ОГЛАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Информационная карта 2. 3 Комплекс основных характеристик образования 5 2.1. Пояснительная записка 5 2.2. Планируемые результаты и формы их проверки 13 2.3. Учебно-тематический план для обучающихся 6 - 7 лет (1 год обучения) 16 2.4. Учебно-тематический план для обучающихся 8 -10 лет (2 год обучения) 17 2.5. Учебно-тематический план для обучающихся 11-13 лет (3 год обучения) 17 Комплекс организационно-педагогических условий 18 3. 3.1. Учебно-календарный план для обучающихся 6 - 7 лет (1 год обучения) 18 3.2. Учебно-календарный план для обучающихся 8-10 лет (2 год обучения) 19 3.3. Учебно-календарный план для обучающихся 11-13 лет (3 год обучения) 20 3.4. Содержание программы для обучающихся 6 -7 лет (1 год обучения) 21 3.5. Содержание программы для обучающихся 8 -10 лет (2 год обучения) 22 3.6. Содержание программы для обучающихся 11 -13 лет (3 год обучения) 23 3.7. Условия реализации программы 24 3.8. Список информационных источников и литературы 25 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА 2 1 2 3 4 5 Наименование программы (услуги) Полное наименование образовательной программы, в рамках которой реализуется данная программа (услуга) Год разработки Вид деятельности по программе Направленность дополнительного образования Аннотация (краткое описание содержания и иная информация, необходимая для заказчиков и получателей образовательных услуг) Образовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа "Шахматы (долгосрочная)" 2020, год корректировки - 2021 Учебно-теоретические занятия, учебнопрактические занятия Физкультурно-спортивная направленность Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. 7 Указание на уровень Базовый уровень сложности содержания программы (стартовый (ознакомительный), базовый, продвинутый (углублённый)) 8 Место реализации программы МАУ ДО "Центр "Архангел", (фактический адрес оказания Адрес: 163060, Архангельская область, услуги; при реализации г. Архангельск, Воскресенская ул., 106, корп. программы в сетевой форме в 2, стр. 1 разных местах указываются все адреса) 9 Возрастная категория 6 -13 лет учащихся (адресат программы) 10 Указание на адаптированность Без адаптации программы для учащихся с ОВЗ (включая указание на вид ограничений) 6 3 11 Нормативный срок освоения программы (продолжительность обучения) 12 Форма обучения по программе (очная, заочная, очно-заочная) 13 Объем программы общий и отдельно по формам обучения (очная/заочная), по использованию дистанционных технологий (с использованием/ без использования), по использованию сетевой формы (с использованием/ без использования), формам организации образовательной деятельности (групповая/ индивидуальная) 14 Минимальное максимальное число детей, учащихся в одной группе 3 года Очная Объём - 216 академических часа. Очная форма – 216 академических часа. С использованием дистанционных технологий (обеспечение доступного образования в условиях введения карантина, невозможности посещения занятий по причине погодных явлений). Без использования сетевой формы. Групповая форма организации деятельности 216 академических часа. Минимальное – 10 человек Максимальное – 15 человек 2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ 4 2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Шахматы (долгосрочная)" (далее - программа "Шахматы", программа) является программой обучения физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования в общей системе образовательного процесса. Срок реализации 3 года. Рассчитана для детей в возрасте 6 - 13 лет. Принимаются все желающие без вступительных испытаний. Специального отбора не производится. Шахматы - интеллектуальная игра. Она сочетает в себе элементы логики, спорта и творчества. Шахматы развивают мышление, внимание, память, воспитывают такие ценные качества характера, как терпение, ответственность, самодисциплина. Обучение по данной программе позволяет наиболее полно использовать игровой и творческий характер шахмат, повышает уровень общей образованности детей, способствует развитию мыслительных способностей и интеллектуального потенциала, воспитывает навыки волевой регуляции характера. Актуальность программы В центре современной концепции дополнительного образования детей лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника. Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сегодня шахматы – это профессиональный вид спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера. О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. 5 Кроме того, актуальность создания программы была вызвана тем, что на данный момент, в дошкольных образовательных организациях и начальной школе практически отсутствуют специалисты, которые могли бы научить детей играть в шахматы. Обучение с помощью платных онлайн-школ, самостоятельное изучение шахматной литературы вызывают у детей и родителей определенные трудности. Реализация данной программы позволит расширить возможности для удовлетворения потребностей дошкольников, обучающихся младшего школьного возраста и их семей в области шахматного образования. Программа составлена в соответствии с действующими нормативноправовыми актами для учреждений дополнительного образования: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании Российской Федерации". 2. Приказ Министерства спорта РФ от 27.11.2013 № 1125 "Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта". 3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726 – p). 4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196). 5. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467). 6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО "Московский государственный педагогический университет", ФГАУ "Федеральный институт развития образования", АНО дополнительного профессионального образования "Открытое образование" от 18.11.2015 № 09-3242. 7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ нового поколения, включая разноуровневые программы в области физической культуры и спорта (ФГБУ "Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания"), 2021 год. 8. СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573). 9. Устав МАУ ДО "Центр "Архангел". Педагогическая целесообразность программы Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, в тоже время действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до 6 конца, не унывать при неудачах. Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. А. Алехин писал: "Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также, как и в жизни" (1924г.). Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: "Разумом одерживать победу". Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость - это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством. Поэтому педагогическая значимость данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Шахматы - это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из одиночества, активный досуг, утоление жажды общения и самовыражения. Как говорил Хосе Рауль Капабланка: "Шахматы - нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное время препровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры...". Следует отметить, что установка сделать из ребенка гроссмейстера не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача. Возможность использования программы в других образовательных системах 7 Дополнительная общеразвивающая программа "Шахматы (долгосрочная)" реализуется: 1) на базе учреждения дополнительного образования МАУ ДО "Центр "Архангел" по адресу: г. Архангельск, Воскресенская ул., 106, корп. 2, стр. 1; 2) может быть реализована по принципу сетевого партнерства при условии заключения договора сотрудничества между учреждением дополнительного образования и образовательным учреждением города (детский сад, школа); 3) может быть реализована педагогами, владеющими необходимой профессиональной компетентностью, муниципальных дошкольных и общеобразовательных учреждений в качестве факультативных занятий и кружковой работы; 4) Может быть реализована в рамках мастер классов в период летней кампании лагерей с дневным пребыванием детей. Цель и задачи программы Цель программы: формирование умений и навыков игры в шахматы, условий для личностного и интеллектуального развития, общей культуры и организации содержательного досуга обучающихся посредством обучения игре в шахматы. Обучающие: - познакомить с историей шахмат; - обучить правилам игры; - дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, познакомить с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения. Развивающие: - развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности; - способствовать формированию выдержки, критического отношения к себе и к сопернику; - сформировать навыки запоминания; - вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире. Воспитывающие: - привить бережное отношение к окружающим, стремление к развитию личностных качеств; - прививать навыки самодисциплины; - способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки. Здоровье сберегающие: - обеспечивать гигиенически оптимальные условия образовательного процесса для поддержания умственной работоспособности на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления; 8 - способствовать созданию необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, профилактика различных заболеваний, а также пропаганда здорового образа жизни. В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности. Предметные компетенции обучающихся: 1.Техническая, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности: - участии в тренировочных играх, в районных соревнованиях по шахматам; - в решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры. Компетентностный подход выражен: - в проведении педагогом инструктажей; - в применении индивидуальных форм работы; - в корректировке игры; - в рекомендациях по выполнению комбинаций. Формами отслеживания роста предметной компетенции являются: - педагогическое наблюдение; - учет результативности участия обучаемых в районных, областных и межрегиональных соревнованиях. 2. Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности: - осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры; - изучении специализированной литературы; - просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов. Компетентностный подход выражен: - в организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического материала; - в проведении бесед; - в применении индивидуальных и групповых форм работы. Формами отслеживания роста предметной компетенции являются: - оценка результативности участия обучающихся в соревнованиях и первенствах по шахматам; - определение уровня эрудиции обучающихся. Программа "Шахматы" составлена на основе программы "Шахматы - школе" под редакцией И.Г. Сухина. Она составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ОО, обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены автором программы И.Г. Сухиным). Отличительные особенности программы Отличительными особенностями программы "Шахматы" являются: 1. Поэтапное освоение учащимися предлагаемого курса, что даѐт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям; 2. Программа предусматривает индивидуальный подход к каждому учащемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. 9 Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребѐнку, при помощи создания педагогом "ситуации успеха" для каждого учащегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии; 3. Использование во время процесса обучения электронных образовательных ресурсов, а именно компьютерных образовательных шахматных программ ("Шахматная школа для начинающих"; "Шахматная школа для шахматистов IV-II разрядов"; "Шахматная стратегия"; "Шахматные дебюты" и т.д.). Данные программы учащиеся осваивают с начального уровня, постепенно увеличивая сложность, что даѐт возможность учащимся проследить свой рост и увидеть насколько уровней выше они 4. Использование нетрадиционных форм работы с родителями, то есть включение их в активную совместную деятельность, а именно в участие в "Шахматных турнирах", которые, как правило, посвящаются различным праздничным датам ("Новый год", "День защитника отечества" и др.). 5. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами шахмат, на приобщение обучающихся к активной познавательной работе. Процесс обучения шахматам строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил шахмат у обучающихся развиваются интеллектуальные способности. 6. Практико-ориентированный подход: большинство занятий по программе являются практикумами, теоретические знания даются в объеме необходимой информации для проведения практических занятий. Сроки реализации программы Срок реализации программы – 3 года обучения. Объѐм программы –216 академических часа (72 академических часа в год с продолжительностью 36 учебных недель) Режим занятий – Занятия продолжительностью 2 академических часа проводятся 1 раз в неделю с обязательным перерывом между занятиями не менее 10-15 минут, 1 академический час – 45 минут для детей 8-13 лет, 40 минут для детей 6 – 7 лет. Условия набора, адресат программы Программа "Шахматы" рассчитана для детей в возрасте от 6 до 13 лет без специальных навыков и умений. Прием производится на условиях личного желания ребенка, его добровольного выбора без вступительных испытаний, а также с согласия родителей и отсутствия медицинских противопоказаний занятием общей физической подготовкой. Зачисление в группу производится по заявлению родителей (законных представителей). Формирование групп. Будет проходить по возрастному принципу в силу физиологических особенностей развития на каждом этапе взросления, чтобы обучающиеся смогли найти себе друзей сверстников и не испытывали дискомфорт 10 из-за разницы в возрасте (6 - 7 лет (1 год обучения), 8 – 10 лет (2 год обучения), 11 - 13 лет (3 год обучения)). В каждой группе должно быть не более 15 обучающихся. Формирование групп: в группы могут набираться дети как одного возраста, так и разновозрастные. Группы формируются при регистрации обучающихся и подачи заявки на официальном интернет портале "Навигатор дополнительного образования Архангельской области" (https://dop29.ru/). Набор: в группы 1 года обучения производится до 10 сентября; в группы 2 и 3 годов обучения – до 1 сентября. В последующие месяцы обучения (включая зачисление на 2 и 3 года обучения) возможен дополнительный набор ребят разного возраста по результатам индивидуального собеседования и фиксации уровня подготовленности (контрольноизмерительные материалы). Характеристика обучающихся по программе Педагогические и физиологические исследования подтверждают, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 6-7 лет высоки. В этом возрасте мозг ребенка пластичен и легко воспринимает новое. Как показывает практика, развитие детей дошкольного возраста позволяет им подолгу концентрировать внимание на одном виде деятельности. В этом возрасте формируется образное мышление, дети учатся устанавливать связь между действием и явлением. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Мышление детей младшего школьного возраста значительно отличается от мышления дошкольников: так если для мышления дошкольника характерно такое качество, как непроизвольность, малая управляемость и в постановке мыслительной задачи, и в ее решении, они чаще и легче задумывается и над тем, что им интересней, что их увлекает, то младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, научиться управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо. Умение планировать свои действия так же активно формируется у младших школьников в процессе обучения, учеба побуждает детей вначале прослеживать план решения задачи, а только потом приступать к ее практическому решению. Младший школьник регулярно и в обязательном порядке становится в систему, когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения. Примерно с семилетнего возраста ребенок способен в уме совершать простейшие мыслительные операции, что очень требуется в игре. К этому времени ребенок уже имеет развивающуюся пытливость ума и склонность к анализу, умеет обобщать и классифицировать, отличать главное от второстепенного, и самое главное способен улавливать закономерности. 11 Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приёма обыгрывания учебных заданий, создание игровых ситуаций. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Обучение игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских районах и обучается в малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству детям некоммуникативного типа. Форма и режим проведения занятий Тип занятий: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность) занятия. Структура занятия: 1. Вводная часть. На данном этапе проводится подготовка к занятию, включающая подготовка к занятию шахматных досок, если необходимо компьютерной техники, отметка посещаемости. 2. Основная часть. Состоит из элементов повторение старого материала, разучивание новых техник, тактик игры, разделение на пары, оттачивание изученного материала. 3. Заключительная часть. Включает домашнее задание, закрепление изученного материала. Основные методы обучения: Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов. Вся программа построена в зависимости от возрастных особенностей ребенка, а также от интеллектуальных навыков и знаний. 1. На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса. 2. Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: 12 анализ позиции - мотив - идея расчѐт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля. 3. При изучении дебютной теории основным методом является частичнопоисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно. 4. На последнем этапе обучения применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.). Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре. Таким образом, использование вышеперечисленных методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач. 2.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ ИХ ПРОВЕРКИ (ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ) По окончании обучения по программе обучающиеся будут знать/понимать: - правила работы в группе; - названия шахматных фигур; - правила хода шахматных фигур и правила взятия каждой фигур; - ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур. - получить навыки игры каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; - получить навыки коммуникации с партнёром; - шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья; - последовательность событий в ходе шахматной партии. Обучающиеся будут уметь: - применять основы коммуникативных знаний; - проводить элементарные комбинации; - уметь планировать нападение на фигуры противника; - уметь организовать защиту своих фигур; - принимать решения с учетом предварительной оценки условий игры, последствий собственных действий; - использовать в игре тактику завлечения; - ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации; 13 - обобщать, делать несложные выводы, находить оптимальные решения в ходе игры. Реализация программы предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: - выполнение практической работы; - индивидуальный письменный и устный опрос, фронтальный опрос; - тестирование; - соревнование (на занятии, на итоговом занятии). Виды контроля: - вводный - проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам; - текущий - проводиться в ходе учебного занятия для закрепления знания по данной теме; - итоговый - проводиться после завершения всей учебной программы; - наблюдение за обучающимися в процессе работы; - индивидуальные и коллективные проекты. Система оценивания тестовых работ Номинальная шкала предполагает, что за правильный ответ к каждому заданию выставляется один балл, за не правильный - ноль. В соответствии с номинальной шкалой, оценивается всё задание в целом, а не какая-либо из его частей. В заданиях с выбором нескольких верных ответов, заданиях на установление правильной последовательности, заданиях на установление соответствия, заданиях открытой формы можно использовать порядковую шкалу. В этом случае баллы выставляются не за всё задание, а за тот или иной выбор в каждом задании, например, выбор варианта, выбор соответствия, выбор ранга, выбор дополнения. В соответствии с порядковой шкалой за каждое задание устанавливается максимальное количество баллов, например, три. Три балла выставляются за все верные выборы в одном задании, два балла - за одну ошибку, один - за две ошибки, ноль - за полностью неверный ответ. Правила оценки всего теста. Общая сумма баллов за все правильные ответы составляет наивысший балл, например, 90 баллов. В спецификации указывается общий наивысший балл по тесту. Также устанавливается диапазон баллов, которые необходимо набрать для того, чтобы получить отличную, хорошую, удовлетворительную или неудовлетворительную оценки. В процентном соотношении оценки (по пятибалльной системе) рекомендуется выставлять в следующих диапазонах: "2"- менее 50% "3"- 50%-65% "4"- 65%-85% "5"- 85%-100% Формы и сроки отслеживания результатов 14 Время проведения Цель проведения Формы и методы контроля Входная диагностика Сентябрь/ Январь Определение уровня личностного развития, Опрос, анкетирование, уровня развития творческих способностей педагогическое наблюдение. Промежуточная диагностика В течение года Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности к восприятию нового материала. Выявление обучающихся, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Итоговая диагностика Педагогическое наблюдение, опрос, тестирование, оценка проекта, квест-карты, соревнования. Декабрь/Май Тестирование, анкетирование, защита проектов, конференция, конкурс портфолио. Определение изменения уровня развития обучающихся, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Мотивирование обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. Для отслеживания и фиксации образовательных результатов используются: - портфолио; - фотоматериалы; - материалы анкетирования и тестирования. Портфолио является наиболее наглядной формой отслеживания и фиксации результатов. Портфолио включает общие сведения об обучающемся, реферативное описание результативности работы в творческом объединении, грамоты, дипломы, сертификаты о победах и участии в различных мероприятиях (конкурсах, выставках, соревнованиях), продукты деятельности (распечатку презентаций проектов и сами проекты), информацию, подтверждающую участие обучающегося в конкурсах и конференциях. Другими формами предъявления результатов деятельности обучающихся объединения служат: - итоговое занятие по окончании обучения, которое проходит в форме турнира; - публикации о результатах деятельности объединения в СМИ, на сайте образовательной организации; - аналитический материал по итогам проведения педагогической диагностики. 2.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 15 6 - 7 ЛЕТ (1 ГОД ОБУЧЕНИЯ) № п/п Название раздела, темы 5. Вводное занятие. История шахмат. Шахматные фигуры. Понимание шахматной игры. Цель шахматной партии. Три стадии шахматной партии. 6. Краткая и полная шахматная нотация. 1. 2. 3. 4. 7. 8. 9. 10. 11. Игра с шахматными часами. Мат легкими и тяжелыми фигурами. Король против короля и пешки. Решение шахматных задач. Итоговое занятие. Итого Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 2 1 1 Опрос 8 2 6 8 2 6 Опрос Соревнования внутри объединения 8 2 6 8 2 6 8 2 6 6 2 4 6 1 5 Практическая игра 6 1 5 Практическая игра 10 2 8 Тестирование 2 72 17 2 55 Практическая игра Тестирование Соревнования внутри объединения Суммарная оценка знаний практической и теоретической части Соревнования внутри объединения 2.4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 10 ЛЕТ (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ) № Название раздела, темы п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Вводное занятие. Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 2 1 1 Опрос 8 2 6 Решение шахматных задач 8 2 6 6 2 4 6 2 4 Техника матования Достижения мата без жертвы материала Турнирная борьба Итоговое занятие 14 4 10 14 4 10 10 2 8 4 1 3 Итого 72 20 52 Тактические приемы в шахматах. Основы дебюта Основы миттельшпиля Основы эндшпиля 16 Соревнования внутри объединения Тестирование, соревнования Соревнования внутри объединения Решение шахматных задач Соревнования внутри объединения Практическая игра Практическая игра, тестирование 2.5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11 - 13 ЛЕТ (3 ГОД ОБУЧЕНИЯ) № п/п Название раздела, темы 1. Вводное занятие. 2. 3. Шахматная партия Дебютный репертуар 5. Анализ и оценка позиции Шахматная комбинация 6. Турнирная борьба 4. 7. Итоговое занятие Итого Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля Опрос 2 1 1 10 4 6 12 6 6 12 6 6 12 6 6 Решение шахматных задач 20 8 12 Решение шахматных задач 4 1 3 соревнования 72 32 40 Опрос, практическая деятельность Соревнования внутри объединения Решение шахматных задач Тестирование, практическая деятельность 3.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 17 3.1. УЧЕБНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 - 7 ЛЕТ (1 ГОД ОБУЧЕНИЯ) № п/п Название раздела, темы Вводное занятие. История шахмат. Шахматные 2. фигуры. Понимание 3. шахматной игры. Цель шахматной 4. партии. Три стадии шахматной 5. партии. Краткая и полная шахматная 6. нотация. Игра с шахматными 7. часами. Мат легкими и тяжелыми 8. фигурами. Король против 9. короля и пешки. Решение 10. шахматных задач. 11. Итоговое занятие. 1. Итого Количество часов Форма занятия Всего Теория Практика 2 1 1 Учебное занятие 8 2 6 Учебное занятие 8 2 6 Учебное занятие 8 2 6 Учебное занятие 8 2 6 Учебное занятие 8 2 6 Учебное занятие Учебная неделя Сент. 1 нед. Сент. 2,3,4 нед. Окт. 1 нед. Окт. 2,3,4 нед. Нояб 1 нед. Нояб. 2,3,4 нед. Дек. 1 нед. Дек. 2,3,4 нед. Янв. 1 нед. Янв. 2,3,4 нед. Февр. 1 нед. Февр. 2,3,4 нед. 6 2 4 Учебное занятие 6 1 5 Практическая игра 6 1 5 Практическая игра 10 2 8 Учебное занятие 2 - 2 Практическая игра 72 17 55 Март 1,2,3 нед. Март 4 нед. Апр. 1,2 нед. Апр. 3,4 нед. Май 1,2,3 нед. Май 4 нед. 36 учебных недель с сентября по май 3.2. УЧЕБНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 18 8 - 10 ЛЕТ (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ) № п/п 1. Название раздела, темы Вводное занятие. Количество часов Всего Теория Практика 2 1 1 Тактические приемы в шахматах. 8 2. 2 6 Основы дебюта 3. 4. 5. Основы миттельшпиля Основы эндшпиля 8 2 6 6 2 4 6 2 4 14 4 10 14 4 10 10 2 8 4 1 3 72 20 52 Техника матования 6. Достижения мата без жертвы материала 7. Турнирная борьба 8. Итоговое занятие 9. Итого Форма занятия Учебное занятие Учебное занятие (решение шахматных задач) Учебная неделя Сент. 1 нед. Сент. 2,3,4 нед. Окт. 1 нед. Окт. 2,3,4 нед. Нояб. 1 нед. Учебное Нояб. 2,3,4 занятие нед. Учебное Дек. 1,2,3 занятие нед. Учебное Дек. 4 нед. занятие Янв. 1,2,3,4 (решение нед. шахматных Февр. 1,2 задач) нед. Февр. 3,4 нед. Учебное Март 1,2,3,4 занятие нед. Апр. 1 нед. Апр. 2,3,4 Практическая нед. игра Май 1,2 нед. Практическая Май 3, 4 нед. игра, тестирование 36 учебных недель с сентября по май Учебное занятие 3.3. УЧЕБНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 19 11 - 13 ЛЕТ (3 ГОД ОБУЧЕНИЯ) № п/п 1. Название раздела, Количество часов темы Всего Теория Практика Вводное занятие. 2 1 1 Шахматная партия 10 2. 4 4. Анализ и оценка позиции 12 6 6 12 6 6 Учебное занятие 6 6 Турнирная борьба 7. Итоговое занятие Итого Сент. 1 нед. Учебное занятие (решение шахматных задач) 12 6. Учебное занятие 6 Шахматная комбинация 5. Учебная неделя Учебное занятие Дебютный репертуар 3. Форма занятия 20 8 12 4 1 3 72 32 40 Учебное занятие (решение шахматных задач) Учебное занятие (решение шахматных задач) Учебное занятие Учебное занятие (практическая деятельность подведение итогов обучения по программе) Сент. 2,3,4 нед. Окт. 1,2 нед. Окт. 3, 4 нед. Нояб. 1,2,3,4 нед. Дек. 1,2,3,4 нед. Янв. 1,2 нед. Янв. 3,4 нед. Февр. 1,2,3,4 нед. Март 1,2,3,4 нед. Апр. 1,2,3,4 нед. Май 1,2 нед. Май 3,4 нед. 36 учебных недель с сентября по май 3.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 20 6 - 7 ЛЕТ (1 ГОД ОБУЧЕНИЯ) 1. Вводное занятие. История шахмат. Теория: обзор основных разделов программы. Правила поведения на занятиях, правила ТБ. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Шахматные правила. Поля. Шахматная доска. Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали. Диагонали. Центр шахматной доски. Ходы шахматных фигур. Начальное положение. Практика: выполнение упражнений: "Горизонталь", "Вертикаль", "Диагональ", "Да или нет?", "Не зевай!". Применение игровых технологий, активных форм погружения в новую для обучающихся деятельность. 2. Шахматные фигуры. Теория: шахматная доска, ходы и названия всех шахматных фигур. Ценность шахматных фигур. Способы защиты. Практика: применение игровых технологий. Проведение игр и упражнений на внимание и смекалку для выявления способностей к шахматам: "Волшебный мешочек", "Угадай-ка", "Что общего?", "Большая и маленькая", "Кто сильнее?", "Обе армии равны", "Защита контрольного поля", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита". 3. Понимание шахматной игры. Теория: развитие фигур из начальной позиции. Сильные и слабые места поля. Битое поле. Практика: закрепление полученных знаний с помощью дидактических игр: "Игра на уничтожение", "Один в поле воин", "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Кратчайший путь", "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля". 4. Цель шахматной партии. Теория: правила игры в шахматы. Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Мат. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой. Мат в один ход. Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Практика: закрепление полученных знаний, выполнение упражнений: "Шах или не шах", "Объяви шах", "Пять шахов", "Защита от шаха", "Мат или не мат". 5. Три стадии шахматной партии. Теория: три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Маты в дебюте. Практика: выполнение упражнений: "Захвати центр", "Можно ли сделать рокировку?", "Чем бить фигуру?". 6. Краткая и полная шахматная нотация. Теория: краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения. Практика: выполнение дидактических игр и заданий: "Назови вертикаль"; "Назови горизонталь"; "Назови диагональ", "Какого цвета поле?", "Кто быстрее", "Вижу цель". 7. Игра с шахматными часами. Теория: знакомство с турнирными режимами, игры с часами. 21 Практика: игра с часами. 8. Мат легкими и тяжелыми фигурами. Теория: изучение правил игры в шахматы. Линейный мат. Мат ферзем. Мат ладьей. Мат двумя слонами. Практика: логические игры для развития памяти, внимания и мышления. 9. Король против короля и пешки. Теория: изучение правил игры в шахматы. Шах или мат. Мат или пат. Мат в один ход. Ограниченный король. Практика: выполнение шахматных заданий. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. 10. Решение шахматных задач. Теория: решение шахматных задач в 1 ход. Решение шахматных задач в 2 хода. Решение задач с помощью разбора партий чемпионов. Практика: выполнение упражнения "Два хода". 11. Итоговое занятие. Практика: повторение изученного материала в форме соревнований, турниров, конкурсов. 3.5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 - 10 ЛЕТ (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ) 1. Вводное занятие. Теория: обзор основных разделов программы. Правила поведения на занятиях, правила ТБ. Практика: повторение материала, связанного с шахматной нотацией, отработка навыка нахождения "адресов" фигур на доске. 2. Тактические приемы в шахматах Теория: тактические приемы. Связка, двойной удар, открытое нападение, открытый (вскрытый) шах, двойной шах. Практика: выполнение упражнений для отработки тактических приёмов. 3. Основы дебюта. Теория: принципы игры в дебюте. Двух- и трехходовые партии. Принцип быстрейшего развития фигур. Практика: выполнение упражнений: "Мат в один ход", "Поймай ладью", "Поймай ферзя", "Защита от мата", "Выведи фигуру", "Поставь мат "повторюшке" в один ход". 4. Основы миттельшпиля. Теория: правила миттельшпиля. Общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. Понятие о тактике. Тактические приемы. Классическое наследие. "Бессмертная" партия. "Вечнозеленая" партия. Практика: выполнение упражнений: "Выигрыш материала", "Мат в два хода". 5. Основы эндшпиля. Теория: общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле. Практика: выполнение упражнений: "Квадрат", "Проведи пешку в ферзи", "Выигрыш или ничья?", "Куда отступить королем?" "Путь к ничьей". 6. Техника матования. Теория: техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля, "линейный" мат. Ферзь и ладья против короля. Ферзь и король против короля. 22 Ладья и король против короля. Практика: выполнение упражнений: "Мат в два хода", "Мат в три хода", "Выигрыш фигуры". 7. Тактические ловушки. Теория: тактические ловушки на всех стадиях шахматной партии. Практика: выполнение упражнений: "Мат в два хода", "Мат в три хода". 8. Турнирная борьба. Теория: правила поведения на шахматном турнире. Практика: участие в шахматных турнирах по графику. 9. Итоговое занятие. Практика: контрольное занятие по изученным темам. 3.6. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11 - 13 ЛЕТ (3 ГОД ОБУЧЕНИЯ) 1. Вводное занятие. Теория: обзор основных разделов программы. Правила поведения на занятиях, правила ТБ. Практика: повторение изученного материала. 2. Шахматная партия. Теория: виды преимущества в шахматах. Рекомендации по рациональному расходованию времени. Практика: игра с записью, игра с часами. 3. Дебютный репертуар Теория: основы дебюта. Практика: выполнение упражнений: "Мат в два хода", "Захвати центр", "Можно ли сделать рокировку?", "Чем бить фигуру?". 4. Анализ и оценка позиции Теория: правила игры в миттельшпиле. Элементы оценки позиции. Практика: решение шахматных задач, уметь оценивать позицию, находить правильные ходы в разборе партий. 5. Шахматная комбинация Теория: понятие о шахматной комбинации. Пути поиска комбинации. Матовые комбинации. Тема отвлечения. Тема завлечения. Тема блокировки. Тема связки. Сочетание тактических приемов. Комбинации на "вечный" шах. Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). Практика: выполнение упражнений: "Выигрыш материала", "Можно ли побить пешку?". 6. Турнирная борьба. Теория: правила проведения шахматных турниров. Практика: участие в шахматных турнирах города и края. 7. Итоговое занятие Теория: повторение основных вопросов курса. Практика: отработка и закрепление ранее изученного материала. 3.7. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 23 Кадровое обеспечение - педагоги дополнительного образования физкультурноспортивной направленности, соответствующий Профессиональному стандарту "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н). Педагог должен владеть необходимой профессиональной компетентностью для реализации программы: имеет опыт работы с обучающимися данного возраста, имеет навык организации образовательной деятельности обучающихся, обладает сформированными социально ориентированными личностными качествами (ответственность, доброжелательность, коммуникабельность, целеустремленность, эмпатия, тактичность и др.), а также обладает необходимым уровнем знаний и практических умений в соответствующей предметной области. Материально-техническое обеспечение 1. Демонстрационная доска с набором фигур- 1шт. 2. Интерактивная доска- 1 шт. 3. Шахматные наборы с фигурами- 5 шт. 4. Шахматные часы- 5 шт. 5. Наличие подключения к сети Internet (от 32 Кбит/с до 20 Мбит/с и выше) 6. Компьютер (ноутбук)-1 шт. 7. МФУ (Многофункциональное устройство: сканер-принтер-копир)-1шт. 8. Проектор-1шт. 9. Просторный хорошо проветриваемый кабинет 10. Удобные столы и стулья. Методическое обеспечение программы 1. 2. тактике. 3. 4. 5. 6. 3.8. Методические разработки, дидактический и лекционный материал. Раздаточный материал (диаграммы) для проведения конкурсов задач по Раздаточный материал (диаграммы) для решения задач. Тесты для проверки теоретических знаний по изучаемым темам. Практикум. Позиции для решения с глубиной расчета 1 ход. Практикум. Позиции на разыгрывание. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ Учебники и пособия для учителя: 24 1. Блох М.В. Комбинационные мотивы. Учебное пособие. – М. "Экос", 2012. 2.Бондаревский И. Комбинации в миттельшпиле. – М.: ФиС, 2011. 3. Голенищев В.Е. Программа подготовки юных шахматистов IV-III разряда. – М., 2007. 4. Голенищев В.Е. Программа подготовки юных шахматистов II разряда. – М. 2009. 5. Губницкий С.Б. Полный курс шахмат: 64 урока для начинающих и не очень опытных игроков. – М. "АСТ". – Харьков, 2012. 6. Мульдияров В.И. Шахматы. Уроки мудрой игры. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д, 2007. 7.Нимцович А.И. Моя система: Шахматная блокада. Моя система. Моя система на практике. – М. физкультура и спорт, 2007. 8.Сухин И. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. – М.: Астрель, АСТ, 2011. 9.Шахматы – школе\ Сост. Б.С. Герушинский, А.Н. Костьев. – М.: Педагогика, 2011. 10. Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2015. - 256 с. 11. Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников в 2 кн. Кн.1. - М.: ООО "Дайв", 2014. - 96 с. 12. Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростов-наДону: "Феникс", 2014. Учебники и пособия для обучающихся: 1. Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. – М.: Советская Россия, 2007. 2. Блох М. 1200 комбинаций. – М.: РППО “Росбланкиздат”, 2006. 3. Бобби Фишер учит играть в шахматы. – Киев: Здоровья, 2009. 4. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов IV-III разряда. – М., 2007. 5. Потарский В. "Шахматный учебник". - Ростов-на-Дону, "Феникс". - 2006 г. 6. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М.: ФнС, 2010. 7. Пожарский В. Современный шахматный учебник. – Россия, 2009. Т-1. 8. Чеботарев О.В. Уроки шахматной стратегии. – М. 2011. Интернет-источники: 1. Портал "Шахматный всеобуч". [электронный ресурс]: "Шахматный всеобуч". Режим доступа: - http://vseobuch.ruchess.ru; 2. Информационный портал "Шахматный клуб". [электронный ресурс]: "Шахматный клуб". - Режим доступа: - https://xchess.ru; 3. Информационный портал "Мир шахмат". [электронный ресурс]: "Мир шахмат". - Режим доступа: - https://chessok.net; 4. Портал "Бесплатные шахматы онлайн" - https://chess.pro/ 5. Бесплатный портал "Интерактивные уроки по шахматам" https://chesslessons.ru/Lessons. 25