"Традиции и современность (долгосрочная)"

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Информационная карта

3

2. Комплекс основных характеристик образования

5

2.1. Пояснительная записка

5

2.2. Планируемые результаты и формы их проверки

8

2.3. Учебно-тематический план (1 год обучения)

11

2.4. Учебно-тематический план (2 год обучения)

13

2.5. Учебно-тематический план (3 год обучения)

13

3. Комплекс организационно-педагогических условий

15

3.1. Учебно-календарный план (1 год обучения)

15

3.2. Учебно-календарный план (2 год обучения)

17

3.3. Учебно-календарный план (3 год обучения)

20

3.4. Содержание программы

22

3.5.

Условия реализации программы

32

3.6.

Список информационных источников и литературы

36

Приложения

38

2

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1
2

3
4
5
6

7

8

9
10

11

Наименование программы (услуги)
Полное
наименование
образовательной программы, в рамках
которой реализуется данная программа
(услуга)
Год разработки
Вид деятельности по программе

Образовательная программа
Дополнительная общеразвивающая программа
«Традиции и современность (долгосрочная)».

2022
Учебно-теоретические
учебнопрактические занятия.
дополнительного Художественная

Направленность
образования
Аннотация
(краткое
описание
содержания и иная информация,
необходимая
для
заказчиков
и
получателей образовательных услуг)

занятия,

Дополнительная общеразвивающая программа
«Традиции и современность» направлена на
освоение
различных
видов
декоративноприкладного творчества. Программа уделяет
большое внимание изучению народных обрядов,
обычаев, традиций России и Русского Севера,
знакомит с историей наших предков, народными
ремёслами и промыслами края, способствует
воспитанию
патриотических
чувств.
В предлагаемой программе заложен материал по
изучению и освоению современных видов
декоративно-прикладного
творчества
с
применением новейших материалов: синельной
проволоки, декоративных помпонов, пайеток,
крафт-бумаги, акриловых красок, гелевых ручек и
др.
В
процессе
реализации
программы
обучающиеся создают декоративные изделия,
которые имеют художественное и практическое
значение, и знакомятся с профессиями дизайнера,
художника.
Указание на уровень сложности Базовый уровень
содержания программы (стартовый
(ознакомительный),
базовый,
продвинутый (углублённый))
Место
реализации
программы МАУ ДО «Центр «Архангел»
(фактический адрес оказания услуги; Адрес: 163009 Архангельская область,
при реализации программы в сетевой г. Архангельск, ул. Октябрят, д. 4, корпус 4
форме в разных местах указываются
все адреса)
Возрастная
категория
учащихся 7-14 лет
(адресат программы)
Указание
на
адаптированность Без адаптации
программы для учащихся с ОВЗ
(включая указание на вид
ограничений)
Нормативный
срок
освоения 3 года
программы
(продолжительность
обучения)
3

12
13

14

Форма обучения по программе (очная,
заочная, очно-заочная)
Объем программы общий и отдельно
по формам обучения (очная/заочная),
по использованию дистанционных
технологий (с использованием/ без
использования), по использованию
сетевой формы (с использованием/ без
использования), формам организации
образовательной
деятельности
(групповая/ индивидуальная)

Очная

Объём – 216 академических часов.
(72 часа в год).
Очная форма – 216 академических часов.
С использованием дистанционных технологий
(обеспечение доступного образования в условиях
введения карантина, невозможности посещения
занятий по причине погодных явлений).
Без использования сетевой формы. Групповая
форма
организации
деятельности
-216
академических часов
Минимальное максимальное число Минимальное – 10 человек
детей, учащихся в одной группе
Максимальное – 20 человек

4

2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Традиции и современность»
является программой художественной направленности дополнительного образования
детей и направлена на приобщение детей к миру искусства через познание
окружающего предметного мира, среды обитания, на всестороннее развитие детей
(эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).
Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка,
обладает нравственной, духовной, эстетической, познавательной ценностью,
воплощает в себе исторический опыт многих поколений и способствует формированию
творческой и духовно-нравственной личности.
Тематика программы единая, но её реализация предполагает учёт возрастных
особенностей (задания по типу усложнения). Изучение материала построено
по принципу от простого к сложному, так как это наиболее эффективный принцип
обучения.
Программа рассчитана на обучающихся 7-14 лет. Принимаются все желающие,
специального отбора не производится.
Актуальность программы
Декоративно-прикладное
искусство
является
неотъемлемой
частью
художественной культуры. Произведения декоративно-прикладного искусства
представляют не только материальную ценность, но и являются памятниками духовной
культуры. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно
возрастает в наше время. В наши дни многие дизайнеры часто используют подлинные
образцы народного творчества для создания своих проектов: сценических,
праздничных и повседневных костюмов, интерьеров домов иразличных учреждений,
бытовых предметов различного назначения.
Актуальность данной программы обусловлена рядом факторов:
- Художественное творчество даёт огромный потенциал для проявления
индивидуальности;
- В процессе реализации программы обучающиеся создают декоративные
изделия, которые имеют художественное и практическое значение и совершаютпервые
шаги к профессии дизайнера.
Программа
составлена
в
соответствии
с действующими
нормативно-правовыми актами для учреждений дополнительного образования:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании Российской
Федерации».
2. Приказ Министерства спорта РФ от 27.11.2013 № 1125 «Об утверждении
особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и
методической деятельности в области физической культуры и спорта».
5

3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726 – p).
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства
просвещения РФ от 09.11.2018 № 196). 6
5. Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467).
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные
Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования»,
АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование» от
18.11.2015.
7. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573).
8. Устав МАУ ДО «Центр «Архангел».
Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая значимость заключается в том, что занятия по данной программе
помогают обучающимся развить воображение и фантазию, пространственное
мышление и колористическое восприятие; способствуют раскрытию творческого
потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры
ребёнка, его эмоциональной отзывчивости и трудолюбия.
В процессе освоения программы обучающиеся приобретут практические умения
и навыки в области художественного творчества, получат возможность удовлетворить
потребность в созидании и реализовать желание создавать нечтоновое своими силами.
Программа уделяет большое внимание изучению народных обрядов, обычаев,
традиций России и Русского Севера, знакомит с историей наших предков, народными
ремёслами и промыслами края, тем самым способствует воспитанию патриотических
чувств, пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего
народа.
Именно в изобразительной деятельности каждый ребёнок может проявить свою
индивидуальность, расширить возможности в развитии креативных способностей.
Возможность использования программы в других образовательных системах.
Дополнительная общеобразовательная программа «Традиции и современность»
реализуется на базе учреждения дополнительного образования МАУ ДО «Центр
«Архангел», также может быть использована как педагогами учреждений
дополнительного образования, так и в качестве факультативных занятий и
кружковой работы в общеобразовательных учреждениях города Архангельска.
6

Цель и задачи программы.
Цель программы – создание условий для развития художественно-творческой
активности обучающихся посредством освоения технологий декоративно- прикладного
искусства: рисунка, лепки, вышивки и изготовления игрушки.
Задачи программы:
Обучающие:
- углубление знаний в области истории и видов изобразительной деятельности,
декоративно-прикладного творчества;
- совершенствование умений и формирование навыков работы с различными
инструментами, приспособлениями, материалами;
- освоение технологических приемов изобразительной деятельности,
декоративно-прикладного творчества;
- знакомство с традиционной культурой и искусством России, Русского Севера.
Развивающие:
- развитие познавательной и художественно-творческой активности;
- развитие самосознания, самостоятельности и успешности;
- развитие интереса к творческим профессиям: художнику, дизайнеру.
Воспитательные:
- воспитание любви, уважения и бережного отношения к родному краю,
природе,многовековым традициям России и Русского Севера;
- воспитание
дисциплинированности,
трудолюбия,
аккуратности,
бережливости;
- воспитание целеустремленности, настойчивости в достижении результата.
Отличительные особенности программы.
Данная программа является комплексной и состоит из 4 разделов, каждый из
которых включает в себя изучение и освоение разных видов изобразительной
деятельности и декоративно-прикладного творчества: лепки, изготовления игрушки,
вышивки. Изучение каждого вида творчества построено по следующему алгоритму:
- исторический аспект;
- связь с современностью;
- освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий;
- выполнение творческих работ.
Уникальность данной программы заключается в следующем:
- обращенность не только к традиционной художественной культуре
национально-регионального уровня, но и к современному искусству;
- сочетание традиционных и современных техник, материалов;
- вариантность и дифференцированный характер тем и заданий с учетом
реальных интересов, потребностей и личностных особенностей обучающихся
(компетентностный подход);
- знакомство обучающихся с творческими профессиями: дизайнер, художник.
7

Условия набора учащихся.
Программа рассчитана на обучающихся 7-14 лет. Прием производится на
условиях личного желания ребенка, его добровольного выбора без вступительных
испытаний, а также согласия родителей (законных представителей).
Зачисление в группу производится по заявлению родителей (законных
представителей). При наличии свободных мест возможно зачисление в течение
учебного года.
Формирование групп будет проходить по возрастному принципу в силу
физиологических особенностей развития на каждом этапе взросления, чтобы
обучающиеся смогли найти себе друзей сверстников и не испытывали дискомфорт
из-за разницы в возрасте.
Группы формируются при регистрации обучающихся и подачи заявки на
официальном интернет портале "Навигатор дополнительного образования
Архангельской области" (https://dop29.ru/).
Срок реализации программы – 3 года обучения.
Объём программы – 216 академических часов (72 академических часа в год
с продолжительностью 36 учебных недель)
Режим занятий – Занятия продолжительностью 2 академических часа
проводятся 1 раз в неделю с перерывом между занятиями не менее 10 минут. 1
академический час – 45 мин.
Основными формами организации образовательного процесса являются:
учебные занятия (практическое занятие, занятие-объяснение, занятие-выставка,
занятие-конкурс, занятие-игра, занятие-отчет), экскурсии, участие в конкурсах,
выставках.
2.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ ИХ ПРОВЕРКИ
Ожидаемые результаты:
Предметные:
получение знаний о месте и роли декоративно - прикладного искусства в
жизни человека;
овладение различными приемами работы с художественными, природными
материалами, тканью, пряжей, бисером и другими декоративными материалами;
овладение приемами и техниками рисунка, лепки, изготовления игрушек,
вышивки;
умение самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости
от характера выполняемой работы и соблюдать безопасные приемы трудовой
деятельности;
Метапредметные:
развитие образного мышления, творческих способностей и художественного
вкуса;
умение анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий,
эскизы,рисунки, схемы, модели).
развитие внимания, памяти, способности к самостоятельной работе;
8

развитие моторики рук, глазомера;
Личностные:
бережное отношение к результатам труда;
развитие трудолюбия и усидчивости;
формирование и развитие художественного
художественномуискусству и творческой деятельности.

вкуса,

интереса

к

К концу 3 года обучения
Обучающиеся должны знать:
правила поведения и технику безопасности на занятии.
Обучающиеся должны уметь
самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от
характеравыполняемой работы;
соблюдать безопасные приемы трудовой деятельности;
анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, эскизы,
рисунки,схемы, модели).
Раздел «Основы художественного изображения»
Обучающиеся должны знать:
краткие сведения из истории возникновения живописи, гуаши;
основные техники и приемы работа гуашью;
понятия: живопись, художник, палитра, цветовой круг, гуашь, мазок,
фактура,портрет, натюрморт, пейзаж, пуантилизм, орнамент, роспись по дереву;
понятие и виды орнамента, харктерные особенности северного орнамента,
егосмысловое значение.
Обучающиеся должны уметь:
работать с красками, смешивать цвета;
выполнять цветовой круг, работы в холодных и теплых цветах;
использовать основные приемы и техники работы гуашью, в т. ч.
пуантилизм,сухая кисть;
выполнять композиции с использованием элементов росписи по дереву.
Раздел «Лепка»
Обучающиеся должны знать:
понятие папье-маше, краткие сведения из истории его возникновения,
технологию изготовления бумажных изделий, способы внутреннего и внешнего
маширования;
понятия: керамика, глиняная игрушка;
свойства глины;
основные приемы, способы лепки из глины;
отличительные особенности каргопольской игрушки.
Обучающиеся должны уметь:
изготавливать бумажные лепные изделия;
использовать простейшие приемы лепки из глины;
отличать каргопольскую глиняную игрушку.
9

Раздел «Рукотворные игрушки»
Обучающиеся должны знать:
историю возникновения, особенности и разнообразие традиционной
севернойигрушки;
понятия: оберег, обряд, кукольный театр;
значение и использование обережной и обрядовой куклы в древности;
способы и последовательность изготовления игрушки из папье-маше.
Обучающиеся должны уметь:
изготавливать различные виды традиционной текстильной куклы:
колокольчик,кувадки, вепсскую куклу, северную берегиню, столбушку;
изготавливать игрушку для кукольного театра из папье-маше.
Раздел «Вышивка»
Обучающиеся должны знать:
понятия: блестки, пайетки, бисер, бусины, крестик, роспись, канва, тамбур;
основные правила и способы вышивки блестками, пайетками, бисером;
техники выполнения счетных швов, тамбурного шва.
Обучающиеся должны уметь:
вышивать блестками, пайетками,бисером,
основными
счетными швами:крестиком, росписью; тамбурным швом.
Формы подведения итогов реализации программы
Оценочные и методические материалы
Оценочные материалы: формы проведения диагностики и контроля по
каждой теме указаны в учебном плане программы. Оценка теоретических знаний
предполагается в различных формах: анкетирование, опрос, тест. Для оценки
практических умений предусмотрены практические задания, итоги которых
подводятся педагогом. Работа должна соответствовать заданными критериям:
творческая составляющая, правильность выполнения технологической операции,
аккуратность.
Сроки проведения: Контроль осуществляется с помощью педагогического
мониторинга: промежуточный контроль после каждого пройденного раздела,
итоговый по окончанию изучения программы (контрольные тесты, зачет по темам
содержания программы)
Критерии, параметры и показатели оценки результатов обучения:
оценкапроводиться по трехбалльной системе. Конкретные параметры результатов
обучения указаны в диагностических материалах к мониторингу по итогам
освоения каждого раздела.
Критерии оценки знаний:
3 балла (высокий уровень освоения материала) – обучающийся уверенно
владеет терминологией; отвечает без сомнений и правильно на все вопросы.
2 балла (средний уровень освоения материала) – не всегда правильно
использует термины; периодически требуются подсказки педагога.
1 балл (низкий уровень освоения материала) – не знает специфической
10

терминологии; не может правильно отвечать на вопросы; необходимы подсказки
педагога.
Критерии оценки умений:
3 балла (высокий уровень освоения материала) – задание выполняется
быстро,грамотно, самостоятельно; участник знает и соблюдает алгоритм действий.
2 балла (средний уровень освоения материала) – задание выполняется дольше
максимального расчетного (заданного) времени, алгоритм воспроизведен, но
допущены пропуски или перестановки действий в алгоритме. Требуется
периодический контроль или педагога.
1 балл (низкий уровень освоения материала) – задание выполняется дольше
максимального расчетного (заданного) времени, участник не знает алгоритм
действий, требуются подсказки или помощь педагога.
Критерии оценки метапредметных результатов (воспитательные и
развивающие задачи программы):
3 балла (высокий уровень освоения материала) – обучающийся умеет
оценивать свои действия для достижения нужного результата поставленной задачи,
умеет самостоятельно принимать решения для достижения результата, умеет
правильно оценить конечный результат.
2 балла (средний уровень) – для достижения поставленной задачи
совершаются ненужные или лишние действия; требуется помощь педагога в оценке
результатов.
1 балл (низкий уровень) – обучающийся тяжело переносит трудности во
времязанятий; работу выполняет по принуждению руководителя; не в состоянии
оценить правильность выполнения поставленной задачи; требуется контроль.
Критерии оценки личностных результатов (обучающие задачи программы):
3 балла (высокий уровень освоения материала) – обучающийся демонстрирует
способность к оригинальному мышлению, стремление к творчеству, проявляет
желание участвовать в общественных делах, независимо от их трудности; проявляет
желание учиться.
2 балла (средний уровень) - обучающийся периодически демонстрирует
способность к оригинальному мышлению, стремление к творчеству, желание
учиться есть, но периодически ослабевает.
1 балл (низкий уровень) – нет потребности в занятии декоративноприкладным творчеством; педагогу необходимо контролировать выполнение
заданий.
Варианты контрольно-измерительных материалов: тесты, практические
задания, вопросы для анкеты, опроса.
Формы фиксации результатов: карта результативности освоения
программы, информационная карта о деятельности педагога, диплом, грамота,
ведомость, таблица наблюдений.
2.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-й год обучения
(1 раз в неделю по 2 часа)
11

№
п/п

Раздел.
Тема.

1 Вводное занятие. Техника безопасности при ручных работах
2 Раздел I. Основы художественного изображения
3 Тема 1.1. История развития рисунка.
4 Тема 1.2. Разновидности рисунка. Художественные материалы и
техники.
5 Тема 1.3. Основные средства художественной выразительности в
рисунке.
6 Тема 1.4. Элементы формообразования. Простые и сложные
формы.
7 Тема 1.5. Своеобразие графического рисунка. Виды графики.
8 Тема 1.6. Живопись – искусство цвета. Техники живописи.
9 Тема 1.7. Композиция – средство передачи единого целого.
Композиция в живописиПравила, приёмы и средства композиции.
Ритм. Выделение сюжетно-композиционного центра.
10 Итоговое занятие
11 Раздел II. Лепка
12 Тема 2.1. История развития промысла. Материалы, оборудование,
инструменты.
13 Тема 2.2. Художественно-технические приёмы лепки из
пластилина. Способы лепки.
14 Тема 2.3. Лепка растений разными способами.
15 Тема 2.4. Лепка животных разными способами.
16 Итоговое занятие
17 Раздел III. Рукотворные игрушки.
18 Тема 3.1. История возникновения игрушки. Кукла в русском
крестьянском быту.
19 Тема 3.2. Игровые народные куклы. Кукольный календарь.
20 Тема 3.3. Плоские комбинированные игрушки. Игрушкимарионетки.
21 Тема 3.4. Подарки и сувениры.
22 Итоговое занятие

Количество часов
теория практи всег
ка
о
1
1
2
20
1
1
2
1

1

2

1

1

2

1

1

2

1
1

1
1

2
2

1

5

6

1

1

2
10

1

1

2

1

1

2

1
1
1

1
1
1

2
2
2
20

1

1

2

1
1

5
3

6
4

1

5

6

1

1

2

23 Раздел IV Вышивка

20

24 Тема 4.1. История возникновения вышивки и её место в жизни
современной России. Материалы, оборудование, инструменты.
25 Тема 4.2. Способы переноса рисунка на ткань. Обработка вышитых
изделий и уход за ними. Подготовка к вышивке.
26 Тема 4.3. Техника выполнения швов

1

1

2

1

1

2

27 Тема 4.3.1. Контурные швы

1

3

4

28 Тема 4.3.2. Гладьевые швы

1

3

4

29 Тема 4.3.3. Раскол

1

5

6

30 Итоговое занятие

1

1

2

31 ИТОГО:

72
12

2.4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2-й год обучения
(1 раз в неделю по 2 часа)
Раздел. Тема.

№
п/п

1 Вводное занятие. Техника безопасности при ручных работах
2 Раздел I. Основы художественного изображения
3 Тема 1.1. Живопись – искусство цвета
4 Тема 1.2. Работа с гуашью
5 Тема 1.3. Рисование сухой кистью
Тема 1.4. Пуантилизм
Тема 1.5. Декоративно-прикладное искусство
Тема 1.6. Орнамент как разновидность изобразительного искусства
Тема 1.7. Народные орнаменты по мотивам декоративноприкладного искусства
10 Тема 1.8. Русское народное творчество в декоративно-прикладном
искусстве
11 Итоговое занятие
12 Раздел II. Лепка
13 Тема 2.1. Лепные бумажные изделия
14 Тема 2.2. Художественно-технические приёмы лепки из глины.
Способы и виды лепки
15 Тема 2.3. Знакомство с традиционной народной глиняной Русского
Севера
16 Итоговое занятие
17 Раздел III. Рукотворные игрушки.
6
7
8
9

Количество часов
теория практи всего
ка
1
1
2
24
1
3
4
1
3
4
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1

1

2

1

3

4

1

1

2

8

2
20
10

1

3

4

1

3

4

1

1

2
14

1

1

2

20 Тема 3.3. Игрушки из папье-маше для кукольного театра

1
1

3
5

4
6

21 Итоговое занятие

1

1

2

18 Тема 3.1. История развития и художественные особенности
северной игрушки
19 Тема 3.2. Обережные и обрядовые народные куклы

22 Раздел IV Вышивка

12

23 Тема 4.1. Вышивка блёстками, бисером

1

1

2

24 Тема 4.2. Счётные швы

2

2

4

25 Тема 4.3. Вышивка «тамбур»

1

3

4

26 Итоговое занятие

1

1

2

27 ИТОГО:

72

2.5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п

3-й год обучения
(1 раз в неделю по 2 часа)
Раздел.
Тема.
13

Количество часов
теори практик всего
я
а

1 Вводное занятие. Техника безопасности при ручных работах
2 Раздел I. Рукотворные игрушки.
3
4
5

Тема 1.1. Объёмные мягкие игрушки.
Тема 1.2. Игрушки в интерьере.
Тема 1.3. Портретные куклы.

6

Тема 1.4. Традиционный русский костюм. Отличительные
особенности народных костюмов разных регионов России.
Итоговое занятие
Раздел II. Вышивка.
Тема 2.1. Истрория вышивки народов России.
Тема 2.2. Отличительные особенности вышивки разных регионов
России.
Тема 2.3. Техника выполнения швов.
Тема 2.3.1. Владимирские швы.
Тема 2.3.2. Александровские швы.
Тема 2.3.3. Узелки, рококо.
Итоговое занятие
Раздел III. Вязание крючком.
Тема 3.1. История возникновения и развитие вязания на Руси.
Тема.3.2. Развитие вязания на современном этапе.
Тема 3.3. Техника вязания крючком.
Тема 3.3.1. Вязание по схемам.
Тема 3.3.2. Вязание прямого полотна.

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

22 Тема 3.3.3. Вязание круга.
23 Тема 3.3.4. Амигуруми.
24 Итоговое занятие
25 ИТОГО:

1
1
1
1

5
5
5

2
26
6
6
6

1

5

6

1

1

1

1

2
24
2

1

1

2

1
1
1
1

5
5
5
1

1
1

1
1

6
6
6
2
20
2
2

1
1

3
1

4
2

1

1

2

1
1

5
1

6
2
72

14

3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
3.1. УЧЕБНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН (1й год обучения)
№
п/п

1

Месяц
Неделя

Форма Кол-во
занятия часов

Сентябрь Учебное
1 нед занятие,
ознакомительное
занятие

2
3

4

5

6

7

8

9

Вводное занятие. Техника безопасности при ручных
работах
2

20
2 нед

3 нед

4 нед

Октябрь
5 нед

6 нед

7 нед

8 нед
Ноябрь
9, 10 нед

Учебное
занятие,
практическое
занятие
Учебное
занятие,
практическое
занятие
Учебное
занятие,
практическое
занятие
Учебное
занятие,
практическое
занятие
Учебное
занятие,
практическое
занятие
Учебное
занятие,
практическое
занятие
Учебное
занятие,
практическое
занятие

Раздел
Тема

Раздел I. Основы художественного изображения
Тема 1.1. История развития рисунка.

2
Тема 1.2. Разновидности рисунка. Художественные
материалы и техники.
2
Тема 1.3. Основные средства художественной
выразительностив рисунке.
2
Тема 1.4. Элементы формообразования. Простые и
сложные формы.
2
Тема 1.5. Своеобразие графического рисунка. Виды
графики.
2
Тема 1.6. Живопись – искусство цвета. Техники
живописи.
2

6

Тема 1.7. Композиция – средство передачи единого
целого. Композиция в живописиПравила, приёмы и
средства композиции. Ритм. Выделение сюжетнокомпозиционного центра.

15

Фор
ма
контр
оля

10

11 нед

Творческое
занятие,
зачёт

Итоговое занятие
2
10

11

12

13

14

15

12 нед

Декабрь
13 нед

14 нед

15 нед

16 нед

Учебное
занятие,
практическое
занятие
Учебное
занятие,
практическое
занятие
Учебное
занятие,
практическое
занятие
Учебное
занятие,
практическое
занятие
Творческое
занятие,
зачёт

17

18

19

Учебное
занятие,
практическое
занятие
18, 19, 20 Учебное
нед
занятие,
практическое
занятие
Февраль Учебное
21, 22 нед занятие,
практическое
занятие
23, 24 нед Учебное
Март
занятие,
25 нед
практическое
занятие

Раздел II. Лепка
Тема 2.1. История развития промысла. Материалы,
оборудование, инструменты.

2
Тема 2.2. Художественно-технические приёмы
лепки из пластилина. Способы лепки.
2
Тема 2.3. Лепка растений разными способами.
2
Тема 2.4. Лепка животных разными способами.
2
Итоговое занятие
2
20

16

Анкетир
ован
ие

Январь
17 нед

Раздел III. Рукотворные игрушки.
Тема 3.1. История возникновения игрушки. Кукла в
русском крестьянском быту.

2
Тема 3.2. Игровые народные куклы. Кукольный
календарь.
6
Тема 3.3. Плоские комбинированные игрушки.
Игрушки-марионетки.
4
Тема 3.4. Подарки и сувениры.
6

16

Анкетир
ован
ие

20

26 нед

Творческое
занятие,
зачёт

Итоговое занятие
2

2

Раздел IV Вышивка
Тема 4.1. История возникновения вышивки и её
место в жизни современной России. Материалы,
оборудование, инструменты.

2

Тема 4.2. Способы переноса рисунка на ткань.
Обработка вышитых изделий и уход за ними.
Подготовка к вышивке.

22
21

22

27 нед

28 нед

Учебное
занятие,
практическое
занятие
Учебное
занятие,
практическое
занятие

Тема 4.3. Техника выполнения швов
Тема 4.3.1. Контурные швы

23

24

25

26

27

Апрель Учебное
29, 30 нед занятие,
практическое
занятие
31, 32 нед Учебное
занятие,
практическое
занятие
Май
Учебное
33, 34, 35 занятие,
нед
практическое
занятие
36 нед Творческое
занятие,
зачёт
ИТОГО:

Учеб
ны
й
тес
т

4
Тема 4.3.2. Гладьевые швы
4
Тема 4.3.3. Раскол
6
Итоговое занятие
2
72

3.2.УЧЕБНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН (2й год обучения)
№
п/п
1

2

Месяц
Неделя

Форма Кол-во
занятия часов

Сентябрь учебное
1 нед занятие,
ознакомительное
занятие

Раздел
Тема
Вводное занятие. Техника безопасности при
ручныхработах

2

24

Раздел I. Основы художественного изображения

17

Форма
контроля

3

4

5

6

7

9

10

11

12
13

2,3 нед

Учебное
занятие,
практическое
занятие
4 нед
Учебное
Октябрь занятие,
5нед
практическое
занятие
6 нед
Учебное
занятие,
практическое
занятие
7 нед
Учебное
занятие,
практическое
занятие
8 нед
Учебное
занятие,
практическое
занятие
Ноябрь Учебное
9 нед
занятие,
практическое
занятие
10 нед
Учебное
занятие,
практическое
занятие
11,12 нед Учебное
занятие,
практическое
занятие
Декабрь Творчес13 нед
кое
занятие,
зачёт

Тема 1.1. Живопись – искусство цвета
4
Тема 1.2. Работа с гуашью
4

Тема 1.3. Рисование сухой кистью
2
Тема 1.4. Пуантилизм
2
Тема 1.5. Декоративно-прикладное искусство
2

2

Тема 1.6. Орнамент как
разновидностьизобразительного
искусства

2

Тема 1.7. Народные орнаменты по
мотивамдекоративно-прикладного
искусства
Тема 1.8. Русское народное творчество
вдекоративно-прикладном искусстве

4
Итоговое занятие
2
20

14-16
Учебное
Январь занятие,
17,18 нед практическое
занятие

Раздел II. Лепка
Тема 2.1. Лепные бумажные изделия

10

18

Анкети
рование

14

15

16

19,20 нед Учебное
занятие,
практическое
занятие
Февраль Учебное
21,22 нед занятие,
практическое
занятие
23 нед Творческое
занятие,
зачёт

17
18

19

20

21

4

4

22

Тема 2.3. Знакомство с традиционной
народнойглиняной Русского Севера

Итоговое занятие
2
14

Раздел III. Рукотворные игрушки.

2

Тема 3.1. История развития и
художественныеособенности северной
игрушки

24 нед

Учебное
занятие,
практическое
занятие
Март
Учебное
25,26 нед занятие,
практическое
занятие
27, 28 нед Учебное
Апрель занятие,
29 нед
практическое
занятие
30 нед Творческое
занятие,
зачёт

Тема 2.2. Художественно-технические
приёмылепки из глины. Способы и виды
лепки

Анкети
рование

Тема 3.2. Обережные и обрядовые народные куклы
4

6

Тема 3.3. Игрушки из папье-маше для
кукольноготеатра

2

Итоговое занятие

12

Раздел IV Вышивка

23

31 нед

Учебное
занятие,
практическое
занятие

2

Тема 4.1. Вышивка блёстками, бисером

24

32 нед
Май
33 нед

Учебное
занятие,
практическое
занятие

4

Тема 4.2. Счётные швы

19

Учебный
тест

4

Тема 4.3. Вышивка «тамбур»

26

34,35 нед Учебное
занятие,
практическое
занятие
36 нед
Зачёт

2

Итоговое занятие

27

ИТОГО:

72

25

Опрос,
практи
ческое
задани
е

3.3. УЧЕБНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН (3й год обучения)
№
п/п
1

Месяц
Неделя

Форма Кол-во
занятия часов

Сентябрь Учебное
1 нед занятие,
ознакомительное
занятие

2
3

4

5

6

7

Форма
контроля

Вводное занятие. Техника безопасности при ручных
работах
2

26
Учебное
занятие,
практическое
занятие
Октябрь Учебное
5,6, 7 нед занятие,
практическое
занятие
8 нед
Учебное
Ноябрь занятие,
9, 10 нед практическое
занятие
11,12 нед Учебное
Декабрь занятие,
13 нед
практическое
занятие
14 нед Творческое
занятие,
зачёт

Раздел
Тема

2,3,4 нед

Раздел I. Рукотворные игрушки
Тема 1.1. Объёмные мягкие игрушки

6
Тема 1.2. Игрушки в интерьере
6
Тема 1.3. Портретные куклы
6

6

Тема 1.4. Традиционный русский костюм.
Отличительные особенности народных костюмов
разных регионов России.
Итоговое занятие

2
24

Раздел II. Вышивка.

20

Опрос,
практи
ческое
задание

15 нед

16 нед

Учебное
занятие,
практическое
занятие
Учебное
занятие,
практическое
занятие

Январь Учебное
17, 18, 19 занятие,
нед
практическое
занятие
20 нед
Учебное
Февраль занятие,
21, 22 нед практическое
занятие
23, 24 нед Учебное
Март
занятие,
25 нед
практическое
занятие
26 нед Творческое
занятие,
зачёт

Тема 2.1. Истрория вышивки народов России.
2
Тема 2.2. Отличительные особенности вышивки
разных регионов России.
2
Тема 2.3. Техника выполнения швов.
Тема 2.3.1. Владимирские швы.
6

Тема 2.3.2. Александровские швы.
6
Тема 2.3.3. Узелки, рококо.
6
Итоговое занятие
2
20

27 нед

28 нед

Учебное
занятие,
практическое
занятие
Учебное
занятие,
практическое
занятие

Апрель Учебное
29, 30 нед занятие,
практическое
занятие

Раздел III. Вязание крючком.
Тема 3.1. История возникновения и развитие вязания
на Руси.

2
Тема.3.2. Развитие вязания на современном этапе.
2
Тема 3.3. Техника вязания крючком.
Тема 3.3.1. Вязание по схемам.
4

21

Опрос,
практи
ческое
задание

31 нед

Учебное
занятие,
практическое
занятие
32 нед
Учебное
занятие,
практическое
занятие
Май
Учебное
33,34,35 занятие,
нед
практическое
занятие
36 нед Творческое
занятие,
зачёт
ИТОГО:

Тема 3.3.2. Вязание прямого полотна.
2
Тема 3.3.3. Вязание круга.
2
Тема 3.3.4. Амигуруми.
6
Итоговое занятие
2

Опрос,
практи
ческое
задание

72

3.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
Вводное занятие:
Теоретический материал: Знакомство с программой, целями и задачами на
учебный год, расписанием занятий. Требования к учащимся, правила поведения.
Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защите. Соблюдение
требований гигиены. Художественные материалы и принадлежности. Демонстрация
работ по рисунку и живописи.
Раздел I. Основы художественного изображения. (20 часов)
Тема 1.1. История развития рисунка. (2часа)
Теоретический материал: Понятие: рисунок. Краткие сведения из истории
рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Практическая работа: серия
упражнений с графическими материалами.
Тема 1.2. Разновидности рисунка. Художественные материалы и техники. (2
часа)
Теоретический материал: Разновидности рисунка (наброски, зарисовки, эскиз,
учебный, академический, станковый). Основы рисования с натуры, по памяти и
воображению.
Выразительно-изобразительная специфика художественных материалов.
Линейный и тоновый приёмы художественного изображения.
Практическая работа: Выполнение набросков простых по форме предметов
разными изобразительными материалами.
Тема 1.3. Основные средства художественной выразительности в рисунке.(2
22

часа)
Теоретический материал: Главные выразительные средства (линия, штрих, пятно,
тон, мазок, точка). Свет, тень, полутень, блик, силуэт.
Практическая работа: упражнения на выполнение линий разного характера.
Тема 1.4. Элементы формообразования. Простые и сложные формы. (2
часа)
Теоретический
материал: Понятия: формообразование, тела вращения,
комбинированный объект, конструкция, стилизация. Форма и пропорция,
сравнение предметов между собой.
Практическая работа: Создание декоративных образов на основе натурных
зарисовок с целенаправленным упрощением формы, цвета, укрупнения или уменьшения
размеров, количества характерных деталей реальных растений, животных.
Тема 1.5. Своеобразие графического изображения. Виды графики.
Способы воспроизведения рисунка. (2 часа)
Теоретический материал:
Основы
графики.
Правила
плоскостного
изображения, развитие силуэта и формы в пятне.
Практическая работа: Создание графических композиций на темы окружающей
жизни.
Тема 1.6. Живопись – искусство цвета. Техники живописи. (2 часа)
Теоретический материал: Понятия: живопись, художник, иллюстрация, портрет,
натюрморт, пейзаж, монотипия, контраст, палитра. История живописи (наскальная
живопись, античная эпоха, средневековая живопись). Виды и жанры живописи. Цвет,
колорит, спектр. Цветовой круг. Основные, составные и дополнительные цвета.
Ахроматические и хроматические цвета. Холодные и теплые цвета. Основные
характеристики цвета (цветовой тон, насыщенность, светлота).
Практическая работа: Приобретение навыков работы красками. Выполнение
упражнений вливания цвета в цвет. Смешение цветов. Передача объёма. Рисование
несложных по форме и цвету предметов, пейзажа, животных. Творческие композиции
с применением приёмов монотипии.
Тема 1.7. Композиция — средство передачи единого целого. Композиция в
живописи. Правила, приёмы и средства композиции. Ритм. Выделение сюжетнокомпозиционного центра. (6 часов)
Теоретический материал: Понятие: композиция, перспектива, линия горизонта,
уравновешенная композиция. Композиционные правила (передача движения, покоя,
золотого сечения). Приёмы композиции (передача ритма, симметрии и асимметрии,
равновесия частей композиции и выделение сюжетно- композиционного центра).
Средства композиции – формат, пространство, сюжетно- композиционный центр,
равновесие, ритм, декоративность, целостность. Основные композиционные схемы.
Практическая работа: Создание творческих тематических композиций с
использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению. Иллюстрирование
литературных произведений.
Итоговое занятие (2 часа)
Теоретический материал: Анкетирование по теме «Основы художественного
изображения».
23

Практическая работа: Выполнение творческой работы – рисунка на тему
«Натюрморт с фруктами».
Раздел II Лепка. (10 часов)
Тема2.1. История развития промысла. Материалы, оборудование,
инструменты (2 часа)
Теоретический материал: Понятия: керамика, глиняный промысел, лепка, глина,
пластилин, стеки, скульптор, скульптура. Краткие сведения из истории керамических
изделий. Роль глиняных фигурок в древние времена, в средневековье,в наше время.
Возникновение и развитие глиняного промысла на территории нашей страны.
Знакомство со свойствами глины, пластилина, оборудованием, инструментами.
Практическая работа: Игра «умелые ручки» по выявлению начальныхнавыков
учащихся в работе с глиной, пластилином. Экспериментирование с материалом.
Тема 2.2. Художественно-технические приёмы лепки из пластилина.
Способы лепки. (2 часа)
Теоретический материал: Понятия: скатывание, сплющивание, прищипывание,
жгут. Положение рук, работа пальцев при разных приёмах лепки. Этапы работы в
разных способах лепки. Средства художественной выразительности.
Практическая работа Игра «Лепим отгадку на загадку», применяя различные
приёмы и способы лепки. Лепка корзины с грибами.
Тема 2.3. Лепка растений разными способами. (2 часа)
Теоретический материал: Понятия: стилизация, оттиск, процарапывание,
продавливание. Изучение естественных природных форм растений. Стилизация
формы. Создание декоративного образа. Простейшие приёмы декора.
Практическая работа: Лепка листьев, цветов, деревьев на основе существующих
природных форм, упрощая их, подчёркивая выразительные особенности. Творческая
работа «Букет полевых цветов».
Тема 2.4. Лепка животных разными способами. (2 часа)
Теоретический материал: Понятия: объём, форм, пластика, налеп, отпечаток,
«принт». Отличие объёмных изделий от плоскостных. Изучение естественных
природных форм животных. Последовательность лепки животных. Цвет, фактура,
приёмы декора. Дополнение образа различными элементами из других материалов.
Практическая работа: Лепка изделия «Кудрявая овечка». Комбинированная
поделка «Золотая рыбка». Коллективная творческая работа «Скотный двор».
Итоговое занятие (2 часа)
Теоретический материал: Анкетирование по теме «Лепка».
Практическая работа: Выполнение творческой работы – лепка животного «Любимый
питомец».
Раздел III. Рукотворные игрушки. (20 часов)
Тема 3.1. История возникновения игрушки. Кукла в русском крестьянском
быту. (2 часа)
Теоретический материал: Понятия: игрушка, символ, свистулька, пенька,
солома. История возникновения матрёшки, деревянной, глиняной, тряпичной,
соломенной игрушек на Руси. Разнообразие народного-декоративно-прикладного
искусства, художественных промыслов, применяемых материалов. Использование
24

игрушек в быту. Кукла — часть культуры всего человечества, отражающая
самобытность и характерные черты создающего её народа.
Практическая работа: Создание эскиза русской матрёшки в альбоме с
использованием выразительных возможностей линий, чувства ритма, пропорций и
разнообразной цветовой гаммы. Поэтапное изготовление кукушечки из пеньки.
Тема 3.2. Игровые народные куклы. (6 часов)
Теоретический материал: Понятия: кукла, стригушка, кудель. Разнообразие
игровых игрушек по форме, величине, строению, цвету, материалу. Особенности
производства и отличительные стилевые особенности Богородской, Федосеевской,
Дымковской, Каргопольской, Филимоновской, Абашевской игрушек. Развитие
современной народной игрушки на основе традиционной. Художественновыразительные средства куклы.
Практическая
работа: Поэтапное изготовление куклы-стригушки,
куклы-младенца.
Тема 3.3. Плоские комбинированные игрушки. Игрушки-марионетки. (4
часа)
Теоретический материал: Понятия: фетр, каркас, шаблон, трафарет, заготовка.
История возникновения и развития плоских и подвижных игрушек. Изучение
простейших швов, петельного шва. Последовательность изготовления игрушек.
Разнообразие способов оформления и декора игрушек.
Практическая работа: Поэтапное изготовление плоской комбинированной
игрушки из фетра «Цирковая лошадка». Изготовление подвижной игрушки «Зайкабарабанщик».
Тема 3.4. Подарки и сувениры. (6 часов)
Теоретический материал: Понятия: подарок, сувенир, природный материал.
Многообразие материалов, используемых при изготовлении подарков, сувениров.
Последовательность выполнения новогодних игрушек из яичной скорлупы, шишек,
текстиля. Декорирование игрушек бусинами, пайетками, атласной лентой.
Практическая работа: Поэтапное изготовление ёлочной игрушки из скорлупы
«Весёлый клоун». Изготовление и художественное оформление ёлочных игрушек
из
Итоговое занятие (2 часа)
Теоретический материал: Учебный тест по теме «Рукотворная игрушка».
Практическая
работа: Выполнение эскиза традиционной
Богородской,Дымковской или Каргопольской игрушки (на
выбор).
Раздел IV Вышивка (20 часов)
Тема
4.1. История возникновения вышивки и её место в
жизнисовременной России. Материалы, оборудование, инструменты. (2 часа)
Теоретический материал: Понятия: вышивка, игла, пяльцы, напёрсток, ткани,
мулине. Вышивка — одно из самых распространённых в мире искусств. Краткие
сведения из истории вышивки. Материалы, оборудование, инструменты,
применяемые в древности, в настоящее время. Функциональное назначение изделий с
вышивкой в древности, в жизни крестьян, в жизни современной России.
25

Демонстрация образцов современных изделий с вышивкой.
Практическая работа: Проведение викторины «Юная вышивальщица».
Тема 4.2. Способы переноса рисунка на ткань. Обработка вышитых
изделий и уход за ними. Подготовка к вышивке. (2 часа)
Теоретический материал: Понятия: копировальная бумага, калька, папиросная
бумага, запяливание, рабочая нить, ушко иглы, изнаночная и лицевая сторона ткани.
Знакомство с различными способами нанесения рисунка на ткань. Знакомство с
влажно-тепловой обработкой вышитых изделий. Выбор ткани и ниток. Основные
правила вышивки. Организация рабочего места вышивальщицы. Правила заправки
ткани в пяльцы и вдевания нитки в иголку. Определение длины рабочей нити.Способы
закрепления нитки на ткани.
Практическая работа: Перевод рисунка на ткань способом копирования.
Выполнение приёмов вдевания нитки в иглу, заправки ткани в пяльцы, закрепления
нитки на ткани различными способами.
Тема 4.3. Техника выполнения швов.Тема 4.3.1. Контурные швы. (4часов)
Теоретический материал: Понятия: стежок, шов, контурные швы,
соединительные и отделочные декоративные швы. Техника выполнения швов:
«вперед иголку», «за иголку», стебельчатый по рисованному контуру.
Практическая работа: упражнения на отработку движения рук с иглой.
Выполнение образцов простейшими швами. Выбор рисунка, подбор ткани и ниток для
вышивки панно, перевод рисунка на ткань. Выполнение панно «Любимое животное»
в материале.
Тема 4.3.2. Гладьевые швы. (4 часов)
Теоретический материал: Понятия: гладьевые швы, прямая, косая, краевая
гладь, односторонняя, двусторонняя гладь. Виды двусторонней глади,
александровская гладь, гладь «в раскол», гладь с вливанием тонов. Особенности
выполнения швов. Применение гладьевых швов в практике.
Практическая работа: Тренировочные упражнения по выполнению
двусторонней глади. Выбор рисунка, подбор ткани и ниток для вышивки салфетки с
цветочными мотивами, перевод рисунка на ткань, выполнение салфетки с
применением изученных видов глади.
Тема 4.3.3. Раскол. (6 часов)
Теоретический материал: Понятия: раскол (монашеский шов). Демонстрация
образцов вышитых изделий. Техника выполнения шва.
Практическая работа: Тренировочные упражнения по выполнению шва раскол.
Выбор рисунка, подбор ткани и ниток для вышивки панно с крупными мотивами,
перевод рисунка на ткань, выполнение панно «Птицы родного края» с применением
шва раскол.
Итоговое занятие. (2 часа)
Теоретический материал: Последовательность выполнения авторской работы:
замысел, эскиз, выбор способов изготовления изделия.
Практическая работа: Составление эскиза, самостоятельный подбор
материалов, способов изготовления изделия. Изготовление работы.
26

2 год обучения
Вводное занятие. (2 часа)
Теоретический материал: Знакомство с программой, целями и задачами на
учебный год, расписанием занятий. Требования к обучающимся, правила поведения.
Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защите. Соблюдение
требований гигиены. Перечень материалов и принадлежностей для работы по
программе. Демонстрация работ по рисунку и живописи, изделий декоративноприкладного творчества.
Раздел I. Основы художественного изображения (24 часа)
Тема 1.1. Живопись – искусство цвета (4 часа)
Теоретический материал: Понятия: живопись, художник, портрет, натюрморт,
пейзаж, палитра. История живописи. Жанры живописи. Цветовой круг. Основные,
составные и дополнительные цвета. Холодные и теплые цвета.
Практическая работа: Приобретение навыков работы красками. Выполнение
упражнений вливания цвета в цвет. Смешение цветов. Выполнение цветового круга.
Рисование подводного мира холодными цветами.
Тема 1.2. Работа с гуашью (4 часа)
Теоретический материал: Понятия: Гуашь, пастозность, укрывистость,
консистенция, мазок. История гуаши. Разновидности и свойства гуаши. Основные
приёмы и техники работы с гуашью.
Практическая работа: Цветовые поиски. Выполнение рисунка «Петух и
курица».
Тема 1.3. Рисование сухой кистью (2 часа)
Теоретический материал: Понятия: сухая кисть, щетина, фактура. Основные
приёмы и правила работы гуашью сухой кистью.
Практическая работа: Рисование диких животных родного края с
использованием сухой кисти.
Тема 1.4. Пуантилизм (2 часа)
Теоретический материал: Понятия: Пуантилизм, чистый цвет, цельное
изображение. Пуантелизм как техника рисования картин.
Практическая работа: Выполнение натюрморта с фруктами в технике
пуантилизм.
Тема 1.5. Декоративно-прикладное искусство (2 часа)
Теоретический материал: Понятия: Декоративно-прикладное искусство,
пластическое искусство, утилитарный предмет. Декоративно-прикладное искусство эстетическое оформление предметов бытового назначения. Виды декоративноприкладного искусства.
Практическая работа: Декоративное оформление одноразовой тарелки.
Тема 1.6. Орнамент как разновидность изобразительного искусства (2
часа)
Теоретический
материал: Понятия: орнамент, ритм, симметрия.
Виды(геометрический,
растительный,
зооморфный,
антропоморфный
икомбинированный) орнамента.
27

Практическая работа: Создание ленточного растительного орнамента с
изображением листьев, цветов, плодов и веток.
Тема 1.7. Народные орнаменты по мотивам декоративно-прикладного
искусства (2 часа)
Теоретический материал: Народный орнамент Русского Севера. Смысловое
значение орнамента, его применение и значение в жизни наших предков.
Практическая работа:
«Красное на белом» - создание эскиза северного
полотенца.
Тема 1.8. Русское народное творчество в декоративно-прикладном
искусстве (4 часа)
Теоретический материал: Понятия: промыслы, керамика, кружевоплетение,
роспись по дереву, вышивка, резьба по дереву. Народные художественные промыслы,
их истоки и современное развитие.
Практическая работа: Иллюстрирование русской-народной сказки с
использованием элементов росписи по дереву.
Итоговое занятие (2 часа)
Теоретический материал: Анкетирование по теме «Основы художественного
изображения».
Практическая работа: Выполнение творческой работы – рисунка на тему
«Декоративный натюрморт».
Раздел II Лепка (36 часов)
Тема 2.1. Лепные бумажные изделия (10 часов)
Теоретический материал: Понятия: папье-маше, лепилы и красилы, болванка,
грунтовка. История ремесла. Способы изготовления изделий. Особенности
используемой бумаги. Технология изготовления бумажных игрушек. Внутреннее и
внешнее маширование.
Практическая работа: Лепка болванки. Изготовление вазы для цветов способом
внешнего маширования. Изготовление бус из жидкой бумажной массы.
Тема 2.2. Художественно-технические приёмы лепки из глины. Способы и
виды лепки (4 часа)
Теоретический материал: Понятия: скатывание, расплющивание, прижимание,
примазывание. Свойства глины, сведения о глине как о художественном материале,
название и назначение инструментов и приспособлений. Основные приемы, способы
и виды лепки из глины.
Практическая работа: Исполнение на практике простейших приемов лепки из
глины. Лепка кулона из глины.
Тема 2.3. Знакомство с традиционной народной глиняной игрушкой
Русского Севера (4 часа)
Теоретический
материал:
Понятия:
керамика,
глиняная
игрушка.
Отличительные особенности форм, способов изготовления, оформления
каргопольской глиняной игрушки.
Практическая работа: Демонстрация иллюстраций, образцов каргопольской
игрушки. Выполнение эскизов традиционной каргопольской игрушки в альбоме.
Итоговое занятие (2 часа)
28

Теоретический материал: Анкетирование по теме «Лепка».
Практическая работа: Выполнение творческой работы – зарисовки в альбоме
эскиза образа глиняной игрушки «Берегиня».
Раздел III Рукотворные игрушки
Тема 3.1. История развития и художественные особенности северной
игрушки (2 часа)
Теоретический материал: Понятия: болвашки, тарарушки, щепной товар.
История возникновения и развития, особенности и разнообразие традиционной
северной игрушки.
Практическая работа: Демонстрация и обсуждение фильма о народнойигрушке.
Тема 3.2. Обережные и обрядовые народные куклы (4 часа)
Теоретический
материал:
Понятия:
оберег,
обряд.
Значение
и
использованиеобережной и обрядовой куклы в древности.
Практическая работа: Поэтапное изготовление народной текстильной куклы
колокольчик, кувадки.
Тема 3.3. Игрушки из папье-маше для кукольного театра (6 часов)
Теоретический материал: Понятия: кукольный театр, внешнее маширование,
болванка. Материалы и инструменты для папье-маше. Способы и последовательность
изготовления игрушек.
Практическая работа: Поэтапное изготовление игрушки для кукольного театра
по задумке обучающегося.
Итоговое занятие (2 часа)
Теоретический материал: Учебный тест по теме «Рукотворная игрушка».
Практическая работа: Выполнение эскиза традиционной текстильной игрушки
–
куклы закрутки.
Раздел IV Вышивка (12 часов)
Тема 4.1. Вышивка блёстками, бисером (2 часа)
Теоретический материал: Понятия: блёстки, пайетки, стеклярус, бисер, бусины.
Краткие сведения из истории бисера. Основные правила работы сблёстками, бисером,
особенности применяемых материалов. Способы вышивки блёстками: нитками и
бисером. Способы пришивания бисера к ткани: шов «вперёд иголка», «назад иголка»,
«в прикреп». Особенности обработки готовых изделий. Демонстрация образцов
вышитых изделий
Практическое занятие: Выполнение образцов различными способами.
Тема 4.2. Счётные швы (4 часа)
Теоретический материал: Понятия: счетные швы, крест, роспись, набор, счетная
гладь, канва. Разнообразие узоров счётных швов, геометризированное изображение
птиц, зверей, человека, растительности. Техника выполнения счётных швов.
Требования к качеству вышивки и предупреждение ошибок. Цвет и фактура нитей.
Применение счётных швов в оформлении современных изделий.
Практическая работа: Тренировочные упражнения по отработке техники
вышивания швами: крест, роспись, набор, счётная гладь по ткани-канве.
Тема 4.3. Вышивка «тамбур» (4 часа)
Теоретический материал: Понятия: тамбур, цепочка, тамбурный шов, петельки.
29

Образность и символическое значение узоров. Техника выполнения тамбурного шва.
Тамбурный шов в оформлении современного изделия.
Практическая работа: Тренировочные упражнения по отработке техники
вышивания тамбурного шва (петельки, цепочка). Подбор нитей и ткани.
Итоговое занятие (2 часа)
Теоретический материал: Опрос по теме «Вышивка».
Практическая работа: Выполнение изученных швов на ткани.
3 год обучения
Вводное занятие. (2 часа)
Техника безопасности при ручных работах.
Раздел I. Рукотворные игрушки. (26 часов)
Тема 1.1. Объёмные мягкие игрушки. (6 часов)
Теоретический материал: Понятия: мягкая игрушка, выкройка, наполнитель,
синтепон, холлофайбер. Значение и использование мягкой игрушки.
Последовательность, правила изготовления мягкой игрушки.
Практическая работа: Поэтапное изготовление мягкой игрушки.
Тема 1.2. Игрушки в интерьере. (6 часов)
Теоретический материал: Понятия: интерьер, интерьерная игрушка, кукла
Тильда. Значение и использование интерьерной игрушки. Последовательность,
правила изготовления интерьерной игрушки.
Практическая работа: Поэтапное изготовление куклы Тильды.
Тема 1.3. Портретные куклы. (6 часов)
Теоретический материал: Понятия: портретная кукла. Значение и использование
портретной куклы. Последовательность, правила изготовления портретной куклы.
Практическая работа: Поэтапное изготовление портретной куклы
Тема 1.4. Традиционный русский костюм. Отличительные особенности
народных костюмов разных регионов России. (6 часов)
Теоретический материал: Понятия: Понятия: одежда, костюм, символика.
История возникновения одежды. Киевская Русь ХI в. Московская Русь ХVII в.
«Петровские реформы», костюм ХVIII в. Общие представления о костюме
знати XIX в. Традиционный русский костюм. Отличительные особенности народных
костюмов разных регионов России.
Практическая работа: Изготовление куклы–закрутки. Подбор ткани и
отделочных материалов. Изготовление стилизованного народного костюма.
Итоговое занятие. (2 часа)
Теоретический материал: Учебный тест по теме «Рукотворные игрушки».
Практическая работа: Выполнение эскиза объёмной игрушки.
Раздел II. Вышивка. (24 часа)
Тема 2.1. История вышивки народов России. (2 часа)
Теоретический материал: Понятия: золотные нити, этника. Функциональное
назначение изделий с вышивкой в Древней Руси. Демонстрация фотографий образцов
древних изделий с вышивкой.
30

Практическая работа: Создание эскиза элемента северного женского костюма с
вышивкой.
Тема 2.2. Отличительные особенности вышивки разных регионов России.
(2 часа)
Теоретический материал: Понятия: белая строчка, роспись, шитьё.
Демонстрация фотографий образцов древних изделий с вышивкой. Исторические
сведения, разнообразие и особенности вышивки разных народов России (северной
группы и группы среднерусской полосы).
Практическая работа: Создание эскиза праздничной рубахи, украшенной
досюльным швом (Швом роспись).
Тема 2.3. Техника выполнения швов.
Тема 2.3.1. Владимирские швы. (6 часов)
Теоретический материал: Понятия: владимирская гладь. Символическое
значение узоров и характерная цветовая гамма владимирской вышивки. Техника
выполнения владимирской глади.
Практическая работа: Тренировочные упражнения по отработке техники
вышивания владимирской гладью. Подбор нитей и ткани. Выполнение сувенирного
изделия, украшенного владимирской гладью.
Тема 2.3.2. Александровские швы. (6 часов)
Теоретический материал: Понятия: гладь без настила. Символическое значение
узоров и характерная цветовая гамма александровской вышивки. Техника выполнения
александровской глади.
Практическая работа: Тренировочные упражнения по отработке техники
вышивания александровской гладью. Подбор нитей и ткани. Выполнение сувенирного
изделия, украшенного александровской гладью.
Тема 2.3.3. Узелки, рококо. (6 часов)
Теоретический материал: Понятия: узелки, рококо. Техника выполнения и
отличия швов узелки и рококо.
Итоговое занятие. (2 часа)
Практическая работа: Тренировочные упражнения по отработке техники
вышивания узелками и рококо. Подбор нитей и ткани. Изготовление игольницы,
украшенной узелками и рококо.
Теоретический материал: Опрос по теме «Вышивка».
Практическая работа: Выполнение изученных швов на ткани.
Раздел III. Вязание крючком. (20 часов)
Тема 3.1. История возникновения и развития вязания на Руси. (2 часа)
Теоретический материал: Понятия: крючок, вязание. Краткие сведения из
истории вязания. Вязание – древнейший вид рукоделия. Вязание как вид ремесла на
Русском Севере. Специфика вязания северной деревни 19-20 веков. Вязание на
современном этапе. Применение вязаных изделий.
Практическая работа: Конспектирование необходимых сведений.
Тема 3.2. Развитие вязания на современном этапе. (2 часа)
Теоретический материал: Понятия: Акриловая, мохеровая пряжа, пряжа- травка.
Современные инструменты, приспособления и материалы для вязания крючком.
31

Специфика современного вязания. Применение вязаных изделий.
Практическая работа: Зарисовка современного элемента одежды, связанного
крючком.
Тема 3.3. Техника вязания крючком.
Тема 3.3.1. Вязание по схемам. (4 часа)
Теоретический материал: Понятия: воздушная петля, столбик, полустолбик,
накид, ряд. Основные правила вязания. Основные петли и приёмы вязания:
образование первой петли, цепочка из воздушных петель, полустолбик, столбик без
накида, столбик с накидом. Условные обозначения.
Практическая работа: Выполнение цепочки из воздушных петель. Вязание
столбиками без накида. Общее ознакомление со схемами.
Тема 3.3.2. Вязание прямого полотна. (2 часов)
Теоретический материал: Понятия: прямое полотно, петли на подъём.
Знакомство с техникой выполнения прямого полотна: расчет полотна, набор цепочки
из воздушных петель, вязание полотна столбиками без накида, столбиками с накидом.
Практическая работа: Конспектирование и зарисовка необходимых сведений.
Вязание контрольного образца. Вязание изделий по выбору (шарф, игольница, основа
для панно).
Тема 3.3.3. Вязание круга. (2 часа)
Теоретический материал: Понятия: круговая прибавка, соединительный
столбик. Знакомство с техникой выполнения круга: набор цепочки из воздушных
петель, соединение петель в круг глухой петлёй, выполнение круга по рядам. Правила
равномерного распределения прибавок.
Практическая работа: Конспектирование и зарисовка схем. Выполнение изделия
(салфетка).
Тема 3.3.4. Амигуруми. (10 часов)
Теоретический материал: Понятия: амигуруми, объем, круговое объемное
вязание. Амигуруми – искусство вязания игрушек. Знакомство с техникой
выполнения кругового объемного вязания: вывязывание круга определенного
диаметра, выполнение формы по рядам без прибавок, завершение и оформление
работы.
Практическая работа: Вязание игрушки-зверушки.
Итоговое занятие. (2 часа)
Анкетирование обучающихся. Итоговая выставка. Экспертная оценкапродуктов
деятельности детей. Задания и рекомендации обучающимся на период летних
каникул: конспектирование новой информации, практических советов.
3.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение программы
Учебно-методический материал, необходимый для реализации программы:
Раздел «Рисунок»:
Наглядные пособия и раздаточный материал:
1. Вохринцева С. Учимся рисовать. Городецкая роспись – 2: дидактический
32

демонстрационный материал для организации изобразительной деятельности к
программам детского сада и начальной школы / С. Вохринцева. – Екатеринбург:
Страна Фантазий, 2005. – 10 с.
2. Вохринцева С. Окружающий мир. Полевые цветы: дидактический материал
/ С. Вохринцева, С. Ледкова. – Екатеринбург: Страна Фантазий, 2009. – 20 карточек.
3. Животные России: наглядно-дидактическое пособие пособие – Аксай:
Рыжий кот, 2014. – 12 карточек.
Специальная литература:
1. Простые уроки рисования для детей от 7 до 13 лет: выпуски 1-12 / под
редакцией Ю.А. Майорова. – Нижний Новгород: Доброе слово, 2013.
2. Простые уроки рисования для детей от 7 до 13 лет: выпуски 1-12 /
подредакцией Ю.А. Майорова. – Нижний Новгород: Доброе слово, 2014.
3. Простые уроки рисования для детей от 7 до 13 лет: выпуски 1-12 /
подредакцией Ю.А. Майорова. – Нижний Новгород: Доброе слово, 2015.
4. Простые уроки рисования для детей от 7 до 13 лет: выпуски 1-12 /
подредакцией Ю.А. Майорова. – Нижний Новгород: Доброе слово, 2016.
Рабочая тетрадь:
1. Дрожкин. Ю. Городецкая роспись: учебное издание / Ю.Дрожкин. –
Москва:Мозаика – Синтез, 2016. – 24 с. – (Народное искусство детям) – ISBN 9785-4315- 0839-4.
2. Дрожкин. Ю. Лубочные картинки: учебное издание / Ю.Дрожкин. –
Москва:Мозаика – Синтез, 2015. – 24 с. – (Искусство детям) – ISBN 978-5-86775163-0.
3. Дрожкин. Ю. Узоры Северной Двины: учебное издание / Ю.Дрожкин. –
Москва: Мозаика – Синтез, 2015. – 24 с. – (Искусство детям) – ISBN 978-5-86775081-7.
Альбомы эскизов; фотоматериалы; иллюстрации; шаблоны, трафареты;
образцы работ.
Раздел «Лепка»:
Нагляные пособия и раздаточный материал:
1. Вохринцева С. Окружающий мир. Полевые цветы: дидактический
материал /С. Вохринцева, С. Ледкова. – Екатеринбург: Страна Фантазий, 2009. –
20 карточек.
2. Лыкова И.А. Придет серенький волчок. Самоделки из папье-маше: учебнометодическое пособие / И.А. Лыкова. – Кострома: Цветной мир, 2012. – 16 с. –
(Мастерилка Ирины Лыковой). ISBN 978-5-4310-0067-6.
3. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Подготовительная
группа: наглядно-методическое пособие / И.А. Лыкова. – Волгоград: Цветной мир,
2010. – 18 с.
4. Лыкова И.А. Цветные перышки. Картины-фантазии из пластилина:
учебно- методическое пособие / И.А. Лыкова. – Кострома: Цветной мир, 2014. – 16
с. – (Детский дизайн). - ISBN 978-5-4310-0203-8.
5. Лыкова И.А. Я люблю свою лошадку. Мастерим игрушки своими руками:
учебно-методическое пособие / И.А. Лыкова. – Кострома: Цветной мир, 2013. – 16
33

с.
– (Мастерилка Ирины Лыковой). - ISBN 978-5-4310-0165-9.
6. Рыбы морские и пресноводные: наглядно-дидактическое пособие – Аксай:
Рыжий кот, 2012. – 12 карточек.
Рабочая тетрадь:
Дрожкин. Ю. Каргопольская игрушка: учебное издание / Ю.Дрожкин. –
Москва: Мозаика – Синтез, 2011. – 16 с. – (Искусство детям) – ISBN 978-5-86775292-7.
Альбомы эскизов, фотоматериалы, иллюстрации, образцы работ.
Раздел «Рукотворные игрушки»:
Наглядные пособия и раздаточный материал:
1. Лыкова И.А. Придет серенький волчок. Самоделки из папье-маше:
учебно-методическое пособие / И.А. Лыкова. – Кострома: Цветной мир, 2012. –
16 с. –
(Мастерилка Ирины Лыковой). - ISBN 978-5-4310-0067-6.
2. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Подготовительная
группа: наглядно-методическое пособие / И.А. Лыкова. – Волгоград: Цветной мир,
2010. – 18 с.
3. Русские народные игрушки: комплект из 4 плакатов. – Волгоград: Учитель
–2017. – 4 плаката.
Альбомы эскизов; фотоматериалы; иллюстрации; шаблоны, трафареты;
образцы работ.
Раздел «Вышивка»:
Специальная литература:
1. Зарза. Вышиваем крестом. Альбом 1: издание для досуга / Зарза. – Москва:
Мир, 1991. – 64 с. – (Библиотека рукоделия) – ISBN 5-03-002791
2. Моисеенко Ю.Е. Юной вышивальщице. Книга для учащихся: учебное
издание / Ю.Е. Моисеенко, Е.В. Бичукова, Т.В. Бичукова. - Минск: Народная
асвета, 1993. – 136 с. – ISBN 5-341-00463-9.
Схемы для вышивания, иллюстрации, образцы работ.
Материально-техническое обеспечение программы
Специально оборудованное помещение: художественная мастерская
(мастерская декоративно-прикладного искусства).
Необходима магнитная доска для демонстрации методического материала и
приёмов рисования. В мастерской рекомендуется иметь: диапроектор. Украсить
помещение можно выставкой предметов детского творчества.
Материалы и инструменты
Раздел «Рисунок»:
- бумага;
- простые карандаши;
- ластик;
- восковые мелки;
- художественная гуашь;
34

- палитра;
- кисти;
- баночки для воды;
- гелевые ручки.
Раздел «Лепка»:
- пластилин;
- доска для лепки;
- стеки;
- газетная бумага;
- клей ПВА;
- кисти для клея;
- глина.
Раздел «Рукотворные игрушки»:
- ткань хлопчатобумажная;
- фетр;
- холлофайбер, синтепон;
- нитки швейные;
- пряжа для вязания;
- природные материалы – шишки хвойных деревьев;
- бусины, бисер, блёстки, пуговицы;
- помпоны декоративные;
- синельная проволока;
- глазки пластиковые;
- картон;
- кисти;
- лента атласная, тесьма декоративная, кружево;
- клеевой пистолет;
- ножницы;
- иглы швейные, вышивальные;
- наперсток;
- краски акриловые, клей акриловый;
- стержни для клеевого пистолета.
Раздел «Вышивка»:
- ткань хлопчатобумажная;
- нитки для вышивки – мулине;
- пяльцы;
- ножницы;
- иглы вышивальные;
- наперсток;
- простой карандаш;
- калька;
- бумага копировальная;
- блестки, бисер.
35

Раздел «Вязание»:
- пряжа для вязания;
-вязальные крючки;
- ножницы.
3.6. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога:
1. Бабушкины уроки. Художественный труд и изобразительное искусство в
начальной школе / [Н.И. Рогозина [и др.]]. – Архангельск: АО ИППК РО, 1997. –
240с. - ISBN 5-85151-027-7.
2. Исскуство вокруг нас: учебник для 3 класса начальной школы / [Н.А.
Горяева [и др.]]; под ред. Б.М. Неменского. – Москва: Просвещение, 2005. – 142 с.ISBN 5-09-014015-4.
3. Коростина Е.А. Изобразительное искусство 1 класс. Часть 1: поурочные планы
поучебнику Кузина В.С. Изобразительное искусство в начальной школе. Программа 1
– 4 /Е.А. Коростина. – Волгоград: Учитель - АСТ, 2004. – 92 с. - ISBN 5-93312-048-0.
4. Сафонова Н.С. Кружки художественной вышивки: пособие для
руководителей кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений /
Н.С. Сафонова, О.С.Молотобарова. – Москва: Просвещение, 1983. – 143 с.
5. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с
народным и декоративно-прикладным искусством: программа дополнительного
образования / О.А. Соломенникова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2005. – 168 с. - ISBN
5-86775-275-5.
Список литературы для обучающихся:
1. Дегтярева О.В. Игрушки из папье-маше / О.В. Дегтярева. – Москва:
АСТ-пресс книга, 2014. – 32 с. – (ХОББИэкспресс). – ISBN 978-5-462-01666-0.
2. Елахов А. К. Забытые ремесла Русского Севера / А.К. Ехалов. –
Москва:Белые альвы, 2013. – 120 с. – (Русский Север). – ISBN 978-5-91464-094-8.
3. Жемчугова П.П. – Декоративно-прикладное искусство / П.П.
Жемчугова. –Санктпетербург: Литера, 2006. – 128 с. – (Иллюстрированный
словарик школьника).
- ISBN 5-94455-591-2.
4. Константинова С.С. История декоративно-прикладного искусства:
конспектлекций / С.С. Константинова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 12 с. –
(Сессия без депрессии). ISBN 5-222-05223-0.
5. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И.Н. Котова,
А.С.Котова. – Санктпетербург: Паритет, 2003. – 240 с. – 5-93437-148-7.
6. Лыкова И.А. Придет серенький волчок. Самоделки из папье-маше: учебнометодическое пособие / И.А. Лыкова. – Кострома: Цветной мир, 2012. – 16 с. –
(Мастерилка Ирины Лыковой). ISBN 978-5-4310-0067-6.
7. Лыкова И.А. Я люблю свою лошадку. Мастерим игрушки своими руками:
учебно-методическое пособие / И.А. Лыкова. – Кострома: Цветной мир, 2013. – 16
с.
36

– (Мастерилка Ирины Лыковой). ISBN 978-5-4310-0165-9.
8. Максимова М.В. Вышивка / М.В. Максимова, М.А. Кузьмина. – Москва:
Эксмо, 2003. – 64 с. – (Заботы маленькой хозяйки). - ISBN 5-699-03439-0.
9. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: пособие
для руководителей кружков обеобразовательных школ и внешкольных учреждений
/ О.С.Молотобарова. – Москва: Просвещение, 1990. – 16 с. - ISBN 5-09-002664-5.
10. Чибрикова О.В. Прикольные подарки к любому празднику / О.В.
Чибрикова. – Москва: Эксмо, 2006. – 64 с. – ISBN 5-699-16494-4.
11. Шухова С. Поделки из всякой всячины / с. Шухова. – Москва: Айриспресс,2006. – 192 с. – (Внимание: дети). – ISBN 5-8112-1683-1.
12. Юранова А.А. Куклы и игрушки своими руками. – Москва: ОЛМА
МедиаГрупп, 2011. – 256 с. - ISBN 978-5-33-04246-8.
Список интернет-ресурсов:
1. Аракбаева А.Т. Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающаяпрограмма художественной направленности «Магия
творчества» [Электронный ресурс] /А.Т.
Аракбаева;
Оренбург,
2016.
–
Режим
доступа:
https://урок.рф/library/dopolnitelnaya_obsheobrazovatelnaya_obsherazvivayushaya_135532.
ht ml.
2. Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ [Электронный ресурс] /
Л.Н.Буйлова // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 567-572. – Режим доступа:
https://moluch.ru/archive/95/21459/.
3. Декоративно-прикладное искусство [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://knowledge.su/d/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo

37

Приложение 1
Понятийный аппарат
Диагностика результатов – это процесс выявления, оценки и сравнения на том
или ином этапе обучения результатов учебной деятельности обучающихся с
требованиями, заданными учебными программами.
Дополнительная общеразвивающая программа – это общеразвивающая
программа, реализуемая в учреждения дополнительного образования, которая не
имеет своей целью предпрофессиональную подготовку. Целью данных программ
является общее развитие. Данные программы не опираются на федеральные
государственные требования, содержание образования и сроки обучения в них
определены разработчиками (педагогами) и утверждены организацией
дополнительного образования.
Образовательный процесс – это целенаправленная деятельность по обучению,
воспитанию и развитию личности путем организованных учебно-воспитательных и
учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием этой личности,
обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже
государственного образовательного стандарта.
Учебный план – раздел дополнительной общеразвивающей программы,
регламентирующий образовательный процесс в детском объединении, отражающий
содержание соответствующей программы. Определяет последовательность изучения
тем предполагаемой программы, количество часов на каждую из них.
Вышивка - широко распространённый вид декоративно-прикладного
искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда
крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже,
войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными,
шёлковыми нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями,
блёстками, стеклярусом.
Графика – вид изобразительного искусства, использующий в качестве
основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.
Декоративно-прикладное искусство – широкий раздел изобрази-тельного
искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности,
направленной на создание художественных изделий с утилитарными и
художественными функциями.
Живопись – вид изобразительного искусства, произведения которого
создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность.
Игрушки – это предметы, предназначенные для развлечения ребенка и
служащие одновременно одним из важных средств его психического развития.
Лепка — один из видов изобразительного искусства, придание формы
пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и
вспомогательных инструментов — стеков и т. п.
Пластическое искусство – виды искусства, произведения которых
существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и
воспринимаются зрением.
38

Рисунок – основа изобразительного искусства, это изображение на плоскости,
созданное c помощью графических средств.

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».