Основыф тележурналистики

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования городского
округа "Город Архангельск" "Центр технического творчества, спорта и развития
детей " Архангел"

УТВЕРЖДЕНА

УТВЕРЖДАЮ

Программно – методической
Комиссией Протокол № 4
От «04» декабря 2021 г.

Директор МАУ ДО «Центр Архангел»
____________А. А. Фомин
«_____» ___________ 2021 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Основы тележурналистики. Базовый уровень»
техническая направленность
возраст обучающихся
9-17 лет
срок реализации программы
3 года

Автор- составитель:
Федоровцева Дарья Владимировна
педагог дополнительного образования
МАУ ДО «Центр «Архангел»

Архангельск
2021

СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.

Информационная карта
Комплекс основных характеристик образования
Пояснительная записка
Планируемые результаты и формы их проверки
Учебно-тематический план
Комплекс организационно-педагогических условий
Учебно-календарный план
Содержание программы
Материально-техническое обеспечение
Методическое обеспечение программы
Условия реализации программы
Список информационных источников и литературы
Приложение

2

3
4
4
8
10
12
12
13
18
23
23
24

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1.
2.

3.
4.

5.
6.

Наименование программы
(услуги)
Полное
наименование
образовательной программы, в
рамках которой реализуется
данная программа (услуга)
Год разработки
Вид
деятельности
по
программе

Направленность
дополнительного образования
Аннотация (краткое описание
содержания
и
иная
информация,
необходимая для заказчиков и
получателей образовательных
услуг)

Образовательная программа
Дополнительная
общеразвивающая
программа
«Основы тележурналистики».
2020
Учебно-теоретические занятия,
Учебно-практические
занятия
с использованием игровых техник,
конференции, защиты проектов, встречи
с интересными людьми.
Техническая направленность
По своему функциональному назначению
программа »Основы тележурналистики»
является общеразвивающей,
также направлена на
профессиональное
самоопределение
обучающихся, так как дает
возможность получить
первоначальные
знания в области журналистики, призвана
научиться демонстрировать тематическую
и жанровую многоплановость, уметь остро
ставить
проблемы
жизни
образовательного
учреждения
и
города, научить будущих
журналистов равному
общению,
честному диалогу, основам
оформительского
мастерства.
Данная программа нацелена на
самоопределение подростков в
современном социуме, развитие
социальной
активности,
лидерских
качеств, гражданского самосознания у
детей и подростков через
организацию обучения основам
тележурналистики.
3

7.

8.

9.

10.

11.

12.
13.

14.

Указание
на
уровень
сложности
содержания программы
(стартовый
(ознакомительный),
базовый,
продвинутый (углубленный))
Место реализации программы
(фактический адрес указания
услуги;
при
реализации
программы в сетевой форме в
разных местах указываются
все адреса)
Возрастная
категория
учащихся
(адресат программы)
Указание на адаптированность
программы для учащихся с
ОВЗ (включая указание на вид
ограничений)
Нормативный срок освоения
программы
(продолжительность обучения)
Форма обучения по программе
(очная, заочная, очно-заочная)
Объем программы общий и
отдельно по формам обучения
(очная/заочная), по
использованию
дистанционных технологий
(с использованием/
без использования), по
использованию сетевой формы
(с использованием/
без использования), формам
организации образовательной
деятельности
(групповая/ индивидуальная)
Минимальное максимальное
число детей, учащихся в одной

Базовый уровень

МАУ ДО »Центр »Архангел» Адрес:
163009 Архангельская область,
г. Архангельск,
ул. Октябрят, д. 4, корпус 4
9-17 лет
Без адаптации

3 года
Очная
Объѐм - 72 академических часа.
Очная форма – 72 академических часа.
С
использованием
дистанционных
технологий
(обеспечение
доступного
образования в условиях введения
карантина, невозможности посещения
занятий по причине
погодных явлений).
Без использования сетевой формы.
Групповая форма организации
деятельности - 72 академических
часа.
Минимальное – 10 человек
Максимальное – 15 человек
4

группе
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы тележурналистики»
(далее – программа «Тележурналистика», программа) является программой
технической направленности дополнительного образования юношей и девушек в
общей системе образовательного процесса, рассчитана для обучающихся 9-17 лет.
Актуальность программы
Современный этап становления информационного общества вносит свои
коррективы и в развитие журналистики. Для журналиста информационной эры по
сравнению с предыдущими этапами стала характерна универсальность,
оперативность и интерактивность, большее разнообразие жанров и стилей.
Существующие средства передачи информации (телевидение, радиовещание,
печатные СМИ) претерпевают изменения. Появляются новые Интернет-каналы,
которые становятся площадкой для всех видов СМИ. Теле- и радиовещание
находятся на пороге перемен, этому способствует развитие технологий, прежде
всего сети Интернет. Создаются совершенно новые подходы – отовсюду мы
слышим: «интерактивность», «онлайн-контент», «интернет-магазины» и т.д.
Введение данной программы обусловлено тем, что определённый круг
обучающихся стремится развить в себе умения, способности необходимые для
настоящего журналиста. Занятия по программе «Основы журналистики»
предполагают личностно ориентированный подход, который учитывает личностные
особенности обучающихся и учит их свободно и творчески мыслить.
Данная программа направлена на содействие Федеральному проекту «Успех
каждого ребенка», позволяет решить вопросы, связанные с повышением уровня
медиаграмотности у детей и взрослых, а также способствует приобретению
и совершенствованию навыков работы в различных графических редакторах,
составлена в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами для
учреждений дополнительного образования:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании Российской
Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726 – p).
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства
просвещения РФ от 09.11.2018 № 196). 4. Целевая модель развития региональных
5

систем дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ
от 03.09.2019 № 467).
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные
Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития
образования», АНО дополнительного профессионального образования «Открытое
образование» от 18.11.2015.
6. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573).
7. Устав МАУ ДО «Центр «Архангел».
Педагогическая целесообразность программы
Программа «Основы тележурналистики» направлена на то, что при ее
освоении обучающиеся приобретут опыт общения, создания видеороликов
новостной тематики; освоят навыки работы с техникой (видеокамеры,
фотоаппараты, звуковое оборудование), новыми технологиями (работа в различных
редакторах). Это позволит обучающимся стать активными участниками творческого
процесса, итогом которого станет реализация видеопроекта. Подростки имеют
возможность творчески проявить себя, свои лидерские качества, инициативу,
самоутвердиться, повысить интеллектуальный уровень, приобретают навыки
самоконтроля, становятся более образованными и общительными. Программа дает
возможность использовать полученные во время обучения навыки на уроках
литературы, русского языка и информатики в общеобразовательной школе.
Программа позволяет использовать навыки на практике, дети взаимодействуют со
средствами
массовой
коммуникации.
Решает
социальные
задачи:
профориентационное самоопределение подростка, знакомство юного журналиста со
спецификой и основными требованиями этой профессии, разностороннее развитие
личности, проявления социальной и творческой активности.
Возможность использования программы в других образовательных системах.
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы тележурналистики»
базируется на современных требованиях модернизации системы образования,
реализуется на базе образовательного учреждения МАУ ДО «Центр «Архангел»,
также может быть использована в рамках факультативной программы и кружковой
работы в общеобразовательных организациях города Архангельска.
Новизна программы
6

Включает новые педагогические технологии в проведении занятий, такие
формы занятий, как игра-викторина, тесты на платформе «Quiz», развивающие
речь и воображения игры наподобие «Крокодил», техники фрирайтинг
и сторителлинг, изучение стилистических приемов позволяют улучшить навыки
письма. Игровая форма помогает заинтересовать «юных журналистов»,
способствует более легкому усвоению новой информации, более глубокому
погружению в изучаемую тему.
Цель программы: обучение детей основам профессии журналиста,
приобретение обучающимися начальных навыков профессии тележурналиста,
оператора, режиссера, монтажера, а также особенностям работы в современных
Интернет-СМИ (новостные сайты, порталы, теле- и радиовещание в сети Интернет).
Для достижения цели необходима реализация следующих задач.
Обучающие задачи:
‒
способствовать
формированию
умения
организовывать
поиск,
анализировать и обрабатывать материал;
‒ учить видеть общественно-значимые проблемы в обществе, городе
(находить новость) и отражать их в материале для средств массовой информации и
съемок репортажей;
‒ формировать умение планировать свою деятельность для достижения
результата, создавать собственное высказывание, логически грамотно;
‒ продолжить сотрудничество со средствами массовой информации;
‒ способствовать развитию межпредметных связей, взаимодействию с
другими детскими объединениями (танцевальные, музыкальные и театральные
коллективы Дворца), умению написать закадровый текст к социальным роликам.
Развивающие задачи:
‒ развивать творческий потенциал учащихся, индивидуальное и критическое
мышление, способности к анализу различных медиатекстов;
‒ стимулировать социальную активность подростка;
‒ способствовать формированию и укреплению качеств личности журналиста:
терпение, целеустремленность, трудолюбие, активность и самостоятельность,
волевые качества;
‒ содействовать укреплению интереса учащихся к профессии журналиста
и других профессий, связанных с издательской деятельностью.
Воспитательные задачи:
‒ пробудить интерес к прессе и сформировать осознанное отношение
к современной журналистике как виду общественной деятельности;
7

‒ способствовать формированию нравственных основ личности будущего
журналиста, его внутренней культуры;
‒ воспитывать информационную культуру школьников, потребность
в постоянном повышении информированности; чувства ответственности за
порученное дело;
‒ формировать навыки совместной деятельности и делового общения,
современного мировоззрения, толерантности, активной жизненной позиции;
‒ воспитывать способность к самореализации в современных условиях.
Отличительные особенности программы
Данная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы
тележурналистики» включает в образовательный процесс теоретическую часть
и полноценную практическую деятельность. При этом теоретический блок не
является чересчур наукообразным, он максимально приближен к потребностям
журналистской деятельности обучающихся, носит практический характер,
а совокупность изучения основ журналистики и телевизионного дела через
практическую деятельность – это эффективный действенный способ познания.
Программа рассчитана на детей с разным уровнем способностей, к каждому
ребенку предусмотрен индивидуальный подход в соответствии с его уровнем
развития.
Отличительной особенностью программы является использование в качестве
основной технологии – технология проектной деятельности, а именно реализацию
медиаобразовательных
проектов,
создание
конкретного,
уникального
медиапродукта.
Адресат программы, характеристика учащихся
Программа предназначена для мальчиков и девочек от 9-ти до 17-ти лет.
Наполняемость групп от 10-ти до 15-ти человек. Предполагаемый состав групп –
одновозрастные (9-12 лет, 13-15 лет, 16-17 лет). В творческое объединение
набираются все желающие.
Условия набора учащихся
Прием производится на условиях личного желания ребенка, его
добровольного выбора без вступительных испытаний, а также согласия родителей.
Зачисление в группу производится по заявлению родителей (законных
представителей) или подростка старше 14 лет. При наличии свободных мест
возможно зачисление в течении учебного года из других объединений города
Архангельска по направлению «Журналистика» с условием прохождения устного
собеседования.
8

Первый год обучения – закладываются базовые знания в сфере
тележурналистики, происходит знакомство с техникой, с основными понятиями.
Ребенок учиться коммуникациям. Участие в съемках пи наличии технического
задания.
Второй год обучения – погружение в среду журналистики, закрепление
полученных ранее навыков, больший объем практики, получение навыков по
написанию сценария. Создание собственных роликов.
Третий год обучения – журналист как личность. Изучение психологических
особенностей личности, стилистических приемов для написания текстов, а также
смартфон как рабочий инструмент журналиста.
Срок реализации программы – 3 года обучения.
Объѐм программы – 72 академических часа (36 учебных недель).
Режим занятий – Занятия продолжительностью 2 академических часа
проводятся 1 раз в неделю с обязательным перерывом между занятиями не менее
10-15 минут или 2 раза в неделю продолжительностью 1 академический час. 1
академический час – 45 минут.
Формы проведения занятий
Программа «Основы тележурналистики» предполагает такие формы обучения
как беседа, встреча с интересными людьми, диспут, защита проектов, игра деловая,
игра-путешествие, игра сюжетно-ролевая, игровая программа, конференция,
круглый стол, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, открытое
занятие, праздник, практическое занятие, презентация, семинар, шоу, экзамен,
экскурсия.
Учебно-тематический план
1-ый год обучения:
№
п/п

Раздел, тема

Количество часов
Теория Практика Всего

1.

Вводное занятие.

2

0

2

2.

Раздел «Тележурналистика».

13

13

26

9

2.1. Введение в тележурналистику.

2

0

2

2.2. Телевизионный сюжет.

2

2

4

2.3. Новости.

2

3

5

2.4. Интервью.

2

3

5

2.5. Ведущий телепрограммы.

2

3

5

2.6. Документальный видеофильм.

3

2

5

10

8

18

3.1. Видеокамера.

2

2

4

3.2. Видеоряд.

2

2

4

3.3. Композиция кадра.

4

2

6

3.4. Человек в кадре.

2

2

4

8

10

18

4.1. Основы нелинейного видеомонтажа.

3

3

6

4.2. Монтажный план сюжета.

3

3

6

4.3. Программа видеомонтажа.

2

4

6

2

8

10

40

32

72

3.

4.

5.

Операторское мастерство.

Видеомонтаж

Итоговое задание. Съемка ролика
Итого часов:

2-ой год обучения:
№
п/п

Раздел, тема

Количество часов
Теория Практика Всего

1.

Вводное занятие.

2

0

2

2.

Раздел «Тележурналистика».

12

12

24

10

2.1. Тележурналистика. История
возникновения и развития тележурналистики.

2

0

2

2.2. Журналистские профессии на ТВ: репортер,
редактор, диктор, корреспондент, продюсер,
телережиссер.

2

0

2

2.3. Разнообразие журналистских жанров.

4

0

4

2.4. Журналистское расследование.

2

2

4

2.5. Правила и особенности создания интервью.

2

2

4

2.6. Особенности
ток-шоу
тележурналистики.

жанра

4

0

4

2.7. Особенности телевещания в сети Интернет.
Интерактивное телевидение.

4

0

4

8

8

16

2

2

4

3.2. Фрирайтинг как способ поиска идей

2

2

4

3.3. Сторителлинг как прием создания сценарных
текстов

2

2

4

3.4. Мифология медиатекстов. Разбор модели
В.Я.Проппа на примере серии книг
Дж.Роулинг «Гарри Поттер». Отличия
киносценария от книг.

2

2

4

8

8

16

4.1. Составные части видеоролика. Основные
понятия видеомонтажа.

2

2

4

4.2. Основные виды
видеороликов

2

2

4

2

6

8

3.

Раздел Сценарий

3.1. Структура
сценария.
характерные черты.

4.

как

Особенности

и

Видеомонтаж

переходов

в

монтаже

4.3. Знакомство с программой Pinnacle Studio
11

5.

Подкастинг как современные СМИ

8

4

12

5.1. Что такое аудио- и видеоподкасты?

2

0

2

5.2. «Youtube» как платформа для размещения
видеоподкастов

2

0

2

5.3. «Sound Cloud», «Google Podcasts» и др.
платформы для размещения аудиоподкастов

2

0

2

5.4. Технология создания подкастов

2

4

6

2

0

2

40

32

72

6.

Итоговое
проектов

задание.

Экзамен/защита

Итого часов:

3-ой год обучения:
№
п/п

Раздел, тема

Количество часов
Теория Практика Всего

1.

Вводное занятие.

2

0

2

2.

Раздел «Я – журналист».

14

10

24

2.1. Журналистские термины

2

0

2

2.2. Психологические и коммуникативные
особенности профессии «журналист»
Приёмы развития и тренировки памяти.
2.3. Мнемотехника – искусство запоминания.
Этические
кодексы
и
нормы
2.4. журналистского поведения.
Печатная журналистика
2.5.
Радиожурналистика.
2.6.
Тележурналистика.
2.7.

2

2

4

2

2

4

2

2

4

2

0

2

2

2

4

2

2

4

8

8

16

2

0

2

3.

Язык журналистики

3.1. Культура речи
12

3.2. Стилистические приемы

2

0

2

3.3. Композиция текста

2

4

6

3.4. Как придумывать заголовки и писать
лиды?

2

4

6

8

8

16

4.1. Печатная реклама.

2

6

8

4.2. Рекламный
ролик
как
важная
составляющая современных СМИ

2

6

8

6

6

12

5.1. Социальные сети как современные СМИ

1

0

1

5.2. Создание контента с помощью смартфона

1

0

1

5.3. «YouCut» как средство для монтажа на
мобильном телефоне

2

2

2

5.4. Концепция
собственного
Интернет-среде

в

2

4

6

Экзамен/защита

2

0

2

40

32

72

4.

5.

6.

Реклама

СМИ 21 века

Итоговое
проектов

задание.

СМИ

Итого часов:

Комплекс организационно-педагогических условий
Учебно-календарный план
1-ый год обучения
№
п/п
1.

Месяц
1 неделя

Раздел, тема
Введение в программу
13

Часы
2 часа

теории
Раздел «Тележурналистика»
2 неделя
2.1 Телевидение как средство коммуникации.
Социальные функции телевидения.
2 неделя
2.2. Телевизионные специальности.
3 неделя
2.3. Телевизионный сюжет. Телевизионный язык:
умение
рассказывать
«картинками».
Композиция телевизионного сюжета.
4 неделя
2.3. Взаимодействие журналиста и оператора при
работе над сюжетом.
2.

2.4. Новости. Критерии отбора новостей. Сбор
информации. Источники информации.
2.5. Достоверность
информации.
Информационный повод. Особенности работы
над информационным сюжетом.
2.6. Интервью.Цели и особенности интервью.
Активное
слушание.
Коммуникативные
техники.
2.7. Подготовка
вопросов
для
интервью.
Требования к вопросу. Взаимодействие
журналиста и оператора при съемке интервью.
2.8

Ведущий телепрограммы.

5-6 неделя

6-7 неделя

7-8 неделя

8-9 неделя

Слово на телеэкране. Индивидуальный стиль
телеведущего.
Этический
кодекс
тележурналиста. Телевидение как искусство

1 час
теории
2 часа
практики

10-11 неделя

1 час
теории
1 час
практики
2 часа

11-12 неделя

2.10 Документальный видеофильм.
14

1 час
теории
1 час
теории
1 час
практики
1 час
теории
1 час
практики
1 час
теории
2 часа
практики
1 час
теории
1 час
практики
1 час
теории
2 часа
практики
1 час
теории
1 час
практики

9-10 неделя

Уровни телевизионной речи. Звуковое
оформление телепередач. Имидж ведущего.
2.9

1 час
теории

Художественная документалистика.

2.11 Этапы
работы
над
документального фильма.

3.

сценарием

Раздел Операторское

3.1. Видеокамера. Техника безопасности при
работе с видеокамерой. Устройство цифровой
видеокамеры. Обращение с видеокамерой.
3.1. Функциональное назначение элементов
управления видеокамерой и их грамотное
применение.
3.2. Видеоряд. Требования к видеоряду. Основные
правила видеосъемки.
3.2. Баланс
белого,
освещенность
кадра,
выравнивание
кадра
по
вертикали.
Устойчивость камеры при съемках без
штатива.
3.3. Композиция кадра.План: крупный, средний,
общий. Ракурс.
3.3. Перспектива. Глубина кадра. Свет и цвет.

3.4. Человек в кадре. Выбор плана при съемке
человека. Монтаж по крупности. Обрезка,
«воздух».
3.5. Съемка
взаимодействующих
объектов.
Съемки диалога. Съемка
интервью.
«Говорящий фон». Съемка «стендапа».
15

12-13 неделя

мастерство.
13-14 неделя

14-15 неделя

15-16 неделя

16-17 неделя

17-18 неделя

19-20 неделя

20-21 неделя

21-22 неделя

теории
1 час
практики
1 час
теории
1 час
практики
1 час
теории
1 час
практики
1 час
теории
1 час
практики
1 час
теории
1 час
практики
1 час
теории
1 час
практики
2 часа
теории
1 час
практики
2 часа
теории
1 час
практики
1 час
теории
1 час
практики
1 час
теории
1 час
практики

4.

Видеомонтаж

4.1. Основы нелинейного
видеомонтажа.
Оборудование
для
нелинейного
видеомонтажа. Основные правила и меры
безопасности при обращении с компьютером.
4.2. Работа с видеофайлами на компьютере.
Программы для обработки и просмотра
видеофайлов.
4.3. Монтажный
план
сюжета.
Обработка
исходного материала. Создание монтажного
листа, монтажного плана сюжета. Принципы
монтажа видеоряда.
4.4. Монтаж по крупности, монтаж по ориентации
в пространстве, монтаж по фазе движения и
пр. Использование «перебивок», деталей.
4.5. Программа
инструменты

видеомонтажа.
Основные
программы видеомонтажа.

4.6. Интерфейс
видеофайлов.
Настройки
работы.

программы.
программы

5.
5.1. Техническоезадание.

Форматы
для

23-24 неделя

2 часа
теории
2 часа
практики

25 неделя

1 час
теории
1 час
практики
2 часа
теории
2 часа
практики

26-27 неделя

28 неделя

29-30 неделя

30-31 неделя

начала

СЪЕМКА ИТОГОВОЙ ПРОГРАММЫ
32 неделя
32 неделя

5.2. Соответствие теме

33 неделя

5.3. Командная работа

33 неделя

5.4. Закадровый текст

34 неделя

5.4. Техническоезадание.

34 неделя

5.5. Съёмка
16

1 час
теории
1 час
практики
1 час
теории
2 часа
практики
1 час
теории
2 часа
практики

1 час
теории
1 час
практики
1 час
практики
1 час
практики
1 час
практики
1 час
практики

35 неделя

5.6. Монтаж

35 неделя

5.7. Идея
6.

Итоговое занятие. Экзамен/защита проекта

36 неделя

1 час
практики
1 час
практики
1 час
теории
1 час
практики

2-ой год обучения
№
п/п Раздел, тема
1.
2.
2.1
2.2.

2.3.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.

2.8.
2.8.

Месяц
1 неделя

Введение в программу

Раздел «Тележурналистика»
2 неделя
История отечественной журналистики
в
лицах.
2 неделя
Журналистские профессии на ТВ: репортер,
редактор, диктор, корреспондент, продюсер,
телережиссер.
3 неделя
Разнообразие журналистских жанров.
4 неделя
Разнообразие журналистских жанров.
5 неделя
Журналистское расследование.
6 неделя
Игра «Детективная викторина»
7 неделя
Правила и особенности создания интервью.
8 неделя
Практическое задание: «Возьми интервью у
сказочного персонажа». Этапы подготовки к
интервью
9 неделя
Особенности
ток-шоу
как
жанра
тележурналистики.
10 неделя
Особенности
ток-шоу
как
жанра
тележурналистики.
17

Часы
2 часа
теории
1 час
теории
1 час
теории
2 часа
теории
2 часа
теории
2 часа
теории
2 часа практики
2 часа
теории
2 часа практики

2 часа
теории
2 часа
теории

2.9. Особенности телевещания в сети Интернет.
Интерактивное телевидение.
2.9. Особенности телевещания в сети Интернет.
Интерактивное телевидение.
3.
3.1. Структура
сценария.
характерные черты.
3.1. Структура
сценария.
характерные черты.

2 часа
теории

12 неделя

2 часа
теории

Раздел Сценарий
13 неделя
Особенности
и
Особенности

и

3.2. Фрирайтинг как способ поиска идей
3.2. Фрирайтинг как способ поиска идей
3.3. Сторителлинг как прием создания текстов
3.3. Сторителлинг как прием создания текстов
3.4. Мифология медиатекстов. Разбор модели
В.Я.Проппа
на
примере
серии
книг
Дж.Роулинг
«Гарри
Поттер». Отличия
киносценария от книг.
3.4. Мифология медиатекстов. Разбор модели
В.Я.Проппа
на
примере
серии
книг
Дж.Роулинг
«Гарри
Поттер». Отличия
киносценария от книг.

2 часа
теории

14 неделя

2 часа практики

15 неделя

2 часа
теории

16 неделя

2 часа практики

17 неделя

2 часа
теории

18 неделя

2 часа практики

19 неделя

2 часа
теории

20 неделя

2 часа практики

21 неделя

2 часа
теории

22 неделя

2 часа практики

23 неделя

2 часа
теории

Видеомонтаж

4.
4.1. Составные части видеоролика.
понятия видеомонтажа.

Основные

4.1. Составные части видеоролика.
понятия видеомонтажа.

Основные

4.2. Основные виды
видеороликов

11 неделя

переходов

в

монтаже
18

4.2. Основные виды
видеороликов

переходов

в

24 неделя

2 часа практики

25 неделя

2 часа
теории

26-28 неделя

6 часов практики

монтаже

4.3. Знакомство с программой Pinnacle Studio
4.3. Знакомство с программой Pinnacle Studio
5.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
5.4.
6.

Подкастинг как современные СМИ
29 неделя
Что такое аудио- и видеоподкасты?
30 неделя
«Youtube» как платформа для размещения
видеоподкастов
31 неделя
«Sound Cloud», «Google Podcasts» и др.
платформы для размещения аудиоподкастов
32 неделя
Технология создания подкастов
33-35 неделя
Технология создания подкастов
36 неделя
Итоговое занятие. Экзамен/защита проекта

2 часа теории
2 часа теории
2 часа теории
2 часа теории
4 часа практики
2 часа теории

3-ий год обучения
№
п/п Раздел, тема
1.

Месяц
1 неделя

Введение в программу

2.
2.1 Журналистские термины

Раздел «Я - журналист».
2 неделя

2.2. Психологические
и
коммуникативные
особенности профессии «журналист»

3-4 неделя

Приёмы развития и тренировки памяти.
2.3. Мнемотехника – искусство запоминания.

5-6 неделя

Этические кодексы и нормы журналистского
2.4. поведения.

7-8 неделя

19

Часы
2 часа
теории
2 часа
теории
2 часа
теории
2 часа
практики
2 часа
теории
2 часа
практики
2 часа
теории

2 часа
практики
2.5. Печатная журналистика
2.6. Радиожурналистика

3.1. Культура речи

3.2. Композиция текста

3.3. Как придумывать заголовки и писать лиды?

2 часа
теории
2 часа
практики
2 часа
теории
2 часа
практики
2 часа
теории

15 неделя

2 часа
теории

16-18 неделя

2 часа
теории
4 часа
практики
2 часа
теории
4 часа
практики

19-21 неделя

Реклама
22-25 неделя

4.1. Печатная реклама.

4.1. Рекламный ролик как важная составляющая
современных СМИ

5.

10-11 неделя

Язык журналистики
14 неделя

3.1. Стилистические приемы

4.

2 часа
теории

12-13 неделя

2.7. Тележурналистика

3.

9 неделя

СМИ 21 века
20

26-29 неделя

2 часа
теории
6 часов
практики
2 часа
теории
6 часов
практики

5.1. Социальные сети как современные СМИ
5.2. Создание контента с помощью смартфона
5.3. «YouCut» как средство для монтажа на
мобильном телефоне
5.4. Концепция собственного СМИ в Интернетсреде
6.

30 неделя

1 час
теории

30 неделя

1 час
практики
2 часа
теории
2 часа
практики
2 часа теории
4 часа практики

31-32 неделя

33- 35 неделя

Итоговое занятие. Экзамен/защита проекта

36 неделя

2 часа теории

Содержание программы
1-ый год обучения:
РАЗДЕЛ 1. Вводное занятие.
Цели и
безопасности.

задачи

технического

объединения.

Инструктаж

по

технике

РАЗДЕЛ 2. Тележурналистика.
Тема 1. Введение в тележурналистику.
Телевидение как средство коммуникации. Социальные функции телевидения.
Телевизионные специальности.
Тема 2. Телевизионный сюжет.
Телевизионный язык: умение рассказывать «картинками». Композиция
телевизионного сюжета. Взаимодействие журналиста и оператора при работе над
сюжетом. Понятия «закадровый текст», «синхрон», «лайф», «экшн», «стенд-ап».
Тема 3. Новости.

21

Критерии отбора новостей. Сбор информации. Источники информации.
Достоверность информации. Информационный повод. Особенности работы над
информационным сюжетом.
Тема 4. Интервью.
Цели и особенности интервью. Активное слушание. Коммуникативные
техники. Подготовка вопросов для интервью. Требования к вопросу.
Взаимодействие журналиста и оператора при съемке интервью.
Тема 5. Ведущий телепередачи.
Уровни телевизионной речи. Звуковое оформление телепередач. Имидж
ведущего. Слово на телеэкране. Индивидуальный стиль телеведущего. Этический
кодекс тележурналиста. Телевидение как искусство.
Тема 6. Документальный видеофильм.
Художественная документалистика.
документального фильма.

Этапы

работы

над

сценарием

РАЗДЕЛ 2. Операторское мастерство.
Тема 9. Видеокамера.
Техника безопасности при работе с видеокамерой. Устройство цифровой
видеокамеры. Обращение с видеокамерой. Функциональное назначение элементов
управления видеокамерой и их грамотное применение.
Тема 10. Видеоряд.
Требования к видеоряду. Основные правила видеосъемки. Баланс белого,
освещенность кадра, выравнивание кадра по вертикали. Устойчивость камеры при
съемках без штатива.
Тема 11. Композиция кадра.
План: крупный, средний, общий. Ракурс. Перспектива. Глубина кадра. Свет и
цвет.
Тема 12. Человек в кадре.
22

Выбор плана при съемке человека. Монтаж по крупности. Обрезка, «воздух».
Съемка взаимодействующих объектов. Съемки диалога. Съемка интервью.
«Говорящий фон». Съемка «стендапа».
РАЗДЕЛ 3. Видеомонтаж.
Тема 15. Основы нелинейного видеомонтажа.
Оборудование для нелинейного видеомонтажа. Основные правила и меры
безопасности при обращении с компьютером. Работа с видеофайлами на
компьютере. Программы для обработки и просмотра видеофайлов.
Тема 16. Монтажный план сюжета.
Обработка исходного материала. Создание монтажного листа, монтажного
плана сюжета. Принципы монтажа видеоряда. Монтаж по крупности, монтаж по
ориентации в пространстве, монтаж по фазе движения и пр. Использование
«перебивок», деталей.
Тема 18. Программа видеомонтажа.
Основные инструменты программы видеомонтажа. Интерфейс программы.
Форматы видеофайлов. Настройки программы для начала работы.
РАЗДЕЛ 4. СЪЕМКА ИТОГОВОЙ ПРОГРАММЫ
Техническое задание.
Соответствие теме
Командная работа
Закадровый текст
Съёмка
Монтаж
Идея
2-ой год обучения:
РАЗДЕЛ 1. Введение в программу.

23

Повторение полученных знаний за первый год обучения по программе
«Основы тележурналистики». Цели и задачи технического центра. Инструктаж по
технике безопасности. Настольные игры с карточками на эрудицию «Крокодил».
РАЗДЕЛ 2. Раздел «Тележурналистика».
Тема 2.1. Тележурналистика. История возникновения и развития
тележурналистики.
История возникновения и развития тележурналистики. О том, как зарождалось
телевидение в нашей стране. Технические предпосылки Экспериментальное
вещание 30–40-х годов, 50-е годы: на телевидение пришли журналисты, 60-е годы:
становление телепублицистики, 70-е годы: господство видеозаписи, Телевидение
«перестройки и гласности», Телевидение 90-х годов.
Тема 2.2. Журналистские профессии на ТВ: репортер, редактор, диктор,
корреспондент, продюсер, телережиссер.
Подробный рассказа о журналистских профессиях на ТВ. О том, кто такие
репортер, редактор, диктор, корреспондент, продюсер, телережиссер, об их
основных обязанностях, а также о качествах необходимых для этих профессий.
Тема 2.3. Разнообразие журналистских жанров.
Жанры журналистики. Определение понятия «жанр». Общее и различное в
жанрах. Основные группы жанров. 3 вида журналистики: информационная,
публицистическая и аналитическая.
Тема 2.4. Журналистское расследование.
Особенности жанра журналистского расследования, история его появления,
технологии создания сюжетов журналистского расследования. Каким должен быть
журналист, работающий в этом жанре.
Тема 2.5. Практическое занятие. Игра «Детективная викторина».
Игра «Викторина» для пробы себя в этом жанре: детям предлагается
выполнять задания на умения объяснять без слов, придумывать буриме, отгадывать
загадки и головоломки и т.д. В конце каждого задания будут выдаваться кусочки
текста, из которых в конце игры будет получаться журналистский текст.
24

Тема 2.6. Правила и особенности создания интервью.
Как брать интервью, как выбирать героя. Основные этапы подготовки к
интервью. Как искать информацию и составлять вопросы. Особенности структуры
интервью. Открытые и закрытые вопросы.
Тема 2.7. Практическое задание: «Возьми интервью у сказочного
персонажа». Этапы подготовки к интервью.
Задание подготовиться к интервью со сказочным персонажем. Составить и
проанализировать его психологический портрет, изучить, что уже известно об этом
герое. На основе этих данных составить открытые вопросы герою.
Тема 2.8. Особенности ток-шоу как жанра тележурналистики.
Сущность понятия ток-шоу, история возникновения, форматы. Упор на такие
особенности ток-шоу как тематическая и функциональная широта жанровой
разновидности, сочетание признаков интервью, дискуссии, а также концентрация
вокруг личности ведущего. Просмотр шоу «Лучше всех», выявление в нем
элементов ток-шоу.
Тема 2.9. Особенности телевещания в сети Интернет.
Интерактивное телевидение.
Привычному
телевидению
все
больше
становится
характерна
интерактивность. В традиционных эфирах эта черта полностью отсутствовала,
так как посредством них лишь передавали информацию, которую пользователь мог
только принять. Постепенно стали появляться примитивные виды интерактива –
телевизионные опросы, электронная почта, чаты. Основная идея интерактивного
вещания состоит в том, чтобы пользователь мог быть активным участником
формирования и распространения программ. Знакомство и поиск чет
интерактивности на детских телеканалах в Интернете («Карусель», «Дисней» и т.д.)
РАЗДЕЛ 3. «Сценарий».
Тема 3.1.Структура сценария. Особенности и характерные черты.
Что такое сценарий. Описательный текст и речевые реплики как
составляющие сценария. Особенности сценария для разных видов роликов:
новостной, социальный, постановочный, анимационный, графический и т.д.
25

Тема 3.2.Фрирайтинг как способ поиска идей.
Одной из самых полезных и увлекательных письменных техник саморазвития
является фрирайтинг. Он помогает снять стресс, выговориться, заглянуть в свое
подсознание и сгенерировать несколько интересных идей. Рассказ о приемах и
техниках фрирайтинга, позволяющих создавать тексты. В практической части
занятий дети опробуют некоторые из приемов этой техники, таких как «Письмо
другу», «Ассоциативны фрирайтинг», «Фритокинг» и т.д.
Тема 3.3.Сторителлинг как прием создания сценарных текстов.
Искусство рассказывания историй. Мифы, легенды, сказки и рассказы, книги,
театральные постановки, публичные выступления — везде есть сторителлинг.
Это не отдельный жанр, а приём. Он помогает донести свои мысли и идеи,
привлечь и удержать внимание аудитории. Знакомство с техникой. В практической
части занятий дети опробуют приемы этой техники, попробовав написать
небольшую историю для публикации в социальных сетях.
Тема 3.4. Мифология медиатекстов. Разбор модели В.Я.Проппа на
примере серии книг Дж.Роулинг «Гарри Поттер». Отличия киносценария от
книг.
Исследователи (В.Я.Пропп, Н.М.Зоркая, М.И.Туровская, и др.) убедительно
доказали, что для тотального успеха произведений массовой культуры необходим
расчет их создателей на фольклорный тип эстетического восприятия, а «архетипы
сказки и легенды, и соответствующие им архетипы фольклорного восприятия,
встретившись, дают эффект интегрального успеха массовых фаворитов. В.Я.Пропп
выделил 31 тип основных событий и характеров персонажей с ограниченным
набором их ролей (семь ключевых персонажей и семь ключевых ролей), между
которыми определенным образом распределяются конкретные герои со своими
функциями. Каждый из семи действующих лиц/ролей (герой, ложный герой,
отправитель, помощник, антагонист/вредитель, даритель, царевна или ее отец),
имеет свой круг действий, т. е. одну или несколько функций. Показать эту
модель на основе произведений Дж.Роулинг «Гарри Поттер». В рамках практики
предложить поискать отличия киноверсии от книжной.
РАЗДЕЛ 4. «Видеомонтаж».
Тема 4.1.
видеомонтажа.

Составные

части
26

видеоролика.

Основные

понятия

Освещение основных понятий: «Крупность кадра», «Склейка», «Сцена»,
«Эпизод»,
«Часть»,
«Мизансцена»
и
др.
Виды
видеомонтажа:
линейный/нелинейный, монтаж диалога и др.
Тема 4.2. Основные виды переходов в монтаже видеороликов.
Понятия Hard Cut (или склейка встык), Jump Cut (или скачок), L и J-переходы,
Переход во время действия и т.д. Примеры техник в фильмах.
Тема 4.3. Знакомство с программой Pinnacle Studio
Основные клавиши и возможности программы Pinnacle Studio. Загрузка
файлов и их формат. Обрезка, роль дорожек, вставка музыки и титров, работа со
звуком. Экспорт готового видеоролика. Задание: монтаж видеоролика.
РАЗДЕЛ 5. «Подкастинг как современные СМИ»
Тема 5.1. Что такое аудио- и видеоподкасты?
Аудио-подкастинг как один из самых первых разновидностей подкастов в
формате mp3.
Видеоподкастинг – возможность просмотра видео на определенную тематику.
Подкасты этого вида очень напоминают телепередачи. Видео- и аудиоподкасты
сегодня составляют конкуренцию телевизионным и радиоэфирам. Познакомиться с
видами подкастов: подкасты-блоги, интеврью-подкасты, подкасты различных СМИ,
образовательные подкасты и др. Рассмотреть примеры современных детских
подкастов: «Зубочистки» от «Смешариков», «Хочу все знать» от радио «Маяк» и др.
Тема 5.2. «Youtube» как платформа для размещения видеоподкастов
Возможности сервиса «Youtube», знакомство с интерфейсом. Понятия
«Частота кадров», «Качество изображения», «Субтитры», «Онлайн-аудитория».
Данная платформа одна из самых популярных в России по исследованиям интернетжурнала Rusability.
Тема 5.3. «Sound Cloud», «Google Podcasts» и др. платформы для
размещения аудиоподкастов

27

Возможности и интерфейс сервисов «Sound Cloud», «Google Podcasts». Как
загружать свои подкасты так, чтобы они появились на этих ресурсах.
Тема 5.4. Технология создания подкастов
Как создать свой подкаст: разработка концепции, технические особенности
создания (какая техника нужна, что такое джингл, outro/intro, дизайн обложки и
т.д.), возможные ошибки и т.д. В рамках практических занятий создание одного
полноценного выпуска подкаста.
РАЗДЕЛ 6. Итоговое занятие. Экзамен/Защита проектов
Выбор темы для проекта – одна из тем программы «Основы
тележурналистики». Защита проекта перед аудиторией. Получение сертификата о
прохождении программы.
3-ий год обучения:
РАЗДЕЛ 1. Введение в программу.
Повторение полученных знаний за первые 2 года обучения по программе
«Основы тележурналистики». Цели и задачи технического центра. Инструктаж по
технике безопасности. Настольные игры с карточками на эрудицию «Крокодил».
РАЗДЕЛ 2 .«Теория журналистики».
Тема 2.1. Журналистские термины.
Повторяем старые термины и изучаем новые: пресса, подкастинг, лид,
заголовок, СМИ, СМК, полоса, газета, жанр, формат, репортаж, интервью,
аналитика и т.д.
Тема 2.2. Психологические и коммуникативные особенности профессии
«журналист».
Общение – основа профессии журналиста. как сделать журналистский стиль
общения действеннее, глубже, осмысленнее, ценнее;
• как научиться слушать собеседника;
• как контролировать ситуацию общения;
28

• как достигать эффективного и результативного общения с людьми разных
психологических типов. На практическом занятии проходим тесты на определение
типа темперамента, разбираем особенности каждого типа, необходимые для работы
жуналиста.
Тема 2.3. Приёмы развития и тренировки памяти. Мнемотехника –
искусство запоминания.
Мнемотехника, или мнемоника, — это совокупность приёмов,
увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации. В основе
мнемонического запоминания лежит визуализация — образное конспектирование,
во время которого абстрактные понятия получают визуальные, аудиальные или
кинестетические воплощения в памяти. На практическом занятии делаем различные
упражнения.
Тема 2.4. Этические кодексы и нормы журналистского поведения.
Этика и мораль. поступок и мотив. Знакомство с философскими понятиями, их
место в журналистике. Плагиат. Составление понятийного словаря. Какой долждна
быть информация? Достоверность. Краткость, ясность. Правильное построение
текста,
отсутствие
орфографических,
лексических,
пунктуационных
и
стилистических ошибок. Проверка источника и ссылка на него. Авторство. Подпись
иллюстраций и фотографий.
Правила для журналистов оформляем в виде Интеллектуальных карт .
Тема 2.5. Печатная журналистика.
Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк. Темы, рубрики,
полосы. «Гвоздевой» материал. Правила расположение новостей, обзоров, интервью
и пр. Рубрики. Полосы. Первая полоса.
Тема 2.6. Радиожурналистика
Радиовещание и общество. Функции радио. Классификация радиостанций.
Государственное и коммерческое радио. Форматы радиовещания. Посещение радио
в рамках практического занятия.
Тема 2.7. Тележурналистика.
Телевизионная программа. Форматы телевизионных программ. Разбор
понятий «синхрон», «Лайф-ту-тейп», «лайф», «экшн» и др. Тренируем навыки
написания закадрового текста.
29

РАЗДЕЛ 3. Язык журналистики.
Тема 3.1. Культура речи.
Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Профессиональная
лексика, диалектизмы, современные сленг.
Знакомство с понятием «газетный язык». Требования к языку СМИ.
Выразительные средства газетного языка: фразеологизмы и тропы. Лексические и
синтаксические особенности газетного языка.
Газетные штампы. Лексические и синтаксические ошибки в тексте: плеоназм,
тавтология и др. Формы устной и письменной речи: повествование, рассуждение,
размышление, описание. Искусство обмена информацией в письменном виде (язык
письма). Особенности публицистического стиля, высокий и низкий стили, арго и
просторечие в журналистике.
Тема 3.2. Стилистические приемы.
Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.
Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация,
эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический
вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
На практическом занятии задания наподобие этого: найти в газетных и
журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определить их
роль в тексте. Написать зарисовку, используя определенные стилистические
фигуры.
Тема 3.3. Композиция текста.
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.
Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная
хронология. Прямая хронология с отступлениями.
Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания.
Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.
Основные структурные связи в рассуждении.
Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от
конкретного к абстрактному.
На практическом занятии задания наподобие этого: найдите в газетных и
журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения.
Напишите маленький рассказ, используя разные типы построения.
30

Тема 3.4. Как придумывать заголовки и писать лиды?
Объем заголовков, их стилистика. Констатирующие заголовки. Образные
заголовки. Лид. Функции лида:
- информировать читателя с минимальной потерей времени;
- акцентировать внимание на самом главном в информации с точки зрения
журналиста.
Задание. Написать лид и придумать 5 заголовков к различным текстам,
сравнить с оригиналами.
РАЗДЕЛ 4. Реклама.
Тема 4.1. Печатная реклама.
Печатная реклама — один из основных каналов распространения рекламных
обращений. Печатная реклама является
одним
из
самых
старых
видов
распространения коммерческих сообщений. Изучаем особенности создания
современной рекламы, дизайн. На практическом занятии знакомимся с ресурсом
Canva и создаем свою рекламную афишу.
Тема 4.2. Рекламный ролик как важная составляющая современных
СМИ
Рекламы,
размещаемая
в
сети интернет,
направленная
на
создание имиджа компании,
продвижение услуг или товаров,
предоставление
информации с целью повышения продаж. Особенности социальной рекламы.
Создание своего ролика в рамках практических занятий.
РАЗДЕЛ 5. СМИ 21 века
Тема 5.1. Социальные сети как современные СМИ
Социальные сети позволяют решить многие задачи средств массовой
информации – донесение актуальной информации до аудитории, необходимость
быстрого проведения соцопросов и т.д. Большинство печатных изданий, медиа- и
аудиоканалов имеют свои официальные сообщества в соцсетях. Применение
социальным сетям находит и имиджеология, продвигая собственные интересы (при
создании медийного образа города или региона, от которого зависит его
инвестиционная привлекательность и конкурентоспособность среди подобных
31

городов или регионов).
Тема 5.2. Создание контента с помощью смартфона
Смартфон с выходом в сеть постепенно заменяет газеты, журналы, книги,
телевидение. Сегодня люди благодаря мобильному интернету всегда в курсе
событий, имеют возможность оперативно реагировать на них, оставлять
комментарии, вступать в дискуссии. Технические возможности смартфона сегодня
ничуть не уступают многим видеокамерам, поэтому познакомимся с особенностями
ведения социальных сетей как журналистских блогов.
Тема 5.3. «YouCut» как средство для монтажа на мобильном телефоне
Видеоредактор Youcut - это способный видеоредактор, который может
превратить видео с камеры или смартфона в фильм. В нем есть большинство
инструментов редактирования видео, которые вы найдете в высококачественных
приложениях для редактирования видео. Однако Youcam можно использовать
бесплатно. Она была разработана компанией Inshot Inc.
Тема 5.4. Концепция собственного СМИ в Интернет-среде
Как создать свое интернет-СМИ? Что такое целевая аудитория? Что лучше
выбрать: блоги или форумы? Что такое контент? Какую платформу использовать? И
т.д.
РАЗДЕЛ 6. Итоговое занятие. Экзамен/Защита проектов
Выбор темы для интернет-СМИ. Написание концепции. Представление своей
работы.
Ожидаемый результат
К концу обучения по программе воспитанники будут знать/понимать:
‒ о роли журналистики в обществе;
‒ процесс верстки газет и монтажа радио- и телепередач,
‒ работу медиацентра и редакции;
‒ жанрообразующие признаки каждого жанра;
‒ правила и нормы газетного и эфирного языка;
‒ правила проведения интервью, «круглого стола», пресс-конференции;
‒ правила беседы, основные стилистические ошибки и выразительные
средства языка;
‒ профессиональные этические нормы;
32

‒ методы журналистского творчества;
‒ о творчестве современных ведущих журналистов России;
‒ правовые аспекты деятельности журналиста.
Воспитанники будут уметь:
‒ самостоятельно работать над жанрами, излагать собственную мысль,
аргументировать свою точку зрения;
‒ находить и наглядно, образно, эмоционально освещать новость, социально
значимые, интересные факты; видеть общественно значимые проблемы, находить
убедительные аргументы, делать выводы;
‒ ориентироваться в мире медиа, работать с медиатекстами, делать
критический анализ медиасообщений;
‒ владеть навыками работы над текстом и над созданием телевизионного
сюжета, владеть компьютерным набором текста;
‒ организовать пресс-конференцию с писателем, поэтом, известной
личностью;
‒ общаться с людьми;
‒ организовать выпуск информации, грамотно используя фото, видео,
рисунки;
‒ работать с диктофоном, делать расшифровки и редактировать интервью
и иные аудиоматериалов;
‒ навык фотосъемки с последующей обработкой;
‒ базовые навыки видеосъемки, с последующим видеомонтажом;
‒ базовые навыки звукозаписи, обработки звукозаписей и аудиомонтажа;
‒ взаимодействовать с другими детскими объединениями центра, писать
закадровый текст к социальным роликам;
‒ накапливать полученную информацию, планировать свою творческую
деятельность для дальнейшего профессионального роста.
Воспитанники освоят ключевые понятия, которыми оперирует автор:
Лайф (Life) ‒ вид сюжета, когда показывается само событие без комментариев
журналиста.
Монтаж ‒ склейка планов. Существует несколько видов монтажа:
‒ Ассоциативный ‒ вид монтажа, при котором используется следующий порядок
планов: сначала про объект съемки, затем план по теме съемки.
‒ Клиповый ‒ вид монтажа, в котором использован набор планов длиной не
больше 1-2 секунд.
‒ Линейный (аналоговый) ‒ монтаж на аналоговом оборудовании с пленки.
33

‒ Нелинейный (цифровой) ‒ монтаж на цифровом оборудовании с использованием
цифровых
источников
(медиафаилы
на
компьютере).
‒ Параллельный ‒ вид монтажа, при котором две сюжетные линии идут
параллельно друг другу. Часто используется в документальных фильмах.
‒ Смешанный ‒ смесь аналогового и цифрового монтажа.
Петля (петличка) ‒ вид микрофона с проводом, который цепляется на
воротник журналист и т.д
Формы подведения итогов реализации программы
Уровень подготовки обучающихся зависит от практики, получаемой ими в
процессе обучения. Практическая работа и создание собственных материалов
обеспечат обучающимся усвоение и закрепление знаний, умений и навыков.
Контроль (текущий и итоговый) за освоением знаний, умений, навыков проводит
руководитель объединения, осуществляющий обучение по программе, по темам
содержания программы.
Формами контроля могут быть: практическое задание, опрос, зачет, учебный
тест, самостоятельная работа, педагогическое наблюдение, педагогический
мониторинг, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования,
участие обучающихся в концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях,
фотовыставках, фестивалях детских и юношеских СМИ, конференциях, творческих
отчетах, съемка видеороликов и т.д.
Методическое обеспечение программы
Методы обучения: используются методы, предполагающие проявление
творчества и активности обучающихся, свободное самовыражение чувств и мыслей:
сотрудничества,
личностно-ориентированного
развивающего
обучения,
коллективной творческой деятельности, игровые технологии, коммуникативного
обучения.
Формы организации образовательной деятельности: фронтальная,
групповая и индивидуальная.
Формами организации учебного занятия являются теоретические занятия
и практические занятия, творческие практикумы, работа с прессой (обзор, анализ,
рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование), работа со
справочной
литературой
(словарями,
библиографическими
указателями
и каталогами, энциклопедиями и т.п.), встречи с журналистами, игры, конкурсы
и турниры, беседы, ролевые, деловые игры, пресс-опрос, репортаж и др.
Педагогические технологии: игровые, проектные, информационнокоммуникативные, коллективной творческой деятельности, проблемного обучения.
34

Требования к подготовке педагога – педагоги дополнительного образования
технической
направленности,
имеющие
образование
по
направлению
«Журналистика» или опыт работы в данной сфере.
Материально-технические условия реализации программы
‒ учебный класс;
‒ мультимедийный проектор, экран;
‒ компьютер; сканер;
‒ музыкальный центр;
‒ ноутбук;
‒ принтер цветной и черно-белый;
‒ цифровой фотоаппарат;
‒ микрофон; видеокамера.
Информационное обеспечение
Возможность доступа к Интернету (социальные сети, поисковые системы,
официальные интернет-сайты и другое). В процессе обучения используются
информационно-коммуникативные средства: мультимедийные образовательные
ресурсы, соответствующие содержанию обучения, электронные библиотеки,
общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности: текстовый
редактор, Power Paint (редактор создания презентаций) и другие; таблицы, схемы,
плакаты по темам содержания программы.
В работе с обучающимися используются экранно-звуковые пособия:
аудиозаписи музыки, треки, видеоролики, презентации, фильмы.
3.6. Список информационных источников и литературы
Для педагога:
1 Аграновский А. Призвание. [Текст] / А.Аграновский. – М.: Пресс-центр,
2010 – 136 с.
2 Барщевская И.И., Кучумова И.В., Живая О.А. [Текст] / «Дополнительные
образовательные программы» (приложение к журналу Внешкольник») - М., ООО
«Новое образование», 2014. - 88с.
3 Ворошилов В. В. Журналистика: учебник / В.В. Ворошилов. –
7-е изд.,
стер. – М.: КноРус, 2010 – 491 c.
4 Горохов В.М. Проблемы журналистского мастерства. [Текст] / В.М.
Горохов. - М.: Вентана-граф, 2012
35

5 Кемарская И. Н. Телевизионный редактор. [Текст] / И.Н. Кемарская, – М.:
Аспект Пресс, 2010. - 112 с.
6 Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. [Текст] / Г.В. Кузнецов. – М.:
МГУ, 2010.
7 Рухленко Н.П. Организация работы кружка юных корреспондентов //
Практика административной работы в школе. [Текст] / №6.2010
8 Спирина Н.А. Журналистика в школе. 8-11 классы: программы, материалы к
занятиям [Текст] /авт.-сост. Н.А. Спирина. Волгоград: Учитель, 2010.
Для родителей:
1 Конюкова М. Журналистика для всех / Азбука-Аттикус, Азбука, 2012 – 224
с.
2 Ларри Кинг. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где
угодно/Альпина Паблишер, 2016 – 204 с.
3 Чуковская Л. В лаборатории редактора / Время, 2011 – 416 с.
4 Работа современного репортёра, Под ред. проф. Я.Н. Засурского. [Текст] М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, / 2010.
Интернет-ресурсы:
1 Библиотека
журналиста:
[Электронный
ресурс].
2004
URL:http://journalism.narod.ru/index.html.
2 Информационный портал для молодых журналистов: [Электронный ресурс].
3 Союз журналистов России: [Электронный ресурс]. М., 2018 URL:
http://www.ruj.ru
4 Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики //http://www.relga.rsu.
ru/n47/jur47.htm
5 http:// mec.tgl.ru – «Организация школьной газеты».
6 http:// venec.ulstu.ru – «О журналистике».
7 http:// media.utmn.ru – «Детская журналистика».
8 http:// www.advesti.ru – «Словарь рекламных терминов».
9 http:// www.media. ultra.ru – «Профессия журналист».
10 https://radiomayak.ru/podcasts/podcast/id/1761/ – «Хочу все знать» от радио
«Маяк»

36

3.7. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Диагностический инструментарий
Тест для проверки знаний по разделу «Тележурналистика»
1) Как называется человек, который, работает на телеканале?
a.
Резидент
b.
Корреспондент
c.
Резидент
d.
Абонент
2) Диалог журналиста с известным человеком – это…?
a.
Интервью
b.
Опрос
c.
Разговор
d.
Коммуникация
3) С чего нужно начать интервью?
a.
Достать блокнот
b.
Поправить одежду
c.
Помыть руки
d.
Улыбнуться и поздороваться
4) Как называется маленькое сообщение в газете?
a.
Заметка
b.
Статья
c.
Репортаж
d.
Зарисовка
5) Выберите качества журналиста:
a.
Пунктуальность
b.
Пессимизм
c.
Вежливость
d.
Наглость
6) Как расшифровывается СМИ?
a.
Средства мировой информации
b.
Система местного информирования
c.
Средства массовой информации
d.
Система мировой информации
7) За, что журналиста могут уволить?
a.
За отказ от интервью
b.
За опоздание на работу
c.
За то, что напечатал клевету
d.
За смех в прямом эфире
8) Что журналист обязательно должен взять с собой на работу?
37

a.
Помаду
b.
Блокнот
c.
Карту на проезд
d.
Телефон
9) Что обозначает поза человека «скрещены руки на груди»?
a.
Приветствие
b.
Доверие
c.
Закрытость
d.
недовольство
10) Сколько слов должно быть в заголовке?
a.
2-3
b.
7-8
c.
5-6
d.
10-12
11) В каком виде журналистики мы журналиста слышим, но не видим?
a.
Радио журналистика
b.
TV- журналистика
c.
Интернет журналистика
d.
Печатная журналистика
12) У кого мы брали интервью в 1 выпуске газеты?
a.
Директор
b.
Вахтер
c.
Старший вожатый
d.
Заместитель директора
13) Как называют человека, у которого берут интервью?
a.
Абонент
b.
Интервьюер
c.
Адресат
d.
Респондент
14) Срочное сообщение по TV – это…?
a.
Прямой эфир
b.
Выпуск новостей
c.
Экстренное сообщение
d.
Эксклюзивный материал
15) Отгадайте загадку:
В чем помещается кино, и скажем прямо, не одно.
Ему все новости известны и потому с ним интересно

38

Приложение 2.
Проект по теме: «Монтаж фильма по индивидуальной теме в программе
PinnacleStudio»
Ф.И.О. ______________________________________________
Тема проекта (фильма)
Актуальность (обоснование выбранной темы, ее значимость)
Сценарий (последовательность изложения материала)
Подбор исходного материала (перечисление фото, видео, аудио материала, титры,
текстовые фрагменты, которые будут использоваться при монтаже фильма)
Монтаж фильма (последовательность действий при создании фильма, запись
использованных возможностей программы PinnacleStudio)
Анализ выполненной работы (сложности с которыми столкнулись
выполнении работы, самооценка – по критериям приведенным ниже)

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

при

Критерии оценки проекта:
Количество баллов
набранное обучающимся
максимальное
Актуальность темы (социальная значимость проекта, возможность дальнейшего
использования) – 2 балла
Наличие сценария (идейный замысел), последовательное изложение материала –
5 баллов
Подбор материала (умение сочетать фото, видео, аудио материал, текстовое
сопровождение фильма, титры, заголовки) – 5 баллов
Использование функций программы Pinnacle Studio systems – 70 баллов
Сбор исходных материалов в Альбоме.
Создание видеоклипов в Окне Фильма.
Переходы.
Специальные эффекты.
Титры и меню.
Работа со звуком.
Вывод в цифровой формат.
Эстетичность выполненной работы (восприятие фильма) – 5 баллов
39

Оригинальность и авторство – 3 балла
Защита готового проекта – 10 баллов
- полностью заполнен лист «Проект по теме»;
- презентация готового проекта (выступление перед аудиторией)
Количество баллов
Оценка
91-100
5
81-90
4
70-80
3
< 69
проект требует доработки

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».