Оглавление 1. Пояснительная записка……………………………………… 2. Учебно-тематический план программы «В поисках прошлого»……………………………………………………. 3. Содержание программы «В поисках прошлого»………….. 4. Методическое обеспечение программы……………………. 5. Литература………….……………………………………….... 3 9 11 14 25 Пояснительная записка Актуальность программы. Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «В поисках прошлого» разработана для занятий с воспитанниками подготовительных групп детских садов на основе ОП ДОО в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Разработка программы началась в сентябре 2016 года с проведения занятий в ряде дошкольных учреждений города Архангельска. Как известно, ребенок познает, развивается и общается в любой деятельности. А в познавательной деятельности он, в первую очередь, развивает наблюдательность (зачем? как? почему?). Поэтому, опираясь на познавательные интересы детей, педагог должен создать такой увлекательный мир познания, в котором ребенок-дошкольник с желанием будет заниматься, приобретая интересные и полезные знания об объектах окружающего мира. Для большей успешности проведения программы детям старшего дошкольного возраста, лучше всего давать материал в занимательной, игровой форме с широким использованием наглядности. Разработка специализированных программ для детей дошкольного возраста, как в общеобразовательном процессе, так и в системе дополнительного образования, более чем необходима и всегда актуальна. Направленность программы «В поисках прошлого» – социальнопедагогическая, комплексная. Программа предназначена для возрастной категории – детей 6-7 лет, посещающих подготовительные группы дошкольных образовательных организаций. Активные формы занятий направлены на решение задач нравственного воспитания, формирование исторического мышления, развитие практических умений и навыков, связанных с использованием альтернативных источников информации. Отличительная особенность программы - интеграция основ палеонтологии, археологии, краеведения, адаптированных для понимания детьми старшего дошкольного возраста. При этом особое внимание уделяется активным формам работы. В зависимости от степени подготовленности и возрастных особенностей детей, система занятий и заданий варьируется с применением уровневого подхода. Использование игровых, практических форм обучения в целом направлено на стимулирование интереса к изучению программы. Педагогическая целесообразность. Авторы использовали апробированный в работе с детьми дошкольного возраста палеонтологический, археологический и краеведческий материал, который, безусловно, будет способствовать углублению знаний дошкольников по истории окружающего мира. Цель программы. Развитие ребёнка путём активизации познавательных способностей и создания условий для формирования основ базовой культуры личности, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками. В результате изучения курса программы реализуются следующие задачи: Обучающие -дать общие систематические знания о динозаврах; - формировать у детей представления о первобытной истории Севера; Воспитательные -воспитывать гражданина, развивая чувство любви к малой Родине; -способствовать развитию всестороннего восприятия окружающего мира. Развивающие - развивать творческое мышление; -познавательный интерес к занятиям, связанный с повышением интеллекта и развитием кругозора детей дошкольного возраста. Сроки реализации программы. Программа рассчитана на один год обучения. Программа состоит из 2 разделов: 1. Древние гиганты Земли и Русского Севера 2. Первобытная история Севера. В процессе освоения программы воспитанники познакомятся с описанием хищных, травоядных и морских динозавров, населявших миллионы лет Землю и территорию Русского Севера, а также с первобытной историей северного края в занимательно-игровой, доступной форме. Условия реализации программы. Особенности возрастной группы детей: -программа ориентирована на детей от 6 до 7 лет, воспитанников подготовительных групп детских дошкольных организаций; - набор детей: свободный; - комплектование групп происходит на основе локальных нормативных документов; - наполняемость одной группы – до 15 человек. Принцип отбора - согласие администрации дошкольной образовательной организации и родителей (или законных представителей) на проведение таких занятий. По данной программе занятия с детьми старшего дошкольного возраста можно проводить в центрах дополнительного образования детей, на базе читальных залов, игровых комнат детских библиотек. Материально-технические ресурсы: Для проведения занятий по программе «В поисках прошлого» используется учебное помещение МАУ ДО "Центр "Архангел", рассчитанное на 25 человек, оснащённое презентационным оборудованием (компьютер, проектор, интерактивная доска). Санитарно-гигиенические условия: Занятия проводятся в кабинете, оборудованном в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей". Режим организации занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью до 35 минут. Общее количество часов в год – 34. Формы проведения занятий. Для усвоения содержания материала, развития творческой активности и любознательности, для развития эмоционального восприятия используются следующие формы работы: -беседа - актуализация знаний по теме; - объяснение материала; -рассказ - выступление (краткий повествовательный рассказ); -рассказ - объяснение; -работа с дидактическими материалами (раскрашивание рисунков с тематикой занятий, отбор из предложенного карточек соответствующих теме занятия, лепка из пластилина, произвольное рисование на определенную тему); -познавательные игры; -экскурсии. Особое внимание на занятиях уделяется усвоению детьми новых понятий и слов. Каждое новое слово объясняется педагогом в интерпретации, рассчитанной на возраст детей, и закрепляется в повторе. Объяснение нового понятия обязательно подкрепляется иллюстративным материалом. Каждое новое занятие начинается с повторения понятий предыдущего, используется показ соответствующей иллюстрации. Данная программа предполагает проведение не только групповых, но и индивидуальных занятий, и занятий по подгруппам. Методы, используемые в проведении занятий. - Словесный: объяснение нового материала; обзорный рассказ для раскрытия новой темы; беседы с детьми в процессе изучения темы; - Наглядный: применение наглядных пособий, географических карт, предметов и документов музейного значения, технических средств; - Практическая работа с макетами, иллюстрациями, предметами из музейного фонда; - Игровой: проведение познавательных игр по заданной тематике; - Исследовательский: выполнение детьми определённых поисковых заданий во время занятия. Основные принципы реализации программы: • научность материала и систематичность изложения; • интеграция знаний различных дисциплин; • доступность знаний; • наглядность; • сознательность и активность; • дифференцированный и индивидуальный подход. Ожидаемый результат. Дошкольники будут знать: • Понятия: археология, гарпун, двинозавр, динозавр, копьё, котлассия, краеведение, кремень, кроманьонец, мамонт, мегалоцерос, неандерталец, пещерный медведь, полуземлянка, проколка, скребок, Соловки, стоянка, тираннозавр, шерстистый носорог. Дошкольники будут уметь: • Узнавать изученных древних животных, орудий труда и оружие первобытного человека. • Рисовать иллюстрации и изготавливать из пластилина поделки по темам занятий. • Творчески мыслить и рассуждать. Система оценки результатов. Для оценки результатов освоения программы используется система методов педагогической диагностики: наблюдение, анализ, беседа. Наблюдение осуществляется в ходе выполнения детьми дидактических упражнений и заданий; проведения бесед с наводящими вопросами по изученной теме. Отслеживается результативность участия детей в практических занятиях. Текущий контроль по месяцам (практические занятия) Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Март Апрель Май «Пластилиновые гиганты» «Хищные динозавры» «Путешествие в подводный мир» «Пластилиновый динозаврик Севера» «Жилище неандертальца» «Полуземлянка древнего человека» «Животные ледникового периода» (мамонт и пещерный медведь) Животные ледникового периода» (мегалоцерос и шерстистый носорог) «Изготовление орудий труда древнего человека» «Изготовление орудий охоты древнего человека» Формы подведения итогов: -выполнение дидактических упражнений и заданий (раскрашивание рисунков по тематике занятий, отбор из предложенного карточек-рисунков к соответствующей теме занятия, к соответствующим вопросам педагога, лепка по трафаретам, произвольное рисование на определенную краеведческую тему); -наблюдение и анализ участия в краеведческих играх, в командных познавательных играх; -беседа с наводящими вопросами по определенной теме. По окончании прохождения каждого из разделов проводится промежуточная аттестация в форме познавательной игры. Раздел 1. Древние гиганты Земли и Русского Севера. Познавательная игра «В поисках затерянного мира». Раздел 2. Первобытная история Севера. Познавательная игра «Назад в прошлое». В конце учебного года проводится итоговая диагностика, например, в форме выставки творческих работ «В поисках прошлого». Система оценки результатов и подведение итогов предполагает также участие воспитанников во всероссийских и международных дистанционных творческих конкурсах и викторинах. Учебно-тематический план программы «В поисках прошлого» Название тем, разделов 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 1.8. 1.9. 1.10. 1.11. 1.12. 1.13. 1.14. 1.15. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. 2.9. 2.10. 2.11. 2.12. Всего Теория Практика часов Раздел 1. Древние гиганты Земли и Русского Севера (15 часов) Древние гиганты Земли. 1 1 Д/ф. «Всё о динозаврах. Самые-самые» 1 1 Практическое занятие 1 1 «Пластилиновые гиганты» Хищные динозавры 1 1 Д/ф. «Дейнозух» 1 1 Хищные динозавры 1 1 Д/ф. «Доисторический парк. 1 1 Тираннозавр» Практическое занятие 1 1 «Хищные динозавры» Морские чудовища 1 1 Д/ф. «Приключения с морскими 1 1 чудовищами» Практическое занятие 1 1 «Путешествие в подводный мир» Динозавры на Севере 1 1 Д/ф. «Прогулки с динозаврами» 1 1 Практическое занятие 1 1 «Пластилиновый динозаврик Севера» Познавательная игра 1 1 «В поисках затерянного мира» Раздел 2. Первобытная история Севера (19 часов) Каменный век Русского Севера 1 1 Каменный век Русского Севера 1 1 Практическое занятие 1 1 «Жилище неандертальца» Кудемское поселение древнего 1 1 человека Первобытные тайны Соловецких 1 1 островов Практическое занятие 1 1 «Полуземлянка древнего человека» Животный мир первобытного Севера 1 1 (мамонт) Животный мир первобытного Севера 1 1 (пещерный медведь) Практическое занятие 1 1 «Животные ледникового периода» (мамонт и пещерный медведь) Животный мир первобытного Севера 1 1 (мегалоцерос) Животный мир первобытного Севера 1 1 (шерстистый носорог) Практическое занятие 1 1 «Животные ледникового периода» 2.13. 2.14. 2.15. 2.16. 2.17. 2.18. 2.19. (мегалоцерос и шерстистый носорог) Д/ф. «Доисторический парк» Орудия труда древнего человека Практическое занятие «Изготовление орудий труда древнего человека» Орудия охоты древнего человека Практическое занятие «Изготовление орудий охоты древнего человека» Д/ф. «Прогулки с чудовищами» Познавательная игра «Назад в прошлое» Всего Итого за период обучения 1 1 1 1 - 1 1 1 1 1 - 1 1 1 - 1 1 34 34 15 16 19 19 «В поисках прошлого» 1. Древние гиганты Земли и Русского Севера (15 часов) 1.1. Древние гиганты Земли. Понятия для ознакомления: динозавр – «ужасный ящер», диплодок, стегозавр, трицератопс, анкилозавр. Вводная беседа-объяснение нового материала. Дидактическая игра «Представь себе». 1.2. Всё о динозаврах. Самые-самые. Понятие для ознакомления: Аргентинозавр. Занятие-беседа. Тест на закрепление «Древние гиганты Земли». 1.3. «Гиганты прошлого из пластилина». Практическое занятие. Выставка работ «Гиганты прошлого из пластилина». 1.4. Хищные динозавры. Понятие для ознакомления: Спинозавр. Беседа содержательного плана. Дидактическая игра «Парк юрского периода». 1.5. Дейнозух. Понятия для ознакомления: Дейнозух. Занятие-беседа выяснение знаний по теме. Оформление уголка «Мир динозавров». 1.6. Хищные динозавры. Понятие для ознакомления: Аллозавр. Беседа закрепляющего плана. Тест на закрепление «Хищные динозавры». 1.7. Доисторический парк. Тираннозавр. Понятия для ознакомления: Тираннозавр. Занятие-беседа выяснение знаний по теме. Конкурс рисунков «Древние гиганты Земли». 1.8. Хищные динозавры. Практическое занятие. Оформление уголка «Мир динозавров». 1.9. Морские чудовища. Понятие для ознакомления: Шонизавр. Беседа-объяснение. Тест на закрепление «Морские чудовища». 1.10. Приключения с морскими чудовищами. Понятие для ознакомления: Плезиозавр. Занятие-беседа выяснение знаний по теме. Оформление уголка «Мир динозавров». 1.11. Путешествие в подводный мир. Практическое занятие-экскурсия. Выставка рисунков «Путешествие в подводный мир». 1.12. Динозавры на Севере. Понятия для ознакомления: Двинозавр, котлассия. Рассказ-объяснение. Тест на закрепление «Динозавры на Севере». 1.13. Прогулки с динозаврами. Понятие для ознакомления: Иностранцевия. Занятие-беседа выяснение знаний по теме. Дидактическая игра «Прогулки с динозаврами». 1.14. Пластилиновый динозаврик Севера. Практическое занятие. Оформление уголка «Динозавры Севера». 1.15. В поисках затерянного мира. Познавательная игра-экскурсия. Тест на закрепление «В поисках затерянного мира». 2 Первобытная история Севера (19 часов) 2.1. Каменный век Русского Севера. Понятия для ознакомления: Археология, краеведение. Рассказ-объяснение нового материала. Дидактическая игра «Представь себе». 2.2. Каменный век Русского Севера. Понятия для ознакомления: Неандерталец – «первобытный человек», кроманьонец. Беседа закрепляющего плана. Тест на закрепление «Древние люди». 2.3. Жилище неандертальца. Практическое занятие. Выставка работ «Жилище неандертальца». 2.4. Кудемское поселение древнего человека. Понятия для ознакомления: Кремень, стоянка. Беседа содержательного плана. Тест на закрепление «Кудемское поселение древнего человека». 2.5. Первобытные тайны Соловецких островов. Понятия для ознакомления: Лабиринт, Соловки. Рассказ-повествование. Дидактическая игра «Каменная история Соловков». 2.6. Полуземлянка древнего человека. Понятия для ознакомления: Полуземлянка. Практическое занятие-экскурсия. Выставка работ «Полуземлянка». 2.7. Животный мир первобытного Севера (мамонт). Понятия для ознакомления: Мамонт. Рассказ-объяснение нового материала. Тест на закрепление «Шерстистый мамонт». 2.8. Животный мир первобытного Севера (пещерный медведь). Понятия для ознакомления: Пещерный медведь. Беседа содержательного плана. Тест на закрепление «Пещерный медведь». 2.9. Животные ледникового периода (мамонт и пещерный медведь). Практическое занятие. Выставка рисунков «Шерстистый мамонт и пещерный медведь». 2.10. Животный мир первобытного Севера (мегалоцерос). Понятия для ознакомления: Мегалоцерос – большерогий олень. Рассказвыступление. Дидактическая игра «Мегалоцерос». 2.11. Животный мир первобытного Севера (шерстистый носорог). Понятия для ознакомления: Шерстистый носорог. Беседа закрепляющего плана. Тест на закрепление «Шерстистый носорог». 2.12. Животные ледникового периода (мегалоцерос и шерстистый носорог). Практическое занятие. Выставка работ «Мегалоцерос и шерстистый носорог». 2.13. Доисторический парк. Занятие-беседа выяснение знаний по теме. Оформление уголка «Первобытная история Севера». 2.14. Орудия труда древнего человека. Понятия для ознакомления: Рубило, скребок, проколка, каменный топор. Вводная беседа. Тест на закрепление «Орудия труда древнего человека». 2.15. Изготовление орудий труда древнего человека. Практическое занятие. Выставка работ «Орудия труда древнего человека». 2.16. Орудия охоты древнего человека. Понятия для ознакомления: Копьё, лук и стрелы, гарпун. Беседа содержательного плана. Тест на закрепление «Орудия охоты древнего человека». 2.17. Изготовление орудий охоты древнего человека. Практическое занятие. Выставка работ «Орудия охоты». 2.18. Прогулки с чудовищами. Занятие-беседа выяснение знаний по теме. Завершение оформления уголка «Первобытная история Севера». 2.19. Назад в прошлое. Познавательная игра. Тест на закрепление «Назад в прошлое». Методическое обеспечение программы № 1 Дидактический Формы материал, подведения техническое итогов оснащение Раздел 1. Древние гиганты Земли и Русского Севера (15 часов) Цель занятия: ввести понятие «прошлое» на примере представителей животного мира динозавров, подвести детей к Технические желанию воссоздать (в макете) средства уголок далекого прошлого. обучения, Формы: Дидактическая презентация, 1.1. Древние Вводная беседа-объяснение нового игра плакат с изображением гиганты Земли. материала. «Представь динозавров, книга Методы и приёмы: себе» о динозаврах, Наглядный – презентация; фигурки словесный - загадки, вопросы динозавров детям, пояснения, беседа; игровой сюрпризный момент, создание игровой ситуации; физминутка «Динозаврики» Цель занятия: Обобщить знания дошкольников о гигантских динозаврах. Формы: Тест на 1.2. Всё о Занятие-беседа. Технические закрепление динозаврах. Методы и приёмы: Наглядный – средства «Древние Самые-самые. документальный фильм; обучения гиганты словесный – беседа, вопросы, Земли» обсуждение; практический – физминутка, дидактическая игра. Цель занятия: Развитие познавательной Иллюстрации, активности у дошкольников через игрушки практическую деятельность. Выставка динозавров 1.3. «Гиганты Формы: работ разной высоты, пластилин, прошлого из Практическое занятие. «Гиганты тряпочки, доски, пластилина» Методы и приёмы: прошлого из стеки, природный Беседа, объяснение нового пластилина» и бросовый материала, педагогический показ, материал. диалог, физминутка «Динозавр устал сидеть…». Цель занятия: Формирование Технические представлений детей о хищных средства Дидактическая динозаврах. обучения, 1.4. Хищные игра «Парк презентация, Формы: динозавры юрского дидактические Беседа содержательного плана. периода» картинки и Методы и приёмы: карточки, Наглядный - презентация; Раздел, тема программы Цель, форма занятий и методы организации учебновоспитательного процесса 1.5. Дейнозух 1.6. Хищные динозавры 1.7. Доисторический парк. Тираннозавр. 1.8. Хищные динозавры словесный - вопросы детям, пояснения; Игровой - создание игровой ситуации; физминутка «Динозавр устал сидеть…». Цель занятия: Развитие познавательной активности дошкольников в процессе знакомства с древними обитателями Земли. Формы: Занятие-беседа выяснение знаний по теме. Методы и приёмы: Наглядный – документальный фильм; Словесный – беседа, вопросы, обсуждение; Практический – дидактическая игра; физминутка. Цель занятия: Расширить знания дошкольников о хищных динозаврах. Формы: Беседа закрепляющего плана. Методы и приёмы: Наглядный - презентация; Словесный - вопросы детям, пояснения; Игровой - создание игровой ситуации; физминутка. Цель занятия: Обобщить знания детей о древних обитателях нашей планеты. Формы: Занятие-беседа выяснение знаний по теме. Методы и приёмы: Наглядный – документальный фильм; Словесный – беседа, вопросы, обсуждение; Практический – дидактическая игра; физминутка «Разминка динозавра» Цель занятия: Развитие познавательной активности у дошкольников через практическую деятельность. Формы: Практическое занятие. игрушки динозавров Технические средства обучения Технические средства обучения презентация, дидактические картинки и карточки, игрушки динозавров Оформление уголка «Мир динозавров» Тест на закрепление «Хищные динозавры» Технические средства обучения Конкурс рисунков «Древние гиганты Земли» Иллюстрации, игрушки хищных динозавров разной высоты, пластилин, тряпочки, доски, стеки, природный Оформление уголка «Мир динозавров» Методы и приёмы: Беседа, педагогический показ, диалог, физминутка. Цель занятия: Познакомить детей с различными видами морских динозавров. Формы: Беседа-объяснение. 1.9. Морские Методы и приёмы: чудовища Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление творческого характера, вопросы к детям, физминутка. Цель занятия: Расширить представления детей о прошлом из жизни морских динозавров. Формы: 1.10. Занятие-беседа выяснение знаний Приключения с по теме. морскими Методы и приёмы: чудовищами Наглядный – документальный фильм; словесный – беседа, вопросы, обсуждение; практический – дидактическая игра; Физминутка «Динозаврики» Цель занятия: Обогатить кругозор и знания детей о морских динозаврах через практическую деятельность. 1.11. Путешествие Формы: в подводный мир Практическое занятие-экскурсия. Методы и приёмы: Беседа, объяснение нового материала, педагогический показ, диалог, физминутка. Цель занятия: Формирование представлений детей, о динозаврах, живших на территории Архангельского Севера. Формы: Рассказ-объяснение. 1.12. Динозавры Методы и приёмы: на Севере Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление творческого характера, вопросы к детям, физминутка «Динозавр устал сидеть…». и бросовый материал. Технические средства обучения, презентация, фигурки динозавров Технические средства обучения Иллюстрационн ые материалы «Морские обитатели», цветные карандаши, альбомные листы для рисования Технические средства обучения, презентация, фигурки динозавров Тест на закрепление «Морские чудовища» Оформление уголка «Мир динозавров» Выставка рисунков «Путешествие в подводный мир» Тест на закрепление «Динозавры на Севере» 2 Цель занятия: Расширить представления детей о жизни динозавров. Формы: Технические Занятие-беседа выяснение знаний средства 1.13. Прогулки с по теме. обучения динозаврами Методы и приёмы: Наглядный – документальный фильм; словесный – беседа, вопросы, обсуждение; практический – дидактическая игра; физминутка. Цель занятия: Иллюстрации, Развитие познавательной игрушки активности у дошкольников через 1.14. динозавров, практическую деятельность. Пластилиновый пластилин, Формы: тряпочки, доски, динозаврик Практическое занятие. стеки, природный Севера Методы и приёмы: и бросовый Беседа, педагогический показ, материал. диалог, физминутка. Цель занятия: Уточнить и углубить знания детей о Технические разнообразии мира динозавров. средства Формы: обучения, Познавательная игра-экскурсия. презентация, Методы и приёмы: 1.15. В поисках фигурки Моделирование игровой ситуации с динозавров, затерянного мира целью постановки проблемы и раздаточный создания мотивации, упражнения материал на логическое мышление творческого характера, вопросы к детям, физминутка «Разминка динозавра» Раздел 2. Первобытная история Севера (19 часов) Цель занятия: Формирование представления детей о первобытной истории Архангельского Севера. Формы: Рассказ-объяснение нового Технические материала. средства 2.1. Каменный век Методы и приёмы: обучения, презентация, Русского Севера Наглядный – презентация; словесный - вопросы детям, фигурка неандертальца пояснения, беседа; игровой - сюрпризный момент, создание игровой ситуации; физминутка «Чтобы нам добыть огонь, трём ладонью об ладонь…». Дидактическая игра «Прогулки с динозаврами» Оформление уголка «Динозавры Севера» Тест на закрепление «В поисках затерянного мира» Дидактическая игра «Представь себе» Цель занятия: Расширить знания дошкольников о древних людях. Формы: Беседа закрепляющего плана. 2.2. Каменный век Методы и приёмы: Русского Севера Наглядный - презентация; Словесный - вопросы детям, пояснения; Игровой - создание игровой ситуации; физминутка. 2.3. Жилище неандертальца Цель занятия: Развитие познавательной активности у дошкольников через практическую деятельность. Формы: Практическое занятие. Методы и приёмы: Беседа, педагогический показ, диалог, физминутка «Где-то в Африке восточной человек древнейший жил…» Технические средства обучения, презентация, фигурка кроманьонца Иллюстрации, макет пещеры неандертальца пластилин, тряпочки, доски, стеки, природный и бросовый материал. Цель занятия: Формирование представления детей о жизни людей Технические древнего поселения. средства Формы: обучения Беседа содержательного плана. презентация, 2.4. Кудемское Методы и приёмы: дидактические поселение Наглядный - презентация; картинки и древнего человека словесный - вопросы детям, карточки, пояснения; макеты Игровой - создание игровой артефактов ситуации; физминутка. Тест на закрепление «Древние люди» Выставка работ «Жилище неандертальца» Тест на закрепление «Кудемское поселение древнего человека» 2.5. Первобытные тайны Соловецких островов Цель занятия: Познакомить детей с историей каменного века на Соловецких островах. Формы: Технические Рассказ-повествование. средства Методы и приёмы: обучения, презентация. Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление творческого характера, вопросы к детям, физминутка. Цель занятия: Обогатить кругозор и знания детей о первобытной истории Соловков через практическую деятельность. 2.6. Полуземлянка Формы: древнего человека Практическое занятие-экскурсия. Методы и приёмы: Беседа, объяснение нового материала, педагогический показ, диалог, физминутка. 2.7. Животный мир первобытного Севера (мамонт) 2.8. Животный мир первобытного Севера (пещерный медведь) 2.9. Животные Цель занятия: Познакомить учащихся с животным миром ледникового периода. Формы: Рассказ-объяснение нового материала. Методы и приёмы: Наглядный - презентация; словесный - вопросы детям, пояснения; Игровой - создание игровой ситуации; Физминутка «Охота на мамонта». Цель занятия: Формирование представлений детей о пещерном медведе. Формы: Беседа содержательного плана. Методы и приёмы: Наглядный - презентация; словесный - вопросы детям, пояснения; Игровой - создание игровой ситуации; Физминутка «Охота на медведя». Цель занятия: Иллюстрации, макет полуземлянкиплас тилин, тряпочки, доски, стеки, природный и бросовый материал. Технические средства обучения, презентация, фигурки мамонта. Технические средства обучения, презентация, фигурка пещерного медведя. Иллюстрационны Дидактическая игра «Каменная история Соловков» Выставка работ «Полуземлянка» Тест на закрепление «Шерстистый мамонт» Тест на закрепление «Пещерный медведь» Выставка ледникового периода (мамонт и пещерный медведь) 2.10. Животный мир первобытного Севера (мегалоцерос) 2.11. Животный мир первобытного Севера (шерстистый носорог) 2.12. Животные ледникового периода (мегалоцерос и шерстистый носорог) 2.13. Доисторический парк Развитие познавательной активности у дошкольников через практическую деятельность. Формы: Практическое занятие. Методы и приёмы: Беседа, объяснение нового материала, педагогический показ, диалог, физминутка «На охоте» Цель занятия: Расширить представления детей о жизни первобытных оленей. Формы: Рассказ-выступление. Методы и приёмы: Наглядный - презентация; словесный - вопросы детям, пояснения; Игровой - создание игровой ситуации; физминутка. Цель занятия: Проверить знания детей о животном мире первобытного Севера. Формы: Беседа закрепляющего плана. Методы и приёмы: Наглядный - презентация; словесный - вопросы детям, пояснения; Игровой - создание игровой ситуации; физминутка. Цель занятия: Развитие познавательной активности у дошкольников через практическую деятельность. Формы: Практическое занятие. Методы и приёмы: Беседа, объяснение нового материала, педагогический показ, диалог, физминутка. Цель занятия: Расширить и углубить представления детей о древних животных Севера, их повадках. Формы: Занятие-беседа выяснение знаний по теме. е материалы «Шерстистый мамонт и пещерный медведь», фигурки мамонта и медведя, цветные карандаши, альбомные листы для рисования Технические средства обучения, презентация, фигурки мегалоцероса Технические средства обучения, презентация, дидактические картинки и карточки, игрушки носорога и шерстистого носорога рисунков «Шерстистый мамонт и пещерный медведь» Дидактическая игра «Мегалоцерос» Тест на закрепление «Шерстистый носорог» Иллюстрации, фигурки мегалоцероса и шерстистого носорога, пластилин, тряпочки, доски, стеки, природный и бросовый материал. Выставка работ «Мегалоцерос и шерстистый носорог» Технические средства обучения Оформление уголка «Первобытная история Севера» Методы и приёмы: Наглядный – документальный фильм; словесный – беседа, вопросы, обсуждение; практический – дидактическая игра; физминутка. Цель занятия: Познакомить дошкольников с орудиями труда древних людей. Технические Формы: средства Тест на Вводная беседа. 2.14. Орудия обучения, закрепление Методы и приёмы: труда древнего презентация, «Орудия труда Наглядный - презентация; человека макеты орудий древнего словесный - вопросы детям, труда древнего человека» пояснения; человека Игровой - создание игровой ситуации; физминутка Цель занятия: Продолжить формирование умения Иллюстрации, детей выполнять поделки из макеты орудий 2.15. пластилина. Выставка работ труда, пластилин, Изготовление Формы: «Орудия труда тряпочки, доски, древнего орудий труда Практическое занятие. стеки, природный человека» древнего человека Методы и приёмы: и бросовый Беседа, объяснение нового материал. материала, педагогический показ, диалог, физминутка. Цель занятия: познакомить учащихся с орудиями охоты древних людей. Технические Формы: средства Тест на Беседа содержательного плана. 2.16. Орудия обучения, закрепление Методы и приёмы: охоты древнего презентация, «Орудия охоты Наглядный - презентация; человека макеты орудий древнего словесный - вопросы детям, охоты древнего человека» пояснения; человека Игровой - создание игровой ситуации; Физминутка « На охоте». Цель занятия: Развитие познавательной Иллюстрации, активности у дошкольников через макеты орудий 2.17. практическую деятельность. охоты, пластилин, Изготовление Формы: Выставка работ тряпочки, доски, «Орудия охоты» орудий охоты Практическое занятие. стеки, природный древнего человека Методы и приёмы: и бросовый Беседа, объяснение нового материал. материала, педагогический показ, диалог, физминутка. 2.18. Прогулки с Цель занятия: Технические Завершение чудовищами Закрепить знания детей о древнем средства оформления 2.19. Назад в прошлое человеке и животных, которые его окружали. Формы: Занятие-беседа выяснение знаний по теме. Методы и приёмы: Наглядный – документальный фильм; словесный – беседа, вопросы, обсуждение; практический – дидактическая игра; физминутка. Цель занятия: Обобщить знания детей о первобытной истории Севера. Формы: Познавательная игра. Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление творческого характера, вопросы к детям, физминутка «Чтобы нам добыть огонь, трём ладонью о ладонь». обучения уголка «Первобытная история Севера» Технические средства обучения, презентация, фигурки древних людей, макеты жилищ, орудий труда и охоты, раздаточный материал Тест на закрепление «Назад в прошлое» Литература Список методической и краеведческой литературы для педагогов 1. «Северная археология» Молодёжная археологическая школа. Исследования. // Под ред. Беличенко А.Е. – Архангельск: Архангельский областной краеведческий музей, 2003. – 84с. 2. Антонова Л.В. Удивительная археология / Л.В.Антонова. – М.: ЭНАСКНИГА, 2012. – 304с. 3. Архангельский Север в документах истории (с древнейших времён до 1917 года): Хрестоматия. / Под общ. ред. А.А. Куратова. – Архангельск: Сев. – Зап. кн. изд-во, 2004. - 440с. 4. Беличенко А.Е., Минаева Т.С.. Археологическая практика. Методические рекомендации - Архангельск: Поморский университет, 2005. – 45с. 5. Галушин А.С. Археологическая экспедиция отряда «Северянин» в Новодвинскую крепость. – Архангельск: АО ИППК РО, 2010. - 42с. 6. Галушин А.С. История Архангельского Севера. Дополнительная программа/А.С.Галушин. – Архангельск: АО ИППК РО, 2008. - 43с. 7. Галушин А.С. История Архангельского Севера: программа спецкурса и тематическое планирование / А.С.Галушин. – Архангельск: АО ИППК РО, 2004. - 55с. 8. Галушин А.С. Краеведческая игра / А.С.Галушин // Северодвинск: Дополнительное образование, 2006.-№6 с.16 9. Куратов А.А. Архангельский Север в истории России: Учебная книга для школьников и студентов. – Архангельск: Поморский государственный университет, 2003 – 212с. 10.Мартынов А.Я.. Записки провинциального археолога / Александр Мартынов. – Архангельск: Солти, 2008. – 375с. 11.Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах / науч. ред. Э.И.Николаева; сост., отв. ред. И.Ф.Полякова. – 4-е изд., перераб. Архангельск: ГАОУ «АО ИППК РО», 2011. – 216с. 12.Поморская азбука / авт.-сост.: Тамара Зайцева; отв. ред.: Тамара Лазаревская. – Архангельск: Анзер, 2010. – 60с. 13.Поморская энциклопедия / гл. ред. Н.П. Лаверов: в 5 т. Т.1: История Архангельского Севера / Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова [и др.]; гл. ред. В.Н. Булатов; сост. А.А. Куратов.— Архангельск: Изд-во ПГУ им. М.В. Ломоносова, 2001.— 484с. 14.Поморская энциклопедия: в 5 т./ гл. ред. Н.П. Лаверов. Архангельск,2001 - . Т.II: Природа Архангельского Севера / гл. ред. Н.М.Бызова; редкол.: Н.И.Асоскова, Е.Г.Аушева, Н.А.Бабич; Поморский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Ломоносовский фонд. – Архангельск, Поморский университет, 2007. – 603с. 15.Семёнов С.А. Развитие техники в каменном веке. Л.: Наука, 1968. – 360с. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Список краеведческой литературы для родителей дошкольников Владимиров В.В. Что ели на завтрак первобытные люди, или Как всё начиналось. – М.: Дом Издательства Печати Книготорговли «Капитал», 2016. – 48с. Вымершие животные. Полная энциклопедия / (пер. с англ. О.Озеровой). М.: Эксмо, 2015. – 256с. Джошуа Д. История в наклейках. Ледниковый период. – М.: ООО «Хоббитека», 2015. – 38с. Линевский А.М. Листы каменной книги. – Петрозаводск, 1976. – 255с. Орен Р. Секреты пластилина. Динозавры. / Рони Орен. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2017. – 56с. Писарев С.С. Повесть о Манко Смелом – охотнике из племени Береговых людей. – Л.: Дет. лит., 1990. – 313с. Яковлева И. Палеонтология в картинках / Ирина Яковлева; рис. Рубена Варшамова. Москва: Издательский Дом Мещерякова, 2016. – 48с.