ДООП "Арктические стрелки"

2

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………………………….3
Учебно-тематический план……………………………………………………………………...6
Содержание программы…………………………………………………………………………9
Прогнозируемые результаты ………………………………………………………………….14
Диагностика результатов ……………………………………………………………………...18
Материально-технические условия реализации программы ………………………………..25
Список использованных источников …………………………………………………………29

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа «Арктические стрелки» относится к
физкультурно- спортивной направленности деятельности. Обучение по программе
представляет собой практикоориентированное изучение основ допризывной подготовки
учащихся к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации с учетом суровых
климатических условий Крайнего Севера.
Актуальность программы:
В настоящее время повышается значимость арктических зон для многих
государств. Арктический регион обладает огромными запасами природных ресурсов,
удобными воздушным и морским маршрутами. В связи с этим Министерством обороны
России было принято решение о создании в 2015 году мотострелковой арктической
бригады, которая будет отвечать всем требованиям Арктического региона. Единственная в
России группа курсантов проходит курс обучения на базе Дальневосточного высшего
командного училища.
В свою очередь, для прохождения обучения по данной специальности и
поступления в военное училище требуется предварительная подготовка курсантов,
которая может осуществляться в Архангельской области на базе муниципального
бюджетного

образовательного

учреждения

дополнительного

образования

детей

муниципального образования «Город Архангельск» «Центр технического творчества и
досуга школьников» по программе «Арктические стрелки».
Новизна программы:
Программа «Арктические стрелки» в отличие от иных программ военнопатриотической направленности учитывает суровые климатические условия Севера,
требующие иного подхода к содержанию программы.

В программе учитываются

региональные особенности, поскольку суровый климат Крайнего Севера требует
повышенной

двигательной

активности

с

использованием

различной

техники

с

проявлением физических, умственных и волевых качеств, крепкого здоровья. В
Арктических условиях необходимо повысить эффективность использования своих
внутренних резервов, направить человеческие эмоции на самосохранение и выживание,
развить свой культурный уровень, навыки общения и воспитать в себе чувство
патриотизма и любви к Родине.

4

По

форме

организации

программа

«Арктические

стрелки»

является

интегрированной (модульной).
Программа разработана на основе:
− дополнительной общеобразовательной программы «Основы военно-спортивной
подготовки в условиях Крайнего Севера», разработанной А.В. Елизарьевым, Т.А.
Давыдовой, сотрудниками МОУ ДОД ДЮЦ «Центр туризма и краеведения» г. Дудинка;
− рабочей программы по дисциплине «Основы военной службы», разработанной
старшим преподавателем кафедры безопасности жизнедеятельности ЕГУ им. И.А.Бунина,
кандидатом педагогических наук Ю.А. Петриченко, г. Елец;
− программы курса начальной военной подготовки для военно-патриотических и
военно-спортивных объединений Самарской области, разработанной Н.В. Артемовым,
А.С. Долгушиным, А.М. Лариным, г. Самара.
Программа «Арктические стрелки» предназначена для учащихся 8-17 лет.
Цель и задачи программы
Цель программы – патриотическое воспитание учащихся посредством военноспортивной подготовки на базе МБОУ ДОД «Центр технического творчества и досуга
школьников» с учетом суровых климатических условий Севера с использованием
специального оборудования и техники.
Образовательные задачи:
– практикоориентированное изучение основ военной службы:

тактической,

огневой, строевой, физической подготовки, военной топографии, военно-полевой
практики и т.д. с учетом суровых климатических условий Крайнего Севера.
– повышение уровня физической подготовки учащихся, закаливание, укрепление
здоровья и формирование навыков здорового образа жизни;
− повышение двигательной активности, развитие физических качеств: силовых,
скоростных, выносливости, ловкости и гибкости.
Развивающие задачи:
– развитие у учащихся дисциплинированности, организованности, чувства
коллективизма, трудолюбия, патриотизма и стойкости к преодолению трудностей;
− формирование морально-волевых качеств, необходимых при действиях в
чрезвычайных ситуациях, экстремальных условиях, в период службы в Вооруженных
силах Российской Федерации и других силовых ведомствах;
– развитие у учащихся мотивации к защите Отечества и военной службе;
– содействие профессиональному самоопределению учащихся.

5

Воспитательные задачи:
– воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному наследию
России и Вооруженных Сил;
–

повышение

престижа

военной

службы,

содействие

профессиональному

самоопределению учащихся.
Программа рассчитана на 2 года обучения:
Первый год обучения – начальный этап, являющийся основной базой. На данном
этапе формируются начальные базовые знания и умения по основам военно-спортивной
подготовки.

Проверяются

и

формируются

моральные

и

психофизиологические

возможности, определяется степень физических нагрузок, уровень состояния здоровья,
происходит формирование учебного коллектива и его адаптация.
Второй год обучения – этап углубленного и специализированного изучения
основных разделов программы. Увеличивается количество практических занятий,
интенсивность физических нагрузок с учетом уровня подготовленности воспитанников.
Объем учебных часов составляет 144 часа в год. Занятия продолжительностью 2
часа проводятся 2 раза в неделю с обязательным перерывом между занятиями не менее
10-15 минут.
Формы проведения занятий включают теоретические и практические занятия,
самостоятельную

работу,

соревнования

и

сдачу

контрольных нормативов.

Для

отслеживания результативности освоения дополнительной общеразвивающей программы
после изучения каждого раздела и в конце учебного года учащиеся сдают зачетные
нормативы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Арктические стрелки» может быть
использована в рамках дополнительного образования детей, а также в рамках
внешкольной деятельности в группах военно-патриотической направленности, кадетских
классах.
Практическая значимость программы:
Программа «Арктические стрелки» ориентирована на военные профессии.
Практические навыки, приобретенные на занятиях, в дальнейшем могут быть
использованы и используются выпускниками, проходящими службу в Российской армии,
различных специальных ведомствах и службах, в том числе в подразделениях на Крайнем
Севере.

6

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
(занятия 2 раза в неделю по 2 часа)
Раздел. Тема.
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
РАЗДЕЛ I.
СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 1.1. Строевые приемы и движение без
оружия
Тема 1.2. Строевые приемы и движение с
оружием
Тема 1.3. Итоговое занятие
РАЗДЕЛ II.
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 2.1. Меры безопасности при
обращении с оружием и проведении
стрельб
Тема 2.2. Материальная часть стрелкового
оружия
Тема 2.3. Огневые (стрелковые) тренировки
Тема 2.4. Итоговое занятие
РАЗДЕЛ III.
ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ СЕВЕРА
Тема 3.1. История русского Севера.
Архангельск.
Тема 3.2. Итоговое занятие
РАЗДЕЛ IV.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 4.1. Гимнастика
Тема 4.2. Рукопашный бой
Тема 4.3. Преодоление препятствий
Тема 4.4. Ускоренное передвижение
Тема 4.5. Лыжная подготовка
Тема 4.6. Комплексные занятия
Тема 4.7. Итоговое занятие
РАЗДЕЛ V.
МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 5.1. Гигиена
Тема 5.2. Оказание первой медицинской
помощи
Тема 5.3. Средства индивидуального
медицинского оснащения военнослужащих
и правила пользования ими
Тема 5.4. Розыск раненых на поле боя.
Вынос и вывоз раненых с поля боя
Тема 5.5. Тренировки в оказании первой
медицинской помощи

Теория
2
9

Количество часов
Практика
0
17

Всего
2
25

4

8

12

4

8

12

1
9

1
19

2
28

2

0

2

4

8

12

2
1
6

10
1
6

12
2
12

6

4

10

0
5

2
32

2
37

1
1
1
1
1
0
0
8

2
4
4
4
10
6
2
15

3
5
5
5
11
6
2
23

1
2

0
4

1
6

1

2

3

2

4

6

1

4

5

7

Тема 5.6. Итоговое занятие
РАЗДЕЛ VI.
ВОЕННО-ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
ИТОГО:

1
4

1
8

2
12

1
44

4
100

5
144

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
(занятия 2 раза в неделю по 2 часа)

8

Раздел. Тема.
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
РАЗДЕЛ I.
СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 1.1. Строевые приемы и движение без
оружия
Тема 1.2. Строевые приемы и движение с
оружием
Тема 1.3. Итоговое занятие
РАЗДЕЛ II.
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 2.1. Материальная часть стрелкового
оружия
Тема 2.2. Основы и правила стрельбы
Тема 2.3. Огневые (стрелковые) тренировки
Тема 2.4. Итоговое занятие
РАЗДЕЛ III.
ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ СЕВЕРА
Тема 3.1. Арктика
Тема 3.2. Итоговое занятие
РАЗДЕЛ IV.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 4.1. Гимнастика
Тема 4.2. Рукопашный бой
Тема 4.3. Преодоление препятствий
Тема 4.4. Ускоренное передвижение
Тема 4.5. Лыжная подготовка
Тема 4.6. Комплексные занятия
Тема 4.7. Итоговое занятие
РАЗДЕЛ V.
ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ
Тема 5.1. Ориентирование на местности без
карты и движение по азимуту
Тема 5.2. Работа с картой на местности
Тема 5.3. Итоговое занятие
РАЗДЕЛ VI.
ВОЕННО-ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
ИТОГО:

Теория
2
5

Количество часов
Практика
0
10

Всего
2
15

2

4

6

2

4

6

1
11

2
19

3
30

4

4

8

4
2
1
8

6
8
1
0

10
10
2
8

6
2
12

0
0
38

6
2
50

2
2
2
2
4
0
0
9

4
4
6
4
10
8
2
13

6
6
8
6
14
8
2
22

4

6

10

4
1
4

6
1
8

10
2
12

1
52

4
92

5
144

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

9

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Цели и задачи военно-патриотического объединения. Основные требования к курсанту
при прохождении обучения в объединении. Инструктаж по технике безопасности.
РАЗДЕЛ I. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 1.1. Строевые приемы и движение без оружия.
Строи, команды и обязанности солдата перед построением и в строю. Строевая стойка.
Повороты на месте. Строевой и походный шаг. Повороты в движении. Тренировка в
выполнении строевых приемов без оружия.
Тема 1.2. Строевые приемы и движение с оружием.
Строевая стойка с оружием и выполнение приемов с оружием на месте. Повороты и
движение с оружием. Отдание воинской чести с оружием на месте и в движении. Выход
из строя, подход к начальнику и возвращение в строй с оружием.
Тема 1.3. Итоговое занятие.
Сдача зачетных нормативов по строевой подготовке.
РАЗДЕЛ II. ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 2.1. Меры безопасности при обращении с оружием и проведении стрельб.
Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.
Тема 2.2. Материальная часть стрелкового оружия.
Назначение и боевые свойства автомата и ручного пулемета Калашникова. Общее
устройство, принцип работы автоматики и порядок неполной разборки и сборки оружия.
Порядок чистки и смазки автомата. Порядок хранения автомата. Назначение и боевые
свойства ручных наступательных, оборонительных и противотанковых гранат. Меры
безопасности при обращении с ручными гранатами. Осмотр и подготовка оружия к
стрельбе.
Тема 2.3. Огневые (стрелковые) тренировки.
Меры безопасности на занятиях по огневой подготовке. Практическая стрельба из
пневматической винтовки. Снаряжение магазина патронами и заряжение автомата.
Изготовка к стрельбе и производство стрельбы из разных положений. Прекращение
стрельбы, разряжение и осмотр автомата после стрельбы. Особенности изготовки к
стрельбе в горах. Решение огневых задач при стрельбе с места, с коротких остановок, с
ходу с учетом поправок на угол места цели, ветер, температуру воздуха. Метание ручных
гранат.
Тема 2.4. Итоговое занятие.
Сдача зачетных нормативов по огневой подготовке.
РАЗДЕЛ III. ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ СЕВЕРА
Тема 3.1. История русского Севера. Архангельск.
Вехи истории. Северяне в Великой Отечественной Войне. Северный флот: прошлое,
настоящее, будущее.
Тема 3.2. Итоговое занятие.
Творческий проект, работа в малых группах (подготовка слайдовой презентации,
видеосюжета на тему «Военная история Севера»)
РАЗДЕЛ IV. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 4.1. Гимнастика.
Разучивание и тренировка в выполнении упражнений: со снарядами, на перекладине –
подтягивание, на брусьях, в прыжках – через козла в длину, на гимнастической скамейке,
стенке, тренажерах, в лазанье по канату (шесту), с тяжестями.

10

Тема 4.2. Рукопашный бой.
Изготовки к бою без оружия. Передвижения в боевой стойке. Приемы нападения и
защиты с автоматом.
Тема 4.3. Преодоление препятствий.
Изучение общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий по элементам.
Изучение техники метания гранат с места и в движении. Тренировки в метании гранат на
точность и дальность. Разучивание приемов и действий при выполнении общего
контрольного упражнения на единой полосе препятствий.
Тема 4.4. Ускоренное передвижение.
Обучение технике бега на короткие, средние, длинные дистанции. Техника бега по
пересеченной местности.
Тема 4.5. Лыжная подготовка.
Строевые приемы с лыжами и на лыжах. Обычный и бесшажный ходы. Передвижение на
лыжах до 5 км и до 10 км. Одношажный и двухшажный ходы. Боевые приемы на лыжах:
перебежки, переползания и преодоления препятствий. Изготовки к стрельбе и метание
гранат.
Тема 4.6. Комплексные занятия.
Общая физическая подготовка: выполнение силовых упражнений на гимнастических
снарядах – подтягивание, подъем переворотом, поднимание ног к перекладине, сгибание и
разгибание рук в упоре на брусьях, в прыжках – прыжок через козла в длину, на силовых
тренажерах, с тяжестями, в лазанье. Тренировка в беге на 100 м и 1 км. Марш-бросок на 5
км. Лыжный марш на 5 км. Метание гранат на дальность. Приемы рукопашного боя с
автоматом. Передвижение на поле боя.
Тема 4.7. Итоговое занятие.
Сдача зачетных нормативов по физической подготовке.
РАЗДЕЛ V. МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 5.1. Гигиена.
Личная и коллективная гигиена. Выполнение правил гигиены в полевых условиях.
Предупреждение инфекционных заболеваний.
Тема 5.2. Оказание первой медицинской помощи.
Первая медицинская помощь при ранениях, переломах, вывихах, ушибах и кровотечениях.
Первая медицинская помощь при ожогах и обморожениях. Первая медицинская помощь
при поражении ядерным оружием. Первая медицинская помощь при поражении
отравляющими веществами. Первая медицинская помощь при поражении техническими
жидкостями, электротоком и других несчастных случаях.
Тема 5.3. Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих и
правила пользования ими.
Табельные средства индивидуального медицинского оснащения личного состава: аптечка
индивидуальная (АИ-1М и АИР-3), аптечка войсковая (АВ), пакет перевязочный
индивидуальный (ППИ и АВ-3), пакет противохимический индивидуальный (ИПП-10,
ИПП-11). Предназначение, порядок и правила пользования.
Тема 5.4. Розыск раненых на поле боя. Вынос и вывоз раненых с поля боя.
Розыск раненых в зависимости от характера обстановки и местности днем и ночью.
Укрытие и маскировка раненых на поле боя и оказание им первой медицинской помощи.
Порядок вызова санитара. Приемы и способы переноски раненых с помощью подручных
материалов. Эвакуация раненых с учетом характера ранения и вида транспорта.
Тема 5.5. Тренировки в оказании первой медицинской помощи.

11

Оказание первой медицинской помощи при ранениях. Оказание первой медицинской
помощи при обморожениях. Тренировка в проведении искусственного дыхания, прямого
массажа сердца
Тема 5.6. Итоговое занятие.
Сдача зачетных нормативов по медицинской подготовке.
РАЗДЕЛ VI. ВОЕННО-ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА
Организация и тактика действий вооруженных сил стран вероятного противника.
Действия наблюдателя при ведении разведки. Действия солдата в составе дозорного
отделения. Походы и полевые выходы. Имитационные военные мероприятия.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Сдача зачетных нормативов по итогам первого года обучения.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

12

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Цели и задачи второго года обучения. Основные требования к курсанту при прохождении
обучения в объединении. Инструктаж по технике безопасности.
РАЗДЕЛ I. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 1.1. Строевые приемы и движение без оружия.
Тренировки в выполнении строевых приемов без оружия.
Тема 1.2. Строевые приемы и движение с оружием.
Тренировки в выполнении строевых приемов с оружием.
Тема 1.3. Итоговое занятие.
Сдача зачетных нормативов по строевой подготовке.
РАЗДЕЛ II. ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 2.1. Материальная часть стрелкового оружия.
Назначение, боевые свойства, общее устройство, принцип действия вооружения
мотострелкового взвода: РПК 74, ПКМ, СВД, РПГ, вооружение БМП и БТР, ночных
стрелковых прицелов. Назначение и боевые свойства снайперской винтовки «Корд».
Осмотр и подготовка оружия к стрельбе. Выверка прицела и приведение оружия к
нормальному бою.
Тема 2.2. Основы и правила стрельбы.
Выбор прицела и точки прицеливания при стрельбе с коротких остановок и с ходу по
появляющимся и движущимся целям днем и ночью. Влияние на стрельбу баллистических
и метеорологических условий. Особенности учета поправок в арктических условиях.
Выбор прицела и точки прицеливания при стрельбе по воздушным целям с места и
коротких остановок. Корректирование стрельбы. Решение огневых задач.
Тема 2.3. Огневые (стрелковые) тренировки.
Меры безопасности на занятиях по огневой подготовке. Практическая стрельба из
пневматической винтовки. Снаряжение магазина патронами и заряжение автомата.
Изготовка к стрельбе и производство стрельбы. Прекращение стрельбы, разряжение и
осмотр автомата после стрельбы. Особенности изготовки к стрельбе в арктических
условиях. Метание ручных гранат на дальность и меткость с места (из окопа).
Выполнение упражнений учебных стрельб из стрелкового оружия.
Тема 2.4. Итоговое занятие.
Сдача зачетных нормативов по огневой подготовке.
РАЗДЕЛ III. ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ СЕВЕРА
Тема 3.1. Арктика.
История Арктики. Арктика как объект геополитических интересов. Геополитические
интересы России в Арктике. Подготовка профессиональных арктических стрелков на базе
Дальневосточного высшего командного училища. Специальная боевая техника и
вооружение Российской армии в Арктических условиях.
Тема 3.2. Итоговое занятие.
Выполнение тестовых заданий по истории Крайнего Севера.
РАЗДЕЛ IV. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
Тема 4.1. Гимнастика.
Совершенствование ранее изученных упражнений на перекладине, брусьях, с тяжестями и
в лазанье.
Тема 4.2. Рукопашный бой.

13

Приемы нападения и защиты с автоматом (начальный комплекс приемов рукопашного боя
РБ-Н). Защита при уколе штыком с уходом влево (вправо).
Тема 4.3. Преодоление препятствий.
Тренировки в выполнении общего контрольного упражнения на единой полосе
препятствий и метании гранаты на дальность. Разучивание приемов и действий при
выполнении общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий.
Тема 4.4. Ускоренное передвижение.
Тренировка в беге на короткие, средние и длинные дистанции. Техника бега по
пересеченной местности.
Тема 4.5. Лыжная подготовка.
Боевые приемы на лыжах: перебежки, переползания и преодоление препятствий.
Изготовки к стрельбе и метание гранат. Передвижение на лыжах до 5 км. Строевые
приемы с лыжами и на лыжах. Обычный и бесшажный ходы. Передвижение на лыжах до
10 км. Одношажный и двухшажный ходы.
Тема 4.6. Комплексные занятия.
Общая физическая подготовка: выполнение силовых упражнений на гимнастических
снарядах – подтягивание, подъем переворотом, поднимание ног к перекладине, сгибание и
разгибание рук в упоре на брусьях; в прыжках – прыжок через козла в длину; на силовых
тренажерах; с тяжестями; в лазанье. Тренировка в беге на 100 м и 1 км. Марш-бросок на 5
км. Лыжный марш на 5 км. Метание гранат на дальность. Приемы рукопашного боя с
автоматом. Передвижение на поле боя.
Тема 4.7. Итоговое занятие.
Сдача зачетных нормативов по физической подготовке.
РАЗДЕЛ V. ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ
Тема 5.1. Ориентирование на местности без карты и движение по азимуту.
Ориентирование на местности без карты. Выбор и использование ориентиров при
определении и указании своего местонахождения и обнаруженных целей. Особенности
ориентирования ночью, в горах, в лесу и зимой, в суровых климатических условиях.
Определение направлений на стороны горизонта по компасу, небесным светилам,
местным предметам. Определение азимута на местные предметы и направлений по
заданным азимутам. Движение по азимуту днем и ночью. Порядок обхода препятствий.
Определение направлений на стороны горизонта ночью по небесным светилам.
Тема 5.2. Работа с картой на местности.
Топографические карты. Условные знаки. Чтение карты, определение расстояний,
направлений, своего местоположения и положения обнаруженных целей. Составление
карточек и схем. Нанесение на карту (схему) результатов разведки.
РАЗДЕЛ VI. ВОЕННО-ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА
Организация и тактика действий вооруженных сил стран вероятного противника.
Действия наблюдателя при ведении разведки. Действия солдата в составе дозорного
отделения. Походы и полевые выходы. Иммитационные военные мероприятия.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Сдача зачетных нормативов по итогам второго года обучения.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

14

В

результате

внедрения

дополнительной

общеразвивающей

программы

«Арктические стрелки» ожидается:
− повышение мотивации учащихся к защите Отечества и военной службе;
– повышение уровня знаний по истории Крайнего Севера, военной истории;
− повышение уровня физической подготовки учащихся;
– укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни;
– повышение престижа военной службы;
− развитие у учащихся дисциплинированности, организованности, чувства
коллективизма, трудолюбия, патриотизма и стойкости к преодолению трудностей;
− формирование у учащихся профессионально значимых качеств и готовность к их
активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе
военной службы.
Знания, умения и навыки, которыми должен овладеть учащийся в результате
первого года обучения:
По строевой подготовке:
− знать элементы строя и обязанности солдата перед построением и в строю,
порядок выполнения строевых приемов;
− уметь выполнять одиночные строевые приемы без оружия и с оружием, слаженно
действовать в составе подразделения.
По огневой подготовке:
Знать:
− меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами;
− назначение и боевые свойства автомата и ручного пулемета Калашникова;
− порядок эксплуатации, хранения и ухода за автоматом;
− порядок осмотра и подготовки автомата и патронов к стрельбе;
− способы устранения задержек при стрельбе;
− назначение и боевые свойства ручных наступательных, оборонительных и
противотанковых гранат, меры безопасности с ручными и реактивными гранатами;
− основы внутренней и внешней баллистики;
− правила стрельбы по неподвижным и движущимся целям;
− способы определения расстояний до цели;
Уметь:

15

− быстро и правильно изготавливаться к стрельбе из различных положений,
заряжать оружие, осуществлять производство стрельбы, разряжать и осматривать оружие
после стрельбы, устранять задержки, возникающие при стрельбе;
− снаряжать магазин патронами, осуществлять подготовку ручных и реактивных
гранат к боевому применению;
− осуществлять неполную разборку и сборку автомата Калашникова, производить
его чистку и смазку; производить осмотр автомата;
− определять дальности целей и осуществлять целеуказание различными
способами;
− выполнять упражнения учебных стрельб из пневматического, малокалиберного и
боевого стрелкового оружия;
− точно метать ручные гранаты из различных положений.
По физической подготовке:
Уметь:
− выполнять приемы рукопашного боя без оружия и с оружием в рамках
начального комплекса рукопашного боя;
− преодолевать единую полосу препятствий;
− уверенно передвигаться на лыжах;
− выполнять упражнения по разделам общей физической подготовки.
По разделу «Военная история Севера»:
Знать:
− основные исторические периоды, этапы освоения и развития русского Севера;
− участие Севера в Великой Отечественной Войне, имена героев;
− значение Северного флота для России и перспективы его развития.
По медицинской подготовке:
Знать:
− порядок и правила оказания первой медицинской помощи;
− правила личной и коллективной гигиены и предупреждения инфекционных
заболеваний;
− правила применения штатных средств медицинского обеспечения;
− порядок и правила оказания первой медицинской помощи при поражениях
оружием массового поражения;
− порядок и правила транспортировки раненых.
Уметь:

16

− применять штатные средства оказания первой медицинской помощи;
− останавливать артериальные кровотечения при помощи жгута и других
подручных средств;
− накладывать повязки при различных видах ранений;
− производить иммобилизацию при переломах;
− выполнять реанимационные мероприятия;
− осуществлять эвакуацию раненого из-под огня противника, транспортировать
раненого на значительные расстояния с учетом характера ранения.
Знания, умения и навыки, которыми должен овладеть учащийся в результате
второго года обучения:
− иметь знания, умения и навыки согласно стандарту первого года обучения,
выполнять нормативы, предусмотренные стандартом первого года обучения, на оценку не
ниже «удовлетворительно».
Дополнительно:
По огневой подготовке:
Знать:
− назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип действия вооружения
мотострелкового взвода;
− назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип действия снайперской
винтовки «Корд», применяемой в условиях Крайнего Севера;
− назначение и общее устройство оптических и ночных прицелов;
− порядок подготовки прицелов к работе, ведения наблюдения и прицеливания;
− правила стрельбы по неподвижным и движущимся целям из различных
положений днем и ночью.
− особенности изготовки к стрельбе с учетом суровых природно-климатических
условий.
По разделу «Военная история Севера»:
− современное значение арктических регионов для разных государств и России;
− историю освоения Арктики и ее современное положение;
− требования к курсантам для поступления в военные училища, в том числе на
военные специальности для арктических регионов;
− назначение и боевые свойства специальной боевой техники в Арктических
условиях, вооружение Российской армии в Арктических условиях.
По военной топографии:

17

Знать:
− порядок определения сторон горизонта и доклада о своем местонахождении от
местных предметов;
− номенклатуру топографических карт, условные знаки на топографических
картах.
Уметь:
− определять стороны горизонта по компасу, небесным светилам и признакам
местных предметов;
− определять азимуты на местные предметы и направления по заданным азимутам;
− осуществлять движение по заданным азимутам;
− работать с картой на местности (определять расстояния, направления, свое
местоположение и положения обнаруженных целей).

ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ

18

Контроль за освоением знаний, умений и навыков проводит руководитель военнопатриотического объединения, осуществляющий обучение по программе «Арктические
стрелки». Контроль проводится по итогам каждого раздела программы (итоговое занятие)
и в конце учебного года в форме сдачи зачетных нормативов, тестовых заданий,
соревнований, творческих проектов.
Результативность освоения программы рассчитывается на основе сравнения
нормативов учащегося на начало учебного года и в конце учебного года, а также по
итогам освоения программы (за два года обучения). Каждый учащийся получает зачетную
ведомость, в которую заносятся: зачетные нормативы, личные достижения учащегося,
данные об участии учащегося в локальных, городских, областных, всероссийских
соревнованиях и мероприятиях.
Зачетные нормативы разработаны в соответствии с требованиями «Сборника
нормативов по боевой подготовке для сухопутных войск» 1990 года, «Курса стрельбы из
стрелкового оружия, танков и боевых машин» 2000 года и Наставления по физической
подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской Федерации 2001 года.
ЗАЧЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Задание
1.

2.

Изготовка к стрельбе из автомата из
различных положений
Обучаемый с автоматом в исходном
положении в 10 м от места для
стрельбы. Автомат в положении «на
ремень». Магазин в сумке. Руководитель
указывает
место
для
стрельбы,
положение для стрельбы и подает
команду
«К
бою».
Обучаемый
изготавливается к стрельбе, заряжает
автомат и докладывает «Такой-то к бою
готов»
Разряжение автомата при действиях в
пешем порядке
Обучаемый выполнил команду «К бою»
(автомат заряжен, в магазине 5 учебных
патронов).
Руководитель
подает
команду «Разряжай. Отбой». Обучаемый
разряжает
автомат,
извлекает
из
магазина патроны, кладет магазин в
сумку и становится в исходное
положение в 10 м от огневой позиции,
имея автомат в положении «на ремень»

3 балла
«Удовлетв.»
10 секунд

4 балла
«Хорошо»
8 секунд

5 баллов
«Отлично»
7 секунд

20 секунд

17 секунд

16 секунд

19

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Неполная разборка автомата
19 секунд
Автомат на подстилке. Обучаемый
находится
у
автомата.
Время
отсчитывается от команды руководителя
«К
неполной
разборке
оружия
приступить» до доклада обучаемого
«Готово»
Сборка автомата после неполной
32 секунды
разборки
Автомат разобран. Части и механизмы
аккуратно разложены на подстилке.
Обучаемый находится у автомата.
Время отсчитывается от команды
руководителя «К сборке оружия
приступить» до доклада обучаемого
«Готово»
Снаряжение магазина автомата 30
43 секунды
патронами
Обучаемый
находится
перед
подстилкой, на которой разложены
магазины, учебные патроны (россыпью).
Время отсчитывается от команды
руководителя «К снаряжению магазина
приступить» до доклада обучаемого
«Готово»
Подготовка ручной гранаты к броску
8 секунд
Ручная граната в подсумке, трубка для
запала закрыта пробкой, запал в
отдельном
кармане.
Время
отсчитывается от команды руководителя
«Гранату снарядить» до доклада
обучаемого «Готово»
СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА1
Выход из строя
Прием
Основные ошибки:
выполнен в
Нет ответа «Есть». При выходе из соответствии
второй шеренги наложена не левая, а
с
правая рука. Выход осуществлен не на требованиями
указанное
количество
шагов.
Строевого
Производится походным шагом. Не
Устава, но
выполнен поворот лицом к строю.
при
Нарушена строевая стойка
выполнении
приема
допущено две
ошибки
Подход к начальнику
Прием
Основные ошибки
выполнен в
Производится походным шагом. При соответствии
выходе из строя не сделаны один-два
с
шага от первой шеренги прямо и требованиями

17 секунд

15 секунд

27 секунд

25 секунд

38 секунд

33 секунды

7 секунд

6 секунд

Прием
выполнен в
соответствии с
требованиями
Строевого
Устава, но при
выполнении
приема
допущена одна
ошибка

Прием
выполнен в
соответствии с
требованиями
Строевого
Устава

Прием
выполнен в
соответствии с
требованиями
Строевого

Прием
выполнен в
соответствии с
требованиями
Строевого

За выполнение строевого приема ставится «два балла» - если прием не выполнен или при его выполнении
допущено более двух ошибок
1

20

9.

10.

11.

12.

13.

14.

поворот в движении в сторону
Строевого
начальника. Поход осуществлен не
Устава, но
кратчайшим
путем.
Неправильное
при
содержание доклада. Неодновременно с выполнении
приставлением ноги прикладывается
приема
рука к головному убору. Нарушено допущено две
положение
строевой
стойки.
ошибки
Неправильно
приложена
рука
к
головному убору.
Строевая стойка
Допущено
Основные ошибки:
две ошибки
Носки ног развернуты не по линии
фронта и не на ширину ступни. Каблуки
не поставлены вместе. Кисти рук не
посередине бедер, держатся ладонями
назад. Грудь не приподнята, живот не
подобран. Тело не подано вперед, голова
опущена. Руки согнуты в локтях.
Повороты на месте
Допущено
Основные ошибки:
две ошибки
После
поворота
не
сохраняется
правильное положение корпуса или ног.
Ноги сгибаются в коленях. Руки отходят
от бедер. Нога приставляется не
кратчайшим путем. Поворот произведен
не на 90° или 180°
Строевой шаг
Допущено
Основные ошибки:
две ошибки
Корпус отведен назад. Нет координации
в движении рук и ног. Голова опущена
вниз. Движение руками около тела
производится не от плеча, а за счет
сгибания в локтях. Подъем ноги от
земли значительно ниже 15 см. Размер
шага меньше (больше) 70-80 см. Нога
заносится за ногу. Движение рук вперед
производится значительно ниже (выше)
установленной высоты, а при движении
назад – не до отказа в плечевом суставе
Прекращение движения шагом
Допущено
Основные ошибки:
две ошибки
После остановки не принята строевая
стойка. После подачи команды «Стой»
не сделан еще один шаг или сделана два
шага вперед
Повороты в движении
Допущено
Основные ошибки:
две ошибки
Поворот выполнен несвоевременно.
Поворот направо (налево) производится
не на носке левой (правой) ноги.
Поворот кругом произведен не на
носках обеих ног. Движение руками при
повороте производится не в такт шага
Выполнение воинского приветствия
Допущено
Основные ошибки:
две ошибки

Устава, но при
выполнении
приема
допущена одна
ошибка

Устава

Допущена одна
ошибка

Прием
выполнен в
соответствии с
требованиями
Строевого
Устава

Допущена одна
ошибка

Прием
выполнен в
соответствии с
требованиями
Строевого
Устава

Допущена одна
ошибка

Прием
выполнен в
соответствии с
требованиями
Строевого
Устава

Допущена одна
ошибка

Прием
выполнен в
соответствии с
требованиями
Строевого
Устава
Прием
выполнен в
соответствии с
требованиями
Строевого
Устава

Допущена одна
ошибка

Допущена одна
ошибка

Прием
выполнен в

21

Воинское приветствие выполнено менее
чем за пять-шесть шагов. Рука к
головному
убору
приложена
неправильно: пальцы правой руки не
вместе, ладонь согнута, средний палец
не касается нижнего края головного
убора
(у
козырька).
Изменено
положение руки при повороте головы в
сторону
начальника.
Рука
прикладывается к головному убору не
кратчайшим путем, а через сторону.
Курсант не повернул головы в сторону
начальника и не смотрит ему в лицо
15.
Постановка в строй
Допущено
Допущена одна
Основные ошибки:
две ошибки
ошибка
Производится
походным
шагом.
Курсант, стоящий лицом к строю,
услышав свое воинское звание и
фамилию, не повернулся лицом к
начальнику и не ответил «Я». По
команде «Стать в строй» не приложил
или неправильно приложил руку к
головному убору. Нет ответа «Есть»
после
полученного
приказания.
Нарушается положение строевой стойки
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
16.
17.

Подтягивание на перекладине
Сгибание и разгибание рук в упоре на
брусьях
Прыжок ноги врозь через козла в
длину2

7 раз
7 раз

10 раз
10 раз

Прием
выполнен в
соответствии с
требованиями
Строевого
Устава

12 раз
12 раз

Упражнение
Упражнение
выполнено
выполнено
согласно
согласно
описанию,
описанию, без
уверено, но
ошибок, легко
были
и уверено,
допущены
допущены
незначительные незначительные
ошибки
ошибки при
(касание
приземлении
снаряда без
потери темпа,
неустойчивое
приземление)
19.
Комплексное силовое упражнение
40 раз
44 раза
48 раз
20.
Начальный комплекс приемов
Оценка «зачтено» - если выполнено 5 приемов.
рукопашного боя
Оценка «не зачтено» - если не выполнен хотя бы
Обучаемый последовательно выполняет один прием.
назначенные проверяющим 5 приемов. При этом выполнение отдельных приемов
Например:
оценивается:
Исходное положение – изготовка к бою «выполнено» - если прием проведен согласно
без оружия;
описанию быстро, уверенно и доведен до
18.

2

Упражнение
выполнено
согласно
описанию, но
были
допущены
значительные
ошибки
(падение или
опора руками
о землю
после
приземления)

соответствии с
требованиями
Строевого
Устава

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если упражнение не выполнено или искажено

22

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

1 – выполнить один из приемов
самостраховки
(кувырок
вперед,
падение назад, падение на бок);
2 – встать, взять автомат, изготовиться к
бою (в этот момент «противник»
выполняет
захват
автомата),
освободиться от захвата автомата;
3 – выполнить подставку автоматом от
удара ногой снизу;
4 – нанести укол штыком в мишень с
выпадом (без выпада);
5 – нанести удар автоматом (прикладом
сбоку, штыком или магазином).
Общее контрольное упражнение на
единой полосе препятствий
Бег на 100 м
Челночный бег 10*10 м
Бег на 1 км
Бег на 3 км

завершения;
«не выполнено» - если прием проведен не в
соответствии с описанием или не доведен до
завершения.

2 мин. 35 сек.

2 мин. 25 сек.

2 мин. 20 сек.

16 секунд
28 секунд
4 мин. 10 сек.
13 мин. 45
сек.
30 м

15 секунд
27 секунд
3 мин. 40 сек.
13 мин. 10 сек.

14,4 секунды
26 секунд
3 мин. 30 сек.
12 мин. 45 сек.

35 м

40 м

30 минут

29 минут

55 секунд

45 секунд

40 секунд

1 минута

50 секунд

45 секунд

Метание гранаты Ф-1 (600 г) на
дальность
Лыжная гонка на 5 км
31 минута
ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ

Определение направления (азимута)
на местности3
Дан азимут направления (ориентир).
Указать направление, соответствующее
заданному азимуту на местности, или
определить азимут на указанный
ориентир.
Время на выполнение норматива
отсчитывается от постановки задачи до
доклада о направлении (значении
азимута).
29.
Измерение расстояний (углов) на
местности с помощью бинокля4
Измерить расстояние до указанного
местного предмета (ориентира, цели)
или угол между двумя ориентирами.
Время на выполнение норматива
отсчитывается от постановки задачи до
доклада о расстоянии.
28.

МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА
30.

Наложение повязки на глаз

1 мин. 55 сек.

1 мин. 35 сек.

1 мин. 25 сек.

Выполнение норматива оценивается «неудовлетворительно», если ошибка в определении направления
(азимута) превышает 3 град (0-50).
4
Выполнение норматива оценивается «неудовлетворительно», если ошибка в измерении превышает 10 %, а
угла 0 – 10.
3

23

31.
32.
33.
34.
35.

36.

37.

Наложение повязки на ухо
Наложение повязки на локоть
(колено)
Наложение повязки на плечевой
сустав
Наложение повязки на грудь
(«восьмиобразная»)
Наложение повязки на
голеностопный сустав
Время отсчитывается от момента
развертывания перевязочного материала
до закрепления повязки.
Ошибки, снижающие оценку на один
балл:
- повязка наложена слабо (сползает),
либо при ее наложении образуются
«карманы», складки;
- повязка не закреплена или закреплена
над раной
Наложение резинового
кровоостанавливающего жгута
(закрутки) на бедро (плечо)5:
Жгут
Закрутка
Время отсчитывается от команды «К
выполнению норматива приступить» до
закрепления
жгута.
После
этого
обозначается время его наложения.
Ошибки, снижающие оценку на один
балл:
- чрезмерное перетягивание конечности
жгутом;
- наложение жгута на оголенное тело без
подкладки, ущемление жгутом кожи;
- не обозначено время наложения жгута
Использование шприц-тюбика из
аптечки индивидуальной (АИ)6
Проверяемый лежит около «раненого» и
применяет шприц-тюбик из его аптечки
индивидуальной. Аптечка находится во
внутреннем
кармане
куртки.
Выполнение
приема
заканчивается
проколом иглой обмундирования (без
введения иглы в мышцы).
Ошибки, снижающие оценку на один
балл:
- после прокалывания внутренней
оболочки шприц-тюбика допущено
вытекание части препарата через иглу
из-за
преждевременного
или

1 мин. 30 сек.
1 мин. 30 сек.

1 мин. 15 сек.
1 мин. 15 сек.

1 мин. 10 сек.
1 мин. 10 сек.

1 мин. 35 сек.

1 мин. 20 сек.

1 мин. 15 сек.

2 мин. 50 сек.

2 мин. 20 сек.

2 мин. 10 сек.

1 мин. 25 сек.

1 мин. 10 сек.

1 мин. 5 сек.

25 секунд
40 секунд

20 секунд
35 секунд

18 секунд
30 секунд

15 секунд

13 секунд

12 секунд

При неправильном наложении жгута, что может вызвать повторное кровотечение, угрожающее жизни
раненого (расслабление или соскальзывание жгута), оценка ставится «неудовлетворительно»
6
Если не проколота внутренняя оболочка шприц-тюбика, оценка ставится «неудовлетворительно»
5

24

неосторожного нажатия на тюбик;
- после введения иглы шприц-тюбика в
мышцу допущено разжатие пальцев рук;
- использованный шприц-тюбик не
вложен в аптечку (приколот к
обмундированию).

25

Примерная таблица материально-технического обеспечения программы
№

Наименование

1.

Форма:
- костюм парадно-выходной
- форма повседневная
- головной убор (берет, кепи и т.п.)
- обувь (ботинки с высоким берцем)
- поясной ремень
- нательное белье (тельняшка, футболка и
т.п.)
- зимняя форма
- зимний головной убор
- перчатки утепленные
Специальная одежда:
- костюм защитный сетчатый (КЗС)
- костюм ветровлагозащитный (брезентовый
или синтетический)
- костюм маскировочный зимний

2.

Количество

Примечание

20-30
комплектов

Приобретается на каждого
учащегося военнопатриотического объединения

20-30 комп.
15
15

3.

6.

7.

Макеты оружия массогабаритные:
- АК74 (АК74М)
- АКС74У (АК105)
- РПК74 (РПК74М)

4
1
1

- штык-нож

4

Пневматическое оружие и оборудование
для стрельбы:
- пневматические винтовки МР-512
- пулеулавливатель
-мишени «П»
-пули «ДЦ», «ДЦ-М»

3-6
1-2
500-600
3000-4000

Материальная база для занятий по
огневой подготовке:
- образцы боеприпасов для стрелкового
оружия, ручных гранат и контейнеров
(выстрелов) от РПГ
- магазины с учебными патронами
- макеты ручных гранат для метания:
-РГД-5 и Ф-1 (или болванки массой 300 и
600 г)
- РКГ-3Е (или болванка массой 1 кг)
- бинокль БПЦс 8*30 или аналог с
угломерной сеткой
- прибор ночного видения (ночной бинокль,
прицел)
- командирский ящик (КЯ-83)

по 1
единице
4 шт.
по 6 шт.

1 шт.
3 шт.
1 шт.
1 комплект

Для спортивный и полевых
занятий
Для полевых занятий (в
подгруппах)
Для полевых занятий (в
подгруппах)
Оружие должно быть
укомплектовано ремнями,
подсумками и
принадлежностью

В год
В год

26

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

- прицельный станок ПС-51

1-2 шт.

Полевое снаряжение:
- поясные ремни с подсумками под
боеприпасы или транспортные жилеты
- защитные шлемы (каски)
- пехотные лопаты
- вещевые рюкзаки
- фляга, котелок, кружка
- плащ-палатка

15
комплектов
15 шт.
15 шт.
30 шт.
30 шт.
30 шт.

Средства индивидуальной защиты:
- общевойсковой противогаз
- респиратор Р-2

30 шт.
30 шт.

- комплект ОЗК

15

Измеритель мощности дозы ДП-5В (ИМД21)
Войсковые дозиметры ИД-1
Индивидуальный дозиметр ИД-11
Войсковой прибор химической разведки
ВПХР

1 комплект

Средства специальной обработки:
- противохимические пакеты ИПП-8, -9, -10,
-11
- дегазационные пакеты ИДП, ИДП-1, ДПП,
ДПС-1
Медицинская сумка (укладка)
Аптечки АИ-1, АИ-1М, АИ-2, АИМ-3
Пакеты перевязочные ППИ, АВ-3
Жгуты кровоостанавливающие
Бинты нестерильные
Салфетки марлевые
Компаса:
- Адрианова
- артиллерийский

по 1 шт.

1 комплект
1 шт.
1 комплект

по 1 шт.
1 комплект
по 1 шт.
по 1 шт.
6 шт.
30 шт.
2 уп.
2
2

- спортивный

2

Курвиметр

1

Циркуль-измеритель

1

Офицерские линейки

15

Транспортиры

15

Учебные топографические карты

15

Навигационный приемник ГЛОНАСС

1

Бивачное имущество:
палатки 3-4 местные
- спальные мешки

5
15

27

- теплоизолирующие коврики
15.

Спортинвентарь:
- маты гимнастические
- мешки боксерские
- гири 16 и 24 кг
- лыжи армейские с креплениями армейского
образца и палки

16.

Наглядный материал:
плакаты, стенды, учебные пособия и т.п.

17.

Ноутбук
Мультимедийная установка
Диски с учебными фильмами

15
Исходя из площади
2
по 2 шт.
15
комплектов
согласно программе

1
1
согласно программе

28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Дополнительная общеобразовательная программа «Основы военно-спортивной
подготовки учащихся в условиях Крайнего Севера», г. Дудинка, 2008 г. [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-561024.html. (Дата обращения:
16.02.2015 г.).
2. Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах
Российской Федерации. НФП-2001. – М.: Воениздат, 2001.
3. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.:
Воениздат, 2008.
4. Программа курса начальной военной подготовки для военно-патриотических и
военно-спортивных объединений Самарской области для детей и подростков от 14 до 18
лет (срок обучения – 3 года) / Н.В. Артемов, А.С. Долгушин, А.М. Ларин (и др.). – Самара:
ООО «Офорт», 2008. – 100 с.
5. Рабочая программа по дисциплине «Основы военной службы», г. Елец, 2006 г.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-358031.html.
(Дата обращения: 16.02.2015 г.).
6. Сборник нормативов по боевой подготовке сухопутных войск. Кн. 1. – М.:
Воениздат, 1991.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».