунка, архитектуры, декоративно-прикладного искусства. Различать и описывать особенности и отличия одной традиционной художественной вещи от другой, называть из какого центра ремёсел она вышла. Средства выразительности изобразительного искусства: цвет, линия, точка, пятно, объём, плоскость, свет, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция, статика, динамика, фактура. Применять их с учётом выбранной техники изображения: графики, живописи, декоративной композиции. Применять орнамент в работах, уметь составлять ленточную, поясную, симметричную и асимметричную композицию. Уметь создавать орнаментальные вещи в разных стилях, пользоваться элементами орнамента свободно, даже отступая от канонов, сохраняя живость традиции. Анализировать, описывать и объяснять особенности той или иной художественной вещи с учётом технологии её изготовления, эстетических традиций мастерской, где была она изготовлена, особенности формы, декора. Названия различных ручных инструментов для обработки материалов (дерево, глина, картон, плёнка, ткань, металл и др.) и правила безопасной работы с ними. Разные способы декоративной обработки материалов (бумаги, текстиля, глины и др.) Уметь: Применять знания о сочетании цветов для создания сложных цветовых композиций. Пользоваться графическими, живописными средствами выразительности в создании декоративных композиций. Владеть техникой работы с разными графическими и живописными инструментами и материалами. Создавать композиции по мотивам народных ремёсел, превращая традиционные мотивы в нить творчества. Пользоваться при работе технологической картой. Уметь оценить результат своей работы по заданным критериям. Анализировать и самостоятельно создавать орнаментальные композиции в произведениях народного искусства и декоративно-прикладного творчества, используя понятия: орнаментальный, поясной, замкнутый, открытый, на прямоугольной форме, на сферической, симметричный, асимметричный, динамический, статичный, графический, свободнокистевой, растительный, геометрический, зооморфный. 15 Уметь описывать внешний вид архитектурных пространств, архитектурных единиц, произведений изобразительного искусства, предметов народного творчества и дизайна, различать стили, направления, описывать увиденное, описывать идейно-нравственное содержание предмета рассмотрения. Уметь работать в смешанных техниках для достижения наибольшей выразительности в композиции. Делать различные декоративные композиции с помощью народной вышивки. Выполнять простейшие выкройки и шить по ним. Создавать рельефы из глины и пластилина, а также настольные скульптуры небольшой сложности из глины. Оценивать качество своей работы согласно заданным критериям качества по отдельным техникам. Уметь правильно рассчитать количество материала для работы. Использовать приобретённые навыки и умения в жизни и труде: Уметь выражать своё эмоциональное-эстетическое отношение к произведениям искусства, видеть прекрасное и отличать его от безобразного, безвкусного и дурно сделанного. Уметь применять критерии качества к своему самостоятельному творчеству. Уметь грамотно высказать свою точку зрения, распознать качественно выполненные вещи при рассмотрении произведений искусства в музеях, на ярмарках, в магазинах. Проявлять уважительное отношение к Родине, защитникам Отечества, хранителям традиционных ценностей, национальным обычаям, культурным традициям своего народа и других людей. Проявлять положительное отношение к процессу человеческого труда, уважать свой и чужой труд, стремиться к образованию гармоничной среде обитания дома и на учёбе. 2.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-й год обучения (1 раз в неделю по 2 часа) № 1 2 3 Количество часов всего теория практика Тема занятий Раздел I: Вводное занятие. Техника безопасности при работе с ручным инструментом. 2 1 1 История орнамента. Виды орнаментов. 26 8 18 2 1 1 2 1 1 Тема 2.1. История орнамента. Виды художественных изделий, украшенных орнаментами. Виды орнаментов. Выполнение графической композиции с использованием геометрического орнамента. Тема 2.2. Растительный орнамент. Знакомство с уфтюжской росписью. Выполнение свободнокистевой композиции по образцу. 16 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Тема 2.3. Зооморфный орнамент. Знакомство с домовой росписью в различных традициях. Тема 2.4. Композиция - организующий компонент художественной формы. Симметрия и асимметрия в композиции - составление простейших композиций по образцу - рисование композиции с натуры Тема 2.5. Правила изображения многоплановой орнаментальной композиции, совмещающей разные виды орнаментов. 4 1 3 6 1 5 4 1 3 Тема 2.6. Творческая работа. 6 2 4 Итоговое занятие Раздел III: Цветоведение и основы композиции Тема 3.1. История живописи. Используемые материалы. Наскальная живопись. - рисование сухой пастелью - имитация наскальной живописи на бумаге Тема 3.2. Цветоведение. Символика цвета и основные характеристики цвета. - работа с цветовой палитрой - передача в рисунке настроения, состояния с помощью цвета Тема 3.3. Цветовой спектр. Основные, составные и дополнительные цвета - рисование цветового спектра - выполнение упражнений с использованием основных и дополнительных цветов Тема 3.4. Главные средства выразительности в живописи – цвет, мазок, пятно, фактура, композиция - выполнение серии композиций-иллюстраций к сказке в технике перекладывания с использованием природных материалов и силуэтного вырезания. Тема 3.5.Создание аппликации из ткани с использованием контрастной цветовой гаммы. Составление эскиза. Перенос на картон. Тема 3.6. Правила последовательной работы над декоративной композицией. - упражнения симметричная и асимметричная композиция. - упражнения статичная и динамичная композиция. - создание выразительного силуэта в декоративной композиции. - Выполнение эскиза декоративной композиции в круге. - Декоративная роспись тарелки. 2 1 1 44 13 31 2 1 1 4 1 3 4 1 3 4 2 2 6 2 4 10 1 9 12 3 9 Раздел IV. Основы технологии. Работа с пластическими материалами. 17 14 Тема 3.7.Работа с глиной. Изучение различных видов ДПИ России. - Каргопольская игрушка. - Филимоновская игрушка. - Дымка. - Гжель. - Хохлома. - Щепная птица Архангельской области - Русские изразцы и майолика. Выполнение упражнений на отработку техник и приёмов из глины и пластилина. Лепка с последующим обжигом и росписью. 12 3 9 2 1 1 72 22 50 Экскурсия, участие в конкурсах Итоговое занятие ИТОГО 2.4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-й год обучения (1 раз в неделю по 2 часа) № 1 2 3 4 5 6 Количество часов Практи Всего Теория ка Тема Раздел I: Вводное занятие. Техника безопасности при работе с ручным инструментом. Раздел II: Орнамент - основа народного стиля. Графические орнаменты. Тема 2.1.Создание орнамента на основе природных фактур. Выразительные возможности графических материалов. Тема 2.2. Перспектива. Виды перспективы. Линейная и обратная перспектива. - выполнение композиций с разными видами перспектив - упражнения на создание оптической иллюзии. Тема 2.3. Воздушная перспектива. Передача в рисунке объёма и плановости. Барельеф в архитектуре. Выразительные возможности бумаги. - выполнение барельефа в технике бумагопластики. Тема 2.4. Витраж. Декоративная композиция для росписи по стеклу. Роспись вазочки акриловыми красками. Итоговое занятие Раздел III: Цветоведение и основы композиции. Тема 3.1. Цвет - средство передачи настроения. Создание эскиза театрального костюма к спектаклю «Щелкунчик». 18 2 1 1 20 5 15 6 1 5 4 1 3 4 1 3 4 1 3 2 1 1 30 8 22 2 1 1 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Тема 3.2. Изображение природы в разных состояниях. Китайская живопись. Декоративная композиция в технике коллаж. Тема 3.3.Изображение характера животных. Орнамент народов Африки. Композиция в технике аппликация из ткани. Оформление вышивкой. Тема 3.4. Городской пейзаж. Как выглядят города мира. Создание декоративной композиции в технике силуэтного вырезания. 4 1 3 6 2 4 8 2 6 Тема 3.5. Творческая работа 8 1 7 Итоговое занятие 2 1 1 Раздел IV: Декоративное рисование 20 6 14 Тема 4.1.Понятие «Декоративный рисунок». Тема 4.2. Стилизация. Стилизация природных форм и предметов. Изучение приёмов - рисование стилизованных форм Тема 4.3. Создание декоративного панно в технике росписи по дереву. Тема 4.4. Создание декоративного панно в технике росписи по стеклу. - работа по образцу и создание собственных узоров Тема 4.5. Составление эскиза декоративного панно с использованием упражнений на тему: Точка, линия, пятно и цвет. Применение полученных эскизов при изготовлении декоративных панно. 2 1 1 4 1 3 4 1 3 4 1 3 4 1 3 Итоговое занятие 2 1 1 ИТОГО 72 20 52 2.5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3-й год обучения (1 раз в неделю по 2 часа) Количество часов № 1 2 Тема Раздел I: Вводное занятие. Техника безопасности при ручных работах Раздел II: Как рубашка в поле выросла. Работа с тканью. Тема 2.1.Ткани и их виды. Нетканные материалы. Технология изготовления натуральных тканей. Создание гобелена на рамке. - рисование птицы с подробным конструктивным разбором 19 Всего Теория Практик а 2 1 1 26 9 17 6 2 4 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 - рисование разных видов птиц, проживающих на территориях Архангельской области Тема 2.2. Вышивки народов мира. Создание эскиза композиции для вышивки. Выполнение работы по эскизу. Знакомство с несложными швами. Тема 2.3.Образ птиц в русской народной вышивке. Создание эскиза композиции по образцу. Вышивка на пяльцах. Тема 2.4. Техника лоскутного шитья. Эскиз композиции по мотивам сказки «Маугли» Р. Киплинга. Выполнение аппликации из ткани с последующим сшиванием деталей. Итоговое занятие - вернисаж. Раздел III: Декоративно-прикладное искусство в интерьере. Тема 3.1. Текстильный дизайн. Методы создания декоративных эффектов в доме с помощью тканей. Тема 3.2. Орнаментальное оформление тканей. Виды орнаментов. Создание эскиза геометрической композиции для дизайна штор и подушек. Тема 3.3. Мозаика. Виды мозаики. Мозаика в изделиях ДПи и в архитектуре. - рисование эскиза мозаики по образцу. - выполнение мозаики из природных материалов. Тема 3.4. Витраж. Виды и технологии. Рисунок эскиза витража. Роспись акрилом по стеклу. Тема 3.4.1. Художественный паркет. Исторические интерьеры. Виды и техники сборки. - Эскиз композиции. Создание аппликации по мотивам эскиза. Тема 3.4.2. Освещение в интерьере. Виды и стили светильников. Создание эскиза светильника. Тема 3.4.3. Художественная роспись стен в интерьере. - исторические интерьеры. Стили и технологии росписи. Создание эскиза росписи и создание коллажа интерьера в том же стиле. Тема 3.4.4. Мебель в интерьере. Исторические интерьеры. Создание эскиза мебели. - в древнеегипетском стиле - в античном стиле - в стиле модерн - в стиле конструктивизм Тема 3.4.5. Декор в интерьере. Предметы декора их виды и ценность. 20 6 2 4 6 2 4 6 2 4 2 1 1 44 12 32 2 1 1 4 1 3 4 1 3 2 1 1 6 1 5 2 1 1 8 2 6 8 2 6 6 1 5 Создание настольной скульптуры из глины с последующим обжигом. Посещение музея. Выставка-экскурсия 16 Итоговое занятие 2 1 1 ИТОГО 72 22 50 2.6. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4-й год обучения (1 раз в неделю по 2 часа) Количество часов № 1 3 4 5 6 7 Тема Раздел I: Вводное занятие. Техника безопасности при работе с ручным инструментом. Раздел II: Раздел II: IIрогулки по родному краю . Тема 2.2. Архангельск - город корабелов. История поморской верфи. Профессии. Виды судов. Интерьеры и экстерьеры кораблей. Выполнение эскиза росписи корабля. Тема 2.2.1. Деревни Архангельской области. Заповедная земля. Узорочье теремов. Создание рисунка деревенского дома с рисованием деталей, традиционно украшавших архитектуру Русского Севера. Тема 2.3. Архангельск - северный морской торговый порт. - Путешествие по морю в Англию. - Путешествие к эскимосам. - Путешествие в Индию. - Голландия - Индонезия - Япония - Финляндия - Греция - Армения - Италия Тема 2.4.Древние города России. - Принцип образования городов. Выполнение иллюстрации - коллажа. - Знаменитые памятники архитектуры. Рисунок пером, тушью. - Древние соборы Руси. - Памятники письменности. Рукописные книги. Буковицы. Славянская вязь. Кириллица. Тема 2.4.1. Красота человека. - Образ древнерусского воина-защитника княжеской дружины. 21 Всего Теория Практи ка 2 1 1 70 23 47 6 2 4 4 1 3 10 4 6 8 2 6 8 2 6 8 9 10 - Образ женщины на полотнах русских художников - живописцев. - Детальное рисование русского народного костюма. - Рисование салонного платья 19 века в России. Тема 2.5 . Фитодизайн. Флорист. Правила создания цветочных тематических композиций. Используемые материалы - выполнение эскизов будущей цветочной композиции - создание цветочных тематических композиций Тема 2.6. Ландшафтный дизайн. История. Стили. Малые архитектурные формы. Профессии. - изучение и рассмотрение ландшафтов дворцов в европейском стиле. - Изучение восточного стиля. - Описание памятника ландшафтного дизайна по схеме. - Создание эскиза и макета садово-паркового дизайна. Многообразие художественных культур в мире. - Образ материнства в полотнах художников мира. - Мудрость старости. - Монтаж выставки. Итоговое занятие - вернисаж. Дети экскурсоводы. ИТОГО 22 2 6 12 4 8 10 4 6 2 1 1 72 24 48 8 3.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 3.1. УЧЕБНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН (1й год обучения) № Месяц, п/п. учебная неделя 1 Сентябрь, 1 нед. 2 Сентябрь, 2 нед. 3 Сентябрь, 3 нед. 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Сентябрь, 4 нед. Октябрь 5 нед. Октябрь, 6, 7, 8 нед. Тема занятия Раздел I: Вводное занятие. Техника безопасности при работе с ручным инструментом. История орнамента. Виды орнаментов. 26 Тема 2.1. История орнамента. Виды художественных изделий, украшенных орнаментами. Виды орнаментов. Выполнение графической композиции с использованием геометрического орнамента. 2 Тема 2.2. Растительный орнамент. Знакомство с уфтюжской росписью. Выполнение свободнокистевой композиции по образцу. 2 4 Тема 2.3. Зооморфный орнамент. Знакомство с домовой росписью в различных традициях. Ноябрь, Тема 2.4. Композиция - организующий компонент 9, 10 нед. художественной формы. Симметрия и асимметрия в композиции - составление простейших композиций по образцу - рисование композиции с натуры Ноябрь, 11, 12 нед. Тема 2.5. Правила изображения многоплановой орнаментальной Декабрь, композиции, совмещающей разные виды орнаментов. 13 нед. Декабрь, 14 нед. Тема 2.6. Творческая работа. Декабрь, 15 нед. Итоговое занятие Декабрь, 16 нед. Январь, 17, 18 нед. Январь, 19, 20 нед. Февраль, 21, 22 нед. Количеств о часов 2 Раздел III: Цветоведение и основы композиции Тема 3.1. История живописи. Используемые материалы. Наскальная живопись. - рисование сухой пастелью - имитация наскальной живописи на бумаге Тема 3.2. Цветоведение. Символика цвета и основные характеристики цвета. - работа с цветовой палитрой - передача в рисунке настроения, состояния с помощью цвета Тема 3.3. Цветовой спектр. Основные, составные и дополнительные цвета - рисование цветового спектра - выполнение упражнений с использованием основных и дополнительных цветов Тема 3.4. Главные средства выразительности в живописи – цвет, мазок, пятно, фактура, композиция 23 6 4 6 2 44 2 4 4 4 - выполнение серии композиций-иллюстраций к сказке в технике перекладывания с использованием природных материалов и силуэтного вырезания. Февраль, 24 нед. Тема 3.5.Создание аппликации из ткани с использованием Март, контрастной цветовой гаммы. 25, 26 Составление эскиза. Перенос на картон. 15 Март 27, 28 Тема 3.6. Правила последовательной работы над декоративной нед. композицией. Апрель, - упражнения симметричная и асимметричная композиция. 30, 31, 32 - упражнения статичная и динамичная композиция. нед. - создание выразительного силуэта в декоративной композиции. - Выполнение эскиза декоративной композиции в круге. - Декоративная роспись тарелки. 14 . 16 Раздел IV. Основы технологии. Работа с пластическими материалами. Май Тема 3.7. Работа с глиной. Изучение различных видов ДПИ 36, 37, России. 38 нед - Каргопольская игрушка. - Филимоновская игрушка. - Дымка. - Гжель. - Хохлома. - Щепная птица Архангельской области - Русские изразцы и майолика. - Выполнение эскизов и игрушек по изученным образцам из глины и пластилина. 6 10 12 12 Экскурсия, участие в конкурсах 2 39 нед. Итоговое занятие 72 ИТОГО 3.2. УЧЕБНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН (2й год обучения) № Месяц, Тема занятия Количеств п/п. учебная о неделя часов Сентябрь, 1 1 нед. Раздел I: Вводное занятие. Техника безопасности при работе с 2 ручным инструментом. Раздел II: Орнамент - основа народного стиля. Графические орнаменты. 2 Сентябрь, Тема 2.1.Создание орнамента на основе природных фактур. 6 2, 3, 4 нед. Выразительные возможности графических материалов. 3 Октябрь Тема 2.2. Перспектива. Виды перспективы. Линейная и обратная 4 5, 6 нед. перспектива. - выполнение композиций с разными видами перспектив 24 - упражнения на создание оптической иллюзии. 4 5 5 Октябрь, Тема 2.3. Воздушная перспектива. Передача в рисунке объёма и 7, 8 нед. плановости. Барельеф в архитектуре. Выразительные возможности бумаги. - выполнение барельефа в технике бумагопластики. Ноябрь, Тема 2.4. Витраж. Декоративная композиция для росписи по 9, 10 стеклу. Роспись вазочки акриловыми красками. нед. Ноябрь, 11 нед. Итоговое занятие 4 4 2 Раздел III: Цветоведение и основы композиции. 6 7 8 9 10 11 Ноябрь, 12 нед. Декабрь, 13, 14 нед. Декабрь, 15, 16 нед. Январь, 17 нед. Январь, 18, 19, 20 нед. Февраль, 21 нед. Февраль, 22, 23, 24 нед. Март, 25 нед. Март, 26 нед. Тема 3.1. Цвет - средство передачи настроения. Создание эскиза театрального костюма к спектаклю «Щелкунчик». Тема 3.2. Изображение природы в разных состояниях. Китайская живопись. Декоративная композиция в технике коллаж. Тема 3.3.Изображение характера животных. Орнамент народов Африки. Композиция в технике аппликация из ткани. Оформление вышивкой. 2 4 6 8 Тема 3.4. Городской пейзаж. Как выглядят крупнейшие города мира. Создание композиции в технике силуэтного вырезания. 8 Тема 3.5. Творческая работа 2 Итоговое занятие Раздел IV: Декоративное рисование 12 Март, 27нед. 2 Тема 4.1.Понятие «Декоративный рисунок». 13 14 15 Март, 28 нед. Апрель, 29 нед. Апрель, 30, 31 нед. Апрель, 32 нед. Тема 4.2. Стилизация. Стилизация природных форм и предметов. Изучение приёмов - рисование стилизованных форм Тема 4.3. Создание декоративного панно в технике росписи по дереву. Тема 4.4. Создание декоративного панно в технике росписи по стеклу. 25 4 4 4 16 Май, - работа по образцу и создание собственных узоров 33 нед. Май, Тема 4.5. Составление эскиза декоративного панно с 34, 35 нед. использованием упражнений на тему: Точка, линия, пятно и цвет. Применение полученных эскизов при изготовлении декоративных панно. 17 8 2 Итоговое занятие 72 Итого 3.3. УЧЕБНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН (3й год обучения) № Месяц, п/п. учебная неделя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Сентябрь, 1 нед. Сентябрь, 2, 3, 4 нед. Октябрь 5, 6, 7 нед. Октябрь, 8 нед. Ноябрь, 9, 10 нед. Ноябрь, 11, 12 нед. Декабрь, 13 Декабрь, 14 нед. Тема занятия Количеств о часов Раздел I: Вводное занятие. Техника безопасности при ручных работах 2 Раздел II: Как рубашка в поле выросла. Работа с тканью. 6 Тема 2.1.Ткани и их виды. Нетканные материалы. Технология изготовления натуральных тканей. Создание гобелена на рамке. - рисование птицы с подробным конструктивным разбором - рисование разных видов птиц, проживающих на территориях Архангельской области 6 6 Тема 2.2. Вышивки народов мира. Создание эскиза композиции для вышивки. Выполнение работы по эскизу. Знакомство с несложными швами. Тема 2.3.Образ птиц в русской народной вышивке. Создание эскиза композиции по образцу. Вышивка на пяльцах. Тема 2.4. Техника лоскутного шитья. Эскиз композиции по мотивам сказки «Маугли» Р. Киплинга. Выполнение аппликации из ткани с последующим сшиванием деталей. Декабрь, Раздел III: Декоративно-прикладное искусство 15, 16 в интерьере. нед. Тема 3.1. Текстильный дизайн. Методы создания декоративных эффектов в доме с помощью тканей. Январь, 17, 18 Тема 3.2. Орнаментальное оформление тканей. Виды орнаментов. нед. Создание эскиза геометрической композиции для дизайна штор и подушек. Январь, Тема 3.3. Мозаика. Виды мозаики. Мозаика в изделиях ДПи и в 19, 20 нед. архитектуре. 26 6 2 4 4 4 10 11 12 13 - рисование эскиза мозаики по образцу. - выполнение мозаики из природных материалов. Тема 3.4. Витраж. Виды и технологии. Рисунок эскиза витража. Роспись акрилом по стеклу. Тема 3.4.1. Художественный паркет. Исторические интерьеры. Виды и техники сборки. - Эскиз композиции. Создание аппликации по мотивам эскиза. Тема 3.4.2. Освещение в интерьере. Виды и стили светильников. Создание эскиза светильника. Тема 3.4.3. Художественная роспись стен в интерьере. - исторические интерьеры. Стили и технологии росписи. Создание эскиза росписи и создание коллажа интерьера в том же стиле. Тема 3.4.4. Мебель в интерьере. Исторические интерьеры. Создание эскиза мебели. - в древнеегипетском стиле - в античном стиле - в стиле модерн - в стиле конструктивизм Тема 3.4.5. Декор в интерьере. Предметы декора их виды и ценность. Создание настольной скульптуры из глины с последующим обжигом. Февраль, 21 нед. Февраль, 22, 23, 24 нед. Март 25 нед. Март, 26, 27, 28 нед. 14 Апрель, 29, 30, 31, 32 нед. 15 .Май, 33, 34, 35 нед. 16 Май, 36 нед. 2 6 2 8 8 6 2 Посещение музея. Выставка-экскурсия 17 2 Итоговое занятие 72 Итого 3.4. УЧЕБНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН (4й год обучения) № п/п. Месяц, учебная неделя 1 2 3 4 5 Сентябрь, 1 нед. Сентябрь, 2 нед. Сентябрь, 3, 4 нед. Октябрь 5 нед. Октябрь, 6, 7 нед. Октябрь, 8 нед. Тема занятия Количеств о часов Раздел I: Вводное занятие. Техника безопасности при ручных работах Раздел II: IIрогулки по родному краю . Тема 2.1. Пейзаж родной земли. Экскурсия по старому Архангельску. Пешеходная прогулка. Тема 2.2. Архангельск - город корабелов. История поморской верфи. Профессии. Виды судов. Интерьеры и экстерьеры кораблей. Выполнение эскиза росписи корабля. Тема 2.2.1. Деревни Архангельской области. Заповедная земля. Узорочье теремов. Создание рисунка деревенского дома с рисованием деталей, традиционно украшавших архитектуру Русского Севера. Тема 2.3. Архангельск - северный морской торговый порт. - Путешествие по морю в Англию. 2 27 2 6 4 10 6 7 8 9 10 11 Ноябрь, - Путешествие к эскимосам. 9, 10, 11, 12 - Путешествие в Индию. нед. - Голландия - Индонезия - Япония - Финляндия - Греция - Армения - Италия Декабрь, Тема 2.4.Древние города России. 13, 14,15,16 - Принцип образования городов. Выполнение иллюстрации нед. коллажа. - Знаменитые памятники архитектуры. Рисунок пером, тушью. - Древние соборы Руси. - Памятники письменности. Рукописные книги. Буковицы. Славянская вязь. Кириллица. Январь, Тема 2.4.1. Красота человека. 17, 18, 19, - Образ древнерусского воина-защитника княжеской 20 нед. дружины. - Образ женщины на полотнах русских художников живописцев. - Детальное рисование русского народного костюма. - Рисование салонного платья 19 века в России. Февраль, Тема 2.5 . Фитодизайн. Флорист. Правила создания цветочных 21, 22, 23, тематических композиций. Используемые материалы 24 нед. - выполнение эскизов будущей цветочной композиции - создание цветочных тематических композиций Март, Тема 2.6. Ландшафтный дизайн. История. Стили. Малые 25, 26, 27, архитектурные формы. Профессии. 28 нед. - изучение и рассмотрение ландшафтов дворцов в европейском Апрель, стиле. 29,30 нед. - Изучение восточного стиля. - Описание памятника ландшафтного дизайна по схеме. - Создание эскиза и макета садово-паркового дизайна. Апрель, Многообразие художественных культур в мире. 31, 32 нед. - Образ материнства в полотнах художников мира. Май, - Мудрость старости. 33, 34, 35, - Монтаж выставки. Май 36 нед. Итоговое занятие - вернисаж. Дети - экскурсоводы. Итого 8 8 8 12 10 2 72 3.5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1й год обучения № п/п. Тема занятия 28 Место проведения, оборудование . 1 Раздел I: Вводное занятие. Техника безопасности при работе с ручным инструментом. Знакомство с программой первого года обучения. Демонстрация работ учащихся. Рассказ о необходимых материалах и инструментах в течение года. Инструктаж по пожарной безопасности, гигиене рабочего места, правил поведения на занятии, ознакомление с расписанием и режимом обучения. Форма занятия: беседа. Форма обратной связи: опрос. 2 История орнамента. Виды орнаментов. 3 Тема 2.1. История орнамента. Виды художественных изделий, украшенных орнаментами. Виды орнаментов. Выполнение графической композиции с использованием геометрического орнамента. Демонстрация наглядного материала, сопровождаемая беседой о видах и художественных решениях в орнаментальных композициях. Форма занятия: беседа -диалог. Практическое задание: рисование буковиц, украшенных геометрическим орнаментом. Тема 2.2. Растительный орнамент. Знакомство с уфтюжской росписью. Выполнение свободнокистевой композиции по образцу. Демонстрация предметов быта, расписанных уфтюжской росписью. Показательная демонстрация выполнения элементов росписи. Работа с технологической картой. Форма занятия: мастер-класс Практическое задание: выполнение орнаментальной композиции по образцу. Тема 2.3. Зооморфный орнамент. Знакомство с домовой росписью в различных традициях. Просмотр фотографий домов, украшенных росписью. Сравнение расписных домов из разных уголков мира. Форма занятия: видеоэкскурсия. Практическое задание: Выполнение эскиза росписи дома гуашью по картону. Тема 2.4. Композиция - организующий компонент художественной формы. Симметрия и асимметрия в композиции - составление простейших композиций по образцу - рисование композиции с натуры Просмотр аналогов. Понятия: ритм, равновесие, линия, точка, пятно, контраст, насыщенность, симметрия, асимметрия. Форма занятия: рисования с натуры. Практическое занятие: вместе с учителем составление различных композиций. После совместного знакомства с видами композиций рисование своих версий. Тема 2.5. Правила изображения многоплановой орнаментальной композиции, совмещающей разные виды орнаментов. Просмотр аналогов. Понятия: ритм, равновесие, линия, точка, пятно, контраст, насыщенность, симметрия, асимметрия. Форма занятия: рисования с натуры. Практическое задание: разработка и рисунок композиции. Выполнение работы в технике гуашевой декоративной живописи. 4 5 6 7 29 Учебный класс, проектор. Учебный класс, проектор. Тема 2.6. Творческая работа. Разработка свободной композиции на основе полученных знаний. Форма занятия: проект и защита проекта. Лучшие работы экспонируются на выставку. 9 Итоговое занятие. Игра- викторина по итогам пройденных занятий. Выставка детских работ. Дети в игровой форме проводят экскурсии. 10 Тема 3.1. История живописи. Используемые материалы. Наскальная живопись. - рисование сухой пастелью - имитация наскальной живописи на бумаге Форма занятия: виртуальная экскурсия. Рассказ-путешествие в каменный век. Рассказ об условиях жизни человека того времени. Просмотр картин художников, писавших каменный век. Рассматривание и размышление. Практическое задание: создать стилизацию на тему охоты древнего человека. 11 Тема 3.2. Цветоведение. Символика цвета и основные характеристики цвета. - работа с цветовой палитрой - передача в рисунке настроения, состояния с помощью цвета 8 Тема 3.3. Цветовой спектр. Основные, составные и дополнительные цвета - рисование цветового спектра - выполнение упражнений с использованием основных и дополнительных цветов Работа с красками и их смешением. Понятия: основные цвета, дополнительные цвета. Цвет, оттенок, тон, Учебный класс, насыщенность, светлота, цветовая гамма, палитра, гармония. проектор. Практическое задание: Создание выкрасок новых оттенков, полученных путём смешения основных цветов. Совмещение в форме коллажа новых оттенков. 12 Тема 3.4. Главные средства выразительности в живописи – цвет, мазок, пятно, фактура, композиция - выполнение серии композиций-иллюстраций к сказке в технике перекладывания с использованием природных материалов и силуэтного вырезания. Понятия: точка, линия, пятно, орнамент, геометрический орнамент, цветовая гамма, контраст. Практическое занятие: создание композиции рамки для иллюстрации. Создание иллюстрации. Работа гуашью по плотной бумаге. 13 Тема 3.5.Создание аппликации из ткани с использованием контрастной цветовой гаммы. Составление эскиза. Перенос на картон. 14 Тема 3.6. Правила последовательной работы над декоративной композицией. - упражнения симметричная и асимметричная композиция. - упражнения статичная и динамичная композиция. - создание выразительного силуэта в декоративной композиции. Работа с красками и их смешением. 30 Понятия: основные цвета, дополнительные цвета. Цвет, оттенок, тон, насыщенность, светлота, цветовая гамма, палитра, гармония. Практическое задание: - Выполнение эскиза декоративной композиции в круге. - Декоративная роспись тарелки акриловыми красками. Раздел IV. Основы технологии. Работа с пластическими материалами. Тема 3.7.Работа с глиной. Изучение различных видов ДПИ России. - Каргопольская игрушка. - Филимоновская игрушка. - Дымка. - Гжель. - Хохлома. - Щепная птица Архангельской области - Русские изразцы и майолика. - Выполнение эскизов и игрушек по изученным образцам из глины и пластилина. - Знакомство с технологией обработки глины. Техника безопасности. Просмотр образцов работ народных мастеров. Знакомство с профессиями: гончар, художник по керамике, художник росписи по дереву, плотник, резчик по дереву. Понятия: графические росписи, монохромность, полихромность, сюжетная роспись. -Практическое занятие: лепка игрушек из целого куска, с примазыванием частей из глины с последующим обжигом и росписью. Экскурсия, участие в конкурсах. Участие в выставках, награждение участников. Итоговое занятие. Подведение итогов года. Награждение отлично обучающихся учеников. 2й год обучения № п/п. Тема занятия 1 Раздел I: Вводное занятие. Техника безопасности при работе с ручным инструментом. Раздел II: Орнамент - основа народного стиля. Графические орнаменты. 2 Тема 2.1.Создание орнамента на основе природных фактур. Выразительные возможности графических материалов. 3 Тема 2.2. Перспектива. Виды перспективы. Линейная и обратная перспектива. - выполнение композиций с разными видами перспектив - упражнения на создание оптической иллюзии. 4 Тема 2.3. Воздушная перспектива. Передача в рисунке объёма и плановости. Барельеф в архитектуре. Выразительные возможности бумаги. - выполнение барельефа в технике бумагопластики. 31 Место проведения. Оборудование Учебный класс, проектор. 5 Тема 2.4. Витраж. Декоративная композиция для росписи по стеклу. Роспись вазочки акриловыми красками. 5 Итоговое занятие Раздел III: Цветоведение и основы композиции. 6 Тема 3.1. Цвет - средство передачи настроения. Создание эскиза театрального костюма к спектаклю «Щелкунчик». 7 Тема 3.2. Изображение природы в разных состояниях. Китайская живопись. Декоративная композиция в технике коллаж. 8 Тема 3.3.Изображение характера животных. Орнамент народов Африки. Композиция в технике аппликация из ткани. Оформление вышивкой. 9 Тема 3.4. Городской пейзаж. Как выглядят крупнейшие города мира. Создание композиции в технике силуэтного вырезания. 10 Тема 3.5. Творческая работа 11 Итоговое занятие Учебный класс, проектор. Раздел IV: Декоративное рисование 12 Тема 4.1.Понятие «Декоративный рисунок». 13 Тема 4.2. Стилизация. Стилизация природных форм и предметов. Изучение приёмов - рисование стилизованных форм 14 Тема 4.3. Создание декоративного панно в технике росписи по дереву. 15 Тема 4.4. Создание декоративного панно в технике росписи по стеклу. - работа по образцу и создание собственных узоров 16 Тема 4.5. Составление эскиза декоративного панно с использованием упражнений на тему: Точка, линия, пятно и цвет. Применение полученных эскизов при изготовлении декоративных панно. 17 Итоговое занятие Учебный класс, проектор. 3й год обучения № п/п. Тема занятия 1 Раздел I: Вводное занятие. Техника безопасности при ручных работах 32 Место проведения занятия. Оборудование . 2 Раздел II: Как рубашка в поле выросла. Работа с тканью. 3 Тема 2.1.Ткани и их виды. Нетканные материалы. Технология изготовления натуральных тканей. Создание гобелена на рамке. - рисование птицы с подробным конструктивным разбором - рисование разных видов птиц, проживающих на территориях Архангельской области 4 Тема 2.2. Вышивки народов мира. Создание эскиза композиции для вышивки. Выполнение работы по эскизу. Знакомство с несложными швами. 5 Тема 2.3.Образ птиц в русской народной вышивке. Создание эскиза композиции по образцу. Вышивка на пяльцах. 6 Тема 2.4. Техника лоскутного шитья. Эскиз композиции по мотивам сказки «Маугли» Р. Киплинга. Выполнение аппликации из ткани с последующим сшиванием деталей. 7 Раздел III: Декоративно-прикладное искусство в интерьере. Тема 3.1. Текстильный дизайн. Методы создания декоративных эффектов в доме с помощью тканей. 8 Тема 3.2. Орнаментальное оформление тканей. Виды орнаментов. Создание эскиза геометрической композиции для дизайна штор и подушек. 9 Тема 3.3. Мозаика. Виды мозаики. Мозаика в изделиях и в архитектуре. - рисование эскиза мозаики по образцу. - выполнение мозаики из природных материалов. 10 Тема 3.4. Витраж. Виды и технологии. Рисунок эскиза витража. Роспись акрилом по стеклу. 11 Тема 3.4.1. Художественный паркет. Исторические интерьеры. Виды и техники сборки. - Эскиз композиции. Создание аппликации по мотивам эскиза. 12 Тема 3.4.2. Освещение в интерьере. Виды и стили светильников. Создание эскиза светильника. 13 Тема 3.4.3. Художественная роспись стен в интерьере. - исторические интерьеры. Стили и технологии росписи. Создание эскиза росписи и создание коллажа интерьера в том же стиле. 14 Тема 3.4.4. Мебель в интерьере. Исторические интерьеры. Создание эскиза мебели. - в древнеегипетском стиле - в античном стиле - в стиле модерн - в стиле конструктивизм 15 Тема 3.4.5. Декор в интерьере. Предметы декора их виды и ценность. Создание настольной скульптуры из глины с последующим обжигом. 16 Посещение музея. Выставка-экскурсия 17 Итоговое занятие 33 Учебный класс, проектор. Учебный класс, проектор. 4й год обучения № п/п. Тема занятия 1 Раздел I: Вводное занятие. Техника безопасности при работе с ручным инструментом. 2 Раздел II: Прогулки по родному краю . Тема 2.1. Пейзаж родной земли. Экскурсия по старому Архангельску. Пешеходная прогулка. 3 Тема 2.2. Архангельск - город корабелов. История поморской верфи. Профессии. Виды судов. Интерьеры и экстерьеры кораблей. Выполнение эскиза росписи корабля. 4 Тема 2.2.1. Деревни Архангельской области. Заповедная земля. Узорочье теремов. Создание рисунка деревенского дома с рисованием деталей, традиционно украшавших архитектуру Русского Севера. 5 Тема 2.3. Архангельск - северный морской торговый порт. - Путешествие по морю в Англию. - Путешествие к эскимосам. - Путешествие в Индию. - Голландия - Индонезия - Япония - Финляндия - Греция - Армения - Италия 6 Тема 2.4.Древние города России. - Принцип образования городов. Выполнение иллюстрации коллажа. - Знаменитые памятники архитектуры. Рисунок пером, тушью. - Древние соборы Руси. - Памятники письменности. Рукописные книги. Буковицы. Славянская вязь. Кириллица. 7 Тема 2.4.1. Красота человека. - Образ древнерусского воина-защитника княжеской дружины. - Образ женщины на полотнах русских художников - живописцев. - Детальное рисование русского народного костюма. - Рисование салонного платья 19 века в России. 8 Тема 2.5 . Фитодизайн. Флорист. Правила создания цветочных тематических композиций. Используемые материалы - выполнение эскизов будущей цветочной композиции - создание цветочных тематических композиций 9 Тема 2.6. Ландшафтный дизайн. История. Стили. Малые архитектурные формы. Профессии. - изучение и рассмотрение ландшафтов дворцов в европейском стиле. - Изучение восточного стиля. - Описание памятника ландшафтного дизайна по схеме. 34 Место проведения занятия. Оборудование Учебный класс, проектор. - Создание эскиза и макета садово-паркового дизайна. 10 Многообразие художественных культур в мире. - Образ материнства в полотнах художников мира. - Мудрость старости. - Монтаж выставки. 11 Итоговое занятие - вернисаж. Дети - экскурсоводы. Завершение года обучения обозначает подведение итогов. Лучшие работы оформляются и участвуют в выставках. Для проведения проверки теоретических знаний ребятам предлагается пройти лист – опрос и сделать небольшое творческое задание (Приложение 1, приложение 2) 3.6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Методическое обеспечение программы Методы обучения: используются методы, которые предполагают проявление творчества и активности обучающихся, свободное самовыражение чувств и мыслей: 1. Личностно-ориентированного метода развития обучения. Подход основывается на учёте индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы. Обучение в соответствии с этим подходом предполагает: - самостоятельность учащихся в процессе обучения, что зачастую выражается в определении целей и задач курса самими обучаемыми, в выборе приёмов, которые являются для них предпочтительными; - опору на имеющиеся знания учащихся, на его опыт; - учёт социокультурных особенностей учащихся и их образа жизни, поощрение стремления быть «самим собой»; - учёт эмоционального состояния учащихся, а также их морально-этических и нравственных ценностей; - целенаправленное формирование учебных умений, характерным для того или иного учащегося учебным стратегиям. 2. Метод коллективной творческой деятельности. Данный метод направлен на совместную деятельность взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Обучение в соответствии с этим подходом предполагает: - развитие творческих и интеллектуальных способностей; - реализацию коммуникационных потребностей; - обучение правилам и формам совместной деятельности; - приобретение навыков проектирования. Формы организации образовательной деятельности: индивидуальная, групповая. Формами организации учебного занятия являются теоретические и практические занятия, участие в конкурсах и выставках, групповая работа над общим проектом и др. 35 Педагогические технологии: 1. Проектные. Позволяют обучающимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроля своей деятельности, творчество при выполнении поставленных задач педагогом) информационно-коммуникативные; 2. Личностно-ориентированные. Позволяют посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуализации; 3. Информационно-коммуникативные. Подразумевает под собой возможность использования компьютера, видео, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для совершенствования процесса обучения; Развивающего обучения. Возможность подготовки обучающихся к самостоятельному освоению знаний, то есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Требования к подготовке педагога: педагоги дополнительного образования художественной направленности, имеющие художественное образование. Учебно-методический материал, необходимый для реализации программы: - теоретический материал, представленных в презентациях; - дидактический материал, систематизированный в папках; - конспекты занятий и воспитательных мероприятий; - образцы работ с иллюстрациями; - технологические карты, показывающие последовательность выполнения работы. Материально-техническое обеспечение программы: Специально оборудованное помещение: художественная мастерская (мастерская декоративно-прикладного искусства). Помещение должно быть безопасно для пребывания детей. Стены должны быть окрашены в пастельные тона. Стол должен стоять таким образом, чтобы рабочая поверхность хорошо освещалась. Требуется раковина. Рекомендуется иметь альбомы, таблицы, демонстрационный материал, книги и методические пособия. Украсить помещение можно выставкой авторских работ сотрудников (педагогов) ДО, предметами детского творчества. Учебно-методический материал: теоретический материал, систематизированный по разделам; конспекты занятий и воспитательных мероприятий; альбомы эскизов; образцы работ; фотоматериалы; видеотека, литература. 3.7. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1. Геометрический орнамент / сост. и авт. предисл. В. И. Ивановская. - Москва : В. Шевчук, 2009. - 207 с. 2. Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент?»/Ю. Я. Герчук. – М.:«Галарт», 1988. –170 с. 36 3. Дудниченко А.А. «Керамика. Самое полное и понятное пошаговое руководство для начинающих гончаров»./ М. - Эксмо. – 2020. 272с. 4. «Волшебство глиняной игрушки. Часть 1.»/ Формат – М. – 2021. 68с. 5. «Волшебство глиняной игрушки. Часть 2.»/ Формат – М. – 2021. 68с. 6. Буффье Генрих: «Руководство лепного искусства». / М.: Эксмо. – 2015. 127с. 7. Лопатенко Н.М. «Традиционная керамика ерги»/ Н. М. Лопатенко. - В.: Литера, 1993. – 205 с. 8. Нельсон Дж. «Проблемы дизайна»/ Дж. Нельсон. – М.: «Искусство», 1971. – 150 с. 9. «Орнаменты. Цветовая гамма. Сборник образцов»/ Сост. Anvil Graphic Design. Inc. – М.: Астрель: АСТ, 2006. - 200 с. 10. Орнаменты Японии/ сост. и авт. предисл. В. И. Ивановская. - Москва : В. Шевчук, 2011. – 203 с. 11. Чекалов А. К. «Народная деревянная скульптура Русского Севера»/А. К. Чекалов. – М.: «Искусство», 1971. – 165 с. 12. Маккэлом Гр. Л. "4000 мотивов: цветы и растения". Книга по росписи. Часть 2. – АСТ – Астрель. 2009. – 384с 13. Маслова Г. С. "Орнамент русской народной вышивки". М., 1972 14. Сборник "Изобразительные мотивы в русской народной вышивке" М. "Советская Россия", 1991 15. Стасов В.В., "Русский народный орнамент", М., 1927 Список интернет-источников: 1. http://museum.ru 2. https://vmdpni.ru 3. https://ornament.rode.land/istoriya-ornamenta.html https://design.jofo.me/1740856.html 4. https://www.livemaster.ru/ 5. https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/animalistika-zhanr-v-zhivopisi 6. https://grasser.ru/blog/sovremennye-mastera-i-sposoby-prochteniya-vyshivki/ 7. http://traditionalrussiancostume.com/embroidinfo/xru.php?nametxt=3 8. https://veryimportantlot.com/ru 9. https://school-of-floristry.ru/ 10. https://aesthesis.ru/magazine/march18/calligramhistory 37 Приложение 1 Работа с листом – опросом проводится в конце каждого учебного года и даёт возможность оценить качество знаний, полученных обучающимися на протяжении учебного курса. Лист – опрос по итогам 1 года обучения. 1. Дайте определение понятию орнамент, назовите виды орнаментов. 2. Назовите художественные материалы для живописи, графики. 3. Назовите профессии художников - ремесленников, занимающихся народными промыслами. 4. Назовите основные цвета, поясните как получить дополнительные, как получать светлые оттенки. 5. Пользуясь наглядностью, назовите российские художественные промыслы. 6. Перечислите, какие цвета используют для росписи дымковской, каргопольской игрушки, хохломской росписи, гжели. 7. Выполните эскиз орнаментальной симметричной композиции в квадрате с растительными мотивами. Лист – опрос по итогам 2 года обучения. 1. Перечислите инструменты художника – живописца, художника – графика. 2. Назовите виды перспективы. 3. Расскажите, что такое витраж. 4. Какие профессии в театре вы знаете? 5. Составьте композицию в круге с использованием зооморфного орнамента. 6. Назовите изобразительные средства графики. Лист – опрос по итогам 3 года обучения. 1. Опишите современный и традиционный способ получения льняного полона. 2. Расскажите об особенностях северной русской вышивки по ткани. 3. Дайте определение текстильному дизайну. Назовите приёмы декорирования интерьера с помощью текстиля. 4. Назовите виды мозаики. 5. Опираясь на фотографии интерьеров, определите и расскажите, какие методы и технологии декорирования в нём применены. 6. Опишите стилевые особенности интерьера, оформленного в русском стиле. Лист – опрос по итогам 4 года обучения. 1. Назовите особенности географического местоположения города Архангельска. Как называют людей, живущих у Белого моря? 2. Назовите профессии на судоверфи. 3. Назовите детали узорочья теремов. 38 4. Нарисуйте модульный элемент для декоративного резного солнца. 5. Расскажите о качествах мужчины, почитаемых на Руси. 6. Какие качества русской женщины воспеты русскими классическими живописцами? 7. Дайте определение, кто такой флорист. Расскажите, какие стили букетов вы знаете. 8. Назовите 2-3 живописных полотна, воспевающих материнство. 39 Приложение 2 При изучении различных областей изобразительного искусства, очень важно изучение и просмотр работ мастеров живописи. Анализ работ очень важен для наблюдения, сравнения, сопоставления и понимания замысла художника, для создания собственных работ. План анализа живописного произведения: 1. 1. Автор, название произведения, время и место создания, история замысла и его воплощение. Выбор модели. 2. 2. Стиль, направление. 3. 3. Вид живописи: станковая, монументальная (фреска, темпера, мозаика). 4. 4. Выбор материала (для станковой живописи): масляные краски, акварель, гуашь, пастель. Характерность использования данного материала для художника. 5. 5. Жанр живописи (портрет, пейзаж, натюрморт, историческая живопись, панорама, диорама, иконопись, марина, мифологический жанр, бытовой жанр). Характерность жанра для работ художника. 6. 6. Живописный сюжет. Символическое содержание (если есть). 7. 7. Живописные характеристики произведения: • цвет; • свет; • объем; • плоскостность; • колорит; • художественное пространство (пространство, преображенное художником); • линия. 8. Детали. 9. Личное впечатление, полученное при просмотре произведения. 40