СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы
3
2. Введение
5
3. Особенности организации воспитательной
учреждении дополнительного образования
деятельности
в
7
4. Цель и задачи воспитания
9
5. Приоритетные направления в организации воспитательной работы
11
6. Виды, формы и содержание деятельности
16
7. Основные направления самоанализа воспитательного процесса,
организуемого в учреждении дополнительного образования
40
2
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы
Программа воспитательной работы МАУ
ДО «Центр «Архангел» на период на
2025-2026 годы
Полное
наименование Муниципальное автономное учреждение
образовательной организации
дополнительного образования городского
округа «Центр технического творчества,
досуга и развития детей «Архангел».
Разработчики
Фомин
Александр
Анатольевич,
директор,
Бурмель
Марина
Анатольевна,
заместитель директора по учебновоспитательной работе.
Исполнители программы
Участники образовательного процесса
МАУ ДО «Центр «Архангел».
Участники программы
Обучающиеся,
педагогический
коллектив,
родители
(законные
представители),
представители
общественности, учреждений города
Архангельска.
Нормативно-правовая
основа - Федеральный закон Российской
программы
Федерации от 29.12.2012. № 273-ФЗ
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»;
- Федеральный закон от 31.07. 2020. №
304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»;
- Указ Президента Российской Федерации
«О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030
года»,
определяющего
одной
из
национальных
целей
развития
Российской Федерации предоставление
возможности для самореализации и
развития талантов;
- Стратегия развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025
года, утверждена 29 мая 2015 г № 996-р;
3
Источники финансирования
- Концепция духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина России;
- Федеральный проект «Успех каждого
ребенка» нацпроекта «Образование»;
- Приказ Министерства образования и
науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного
образования
детей,
утвержденная
распоряжением
Правительства
Российской Федерации от 04.09.2014г. №
1726-р.;
В
соответствии
с
реализацией
предлагаемого комплекса мероприятий
по
развитию дополнительного образования
детей в рамках приоритетного проекта
«Доступное дополнительное образование
для детей», федерального проекта «Успех
каждого ребенка» национального проекта
«Образование»
Бюджетное финансирование; средства,
выделяемые целевым назначением в
соответствии с целевыми программами;
добровольные взносы; добровольные
пожертвования; доходы от платных услуг.
4
ВВЕДЕНИЕ
С 1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля
2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании
в
Российской
Федерации»
по
вопросам
воспитания
обучающихся».
«Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде". (Статья 2, пункт 2)
Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т. к.
формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных
учреждений,
среды,
общественных
организаций,
средств
массовой
информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др.
Дополнительное образование детей не система психолого-педагогической и
социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Роль
дополнительного образования в укреплении воспитательной составляющей,
это особая образовательная сфера, которая имеет собственные приоритетные
направления и содержание воспитательной работы с обучающимися.
«Образовательная программа - комплекс основных характеристик
образования
(объем,
содержание,
планируемые
результаты)
и
организационно-педагогических условий, который представлен в виде
учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и
методических
материалов,
а
также
5
в
предусмотренных
настоящим
Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания,
календарного плана воспитательной работы, форм аттестации". (Ст. 2, п.9).
В соответствии с Федеральным законом № 304-ФЗ предложено ввести
механизм организации воспитательной работы, который входит в состав
образовательных/общеобразовательных
программ
(рабочая
программа
воспитания и календарный план).
Воспитательная программа МАУ ДО «Центр «Архангел» направлена на
решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и
установления ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Программа показывает каким образом педагогические работники могут
реализовывать воспитательный потенциал в их совместной с обучающимися
деятельности
и,
тем
самым,
сделать
учреждение
воспитывающей
организацией.
Программа воспитания представляет собой систему возможных форм и
способов работы с детьми.
6
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Ведущая
роль
в
воспитательной системе
решении
задач
образовательного
воспитания
учреждения,
принадлежит
определяющей
ценностно-смысловую направленность воспитательной деятельности, ее
технологичность и результативность. В дополнительном образовании
воспитание неразделимо с образовательным процессом. Единство учебновоспитательного процесса определяется как целенаправленный процесс
воспитания
и
обучения
посредством
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ.
Разнообразие воспитательных систем образовательных организаций
города Архангельска, сочетающих в себе традиционные ценности и
инновационные подходы к воспитанию, создает условия для дальнейшего
совершенствования
процесса
воспитания
подрастающего
поколения.
Образовательная организация реализует модели воспитания детей в системе
дополнительного образования с использование культурного наследия,
традиций народов Российской Федерации.
Федеральный
проект
«Успех
каждого
ребенка»
нацпроекта
«Образование », проект концепции развития дополнительного образования до
2030 года предусматривает включение в содержании дополнительных
общеобразовательных программ всех направленностей воспитательного
компонента, направленного на формирование
у детей и молодежи
общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской
ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры
межнационального общения.
Основы, выстраивающие воспитательный процесс в учреждении:
- деятельность педагогов дополнительного образования строится на
основе интеграции основного и дополнительного образования;
7
- дополнительное образование детей – институт взросления и развития
функциональной грамотности, формирование метапредметных компетенций и
проектирования, обеспечения и сопровождения личностных результатов,
обучающихся;
- образовательная среда – возможность для самореализации детей и
раскрытия их талантов;
- возможность объединения в творческие коллективы, разновозрастные
группы исходя из интересов и склонностей к какому-либо виду деятельности;
- участия в занятиях/мероприятиях Центра основываются на принципе
добровольности;
- осуществление тесной взаимосвязи обучения и воспитания;
- реализация совместных творческих инициатив детей, педагогов и
родителей.
Особенность воспитательной деятельности учреждения основывается
на:
- реализации целей и задач региональных программ воспитания;
- программе развития МАУ ДО «Центр «Архангел»;
- воспитательной миссии, традициях учреждения;
- специфике образовательной деятельности (приоритетных направлений
работы);
- связях с социальными партнерами;
- новых образовательных ресурсах.
8
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современное дополнительное образование обеспечивает добровольный
выбор деятельности ребенком, выражающийся в удовлетворении его
интересов, предпочтений, склонностей и способствующий его развитию,
самореализации, самоопределению и социокультурной адаптации. Оно
обладает особым потенциалом. Этот потенциал состоит в возможности
обеспечения условий для приобщения обучающихся к личностно-значимым,
социокультурным ценностям через участие в различных видах созидательной
деятельности: самоактуализации как способа воплощения собственных
индивидуальных творческих интересов, а также саморазвития и личностного
роста в социальных и культурно-значимых сферах жизнедеятельности
общества.
Основой воспитательного процесса в МАУ ДО «Центр «Архангел»
является национальный воспитательный идеал – это высоконравственный,
творческий,
компетентный
гражданин
России,
принимающий
судьбу
Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и
будущее своей страны.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на
базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество,
природа,
мир,
знания,
культура,
здоровье,
человек)
и
специфики
дополнительного образования, формулируется общая цель воспитания в МАУ
ДО «Центр «Архангел» - личностное развитие обучающихся, проявляющееся:
1) в освоении обучающимися социальных знаний, которые общество
выбрало на основе общественных ценностей, в том числе о современных
сферах человеческой деятельности (то есть, в освоении социально значимых
знаний и приобретении опыта социального взаимодействия, направленных на
формирование
гражданской
идентичности,
патриотизма,
гражданской
ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры
межнационального общение);
9
2)
в
формировании
опыта
самоопределения
(личностного,
профессионального) в разных сферах человеческой жизни посредством
участия в экономических, социокультурных, профессиональных пробах;
3)
в
овладении
обучающимися
способами
саморазвития
и
самореализации в современном мире.
Достижению поставленной цели воспитания будет способствовать
решение следующих основных задач:
1)
реализовывать
потенциал
наставничества
в
воспитании
обучающихся, как основу взаимодействия людей разных поколений,
мотивация к саморазвитию и самореализации на пользу людям;
2) использовать в воспитании детей возможности занятий по
дополнительным общеобразовательным программам как источник поддержки
и развития интереса к познанию и творчеству;
3)
содействовать
развитию
и
активной
деятельности
детских
общественных объединений;
4)
содействовать
приобретению
опыта
личностного
и
профессионального опыта на основе личностных проб и совместной
деятельности в социальных практиках;
5) поддерживать и развивать формы детской активности через развитие
клубной деятельности;
6) развивать социальное партнерство как один из способов достижения
эффективности деятельности.
Ответственная
работа
педагогов,
направленная
на
достижение
поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные
навыки, которые помогут ему ориентироваться в мире человеческих
взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию, продуктивнее
сотрудничать с людьми, искать и находить выходы из разных жизненных
ситуаций, осмысленно выбирать свой жизненный путь.
10
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
МАУ
ДО
«Центр
«Архангел»
осуществляет
образовательную
деятельность по 5 направленностям:
№
Направленность
Мероприятия
п/п
1
Техническая
1. Реализация дополнительных общеразвивающих
программ;
2. Информационно-обучающие мероприятия:
- целевая экскурсия, встреча с конструкторами,
инженерами и техниками;
- создание уголка с научно-технической
информацией;
- деловые игры, лекции, беседы, конференции;
3. Состязательно-итоговые мероприятия:
- конкурс юных техников, технический турнир,
слет юных техников, техническая олимпиада,
соревнования, выставки.
4.
Участие
в
разноуровневых
конкурсах/форумах/слетах:
федеральный,
региональный, муниципальный.
2
Физкультурно-
1. Реализация дополнительных общеразвивающих
спортивная
программ;
2. Игровая деятельность;
3. Познавательная деятельность;
4. Спортивно-оздоровительная деятельность;
5. Туристско-краеведческая деятельность;
6. Исследовательская деятельность;
7. Проектная деятельность.
8. (беседы о спорте, здоровье; олимпиады (в том
11
числе
и
дистанционные),
игры,
участие
в
спортивных и туристических соревнованиях,
9. КТД (коллективно-творческие дела спортивно
оздоровительной направленности), спортивные и
10. Оздоровительные акции, социально-значимые
акции, туристические походы).
3
Художественная 1.
Реализация
дополнительных
общеразвивающих программ;
2. Художественно-образовательная и нравственнопросветительская деятельность:
- Конкурсы, фестивали, выставки;
- Музыкальные встречи и гостиные (любителей
театра, музыки, дискоклубов), просмотр
специальных фильмов-спектаклей, организацию
тематических экскурсий, посещения концертов,
выставок
изобразительного
и
декоративно-
прикладного творчества.
- Познавательные игровые мероприятия на тему
искусства, народных промыслов и традиций,
разно жанровая музыка.
- Организация и проведение квестов, флешмобов.
4
Социально-
1.
Реализация
гуманитарная
общеразвивающих программ;
дополнительных
2. Гражданско-правовое (знакомство с правовыми
нормами отношений в государстве, создание и
реализация гражданско-патриотических проектов,
изучение истории государства, патриотического
воспитания);
12
3. Профессиональная
(профессиональное
ориентация
самоопределение
в
специальностях);
4. социокультурное (лидерские и организаторские
практики; практики социального творчества и
активности;
развитие
медиа-информационных
технологий);
5. Гуманитарное
(расширение
знаний
по
философии, филологии, истории, искусству и др.);
5
Туристско-
1.
Реализация
дополнительных
краеведческая
общеразвивающих программ;
2. Изучение окружающего мира, развитие ценных
духовных качеств и физическое оздоровление
детей
через
организацию
и
проведение
воспитательных мероприятий: походы, экскурсии
(природоведческие; военно- исторические);
3. Туристско-спортивные соревнования «День
здоровья»,
«Поход
выходного
дня»,
познавательные викторины, краеведческие игрыпутешествия, конкурсные программы.
Вариативность дополнительных программ позволяет обеспечивать
многообразие видов деятельности, областей знаний, которые максимально
способствует удовлетворению интересов, развитию интеллекта, творческой
реализации в зависимости потребностей детей и их родителей.
Приоритетные направления воспитательной работы учреждения.
Гражданско-патриотическое
направленно
на
формирование
патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне, народам
Российской Федерации, к своей малой родине, формирование представлений
о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного
13
отношения
к
национальным
героям
и
культурным
представлениям
российского народа.
Духовно-нравственное
формирует
ценностные
представления
о
морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл
жизни, справедливость, милосердие, проблеме нравственного выбора,
достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об
уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и
народов России.
Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в
формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии
хорошего вкуса и в поведении.
Спортивно-оздоровительное содействует здоровому образу жизни;
ориентация на целенаправленное
укрепление здоровья обучающихся,
углубленное развитие физических качеств и способностей, оптимизация
работоспособности и предупреждение заболеваемости.
Здоровьесберегающее формирует и развивает знания, даёт установку и
личностные ориентиры на соблюдение норм здорового и безопасного образа
жизни с целью сохранения, и укрепления физического, психологического и
социального здоровья (сознательное и ответственное отношение к личной
безопасности и безопасности окружающих.
Трудовое и профориентационное формирует знания, представления о
трудовой
деятельности,
выявляет
творческие
способности
и
профессиональные направления обучающихся.
Интеллектуальное воспитание направлено на развитие кругозора и
любознательности;
потребность
в
воспитание
приобретении
познавательных
новых
деятельности.
14
знаний,
интересов
интерес
к
формирует
творческой
Социокультурное и медиакультурное воспитание формирует у
обучающихся представления о таких понятиях как «толерантность»,
«миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», даёт
понимание таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная
рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм».
Экологическое
воспитание
направленно
на
формирование
экологической культуры личности и общества, которая проявляется в
сознательном, бережном и внимательном отношении людей к здоровью
окружающей среды и человека.
Воспитание семейных ценностей направлено на формирование
ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях,
традициях, культуре семейной жизни.
15
ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы учреждения. Каждое
из них представлено в соответствующем модуле.
1. Модуль «Учебное занятие»
Отражает
специфику
и
потенциал
системы
дополнительного
образования МАУ ДО «Центр «Архангел». Является структурным элементом
совокупности образовательного процесса. Занятие в МАУ ДО «Центр
«Архангел» можно рассматривать как лабораторию, где происходит развитие
личности ребенка, его социализация, где совершенствуется профессиональное
мастерство и компетентность педагога, где ребенок и педагог выступают
равноправными субъектами образовательного процесса.
Роль в системе воспитания: учебное занятие – источник поддержки и
развития интереса к познанию и творчеству.
Виды и формы работы:
-
демонстрация
детям
примеров
ответственного
гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
- подбор соответствующих задач для решения проблемных ситуаций;
- применение интерактивных форм работы, которые дают обучающимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога, командной
работы и взаимодействия с членами коллектива;
- включение в занятие игровых технологий, которые помогают
поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных
отношений
в
объединении,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время занятия;
- включение проектных технологий, позволяющих обучающимся
приобрести навык генерирования и оформления собственных идей, навык
самостоятельного решения проблемы, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения и т.д.;
16
- применение ролевого подхода к созданию организационной структуры
детского
творческого
коллектива:
организация
выборов
«старосты»,
«президента», «руководителя» и т.д.;
- включение в образовательный процесс технологий самодиагностики,
рефлексии, позволяющих ребенку освоить навык выражения личностного
отношения к различным явлениям и событиям.
Содержание деятельности:
- актуализация воспитательных практик в процессе реализации ДОП;
- организация игровых учебных пространств;
- обновление содержания совместной творческой деятельности педагога
и обучающихся;
- разработка современного образовательного и воспитательного
контента;
- проектирование дискуссионных образовательных пространств;
- проектирование игровых образовательных пространств;
- организация и педагогическая поддержка социально-значимой
деятельности и социальных проб обучающихся;
- формирование и развитие сетевых образовательных сообществ;
-
организация
и
педагогическая
поддержка
просветительской,
исследовательской, поисковой, практико-ориентированной деятельности
обучающихся, направленной на освоение социальных знаний, формирование
позитивного отношения к общественным ценностям, приобретение опыта
социально-значимых дел.
2. Модуль «Детское объединение/клуб»
Традиционная форма объединения детей по интересам.
Клубы решают задачи организации досуга, свободного общения детей и
подростков.
Роль в системе воспитания: направлена на организацию коллективной
творческой работы и призвана осуществлять интеграцию воспитательных
усилий в образовательном учреждении.
17
Виды и формы работы:
-
коллективные
формы
(зрелищные
программы):
тематические
концерты, спектакли, ярмарки, выставки, парады;
- групповые формы (досуговые, развлекательные; игровые программы;
информационно-просветительские;
- индивидуальные формы (беседы, консультации, наставничество).
Цель - развитие
ПОЛК
патриотическо
е
е
и
поддержка
детской
инициативы
Клуб
Обучающие
"Снайпер"
ся 7-17 лет
"Основы
общеразвивающие программы
Объединени
Реализуемые дополнительные
Военно-
Участники (категория, возраст)
Цели и задачи
ВСК
Формы деятельности
Вид клуба
Направление деятельности
Название клуба
Содержание деятельности.
начальной
в
военной
изучении
подготовки:
истории
общая
отечественных
физическая
вооруженных
подготовка"
сил, вооружения
и
воинского
"Основы НВП
(строевая,
костюма,
огневая,
освоения
тактическая
воинских
подготовка)
профессий,
подготовки
молодежи
к
службе в армии,
поступлению в
военные
учебные
18
заведения
и
физкультурноспортивного
воспитания.
Задачи:
-Приобщение
учащихся
к
занятиям
в
области
физкультурноспортивной
направленности
-Реализация
государственно
й
молодежной
политики
в
сфере
нравственного и
патриотическог
о воспитания
-Воспитание
членов
у
Клуба
любви к Родине
-Содействие
в
подготовке
молодежи
к
военной службе
Телестуди
я "Лиса"
Техническое
Студия
Цель: обучение
детей
основам
профессии
журналиста.
Задачи:
1.Ознакомлени
е
с
историей
журналистики в
России
визуальной
стороной
журналистики
19
Клуб
Обучающие
"Журналистика и
ся 7-17 лет
эрудиция"
"Основы
тележурналистик
и"
2.Воспитание
эстетического
вкуса
при
работе
с
фотографиями,
афишами
3. Проведение с
детьми
обзора
деятельности
современных
СМИ,
4.Общее
развития детей в
различных
сферах
культуры,
искусства,
поведения
в
обществе,
истории родной
страны и края.
"Азбука
Художественн
творчески
ое
х идей"
Кружок
Цель: Создание
условий
для
Клуб
Обучающие
"Азбука
ся 7-17 лет
художественного
развития
творчества"
творческих
"Традиции и
способностей
современность"
обучающихся
"Дизайн и
посредством
современность"
освоения
технологий
художественног
о творчества.
Задачи:
-
освоение
технологически
х
приемов
изобразительно
й деятельности,
развитие
моторики рук; развитие
20
"Мир
иллюстрации"
образного
мышления
и
воображения; развитие
познавательной
и
художественнотворческой
активности;
-
развитие
эмоциональной
сферы
детей
средствами
художественной
выразительност
и-
воспитание
любви,
уважения
и
бережного
отношения
к
природе
родного края; воспитание
гармоничной,
нравственно
развитой
личности через
развитие
творческих
способностей; формирование
аккуратности в
работе,
усидчивости,
терпения
и
трудолюбия
План мероприятий по реализации модуля «Детское объединение/клуб»
на 2025 – 2026 годы
№
Дата
Мероприятие
Аудитория
21
Ответственный
1
Сентябрь
- Рекламно-
ноябрь 2025 г.
Обучающиеся,
информационная
родители
Заместитель
(законные директора
кампания (создание представители)
по
УВР
объединения),
страницы
объединения
в
социальных
сетях,
разработка
воспитательной
программы
объединения
(приложение № 1 к
программе)
2
Декабрь 2025 г. Коллективно– май 2026 г.
6
Обучающиеся
творческое дело
Руководитель
объединения
Сентябрь 2025 Работа с родителями
Родители/законные
Руководитель
г.
представители
объединения
–
декабрь
2025 г.
7
Январь 2026 г. Работа
детских Обучающиеся,
– декабрь 2026 объединений
г.
по Родители,
отдельным планам
Руководители
законные объединений
представители,
обучающиеся
3. Модуль «Воспитательная среда»
Совокупность условий, в которых разворачивается воспитательный
процесс и с которыми вступают во взаимодействие включенные в него люди.
Структура воспитательной среды:
- воспитательный компонент дополнительных общеобразовательных
программ,
учебно-методические
разработки
педагогов
по
вопросам
воспитания;
- духовный или субъективный компонент – сложившиеся в учреждении
отношения ценности, традиции;
- предметно-материальный компонент учреждения.
22
Роль
в
системе
воспитания:
приобретение
опыта
социального
взаимодействия и продуктивной деятельности, личного самоопределения.
Виды и формы работы:
1. Формы коллективной деятельности детей и взрослых: коллективные
творческие
дела,
коллективные
творческие
праздники,
коллективные
воспитательного
воздействия:
творческие игры.
2.
Формы
прямого
открытого
воспитательные мероприятия и воспитательные занятия, где педагог
целенаправленно формирует какое-либо общественно-значимое свойство
личности.
План мероприятий по реализации модуля «Воспитательная среда»
на 2025 – 2026 годы в соответствии с приоритетными направлениями
в организации воспитательной работы
№
1
Дата
В
течении
периода
Мероприятие
Аудитория
Гражданско-патриотические
Обучающиеся
мероприятия
(изучение тем, связанных с
патриотическим
воспитанием
обучающихся на занятиях;
организация выставок, конкурсов
на патриотическую тематику;
посещение музеев, выставок,
экскурсий
по
историческим
местам;
проведение диспутов, бесед,
встреч, участие в социальнозначимых акциях).
Ответственный
Администрация
центра,
педагогические
сотрудники
2
В
течении
периода
Администрация
центра,
педагогические
сотрудники
3
В
течении
периода
Духовно-нравственные
Обучающиеся
мероприятия
(участие в социально-значимых
мероприятиях, акциях; в рамках
организация
походов
на
выставки, в музеи, организация
праздников
с
привлечением
родительской общественности,
участие
в
делах
детского
объединения и т.д.)
Художественно-эстетические
Обучающиеся
мероприятия
(массовые:
тематические
концерты,
организация
и
проведение
23
Администрация
центра,
педагогические
сотрудники
традиционных
праздников,
конкурсов, викторин, выставок и
т.д.; кружковые и студийные
мероприятия в рамках работы
детских объединений).
4
В
течении
периода
5
В
течении
периода
7
В
течении
периода
8
В
течении
периода
9
В
течении
периода
Спортивно-оздоровительные
и
здоровье-сберегающие
мероприятия
(спортивные
праздники
и
соревнования,
участие в городских, районных и
муниципальных
спортивных
соревнованиях; участие
В «Президентских играх и
состязаниях»,
«Спартакиаде
допризывной
молодёжи»;
подготовка и сдача нормативов
ВСФК ГТО; участие в социальнопсихологическом тестировании,
направленном
на
раннее
выявление
незаконного
потребления
наркотических
средств и психотропных веществ
и беседы, лектории др. формы
работы)
Трудовые/профориентационные
мероприятия (профессиональное
просвещение:
встречи
с
представителями
разных
профессий, учебных заведений,
просмотр; профориентационные
игры, экскурсии на предприятия
города,
участие
в
днях
«Открытых
дверей»,
тематические встречи «Мир
профессий. Интересные люди»).
Социокультурные
и
медиа
культурные мероприятия
(участие в социальных акциях и
мероприятиях разного уровня,
сьемка сюжетов, репортажей о
жизни Центра,
Экологические мероприятия
(участие в экологических акциях,
выставках, конкурсах).
Обучающиеся
Администрация
центра,
педагогические
сотрудники
Обучающиеся
Администрация
центра,
педагогические
сотрудники
Обучающиеся
Администрация
центра,
педагогические
сотрудники
Обучающиеся
Мероприятия, направленные на
воспитание семейных ценностей
(организация
праздников
и
мероприятий,
посвященных
«Дню матери», «Дню отца»; дни
Обучающиеся,
родители
(законные
представители)
Администрация
центра,
педагогические
сотрудники
Администрация
центра,
педагогические
сотрудники
24
«Открытых дверей», мастерклассы по интересам и др.)
4. Модуль «Работа с родителями»
Создание союза: «педагог – дети – родители».
Для достижения высоких результатов необходимо объединять усилия
педагогов и родителей.
Роль в системе воспитания: обеспечение согласованности позиций
семьи и образовательного учреждения.
Виды и формы работы:
На групповом уровне:
-
родительский
комитет
и
попечительский
совет
учреждения,
участвующие в управлении образовательной организацией и решении
вопросов воспитания и социализации семей;
- семейные клубы, предоставляющие родителям педагогам и детям
площадку для совместного проведения досуга и общения;
- родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных
особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия
родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с
приглашением специалистов;
- родительские дни, во время которых родители могут посещать занятия
для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в
учреждении;
- общие родительские собрания;
- организация на базе учреждения семейных праздников, конкурсов,
соревнований;
- родительские форумы.
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
25
- участие родителей в педагогических консилиумах;
- помощь со стороны родителей в проведении мероприятий;
индивидуальные
-
консультирование
с
целью
координации
воспитательных усилий педагогов и родителей.
План мероприятий по реализации модуля «Работа с родителями»
на 2025 – 2026 годы
№
1.
2.
Дата
Мероприятие
Аудитория
15 сентября Общее
родительское 1. Педагоги
2025
собрание:
дополнительного
"Взаимодействие между
родителем и педагогом,
образования
как
условие
2. Родители/законные
эффективности
образовательного
представители
процесса"
обучающихся
19
2025
ноября
Методисты
1. Обучающиеся 7-11
Детско-родительский
тренинг
"Искусство
лет
чувствовать друг друга"
2.Родители/законные
Ответственный
Заместитель
директора
по
УВР, старший
методист
Заместитель
директора
по
УВР, старший
методист
представители
3.Педагоги
дополнительного
образования
3.
4.Приглашенный
специалист
по
вопросам семьи
18
марта День открытых дверей 1. Обучающиеся
2025 г.
для
родителей
2.Родители/законные
обучающихся МАУ ДО
"Центр "Архангел".
представители
Заместитель
директора
по
УВР, старший
методист
3.Педагоги
дополнительного
образования
4. Методисты
4.
23 сентября Круглый стол на тему: 1.Родители/законные
2026 г.
"Знаем ли мы своих
представители
детей?"
26
Заместитель
директора
по
2.Педагоги
дополнительного
УВР, старший
методист
образования
3. Методисты
5.
28 декабря Общий
детско- 1.Обучающиеся МАУ
2026 г.
родительский праздник
ДО "Центр
"Новый год"
"Архангел"
Заместитель
директора
по
ВПВ
2.Родители/законные
представители
3.Педагоги
дополнительного
образования
3. Методисты
6.
21-22
Эстафета для родителей 1.Обучающиеся
Заместитель
февраля
и обучающихся к 23 2.Родители/законные
директора
2026 г.
февраля
ВПВ
представители
по
3.Педагоги
дополнительного
образования
физкультурноспортивной
направленности
3. Методисты
7.
05
апреля Родительская гостиная 1.Родители/законные
2026 г.
"Шаг навстречу"
Заместитель
представители
директора
2.Педагоги
УВР,
дополнительного
методист
по
старший
образования
3. Методисты
8.
20 май 2026 Встреча
родителей/законных
27
1.Родители/законные
Заместитель
представители
директора
по
представителей
2. Методисты
УВР,
обучающихся МАУ ДО 3.Приглашенный
"Центр
"Архангел"
старший
методист
с специалист
психологом
5. Модуль «Наставничество и тьюторство»
Универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования
навыков, компетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее
общение, основанное на доверии и партнерстве наставника и наставляемого.
Роль в системе воспитания:
-
улучшение
показателей
в
образовательной,
социокультурной,
спортивной и иной видах деятельности наставляемого;
- подготовка обучающихся к самостоятельной, осознанной и социальнопродуктивной
деятельности
в
современном
мире,
содействии
его
профессиональному самоопределению;
- раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала
обучающегося, поддержка формирования и реализации его индивидуальной
образовательной траектории;
-
обучение
наставляемого
эффективным
нормам
и
методам
индивидуального развития и работы в коллективе;
-
формирование
у
наставляемого
способности
самостоятельно
преодолевать трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и
иной сферах.
Виды и формы работы:
- участие в совместных мероприятиях, проектных работах;
- создание клубов по интересам;
- совместное проведение занятий;
- экспериментальная работа.
Содержание деятельности.
28
План мероприятий по реализации модуля
«Наставничество и тьюторство» на 2025 – 2026 годы
№
1
Дата
Мероприятие
Август 2025 Педагогический
г.
сотрудников
Аудитория
совет Педагоги
учреждения дополнительного
(ознакомление
образования,
сотрудников
с старший методист,
Положением
о методисты
Ответственный
Заместитель
директора,
методист
наставничестве МАУ ДО
«Центр
«Архангел»,
внесение предложений по
реализации наставничества
в детских объединениях)
2
Октябрь
Методический
2025 г.
сотрудников
совет Заместитель
Заместитель
учреждения директора, старший директора,
(рассмотрение кандидатур методист,
педагогов
методист, педагоги
дополнительного
дополнительного
методист
образования для участия в образования
наставничестве
в
роли
наставника/куратора,
подготовка плана работы
по
наставничеству
в
детских объединениях)
3
При
Собеседование
устройстве
соискателем на предмет дополнительного
на
с Педагоги
работу определения
нового
необходимости
сотрудника
закрепления
образования,
Заместитель
директора,
методист
старший методист,
за
ним методисты
наставника/куратора
4
Первая
Консультации
педагогов Педагоги
неделя
дополнительного
месяца
образования по реализации образования
дополнительного
29
Заместитель
директора,
методист
проекта
внедрения
наставничества в детские
объединения
5
Декабрь
Методический совет МАУ Старший методист, Заместитель
2025 г.
ДО «Центр
«Архангел» методисты,
(промежуточная
работы
директора,
оценка педагоги-
по
методист
проекту наставники
внедрения наставничества
в организации, а также в
детские объединения)
6
Февраль
Собрание наставников в Старший методист, Заместитель
2026 г.
детских объединениях, а методисты,
директора,
также
методист
педагогов
координации
для педагоги
работы дополнительного
объединений и внесения образования,
предложений по развитию обучающиеся
наставничества и детских (наставники
объединений
7
в
по детских
направленностям.
объединениях)
Сентябрь
Организация
Педагоги
2026 г.
семинара/вебинара
с дополнительного
привлечением
сторонних образования,
специалистов
с
Заместитель
директора,
методист
целью методисты,
перенятия
опыта обучающиеся
наставничества в других (наставники)
объединениях
8
В
период Направление
работы
педагогов Педагоги
дополнительного
образования,
дополнительного
старшего образования,
методиста, методистов на старший методист,
семинар/вебинар/курсы на методисты
тему наставничества
30
Заместитель
директора,
методист
9
Декабрь
Методический совет МАУ Старший методист, Заместитель
2026 г.
ДО «Центр
«Архангел» методисты,
(промежуточная
работы
по
директора,
оценка педагоги-
методист
проекту наставники
внедрения наставничества
в организации, а также в
детские объединения)
10
Май 2026 г.
Совещание с наставниками Старший методист, Заместитель
в детских объединения с педагоги
директора,
целью подведения итогов дополнительного
методист
внедрения
проекта образования,
наставничества в детских наставники
объединениях
в
детских
объединениях
Методический
11
совет Заместитель
Заместитель
(подведение итогов работы директора, старший директора,
по наставничеству среди методист, методист, методист
педагогов
педагоги
дополнительного
дополнительного
образования, методистов, а образования
также
в
детских
объединениях)
6. Модуль «Профилактика»
Профилактическая работа – один из значимых пунктов работы педагога
дополнительного образования.
Задача – формирование у детей и подростков нравственных ценностей,
мотивации и способности к духовно-нравственному развитию, интересов и
личностных
качеств,
обеспечивающих
конструктивную,
социально
приемлемую самореализацию, позитивную социализацию, противодействие
возможному негативному влиянию среды.
Виды и формы работы.
31
-
разработка
и
реализация
дополнительных
общеразвивающих
программ, формирующих мотивы, установки и навыки, препятствующие
правонарушениям несовершеннолетних;
-
разработка
программ,
и
реализация
направленных
на
дополнительных
повышение
общеразвивающих
правовой
грамотности
и
формирование бесконфликтной коммуникации несовершеннолетних;
- разработка и реализация дополнительных общеразвивающих программ
военно-спортивной
направленности,
которые
могут
препятствовать
асоциальному поведению подростков;
- способствовать участию обучающихся в конкурсах, соревнованиях и
т.д.
Содержание деятельности.
План мероприятий по реализации модуля
«Профилактика» на 2025 – 2026 годы
№
Дата
1
В течении Профилактика
детской Обучающиеся
периода
дорожной безопасности
(тематические
беседы,
инструктажи,
участие в
профилактических акциях,
участие
в
районных
олимпиадах и конкурсах,
тематические
занятия,
встречи с представителями
ведомственных структур)
В течении Профилактика
пожарной Обучающиеся
периода
безопасности (тематические
беседы,
инструктажи,
участие в профилактических
акциях, участие в районных
олимпиадах и конкурсах,
тематические
занятия,
встречи с представителями
ведомственных структур)
В течении Профилактика экстремизма и Обучающиеся
периода
терроризма
(тематические
занятия «День солидарности
в борьбе с терроризмом»,
«День
памяти
жертв
фашизма»,
тематические
беседы «День солидарности
2
3
Мероприятие
Аудитория
32
Ответственный
Администрация
Центра,
педагогические
сотрудники
Администрация
Центра,
педагогические
сотрудники
Администрация
Центра,
педагогические
сотрудники
4
5
в борьбе с терроризмом.
Действия по
сигналу
населения
по
сигналу «Внимание всем» и
по сигналу о срочной
эвакуации»;
участие
в
профилактических акциях;
участие
в
Декаде
противодействию идеологии
терроризма и экстремизма;
встречи с сотрудниками
правоохранительных
органов;
просмотр и обсуждение
тематических фильмов и
видеороликов).
В течении Профилактика
Обучающиеся
периода
правонарушений, правовое и
антикоррупционное
воспитание
(профилактические беседы
по правовому воспитанию и
антикоррупционному
просвещению;
профилактическая
беседа
«Как не стать жертвой
преступления»;
Интерактивное
занятие
«Права
и
обязанности
подростков»).
В течении Профилактика «Общие меры Обучающиеся
периода
безопасности.
Правила
поведения
детей»
(профилактические,
тематические
беседы,
инструктажи, тематические
занятия,
встречи
с
представителями
ведомственных структур).
Администрация
Центра,
педагогические
сотрудники
Администрация
Центра,
педагогические
сотрудники
7. Модуль «Медиа учреждения»
Цель медиа учреждения (совместно создаваемых обучающимися и педагогами
средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие
коммуникативной культуры обучающихся, формирование навыков общения и
сотрудничества, поддержка творческой самореализации обучающихся.
Роль в системе воспитания:
33
обретая опыт создания новостных видеороликов с помощью новых
технологий
(видеокамер,
фотоаппаратов,
звукового
оборудования),
обучающиеся становятся участниками творческого процесса, итогом которого
являются реализованные видеопроекты, подростки смогут проявить свои
творческие способности, самоутвердиться, реализовать свое потенциальное
стремление к лидерству, развить гражданскую инициативу и ответственность,
повысить
интеллектуальный
уровень.
Учатся
оценивать
события
с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя,
становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми, тем самым
повышается общий уровень культуры учащихся. Вместе с тем, в результате
работы над проектами создается эффект эстетического переживания,
эмоционального комфорта, чувства удовлетворения, что весьма близко
к задачам, решаемым в процессе воспитания.
План мероприятий по реализации модуля
«Медиа учреждения» на 2025 – 2026 годы
№
Дата
Мероприятие
Аудитория
Ответственный
1
В течении
периода
Обучающиеся,
родители
(законные
представители
Администрация
центра, руководители
пресс-центра «Лиса»
2
В течении
периода
выпуск (совместно с
родителями) классных
стенгазет,
тематических
плакатов;
работы пресс-центра
«Лиса», включающей
журналистов классов
и
группы
фотокорреспондентов,
целью
которого
является освещение
наиболее интересных
моментов
жизни
Центра,
популяризация
ключевых
дел,
разнообразных
событий
жизни
Центра;
Обучающиеся
Администрация
центра, руководители
пресс-центра «Лиса»
34
3
В течении
периода
4
В течении
периода
проведение
прессконференций
и
тематических встреч
Поддержка интернетсайта и групп в
социальной сети «В
контакте»
35
Обучающиеся
Обучающиеся
Администрация
центра, руководители
пресс-центра «Лиса»
Администрация
центра, руководители
пресс-центра «Лиса»
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ОРГАНИЗУЕМОГО
В МАУ ДО «ЦЕНТР «АРХАНГЕЛ»
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самого учреждения с
привлечением (по необходимости) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к обучающимся,
так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных, а качественных
показателей;
-
принцип
ориентирующий
развивающего
экспертов
на
характера
осуществляемого
использование
его
анализа,
результатов
для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания; умелого планирования своей
воспитательной работы; адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что
личностное развитие – это результат как социального воспитания (в котором
УДО участвует наряду с другими социальными институтами) так и стихийной
социализации и саморазвития.
Основные
направления
самоанализа
воспитательного
процесса,
организуемого в учреждении дополнительного образования:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся в
учреждении.
Рассматривается динамика личностного развития обучающихся в
каждом конкретно взятом объединении (коллективе). Анализ осуществляется
36
на
основе
критериев,
обозначенных
в
общеобразовательной
общеразвивающей программе, реализуемой в объединении.
2. Состояние организуемой в УДО совместной деятельности детей и
взрослых.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых ключевых дел;
- качеством совместной деятельности педагогов и обучающихся;
образования;
- качеством проводимых в учреждении мероприятий, дел;
- качеством профориентационной работы учреждения;
- качеством работы медиа;
- качеством организации профилактической работы;
- качеством организации здоровье-сберегающей и спортивно-массовой
работы;
- качеством взаимодействия учреждения и семей обучающихся.
Производится анализ наличия в учреждении интересной, событийно
насыщенной и личностно-развивающей деятельности детей и взрослых.
Итог самоанализа – фиксация результатов, выявленных проблем, над
которыми предстоит работать педагогическому коллективу, корректировка
действий для получения последующих желаемых результатов.
Планируемые результаты.
Предметные:
- Совершенствование системы дополнительного образования, создание
благоприятных условий и возможностей для полноценного развития
личности;
- Развитие системы непрерывного образования; преемственность
уровней и ступеней образования; поддержка исследовательской и
проектной деятельности;
- Освоение и использование в практической деятельности новых
педагогических технологий и методик воспитательной работы.
37
Личностные:
- Создание условий проявления и мотивации творческой активности
обучающихся в различных сферах социально значимой деятельности;
- Развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- Формирование позитивной самооценки, умение противостоять
действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и
нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
Метапредметные:
Повышение профессионального мастерства педагогов дополнительного
образования и мотивация к самообразованию.
УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ
Основные
параметры
Контроль
воспитательным
процессом
Критерии
за 1. Всестороннее изучение и анализ воспитательного процесса,
координация работы в соответствии с поставленными задачами.
2. Выявление результатов педагогической деятельности,
положительных и отрицательных тенденций в организации
воспитательного процесса, корректировка и устранению
негативных
тенденций.,
трансляция
(распространение)
педагогического опыта.
3. Осуществление контроля над исполнением законодательства
в области воспитания, выявление случаев нарушений и
неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых,
локальных актов, принятие мер по их пресечению.
4. Оказание методической помощи педагогам в процессе
контроля.
Мониторинг
1. Сбор, обработка, хранение информации о состоянии и
воспитательной
динамике показателей качества воспитания.
деятельности
2. Отслеживание динамики воспитательного процесса для
управления качеством воспитания.
3. Динамика устойчивого развития воспитательной системы на
уровне образовательного учреждения.
Методическая работа 1. Активное включение педагогов в научно методическую и
инновационную практическую деятельность в рамках
реализации программы воспитания.
2. Внедрение в педагогическую практику современных методик
и педагогических технологий.
3. Формирование единых принципиальных подходов к
воспитанию и социализации личности.
4. Изучение, обобщение и использование в практике передового
педагогического опыта работы педагогов.
38
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИИ
В образовательной организации имеются необходимые условия для
образовательной
деятельности
в
соответствии
с
требованиями,
предъявляемыми к дополнительному образованию, СанПиН. Существующая
база
здоровье-сберегающей,
информационной,
безопасной
среды
образовательной организации является основой, на которой каждый
обучающийся может воплотить свою одаренность в высокие результаты
деятельности, подтвержденные в конкурсах, олимпиадах и соревнованиях
различного уровня.
Иные проблемы, выявленные в результате анализа, могут быть решены
посредством реализации программы воспитания. Это повлечёт за собой
развитие
инновационного
потенциала
и
организационной
культуры
образовательного учреждения с ориентацией на выявление, поддержку и
развитие талантливых, творческих детей как основы совершенствования
качества результатов деятельности МАУ ДО «Центр «Архангел».
39
Приложение № 1
Структура рабочей программы воспитания педагога
дополнительного образования
1
Название
программы
«_______________________________»
Характеристика объединения (направленность, направления деятельности)
___________________________________________________
Количество обучающихся объединения (кол-во групп, год обучения,
численный состав).
Из них мальчиков – ___, девочек – ___
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от ___ до ___ лет.
Формы работы (индивидуальные и групповые).
Вид занятий.
Цель программы.
Задачи программы.
Календарный
план
воспитательной
работы
объединения
«_________________________» на 20___-20___ учебный год
Педагог __________________________________________________
№
п/п
Направления
воспитательной
деятельности
Название
Сроки
Формы проведения
мероприятия проведения
В план воспитательной работы входят мероприятия разного уровня:
учреждения, муниципалитета, региональные, всероссийские.
40